Исследовательский проект «Елка» (средней продолжительности)
Терехова И. В.1, Брагина О. В.2
Терехова Ирина Владимировна / Terekhova Irina Vladimirovna - почетный работник общего образования, воспитатель; 2Брагина Ольга Вячеславовна /Bragina Olga Vyacheslavovna - воспитатель,
Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей группы, обособленное подразделение, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ№ 1», г. Астрахань
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена получением знаний по экологии изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Совместный проект педагогов, детей, родителей направлен на изучение объекта в комплексе.
Abstract: relevance of the chosen topic due to the acquisition of knowledge on the ecology of isolation, without reference to a whole range of events surrounding the subject matter. The joint project of teachers, children, parents, aimed at studying the object in the complex.
Ключевые слова: экология и дошкольник, хвойные деревья.
Keywords: ecology and preschooler, conifers.
Введение.
Цель проекта: формировать у детей представления о хвойных деревьях.
Оценка ситуации: выявление положительных и отрицательных сторон:
- интерес детей и педагогов к данной теме;
- объекты наблюдения - участок детского сада, парки, скверы, площади города;
- недостаточная осведомлённость по теме.
Задачи проекта:
- дать детям знания о хвойных деревьях;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
- формировать представления о взаимосвязях растений и животных;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
- способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры;
- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их в ближайшем окружении: на участке детского сада, в скверах и парках нашего города.
Способы решения: проведение занятий, бесед и наблюдений с детьми, просветительная работа с родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты: формирование у детей отношения к растениям от потребительской к ценностной.
План реализации проекта. Подготовительный этап
Виды деятельности Методы и формы работы Сроки Ответственные
1. Создание группы единомышленн иков Беседы с педагогами, обсуждение на педсовете предстоящей работы, распределение обязанностей октябрь Методист Егорова Н. В., воспитатели МБОУ, специалисты
2. Методическая подготовка проекта Сбор и анализ литературы по теме, энциклопедии, стихи, загадки, рассказы, сказки, песни, интернет Ноябрь Воспитатели: Терехова И. В., Брагина О. В., специалисты
3. Знакомство родителей с проектом Родительское собрание на тему: «Сохраним елочку». Индивидуальные беседы Ноябрь. 1 неделя Воспитатели: Терехова И. В., Брагина О. В., родители
4. Знакомство детей с проектом Письмо от деда Мороза с предложением разучить песню «Две елочки» Т. Петухова, музыка Н. Берестовой Ноябрь. 2 неделя Воспитатель: Терехова И. В., дети
5. Подготовка Изготовление и приобретение демонстрационного материала: Ноябрь, Воспитатели: Терехова И. В.,
оборудования и пособий картинки, плакаты с изображением ели и сосны, декабрь Брагина О. В.
художественной литературы, пособий; шишки ели, сосны,
изготовление «Чудесного
мешочка»; маски животных
Подготовительный этап:
1. Идею проекта выносим на обсуждение всего педагогического коллектива. Воспитатели группы, специалисты договариваются о единых правилах и требованиях к детям, о сроках работы над проектом.
2. Проведение родительского собрания на тему: «Сохраним елочку». Познакомить родителей с задачами проекта, предстоящей работой.
3. Изготавливаем оборудование и наглядный материал для работы, подбираем литературу для чтения детям.
4. Игровая ситуация: получение письма от Деда Мороза с предложением разучить песню «Две елочки», слова Т. Петуховой, музыка Н. Берестовой.
5. Проблема: как помочь Деду Морозу сохранить елочки.
6. Цели и задачи: что мы можем сделать для спасения леса и елей.
7. Предложение родителям принять участие в проекте «Елка».
Основной этап:
• Проведение с детьми занятия по ИЗО - рисование на тему: «Игрушки на елке» (метод «тампование» поролоном).
• Аппликация на тему: «Зеленая красавица».
• Лепка на тему: «Высокие и низкие елочки».
• Шнуровка на тему: «Наденем игрушки на елочку».
• Разучивание стихотворений о елке: «Лесная красавица» (Т. Волгина), «Искусственная елка» (К. Ибряева), «Приглашаем в лес на елку», «В снегу стояла ёлочка...» (С. Михалков), «Живи, елочка» (И. Токмакова).
• Чтение художественной литературы.
• Сказки: «Сказка о елочке, которую не срубили» (А. Сожан),
«Сказка про елочку» (М. Шкурина), «Елочка» (Г. X. Андерсен).
• Разучивание песен: «Две елочки», слова Т. Петуховой, музыка Берестовой; «Елочка стояла», слова и музыка Н. Караваевой.
• Инсценировка песни «Елочка стояла».
• Работа кружка « Умелые ручки»: аппликация объёмная из салфеток на тему: «Пушистая елочка».
• Изготовление украшений для елочки: цепи, игрушки, дольки апельсина.
• Беседа на тему: «Елочка наряжается». Знакомство с традициями украшения елки к празднику.
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных елей (голубые, высокие, низкие, пушистые).
• Вечер загадок: животные леса, хвойные деревья, шишки.
• Беседа на тему: «Срубили елочку».
В беседах, проведенных с ребятами, формировалось понимание необходимости сохранения хвойных деревьев: их вырубка в запрещенных местах наносит большой вред природе; на Новый год используют искусственные елки, еловые ветки с игрушками.
Наблюдение 1. «Как узнать ель?» на участке детского сада.
Цель: упражнять детей в умении находить знакомые деревья по характерным признакам; указать отличительные особенности ели (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, вверху ветки короткие, к низу становятся длиннее).
Рекомендации проведения: на участке предложить найти знакомые деревья: березу - белый ствол, тополь - серый, рябину - по ягодам, ясень - по гроздьям семян и т. д., предложить отыскать дерево по загадке, обратить внимание детей на два признака - «наряд» из иголок и пирамидальное строение, по этим особенностям дерево легко отличить от всех остальных. В конце наблюдения - стихотворение О. Высотской «Елочка».
Наблюдение 2. «Сравним живую и игрушечную ели».
Цель: сравнить живое и искусственное деревья.
Рекомендации к проведению: показать детям главные особенности живого дерева (ель на участке: в земле корни, питаются соками земли, в теплое время года дерево растет - появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее, ель издает аромат; ель искусственная: ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней — она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с нею можно играть. Для сравнения поставить искусственную елку рядом с живой, предложить посмотреть на оба дерева, сравнить их и найти различия. Стихотворение И. Токмаковой «Хороший подарок».
Предлагается использовать:
- Подвижные игры: «Раз, два, три - к ёлочке беги», «Найди пару - высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
- Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Собери елочку», «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Бусы на елку».
- Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим «Елочка - зелёная иголочка».
- Экскурсии родителей с детьми на площадь Ленина, Братский садик.
Цель: формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
- Экскурсии родителей с детьми к Новогодним елкам нашего города с целью оформления тематической выставки «Новогодние елки города».
Использование методов: беседы по иллюстрациям, наблюдения, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа с родителями.
Перед реализацией и после завершения проекта проведен опрос родителей группы, какая ель предпочтительнее на Новый год, «живая» или «искусственная». По итогам опроса наш проект дал положительные результаты - родители пересмотрели свое мнение в пользу сохранения природного богатства.
Заключительный этап:
- Оформление выставки «Елка» совместных работ родителей и детей.
- Проведение Новогоднего утренника, посвящённого завершению проекта.
Выводы.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают:
- ели играют в природе и в жизни человека важную роль, вырубка елей наносит большой вред природе;
- как оказать помощь хвойным деревьям, приносить людям пользу;
- отметили повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, родителей детей.
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира - хвойным деревьям.
- активное включение родителей в педагогический процесс МБОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он способствовал размышлению, развитию творческого мышления дошкольников, умению приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, активно обсуждать предложенные рекомендации по экологическому поведению. Подводя итоги, делаем вывод: поставленная цель достигнута, воспитанники узнали о значении зеленой красавицы в природе и жизни человека, ребята и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности.
Литература
1. Киселева Л. С. Проектный метод в ДОУ, 2003 г.
2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование, 2003 г.
3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект, 2004 г.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта, 2003 г.
5. Савенков А. И. Как научить ребенка преобразовывать знания, 2002 г. 6. Журнал - «Дошкольное воспитание», 2002 г. А. И. Савенков. Учебное исследование в детском саду.
6. Журнал - «Дошкольное воспитание», 2003г. № 3.
7. Журнал - «Ребенок в ДОУ», 2003г. № 4.
8. Журнал - «Обруч», 2000, 2001, 2002 гг.