Научная статья на тему 'Древесная символика марийского сказочного фольклора'

Древесная символика марийского сказочного фольклора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1221
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗАЦИЯ / СИМВОЛИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ / СМЫСЛОВОЕ ЯДРО / КОНЦЕПТОСФЕРА / СИМВОЛИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ОППОЗИЦИОННАЯ СИМВОЛИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / SYMBOLIZATION / SYMBOLIC MEANINGS / THE SEMANTIC CORE / CONCEPT / SYMBOLIC PROPERTIES OPPOSITION SYMBOLS / SYMBOLS OF THE PRACTICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Симонова О. Е.

Ландшафтные особенности территории проживания относятся к наиболее важным факторам, обусловливающим специфику древнейших образных представлений и верований народа. У марийцев, населяющих лесную зону, они тесно связаны с лесом, деревьями. Концептосфера леса находит специфическое отображение в системе символов марийской сказочности. В статье выявляются принципы сказочной символизации, устанавливается место древесной символики в общей символической картине природы марийской сказочной прозы, дается семиотическое описание смыслосимволов обобщенного понятия леса и отдельных пород деревьев, представленных в текстах марийских сказок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOOD SYMBOLIC OF MARI'S FAIRYTALE FOLKLORE

Landscape features of the territory of residence are among the most important factors in the specificity of the oldest visual images and beliefs of people. The Mari inhabit forest zone, they are closely related to forest trees. Concept sphere of forest is a specific mapping in the character of Mari fabulousness. The paper identifies the principles of symbolization fabulous. Established in the overall tree symbolism symbolic picture of the nature of the Mari fabulous prose provides a description of semiotic concepts timber semantic of symbols and specific tree species represented in lyrics of Mari tales.

Текст научной работы на тему «Древесная символика марийского сказочного фольклора»

УДК 39

ДРЕВЕСНАЯ СИМВОЛИКА МАРИИСКОГО СКАЗОЧНОГО ФОЛЬКЛОРА

© О. Е. Симонова

Башкирский государственный университет Башкирская академия комплексной безопасности предпринимательства Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Губкина, 10.

Тел.: +7 (917) 465 98 18.

E-mail: lipa375@yandex.ru

Ландшафтные особенности территории проживания относятся к наиболее важным факторам, обусловливающим специфику древнейших образных представлений и верований народа. У марийцев, населяющих лесную зону, они тесно связаны с лесом, деревьями. Концепто-сфера леса находит специфическое отображение в системе символов марийской сказочности. В статье выявляются принципы сказочной символизации, устанавливается место древесной символики в общей символической картине природы марийской сказочной прозы, дается семиотическое описание смыслосимволов обобщенного понятия леса и отдельных пород деревьев, представленных в текстах марийских сказок.

Ключевые слова: символизация, символические смыслы, смысловое ядро, концептосфера, символические свойства, оппозиционная символика, практическая символика.

Места исконного проживания марийцев характеризуются в их сказках как лесной край: «Было это много лет назад в нашем марийском лесном краю, где озера с прозрачной водой прячутся в лесных чащах. Где деревья сплетаются ветками, а болота покрыты пушистым ковром травы. И нет, наверное, на земле места, где бы так сладко пахли весной лесные цветы и звонко пели птицы» [1, с. 2]. Образ леса неизменно присутствует в сказочных повествованиях: сопровождает персонажей, являясь местом сказочного действия, средой обитания, источником всего необходимого для жизни. Один из сборников народных марийских сказок так и называется - «Сказки лесов» [2]. Тексты сказок, насколько это возможно для нарративов,- прямое подтверждение отраженной в представлениях и традициях древних марийцев, как жителей Лесного Заволжья, сосредоточенности всей духовной и материальной жизни вокруг леса. Само слово «лес» редко употребляется в сказках мари без уточняющего определения. В зависимости от содержательного наполнения лес густой [3, с. 8], частый [4, с. 10], темный [5, с. 151], большой [8, с. 145], дальний [5, с. 25], глубокий [3, с. 81], дремучий [3, с. 226], расколдованный [4, с. 99], глухой [5, с. 43]. Ни одно другое понятие не имеет в марийской сказочности такой разветвленной системы всесторонне характеризующих его определений. Помимо этого, о значимости этой семантической единицы в сказках говорит высокая степень употребительности, содержательной наполненности и участия в формировании сюжетных линий. Приоритетность и всеохватывающий характер лесного аспекта обнаруживается еще и в том, что многие другие природные реалии рассматриваются в сказках только в составе этого смыслового ядра, как имеющие к нему непосредственное отношение или принадлежащие ему. Концептосфера (термин Ю. Караулова) [6] леса разрастается в сказках мари до пределов всей природы. Как лесные определяются в них растения, животные, люди, божества: лесные цветы [3, с. 8]; лесные [5, с. 31] и «рыскучие» звери [3, с. 110]; лесные [3, с. 8] и сосновые богатыри [3, с. 29]; лес-

ной владыка [4]. Неотделимы от леса в марийских сказках водные источники: «лесное глубокое» озеро [5, с. 220], родник [3, с. 16], ручей («... наклонилась она над лесным ручьем» [3, с. 180]). Даже река Ветлуга здесь «лесная» [3, с. 14], то есть вторичное по отношению к лесу образование. Интересно, что противоположная тенденция наблюдается в удмуртской сказочности, где, наоборот, водная символика, приобретая статус первичной, накладывается на лесную, по-своему символизируя лесные реалии [7, с. 286]. Лес в марийских сказках - заповедная территория, единственное место, где можно достать «живую воду», символически заключенную в серебряном источнике: «В лесу, в таком-то месте, есть ключ с серебряным срубом; на серебряной цепочке висит серебряная кружка. Вот если оттуда принесете (живой воды) - оживут оба. Привозит Омельян Сучкин живую воду скорехонько» [8, с.

148]. Этнологи отмечают, что «народу мари были известны целебные свойства воды из естественных минеральных источников», отсюда и легенды о родниках, вода которых - «живая» [8, с. 303].

Лес в марийских сказках имеет стойкую символику места, где всегда плутают, разыскивая дорогу к какому-то объекту: «...садятся на своих лошадей и отправляются опять в лес. Опять плутают-плутают весь день и, не найдя другой дороги, снова возвращаются в тот дом» [8, с. 142]. Однако языческого страха перед стихийностью леса здесь нет. Напротив, в лес идут, чтобы отыскать в нем дорогу, и там всегда находят разрешение вопросов, куда идти и что делать. Таким образом, лес олицетворяет трехчленную последовательность: отправляться на поиски - искать - находить. Способы указания правильного пути в марийской сказке аналогичные русскому фольклору. Это, например, столб возле леса с предостерегающей надписью: «Поедешь направо, лошади не быть. Поедешь налево, сам умрешь, а лошадь останется живой. Если ехать прямо,- то ни быть в живых ни лошади, ни самому» [3, с. 29]. Местом встречи, ориентиром служит также находящаяся в лесу высокая (большая, каменная) гора [5, с. 156], [4, с. 9]. Обязательным атрибутом

любого леса является традиционная избушка, стоящая посреди поляны, чаше маленькая или очень древняя [3, с. 81]. В каждом сюжете у этого образа свое назначение, например, отдыха богатыря перед битвой со змеем, в этом случае невдалеке от нее обязательно случается мост - место предстоящего боя [8, с. 154]. Часто она оказывается избушкой сатаны [3, с. 20] или колдуньи - черный дом, «вокруг» которого «темный лес шумит» и «ручей бежит между черных камней» [5, с. 44].

Обобщенное понятие «лес» в марийских сказках образует многочленный ряд противопоставлений. Символические оппозиционные отношения устанавливаются, прежде всего, между лесом и лугом, в том плане, что в лесу блуждают и устают, а из леса всегда выходят на луг, где можно отдохнуть: «Гнали-гнали (коней) - вышли на луга... Иван царевич сказал Омельяну Сучкину, когда они выезжали из леса на луг: - Давай немного отдохнем здесь, покормим лошадей» [8, с. 147]. Таким образом, лес символизирует преодоление, луг - завершение поисков, обнаружение дороги, выход из леса и отдых после трудного пути. Такую антитетичную смысловую направленность луг приобретает только в контекстном сочетании со словом лес. Другие контексты выявляют у луга символику широты, простора: «... богатыри ... нашли просторную луговину, и борьба началась» [3, с. 30]. Лес и луг противопоставляются также по признаку закрытого / открытого (чистого) пространства.

Следующий элемент оппозиции заключен внутри самого семантического поля «лес» - символику места отдыха и сна имеет одиночное дерево: «Вез, вез - устал. Сел отдохнуть под дерево и заснул» [3, с. 212]. Из конкретных видов деревьев усталый человек выбирает для отдыха в знойный день липу и дуб из-за их пушистой кроны. Из контекстов видно, что «отбрасывать тень» - одна из детерминирующих составляющих данного символического смысла: «Пас мариец стадо в лесу, на горельнике. В обед поел сушеного мяса с лепешкой, запил родниковой водой и уснул под огромной липой в тени» [5, с. 175]. «Пригнал он однажды стадо к старому раскидистому дубу, под которым и прежде любил в обеденные часы подремать в тени, прилег...» [5, с. 183].

Еще одна распространенная в марийских сказках оппозиция лесу по тому же признаку - излюбленный образ многих сказок сад, место прогулок при богатом купеческом доме или царском дворце: «(Катун-девица) посылает Ивана царевича в сад гулять...» [8, с.

149]. Здесь сад - возделанные человеком искусственные посадки - противопоставляется лесу, как созданному самой природой: в саду гуляют, в лесу блуждают. Из деревьев в саду растут только яблони. Образ яблони с яблоками [8, с. 94] является обязательным признаком сада, а сказочные «наливные» яблоки выступают в марийской сказке объектами аналогичного мигрирующего сюжета: «... садом этим владел купец. И очень дорожил он редкими наливными яблоками» [3, с. 177]. «Каждую ночь из роскошного царского сада стали яблоки пропадать» [3, с. 28].

Упоминания о практическом использовании леса единичны и связаны с необходимостью расчистки земли под пашню для разных культур: «Сей рожь, ленок, коноплю - богатый урожай бывает на свежей лесной вырубке! Об этом мариец давно знает» [3, с. 25]. «Один мужик облюбовал себе в лесу место под ржаное поле. Стал мужик сводить лес, валить деревья, расчищать поляну» [4, с. 19].

Однако преимущественно лес в марийской сказочности выступает как одушевленная категория, огромное живое существо, к которому вековой народной традицией заложено сочувственное отношение. В соответствии с законами сказочного антропоморфизма, деревья живут такой же своей жизнью, как и люди. Дерево в сказках, подобно человеку, испытывает боль. В шуме раскачивающихся от ветра деревьев усматривается их бессловесная жалоба [3, с. 267]. В анимистических представлениях древних деревья наделяются душой. Поэтому закономерна прослеживаемая в сказочных содержаниях мысль о том, что срубить дерево аналогично убийству человека. Отсюда, основной мотив многих марийских сказок - защита леса. Того, кто не щадит лес, природа наказывает. Иллюстративна в этом плане сказка «Как топор в лес ходил» [5, с. 267 - 268], в которой жалость, любовь к лесу, передаваемая в тексте с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, эпитетов, сравнений, развернутых метафор, проявляется наиболее наглядно. Перед нами поэтичная лесная история, построенная на аллегории: «Росла в лесу маленькая стройная березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел ее топор, засмеялся: - Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Вот стукну раз - и душа вон! Испугалась березка, взмолилась: - Не бей меня, топор. Не губи. Я еще только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...

- Лор-лор-лор! - загоготал Топор. - Не бывать этому! - и одним махом срубил березку. Качнулась березка, побежали по стволу слезы, как серебряные капельки, и упала она на землю» [3, с. 267]. В сказке топор походя, без нужды губит лес, совершает злодейство, и при этом еще и издевается над беззащитными деревьями: «Разыгрался топор: с кочки на кочку прыгнет - сосенку затешет, в ложбинку сбежит - осину подрубит, на пригорок поднимется - ель свалит... одним махом срубил березку» [3, с. 267]. Наказание не заставило себя ждать. Лес выбирает себе в защитники мост, и «калиновый мосточек» наказал обидчика - утопил «топор-древоруб» [3, с. 267]. Молодая березка, олицетворяя весь лес, и в целом природу, наделяется здесь символикой юности, трогательности, нежности, беззащитности [3, с. 267] и, в соответствии с идейным замыслом сказки, нуждается в том, чтобы ее оберегали. Сказочный жанр, независимо от его разновидностей, намеренно приземлен, приближен к обыденной жизни, погружает слушателя и читателя в повседневность. Тем не менее, он не может не отражать традиционных культурных представлений, закрепленных в соз-

нании его носителей. Так, приведенный сюжет по-своему соотносится с древними верованиями марийцев, по которым нельзя было рубить деревья в неприкосновенных священных рощах - местах молений и жертвоприношений, что строго каралось небесными и земными силами.

Завет заботиться о лесе и сохранять его природные богатства выражается также колоритным образом лесного божества Кожлы Юмавы из одноименной сказки [5, с. 175-177], отличающейся от жестоких к людям владык гор и рек марийского фольклора своей добротой и благодарностью за бережное отношение к лесному миру. Вначале она сердится на марийца и его жену «за то, что пасли скот на горельнике, молодой лес погубили» [5, с. 177], но потом щедро награждает: исправляя свою ошибку, они «до самой ночи» трудились, «высаживая новые деревья» [5, с. 177]. То есть божество леса можно задобрить только одним способом -спасая лес, приумножая лесные угодья.

Особое, трепетное отношение к лесу проявляется даже в комическом эпизоде: «Рассказывают, ехал однажды с базара с возом горшков и по пути все горшки на пни надел - жалко ему стало, что пни в такие холода без шапок стоят» [3, с. 212]. Представлениями древних о близости древесного мира миру людей объясняется, например, то, что в сказке пень может оборачиваться человеком.

Народное сознание издавна приписывает каждому виду деревьев индивидуальные, отличные от других символические свойства, и в сказочных повествованиях каждое дерево выступает в соответствии со своей символической ролью. Семиотический мир деревьев марийских сказок имеет трехуровневую символическую систему. Символика первого уровня исходит из свойственных языческому сознанию сакральных представлений о деревьях, и сохраняет в аллегорической, видоизмененной форме образные намеки на элементы обрядовых и ритуальных действий и воззрений. Это так называемая культовая символика, апеллирующая кколдовству, волшебству, «наивной» магии, представленная, так или иначе, у всех деревьев, упоминаемых в марийских сказках.

«Древесная» святыня марийцев - береза. Священные рощи (кюсото) - это березовые рощи. Для моленья использовались также «любые другие березовые рощи у чистой воды» [3, с. 87]. Сакральная символика березы в силу причин исторического, психологического, географического свойства [9, с. 39-41] характерна для культурной традиции угро-финской языковой общности в целом.

Для дуба переходящей из сказки в сказку является связанная с ним символика превращений. Ворон, прилетая домой, садится на три дуба, стоящие около его маленькой избушки, «как сядет на них, дубы уйдут в землю (вдавливаются в землю), а он превратится в человека и заходит в дом» [8, с. 79]. Владение волшебными свойствами обеспечивает возможность превращений самому дубу, например, в коня: «Вот тебе узда, как пройдешь три версты, там стоит одиннадцать дубов... Отсчитай

четыре дуба, а пятого позови к себе, он тебя очень ждет. Этот сильнее всех...» [8, с. 89]. «Иван царевич идет с уздой, приходит, отсчитывает четыре дуба, на пятом кричит: - Выйди, добрый конь! Я, Иван царевич, пришел» [8, с. 90].

Известную и в других культурах символику исполняющего желания волшебного дерева реализует в марийских сказках липа (но только та, в которой есть дупло): «Встал муж, взял большой топор и отправился в лес за дровами. Там стояла громадная липа с дуплом; подойдя к этой липе, начал он рубить ее: «кроп-кроп». Изнутри липы раздался человеческий голос: - «Мари, не руби!» [5, с. 224]. Эта «сухая да дуплистая» липа в сказке место обитания волшебного существа, исполняющего желания старика. Кроме того, липа, встречающаяся на пути героев сказки,- все разъясняющее дерево -пророчество, дерево-откровение: когда после долгого пути доходят до липы, случается поворотное в жизни персонажа событие.

Особую роль в образных представлениях народа, судя по сказкам, играла, очевидно, ель. Так, в растительных орнаментах марийской вышивки прослеживаются стилизованные изображения именно хвойных деревьев [10, с. 314, 315]. Ель выступает в марийских сказках недобрым деревом колдунов. Предупреждающим сигналом в этом случае является определение «темная»: «Растет у дороги темная ель, а на ели сидит черный коршун, машет черными крыльями, кивает девушке головой. Плохая примета

- встретить коршуна, не к добру эта встреча» [5, с. 26]. Нагнетание тревожной ситуации достигается объединением в одном фрагменте понятий, известных своей негативной символикой - коршун, черный, темная [11, с. 173]. Отрицательная семантика ели подчеркивается в контекстах и словообразовательной моделью: дерево, на котором сидит колдун, называют в сказке «елкой» [5, с. 53]: «- Ах, вот ты кто! Ты злой колдун! - закричал Пагул. - Но больше не придется тебе творить зло! Коснулся Пагул тонким концом волшебной палочки елки, на которой сидел старик. Елка окаменела, и сам старик превратился в камень» [4, с. 99]. Крайне редко встречающееся в марийских сказках образование «елочка» [5, с. 24] легко меняет контекст на вполне позитивный, показывая, что в оформлении сказок нет ничего случайного и всякая деталь служит для передачи необходимых нюансов. Не только как дань сказочному канону, но и для придания повествованию необходимого правдоподобия и специфической сказочной выразительности, а также создания конкретно требуемого впечатления ель в марийских сказках всегда употребляется с определением: «У самой дороги росла старая ель» [5, с. 49]. «Под высокой елью костер теплится» [5, с. 51]. Впрочем, ель в этом смысле не является исключением - наименования других деревьев также почти всегда встречаются в сочетании с определениями: большая [5, с. 38], громадная липа [5, с. 224], высокая сосна [4, с. 17], раскидистый [5, с. 183], столетний [3, с. 7] дуб, молодая стройная березка [5, с. 267]. «Вдруг видит он: по лесу среди черных лип и белых берез, среди желтых

сосен и зеленых веток идет кто-то» [4, с. 19]. При этом в стремящихся к унификации сказках, где в соответствии с требованиями жанра любые прилагательные становятся постоянными эпитетами, обнаруживается тенденция к дифференцированному подбору определений для каждого вида дерева. Ель участвует также в сюжетах, хранящих отголоски древних финно-угорских верований, в соответствии с которыми деревья могли ассоциироваться с отсутствующими людьми, выступая как своеобразное средство связи, способ передачи информации. Например, на старую ель братья подвешивают два блестящих замочка, чтобы узнавать по ним о здоровье и благополучии друг друга,- пока замочки остаются блестящими, они оба живы-здоровы, как только потускнеют, значит, одного из них нет в живых [5, с. 49]. В марийских сказках прослеживается еще одна интересная закономерность: из всех деревьев костер в них разводят только под елью: «Сел Пагул у костра, раздул огонь, сам поел, своих зверей накормил и стал устраиваться на ночлег. Вдруг слышит: что-то на вершине елки зашумело, раздался тоненький скрипучий голос: - Ой-ой-ой! Холодно мне! Озяб я!

- Коли озяб, слезай с елки да погрейся у костра,-говорит Пагул» [4, с. 99]. На связь ели с огнем указывают и другие контексты: «Зажег Кождемыр смолистую еловую ветку и опалил жарким огнем лебединые белые крылья...» [4, с. 82].

Второй, серединный, уровень составляет чисто сказочная символика, собственно символика, формируемая именно в сказках данного народа. Будучи уникальной, она вырабатывается в самих сказочных текстах, а в своей универсальной части совпадает с фольклорной символикой других этнокуль-тур. В какой-то мере эта символика уже отображает природно-естественные и социальные начала, но только в условиях сказочной «реальности», с целью выражения того или иного повествовательного замысла. Например, сосна в этом случае символизирует высоту: «...раскачалась (на качелях) выше дома, выше сосны...» [5, с. 35]. Такой символический смысл попадает в сказку из марийского эпоса: по преданиям, «на границе ойкумены», там, где небо срастается с землей, на перепутье в чистом поле стоит огромная сосна. «На вершину ее в вечерний час, час пророчеств и заклятий, нисходит бог судеб Пюрышо - подумать о судьбах мира, послушать тишину земли, дыхание жизни» [12, с. 48].

Береза на этом уровне - символ красоты, красоты природы: «... молодая стройная березка, такая красивая, что все только ею и любовались» [5, с. 267]. Надо отметить, что в сказочных повествованиях мари на красоте природы, человека делается постоянный акцент, возможно, это отражение национальной ментальности, того, чему в древности придавалось особое значение, и береза, с которой другому дереву трудно сравниться красотой, занимающая совершенно особое место в угро-финском фольклоре, выбрана на эту роль неслучайно. Сходная трактовка символики этого дерева в удмуртской сказочности. Наблюдаемый в приведенном отрывке полисимволизм, то есть соединение в од-

ном контексте нескольких, часто взаимосвязанных и неотделимых друг от друга смыслосимволик, представленный здесь в виде сочетания значений красоты и молодости, характерен и для других деревьев. Береза описывается в марийских сказках совсем по-иному, чем другие деревья, более мягко, проникновенно, с использованием олицетворений, метафор: «Дует ветер, колышет ветки на березе. Ветки шумят, друг с другом играют» [4, с. 47]. Береза в марийской сказке это и символ родины: «Пампалче ... подала (своему возлюбленному на прощанье) вышитый солык. А на нем - родные края, березоньки по-над узкой речушкой. - В этой роще мы часто встречались с тобой» [3, с. 11]. В момент опасности изображение родных берез спасает героя сказки от смерти.

Дуб в сказках мари самый типичный символ, демонстрирующий силу богатыря: «- Нет,- говорит,- не так борются, а вот как! Вырвал с корнем большой дуб, да как стукнет его! Покатились три змеиных головы, в другой раз дал - покатились остальные три головы» [8, с. 145]. Чтобы показать непомерную силу богатыря, дуб в тексте намеренно помещен рядом с сосной как более могучее дерево: если сосну можно сломать, то дуб - только вырвать с корнем: «Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб» [3, с. 7]. Под дубом меряются силами самые грозные звери и сказочные существа: «В полночь подошел к дубу лев, а немного погодя подлетел... змей... и стали они биться. Землю когтями роют, только пыль летит кругом» [8, с. 103]. Таким образом, сказки содержат косвенное указание на символику необыкновенной мощи и силы у этого дерева, при этом как пример контекстного полисимволизма ей сопутствует символика долголетия, известная у дуба и в других культурах. Символика большой величины позволяет использовать дуб в необычном сюжете как тайное, скрытое от посторонних глаз помещение: «В конце сада стоял большой дуб. Там была сделана незаметная дверь. Царь открыл эту дверь и привел туда медведя по лесенке, ведущей вниз. Там - настоящая комната, и сидит там дочь царя» [8, с. 211]. С дубом связан распространенный в сюжете марийских сказок мотив клада, дуб символизирует его местонахождение: «У вас в огороде стоит большой дуб, около этого дуба лежит сухой навоз, под этим навозом стоит двухведерный горшок с золотом. Поди под этот дуб, сковырни навоз и увидишь горшок» [8, с. 120]. Близка к данной ориентационная символика: сундук с кощеевой смертью зарыт под стоящим на острове дубом [3, с. 36].

У ели к смыслосимволам рассматриваемого порядка можно отнести охрану, защиту лесных обитателей [3, с. 263]. Такая же символика в сказках мари у обобщенного понятия кусты (прятаться в кустах), традиционная для него в фольклоре, например, удмуртском. Из конкретных кустарниковых пород в сказках воспроизводится калина, имеющая в марийских и удмуртских сказках сходную символику средства, с помощью которого жена обманывает мужа, имитируя болезнь, причем в

вариативных формах - в марийской сказке с этой целью используются свойства ягод калины как красящего вещества: «А жена его, ведьма, надавила калины, измазала соком себя и в постель - лежит, еле дышит» [5, с. 156].

У деревьев в марийских сказках сложилась также прикладная, практическая символика, имеющая под собой совершенно реальную, природно-социальную основу, поскольку использование человеком деревьев разных пород в процессе жизнедеятельности напрямую связано с их природными свойствами. Символика эта своеобразная, занимающая промежуточное положение между символикой и семантикой, наименее слабо связанная с вымышленным смысловым наполнением более абстрактных уровней. Эту самую малочисленную в количественном отношении, представленную в сказках лишь у нескольких пород деревьев, но, тем не менее, отражающую их назначение в жизни марийского населения символику, можно определить как символику «применения». Для липы это символика дерева-медоноса (общеизвестная «медовая» символика): «А телега ему понадобилась вместо лестницы, чтоб до колоды достать, что на липе была подвешена» [3, с. 206]. Кроме того, в сказках обыгрывается широкое использование этого дерева в старину для производства посудных изделий: «... взял большую липовую ложку и начал помешивать суп» [5, с. 35]. Дуб приводится в текстах сказок как самый крепкий и долговечный строительный материал: «Надо большую избу ставить и половицы дубовые стелить» [3, с. 25]. Дубы служат коновязью для богатырских коней - под тремя дубами стоит конь Ивана царевича [3, с. 35], ели - шестом на состязаниях: «На берегу Элнета людей видимо-

невидимо. Посреди поляны стоит высокая ель. На ее макушке висит шелковый платок. Кто на полном скаку попадет стрелой в этот платок, тот получит его от дочери князя в подарок» [3, с. 4]. Из кустарника вереска, символа гибкости, кузнецы изготавливают лучшие луки, оружие для патыров: «Луки согнул из вереска, укрепил железной пластинкой, к стрелам припаял острые наконечники» [3, с. 30]. «Луки и стрелы в колчанах» [3, с. 31] неслучайный атрибут многих марийских сказок - исторические документы содержат сведения о том, что в старину охотники мари в совершенстве владели этим видом оружия, а марийские воины считались непревзойденными лучниками [13, с. 38].

Таким образом, древесная символика в марийской сказочности воплощается в сложной многоуровневой структуре многочленного характера, распределяясь по трем группам. В смыслосимволах первой из них в видоизмененной форме проступают элементы древних языческих представлений народа. В другой условно выделенной группе сим-

волизация осуществляется на основе сказочной «реальности» сюжетов, перекликаясь в некоторых случаях с мифическим мировидением и историческими фактами жизни древних марийцев. Некоторая часть символических значений полностью исходит из природно-естественных характеристик отдельных пород деревьев и их практического применения.

При изображении древесного мира в сказках не было безликости, каждому виду деревьев в тексте соответствует своя манера описания и подходящие средства выразительности, что и способствует созданию индивидуальной символической образности.Само обобщенное понятие леса тоже репрезентирует в марийских сказках ряд символик.

В символической картине природы марийской сказочности отчетливо и ярко отражается отношение к лесу, соответствующее главенствующему месту этого природного феномена в сознании и в жизни древнего марийского населения. Дерево стояло у истоков марийской культуры, и символично, что как дань этой национальной традиции в начале нашего века в парке столицы республики Марий Эл была установлена скульптурная композиция Андрея Ковальчука «Древо жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Красавица с солнечной улыбкой. Марийская народная сказка / Лит. обработка А.С. Мирбалеевой. М.: Баласс, 2004. 32 с.

2. Сказки лесов. Марийские народные сказки. Пер. А. Смо-ликов, 1978. 158 с.

3. Марийские народные сказки / Сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. 288 с.

4. Марийские народные сказки / Сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. 288 с.

5. Марийские народные сказки / Обработка и перевод сказок В. Б. Муравьева, А. Ф. Смоликова А. Я. Спиридонова. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. 272 с.

6. Караулов Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования / Ю. Н. Караулов, Ю. Н. Филиппович. М., 2009. 336 с.

7. Симонова О. Е. Семиотика водных источников в сказках и

преданиях удмуртского народа // Социально-

гуманитарные знания. 2011. №9. С. 285-294.

8. Марийские народные сказки / Записи, перевод и комментарии К. А. Четкарева. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1956.

9. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 2001. 560 с.

10. Народы Поволжья и Приуралья / Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. 579 с.

11. Симонова О. Е. Символика полета в марийской сказочности // Социально-гуманитарные знания. 2011. №10. С. 165-178.

12. Спиридонов А. Югорно. Марий эпос // Марийский мир. 2010. №2. С. 46-59.

13. Журавлев П., Викторов В. Воинское искусство мари // Марийский мир. 2011. №2. С. 37-41.

Поступила в редакцию 19.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.