Научная статья на тему 'Образ леса как ландшафтный архетип культуры мари в изобразительном искусстве 1950-1980-х гг'

Образ леса как ландшафтный архетип культуры мари в изобразительном искусстве 1950-1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРИЙСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1950-1980-Х ГГ. / КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕОМИФОЛОГИЗМ / MARI ART 1950-1980 / CULTURAL ARCHETYPE / SOCIALIST REALISM / NATIONAL NEO-MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колчева Эльвира Мазитовна

Рассматриваются формы репрезентации геопространственного архетипа Древа/Леса мари в изобразительном искусстве марийского края 1950-1980-х гг. Их специфика в советское время обусловлена методом социалистического реализма, а потому они явлены прежде всего как типические образы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of forest as a landscape archetype of the Mari culture in the fine arts in 1950-1980-ies

The article considers the forms of representation of geospatial archetype of the Mari Tree / Forest in fine arts of Mari territory in 1950-1980-ies. In the Soviet era their specific features were defined by the method of socialist realism, which manifested them primarily as typical images.

Текст научной работы на тему «Образ леса как ландшафтный архетип культуры мари в изобразительном искусстве 1950-1980-х гг»

ОБРАЗ ЛЕСА КАК ЛАНДШАФТНЫЙ АРХЕТИП КУЛЬТУРЫ МАРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1950-1980-х гг.*

Э. М. КОЛЧЕВА,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)

Географический ландшафт в качестве культурного пространства этноса предстает через репрезентацию в различных этнокультурных институциях культурных архетипов, т. е. ценностно значимых символов и образов, таких как Мировое древо, Мировая гора, Мировая река и т. п. Одним из самых древних ландшафтных архетипов у мари является Мировое древо. В случае с марийской культурой его необходимо рассматривать в синкретическом единстве с образом леса вообще, который Н. Н. Глухова определяет как один из топологических видов, образующих архетипику физического пространства традиционной культуры мари [2, 56].

Специфика репрезентации этнокультурных архетипов в изобразительном искусстве обусловлена конкретными историко-культурными обстоятельствами. В советское время такими обстоятельствами были коммунистическая идеология и официальный метод социалистического реализма, призванные формировать культуры народов СССР как «национальные по форме, социалистические по содержанию».

Обращаясь к этнокультурной тематике, художники марийского края в тот период выражали в своем творчестве не столько архетипическое, сколько типическое, сквозь которое иногда проникают

* Статья написана в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-14-12001 «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов».

© Колчева Э. М., 2016

нуминозная архетипическая сущность созданных художественных образов, их ценностное значение в традиционной культуре. Создавая собирательный образ марийской земли, художники, как правило, писали эпические пейзажи, включающие безбрежные леса, реку Волгу, поля, небо с облаками (П. Горбунцов. На реке. 1970; Б. Пушков. Марийский край. 1976; И. Михайлин. Родимая сторонка. Из серии «Земля марийская». 1972 и др.). Эти пейзажи типичны для всей природно-климатической полосы Волго-Камья, их нельзя признать характерными только для мари.

Очевидно, что этнокультурную специфичность таким пейзажам придает введение в него традиционной повседневной жизни народа с ее трудами и заботами (Н. Богомолов. Пчельник. 1960; Д. Митрофанов. Летний день. 1976; Е. Скрицкий. Лето. 1974; В. Козьмин. На водопое. 1982; И. Михайлин. Беление холста. 1969 и др.). Ранее нами уже отмечалось, что архетипы в искусстве предстают не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом, образуя системную целостность не только собственно архетипики геоландшафта этноса, но и этнокультурного пространства как такового [3, 13]. Другими словами, географическое пространство культуры маркируется через показ социального пространства этноса.

Народные праздники обязательно разворачиваются на фоне леса, чаще березовой рощи (А. Бутов. На празднике песни Тойдемара. 1966; А. Бутов. Молодые.

Финно-угорский мир. 2016. № 4

1974 и др.). Прежде всего это советский Праздник цветов (мар. Пеледыш пайрем), призванный изжить в быту старые праздники, связанные с марийской традиционной религией (И. Ефимов. Праздник цветов. 1977; Б. Пушков. Праздник цветов. Центральная часть триптиха «Песня». 1975-1980 гг. и др.).

Обращаясь к этнокультурной тематике, художники марийского края выражали в своем творчестве не столько архетипическое, сколько типическое, сквозь которое иногда проникают нуминозная архетипическая сущность созданных художественных образов, их ценностное значение в традиционной культуре.

В советском искусстве марийского края дерево иногда предстает в своей ар-хетипической роли оси мира и священного дерева (мар. онапу). В ряде работ, например Г. Осокина «На полевом стане» (1960), И. Ефимова «Праздник цветов» (1977), Н. Токтаулова «Колхозницы деревни Товарнур» (1980), эта роль ассоциативно угадывается в повествовательном сюжете из композиции картины. У Г. Осокина повествование разворачивается под сенью мощного дуба, как и события праздника на картине И. Ефимова «Праздник цветов» (1977). Дуб, подчеркивает Т. Н. Беляева, относится к «числу священных деревьев, наиболее почитаемых марийцами-язычниками... Именно к его подножию мари приносили жертву и молились» [1, 27]. В последнее десятилетие советской эпохи сакральная семантика образа репрезентируется национальными художниками-неомифологами открыто (И. Ямбердов. Родник Чавайна. 1989; Ю. Таныгин. Мелодии прошлых лет. 1990).

Дерево/лес как культурно значимый элемент ландшафта предстает на полотнах, на которых запечатлены территории, связанные с основоположником марийской литературы Сергеем Чавайном (Б. Пушков. Береза, посаженная Чавай-

ном. 1968; В. Андреев. За околицей Ча-вайнура. 1987 и др.). Так, Б. Пушков в 1968 г. пишет посаженную у родительского дома еще самим автором легендарного стихотворения «Ото» («Роща») березу. В этом конкретном дереве зафиксирована не только религиозно-мифологическая ценность Березы как архетипа традиционной культуры мари, но и культурно-историческая значимость личности писателя и его творчества для марийского народа.

Исключительным явлением марийского изобразительного искусства 19501980-х гг. необходимо признать специфический локальный жанр, символический собирательный образ родной земли (А. Бутов. Марий Эл. 1962; А. Пушков. Марий Эл. 1972; Б. Пушков. Марий Эл. Центральная часть триптиха «Песня о Родине». 1975-1980 и др.). Н. Н. Глухо-ва фиксирует аналогичные процессы на уровне марийского фольклора того времени: «Впервые появляется понятие Родины, советской страны, но оно достаточно абстрактно, поскольку возможность проехать по ней невелика. Получение автономии вызвало появление понятия марийского края, но это понятие в рассмотренных нами песнях слабо выражено» [2, 55].

В изобразительном искусстве данный жанр был изобретен приезжими русскими художниками, по-своему увидевшими марийскую землю. Назовем его так, как называли сами мастера, писавшие полотна в этом жанре, - «Марий Эл». Марийское название территории проживания народа мари по тем временам выглядело достаточно экзотично, практически не использовалось в жизни, поскольку республика называлась тогда Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР). Композиция включала в себя два архе-типических образа - леса (древа) и женщины, которые для традиционной мен-тальности мари являются ключевыми. По культурологическому смыслу сюжет «Марий Эл» является репрезентацией культурного архетипа малой родины.

Лес выступает символом традиционного мира мари в работах, отражающих коллизию советской модернизации в эт-нонациональном регионе (И. Михайлин. У родника. Из серии «Сельские механизаторы». 1974; Беление холста. Из серии «Земля марийская». 1969). Композиция таких работ строится из двух частей, одна из которых показывает социалистические преобразования на селе, а другая - традиционный, уходящий в прошлое образ жизни народа. Так, на линогравюре И. Михайлина «У родника» треть листа занимает изображение леса и родника, каскадами текущего по деревянным колодам (мар. волак). Первозданная природа как бы сдвинулась в сторону, уступая место напору преобразовательной деятельности современного человека с его технологиями. Большой колесный трактор Т-150К и гусеничный трактор ДТ-75М закрывают горизонт, за ними видны распаханные поля, животноводческий комплекс, высоковольтная линия электропередачи. Мир уходящей архаической культуры мари промаркирован не только лесом, но и фигурой женщины в национальной одежде.

Романтическое восприятие леса возникает на картинах первого в послевоенное время художника-мари З. Лаврентьева. Он не демонстрирует открыто сакральные для марийской культуры смыслы природных объектов, но в его образах прочитываются те значимые детали, за которыми всегда следил внимательный взгляд живущего в лесах народа и которые обросли мифологемами и ритуалами. Это, например, появление первоцветов в лесу, токовища тетеревов (З. Лаврентьев. Весна в лесу (Тетерева токуют. 1976). Токование тетерева начинается ранней весной, а наибольшую силу набирает в апреле, когда с полей сходит снег. Тетерева токуют преимущественно на открытых местах: лугах, лесных полянах и опушках. Охотничий сезон у марийцев проходил с июня по март. В этот период охотники иногда уходили вглубь леса на неделю или даже на несколько недель, жили в жилищах

смолокуров или во временно поставленных шалашах. Охота у народа мари считалась важным промысловым занятием, поэтому к ней относились ответственно, готовились к ней тщательно. Во время промысла охотники произносили молитвы с целью задабривания богов и духов природы, прося у них богатую добычу и благодаря за получение этой добычи [4, 157].

Сказочно-магическое начало в образах леса проступает и на картинах неоромантика и страстного охотника С. Подмарева (Лесная сказка. 1979). Оригинально интерпретирует традиционные образы природы на своих панно мастер декоративно-прикладного творчества Г. Зыков (Ош куэ (Березушка-красотушка). 1980-1987 и др.), выводя их традиционное ценностное содержание. Тем не менее придуманные им орнаменты лишь поверхностно могут восприниматься как марийские.

Период 1980-х гг. отмечен своего рода «критическим реализмом» или, точнее, критическим символизмом в творчестве художников-мари, на смену ему в 1990-х гг. придут неомифологизм и этнофутуризм.

Иногда в советских реалистических пейзажах можно распознать священную рощу (А. Муржин. Родные просторы. 1987; И. Ямбердов. Дед Мирон. 1986). Священная роща, связанная с традиционной религией мари, также определяется исследователями как «национальный архетипический образ» [1, 26]. На исходе советской власти художники решаются откровенно поднимать тему марийской традиционной религии и молений в священных рощах (Р. Кириллов. Язычники. 1988), в искусстве зарождается неомифологизм (И. Ямбердов. Родник Чавайна. 1989). На картине И. Ям-бердова «Родник Чавайна», написанной уже в четко выраженной символистской стилистике, изображен старый еловый лес. Он предстает как священное место

Финно-угорский мир. 2016. № 4

с высокой елью как Мировой осью по композиционному центру полотна. На переднем плане из-под корней погибшего дерева выбивается родник. У родника сидит ушастая сова с раскинутыми крыльями: то ли приготовилась взлететь, то ли, наоборот, только что приземлилась. Небо как будто бы ночное, но все пронизано свечением, видимо, за елями в центре картины прячется луна. Картина производит впечатление происходящего в природе таинства.

К концу советского периода появляется особая семантика образа дерева и леса. В творчестве И. Ямбердова, И. Ефимова можно увидеть изображения уничтоженных, спиленных, а также просто засохших лесов и деревьев. Мрачные голые деревья на этих картинах без листьев и ветвей выглядят символом исчезающих культурных традиций этноса, и шире - самого народа (С. Евдокимов.

Дедушкина пасека. 1987; И. Ямбердов. Даль памяти. 1986; И. Ефимов. Шествие. 1986-1990 и др.). Период 1980-х гг. отмечен своего рода «критическим реализмом» или, точнее, критическим символизмом в творчестве художников-мари, на смену ему в 1990-х гг. придут неоми-фологизм и этнофутуризм.

Таким образом, в изобразительном искусстве марийского края 1950-1980-х гг. образ леса занимает значительное место. Он выступает символом традиционного мира мари и обязательным элементом возникшего в этот период локального жанра «Марий Эл», репрезентирующим архетип родины. За четыре десятилетия постсталинского советского периода формы художественной репрезентации образа леса как этнокультурного архетипа развиваются от реалистических (типических) к символическим, углубляется его семантика.

Поступила 11.12.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Беляева, Т. Н. Архетипические образы в марийской драматургии второй половины ХХ - начала XXI в. // Финно-угорский мир. - 2014. - № 2 (19). - С. 26-30.

2. Глухова, Н. Н. Архетипы пространства в марийском фольклоре // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2014. -№ 1. - С. 55-59.

3. Колчева, Э. М. Репрезентация этнокультурного пространства народа мари в советском изобразительном искусстве 19501980-х годов // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. -2015. - № 4. - С. 12-17.

4. Марийцы : коллективная монография. -Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2013. - 604 с.

1. Belyaeva, T. N. (2014), Archetypal images in Mari drama of the second half of XX - beginning of XXI centuries, Finno-Ugric world, № 2 (19), p. 26-30.

2. Glukhova, N. N. (2014), Archetypes of Space in Mari folklore, Yearbook of Finno-Ugric Studies, № 1, p. 55-59.

3. Kolcheva, E. M. (2015), 1950-1980-ies Representation of ethno-cultural space of the Mari people in Soviet art, Herald of Mari State University, "Historical Sciences. Jurisprudence", № 4, p. 12-17.

4. Mari: collective monograph (2013), Yoshkar-Ola: MarNIIYaLI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.