по МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕКРЕТНОГО АГЕНТУРНОГО АППАРАТА В деятельности чИНОВ СЬІСКНЬїх
отделений
USE OF THE CONFIDENTIAL SECRET-SERvICE DEvICE IN ACTIvITY OF RANKS OF DETECTIvE OFFICES
УДК 351.74
Ю.А. ЖИЛИНА,
старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска УМВД России по г. Белгороду (ОУР УМВД России по г.Белгороду)
J.A. ZHILINA,
the senior operative of department of criminal investigation of the Department of Internal Affairs of Russia across Belgorod
Аннотация: в статье рассматривается использование агентурного аппарата чинами сыскной полиции Российской империи в 1908-1917 годах в качестве одного из методов деятельности, структура негласного аппарата.
Ключевые слова: сыскные отделения, источники получения сведений, агентурный аппарат.
Abstract: the article deals of the secret-service device by ranks of detective police of the Russian Empire in 1908-1917 as one of activity methods, structure.
Keywords: detective offices, sources of obtaining data, secret-service device.
Проблема информационного обеспечения сыскных отделений политической и общеуголовной полиции была актуальна на всех этапах развития правоохранительных органов России [1, с.57]. Не потеряла она своей актуальности и в настоящее время [2, с.102-106; 3, с.65-67]. Традиционно в информационном обеспечении полиции, осуществляющей борьбу с преступностью, огромную роль играл «агентурный аппарат». Для исследования его генезиса обратимся к нормативным правовым актам начала XX века.
Принятая Инструкция чинам сыскных отделений 1910 г. на законодательном уровне
разделила деятельность сыскной полиции на гласную - «производство дознаний» и негласную - «негласное расследование», именно к последней отнесены наружное наблюдение и использование негласного агентурного аппарата, с помощью которого чины сыскных отделений выполняли свои задачи, связанные с «систематическим надзором за преступными и порочными элементами» [4, с.1].
Использование секретного агентурного аппарата - «негласной агентуры» - «дело чрезвычайно важное и необходимое в целях уголовного розыска, но вместе с тем весьма щекотливое, требующее большой осмотрительности и такта» [5, с.721], работа с аген-
турным аппаратом являлась неотъемлемой частью функционирования аппаратов полиции по борьбе с уголовной преступностью.
Чины сыскных отделений в своей работе с агентурным аппаратом не имели четкой правовой базы, регламентирующей оперативную работу, выделяемый сыскной кредит был явно недостаточным для удовлетворения всех нужд сыскной полиции. При этом в нормативно-правовых актах начали получать закрепление вопросы, связанные с оперативной деятельностью чинов сыска. Так, Инструкция выделила следующие негласные источники получения информации чинами сыска. К таким источникам относились [4, с.25]:
1. Слухи, доносы, анонимные сообщения и письма. При получении информации из таких источников обязательно должен выясняться первоисточник данных сведений.
2. Сведения, доставляемые лицами всевозможных профессий. Данные сведения предоставлялись как за единоразовое вознаграждение, так и на безвозмездной основе.
3. Сообщения секретных агентов, при этом секретные агенты могли быть из различных классов населения, в том числе и из преступной среды.
4. Заявления находящихся на свободе и в местах заключения преступников.
Начальник Московской сыскной полиции А.Ф. Кошко в своих произведениях подробно описывал структуру агентурного аппарата, имевшегося в распоряжении чинов сыска. Он первым создал особую иерархическую систему агентов, обеспечивающую конспиративность и негласность их работы, уменьшение злоупотреблений со стороны чинов полиции с помощью проверок агентами. Структура сыскного аппарата выглядела следующим образом:
1. Агенты, действующие под началом надзирателя сыскной полиции Московского полицейского участка. Агенты подразделялись на агентов, действующих на постоянной основе в количестве 3-4 человек и агентов - осведомителей, которые служили по найму. Агенты сотрудничали с сыскной полицией или за денежное вознаграждение, или за предоставление подарков в виде бесплатных билетов в театр, на железнодорожный транспорт, автобусы, бесплатного получения газет.
2. Агенты, действующие под руководством чиновника по особым поручениям, который возглавлял группу из нескольких надзирателей.
3. Агенты начальника сыскной полиции.
Агентурный аппарат чиновника по особым поручениям и его личная деятельность контролировались двадцатью секретными агентами начальника сыскной полиции Москвы. Последние из вышеперечисленных агентов были строго засекречены и известны только ему. Строжайшая конспирация позволяла вести негласное наблюдение за любым из сотрудников сыскной полиции. Для связи существовали конспиративные квартиры. Осуществлялся так называемый «контроль над контролем»: один агент проверял другого агента, при этом сам подвергался негласной проверке.
Приобретение агентурного аппарата являлось постоянной заботой начальника сыскного отделения и его чинов. Они должны были не упускать случая для приобретения агентов. Но при этом не забывать, что приобретение агента - дело, требующее такта, осторожности, определенных профессиональных навыков и знаний. Параграф 16 «Совершенно секретных» правил, являющихся дополнением к Инструкции, указывал на необходимость искать содействия чинам сыскных отделений прежде всего «в честных и нравственно устойчивых элементах охраняемого ими общества» [6, с.689]. Каких-либо специальных приемов набора агентов в сыскную полицию не существовало, нормативно не было урегулировано, но при этом «все зависит от умения различать людей и подметить их слабые стороны» [7, с.16], то есть чин полиции, не обладающий необходимой профессиональной подготовкой, не мог соответственно и завербовать негласного агента в силу своей низкой квалификации.
К агентурному аппарату предъявлялись определенные требования в их помощи сыскным отделениям:
1. Негласные агенты не должны, ни под каким видом, принимать участия в совершении преступлений.
2. Не выступать подстрекателями совершения преступлений другими лицами. Со стороны агентов запрещалась провокационная деятельность. Агенты должны быть предупреждены, что «всякая провокационная деятельность непременно разоблачится как путем агентуры, так и в особенности на формальных расследованиях и на суде, и что за такое нарушение своих обязанностей они будут предаваться неукоснительно в руки правосудия без всякой надежды на снисхождение» [8, с.309].
3. Агенты не должны были выдавать себя
за лиц, состоящих на службе, не пользоваться удостоверениями, визитными карточками, раскрывающими их деятельность. Общение с агентами, «дозволяемое в интересах службы», должно не переходить «служебных отношений и негласные агенты никогда не могли бы иметь повода присваивать себе какое-либо официальное положение «служащего сыскной полиции» [6, с.688].
С негласными агентами работали все чины сыскного отделения. Чин сыскной полиции, получая сведения от агента, оформлял агентурную записку, где отмечалось, кем она составлена, кто предоставил сведения, дата приема сведений, передавал ее начальнику сыскного отделения. Начальник отделения должен хранить агентурные данные и секретные сведения лично, или такие данные хранились под его ответственностью. Согласно требованиям параграфа 6 «совершенно секретных» правил Инструкции источники сведений в любом случае не должны подлежать оглашению.
Агентам выдавались денежные вознаграждения за проделанную работу и предоставленные сведения. Негласные агенты-осведомители могли получать вознаграждение или в виде сдельной платы за каждое отдельно исполненное ими поручение, или в виде определённой ежемесячной платы. Сдельное вознаграждение признавалось наиболее целесообразным способом оплаты, так как «обеспечивалось точное соблюдение п.3 параграфа 64 Инструкции: «негласные агенты не должны выдавать себя за лиц, состоящих на службе».
Предоставление незаконных льгот агентам было запрещено. Суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения негласным агентам, относились к суммам нужд на сыскные надобности - сыскному кредиту - и учитывались по определенной форме. Размер денежного вознаграждения находился в прямой зависимости от ценности даваемых агентами сведений.
Циркуляр Департамента полиции от 9 февраля 1910 г. устанавливал, что при правильной постановке розыскного дела агенты должны быть не только в местном сыскном отделении, но и в уездных городах и в местах значительного скопления населения. Такие агенты в состоянии предоставлять сведения в сыскное отделение в любое время, а сыскное отделение, в свою очередь, будет располагать агентурной сетью в губернии. При такой постановке розыскного дела происхо-
дило уменьшение случаев командирования штатных чинов сыскного отделения на места происшествия в уезды и, как следствие, не наблюдалось временного ослабления деятельности отделения. Агенты не являлись государственными служащими и фактически не могли рассчитывать на гарантии и льготы, предоставляемые чинам сыскных отделений. Оказывая содействие органам сыска, агенты подвергали себя большой опасности, иногда смертельной, лишь за ежемесячное или разовое денежное вознаграждение.
Начальник Курского сыскного отделения Казанский в отчете за 1909 г. указал, что «... кроме всего деятельность чинов вверенного мне Отделения заключалась в систематическом выслеживании разных подозрительных лиц и проверке разных сведений, получаемых агентурным путем, а так же в наблюдениями за всеми местными лицами, зарегистрированными в уголовной неблагонадежности, благодаря чему преступность в г. Курске сравнительно уменьшилась» [9, с.11].
Согласно положениям циркуляра № 37469 от 4 октября 1911 года по третьему делопроизводству Департамента полиции, исключалась «всякая возможность комплектования личного состава сыскных отделений» из среды агентов-осведомителей, так как сама их «деятельность, направляемая по преимуществу на осуществление наблюдения или собирания надлежащих сведений в местах скопления населения по отдельным поручениям о преступных лицах, совершаемых преступлениях и т.д., по свойству и роду исполняемых ими обязанностей и оказываемых услуг» [10, с.196] исключала такую возможность.
Основные принципы организации агентурной работы, практика привлечения граждан к оказанию содействия органам полиции, выработанная сыскными отделениями Российской империи, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие оперативно-разыскной деятельности учреждений, главной целью которых является борьба с общеуголовной преступностью. Изучение дореволюционного опыта правового регулирования вопросов, связанных с привлечением граждан к конфиденциальному сотрудничеству, остается актуальным в настоящее время, так как повышение эффективности осуществления оперативно-разыскной деятельности невозможно без применения негласных форм и методов, предполагающего обязательное изучение уроков прошлого.
Литература —
1. Свистильников А.Б., Кудин В.А. Законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму // Вестник Луганского государственного университета внутренних дел имени Е.О. Дидоренко. 2007. Вып. 4.
2. Свистильников А.Б., Кулешов В.И. Теоретические аспекты информационного обеспечения ОРД горрайорганов внутренних дел по линии уголовного розыска // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 4.
3. Свистильников А.Б., Кулешов В.И. Некоторые вопросы информационного обеспечения оперативных подразделений уголовного розыска // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2.
4. Инструкция чинам сыскных отделений. - СПб.: Тип. МВД, 1910.
5. Косунович Л. Сыскные отделения // Вестник полиции. - СПб.,1909. № 34.
6. Косунович Л. Краткий отчет о совещании деятелей уголовного сыска // Вестник полиции. - СПб.,1913. № 30.
7. Государственный архив РФ. Ф.102, оп.217,1910, д.162.
8. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX-начало XX вв.). Сборник документов / под ред.: Г.А. Бордюгова. - М.,2001.
9. Государственный архив Курской области. Ф.1, оп.1, д.10288.
10. Государственный архив Рф. Ф.102, оп.292, д.2Л.
References
1. Svistilnikov A.B., Kudin V.A. Legislation of the Russian Federation on combating terrorism // Bulletin of the Lugansk State University of Internal Affairs behalf E. Didorenko. 2007. M. 4.
2. Svistilnikov A.B, Kuleshov V.I. Theoretical aspects of information security OSA gorrayorganov Interior through the
Criminal Investigation // Vestnik St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2010. Number 4.
3. Svistilnikov A.B, Kuleshov VI. Some issues of information security operational units of the Criminal Investigation // Herald Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. Number 2.
4. Instruction to ranks of detective offices. - SPb., 1910.
5. Kosunovich L. Detective offices // Messenger of police. - SPb., 1909. № 34.
6. Kosunovich L. The summary record about meeting of figures of criminal investigation // Messenger of police.
- SPb., 1913. № 30.
7. State archive Russian Federation. F.102, i.217, 1910, m.162.
8. Political police and political terrorism in Russia (the second half the XIX- beginning of the XX centuries). The
collection of documents / Under the editorship of: G.A.Bordyugova. - M., 2001.
9. State archive of Kursk region. F.1, i.1, m.10288.
10. State archive Russian Federation. F.102, i.292, m.2L.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’13 -----------------
141