Научная статья на тему 'Негласная правоохранительная деятельность в контексте исторического развития общества'

Негласная правоохранительная деятельность в контексте исторического развития общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
636
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАЙНЫЕ АГЕНТЫ / НЕГЛАСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITIES / UNDERCOVER AGENTS / COVERT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ударцев Сергей Юрьевич, Десятов Михаил Сергеевич, Васильченко Денис Александрович

В статье раскрываются исторические аспекты становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России и других государствах. Отображается важность негласной разведывательной деятельности как эффективного механизма реализации государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Covert law enforcement activities in the context of historical development of society

The article reveals historical aspects of formation and development of operational investigative activity in Russia and other states. Clearly illustrated the importance of covert intelligence activities as an effective mechanism of implementing state power.

Текст научной работы на тему «Негласная правоохранительная деятельность в контексте исторического развития общества»

Ударцев Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583671)

Десятов Михаил Сергеевич

кандидат юридических наук, Омская академия МВД России (тел.: +73812751400)

Васильченко Денис Александрович

кандидат юридических наук, Омская академия МВД России (тел.: +73812751400)

Негласная правоохранительная деятельность в контексте исторического развития общества

В статье раскрываются исторические аспекты становления и развития оперативно-розыскной деятельности в России и других государствах. Отображается важность негласной разведывательной деятельности как эффективного механизма реализации государственной власти.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, тайные агенты, негласная деятельность.

S.Yu. Udartsev, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +78612583671;

M.S. Desyatov, Master of Law, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +73812751400;

D.A. Vasilchenko, Master of Law, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia; tel: +73812751400.

Covert law enforcement activities in the context of historical development of society

The article reveals historical aspects of formation and development of operational investigative activity in Russia and other states. Clearly illustrated the importance of covert intelligence activities as an effective mechanism of implementing state power.

Key words: operational-investigative activities, undercover agents, covert activities.

Оперативно-розыскная (сыскная, поисковая, агентурная, агентурно-оперативная и пр.) деятельность с присущей ей таинственностью и закрытостью возникла значительно раньше, чем можно было бы предположить. Современная научная полемика по поводу обоснования необходимости закрепить негласность оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) как первоочередной и наиболее значимый ее принцип должна прежде всего опираться на исторический опыт осуществления этой деятельности, причем не только в России, но и за рубежом. Как показало исследование, четкого разграничения между агентами и представителями государственной власти не существовало, поэтому, на наш взгляд, в историческом контексте агентурную (шпионскую) деятельность необходимо рас-

сматривать как предшествующую ОРД с присущими ей атрибутами негласности.

Перед началом ретроспективного анализа указанной деятельности обозначим, что дошедшие до нашего времени памятники истории, в том числе религиозного характера, свидетельствуют об использовании специально отобранных лиц для осуществления негласной разведывательной деятельности и тем самым дают нам основания полагать, что она представляет собой одно из древнейших ремесел цивилизации, зародившись одновременно с появлением первичных общественных отношений.

Так, например, гл. 13 библейской Книги Чисел начинается словами «И сказал Господь Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высматривали землю Ханаанскую, которую я

175

даю сынам Израилевым: по одному от колена отца и пошлите главных из них...». Согласно преданию, Моисей выбрал по одному представителю из всех 12 колен и послал их в землю обетованную на 40 дней, уточнив приказ: «Пойдите в южную сторону и взойдите на гору и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа?...» [1, с. 18-30].

Более сложные организационно-тактические меры по применению агентуры описаны во Второй книге Царств, в которой повествуется о предательстве Самсона девушкой по имени Далила, которой филистимляне заплатили 1100 монет серебра, чтобы она соблазнила грозного силача Самсона и выведала секрет его силы [2].

В исламских религиозных источниках можно обнаружить неоднократные упоминания о применении негласных методов сбора необходимой информации, которые использовал при достижении своих целей пророк Мухаммед. Например, пророк Мухаммед, отправляя верного мусульманина и своего родственника Хо-шимита Мусаба ибн Умайра обучать новообращенных чтению и пониманию Корана, просил его также ознакомиться с настроениями в оазисе, выяснить, насколько реальна перспектива переселения туда всех мекканских мусульман, и докложить об этом Мухаммеду [3, с. 47-49].

В главе XXIII («Использование шпионов») древнекитайского военного трактата «Пинь-фа» («Искусство войны»), написанного примерно в 400 г. до н.э. философом Сунь-Цзы отмечается, что использование агентов требует строжайшей тайны, необходимо не просто их иметь, но и уметь использовать. Более того, Сунь-Цзы, определял 5 категорий агентов различной квалификации [4, с. 185-187], что, на наш взгляд, прямо свидетельствует об осознании необходимости данной деятельности и глубокой проработке ее нюансов.

Сунь-Цзы также сформулировал первые профессиональные требования к должностным лицам, использующим агентурный метод в своей работе. Он особо выделял: ум (чтобы распознать возможную ложь агентов), гуманность и справедливость (т.к. гуманность привязывает к себе сердца, а справедливость воодушевляет на верность, тонкость и проницательность) [5, с. 12].

Не меньший интерес представляет анализ методов, использование которых допускалось при противодействии противоправным деяниям. Так, в древнеиндийском трактате «Артха-шастра», являющемся источником сведений о структуре и универсальном принципе дея-

тельности специальных служб, составленном примерно в 370-283 гг. до н.э. политическим деятелем Каутильием, известным также под именами Чанакья и Вишнугупта, говорится о специальных агентах, которые должны были контролировать судей и других представителей власти, попавших под подозрение в незаконных доходах, предлагая им взятки за незаконные действия. Кроме того, на указанных агентов возлагались обязанности по провокации лиц, ведущих антиобщественный образ жизни (они вынуждали преступников совершать противоправный поступок в заранее условленном агентом месте, а подготовленные к этому свидетели обязаны были это подтвердить) [6, с. 215-218].

В свою очередь, японский кодекс нравственности и быта, известный под названием «Бу-сидо», вменял в обязанность в инициативном порядке предоставлять информацию о готовящихся и совершенных преступлениях, считая такое занятие проявлением долга и чести, своей лояльности к императору и государству в целом [7, с. 356-357].

Говоря о возникновении негласной деятельности на территории России, полагаем, что одним из первых, кто применил тайных агентов для раскрытия противоправных деяний на территории России, является воевода Ян Вышатич [8, с. 574], который в 1071 г. для подавления первого народного выступления в Киеве, Новгороде и Суздальской земле произвел внедрение имеющихся у него специально обученных лиц в «бунтующие» массы смердов с целью получения подробных сведений об организаторах восстания - волхвах [9, с. 117-119, 317319]. При этом первой нормативно-правовой нормой, регулирующей деятельность шпиона в истории русского права, по нашему мнению, может быть признана ст. 41 Краткой Правды, в которой определяется размер вознаграждения лицу (емецу) за поимку вора [10, с. 49]. Позже данная практика была принята на вооружение и развита Петром I [11, с. 41].

В России, как и в других государствах того периода, становление агентурной деятельности (в современном понимании), с нашей точки зрения, связано с появлением правоохранительной системы, осуществляющей противодействие преступности. Отдельные ее элементы проявились в деятельности «особых обыщиков» (или сыщиков), по усмотрению правительства периодически направлявшихся в определенную местность для поиска лиц, занимавшихся противоправной деятельностью, и суда над ними [12, с. 36-37]. Подобный вывод мы находим и в исследовании П. Чеглокова, который полагал, что в XV в. существовало некое ведомство, управлявшее розыском преступников, т.к., по его мнению, сам царь не мог каж-

176

дый раз заниматься отправлением обыщиков. Однако до нас не дошли сведения об устройстве, составе и круге действий этого ведомства [13, с. 36-37].

Одним из первых документальных упоминаний о лицах, выполняющих розыскные, в том числе тайные, полицейские функции, является Двинская грамота, в которой предписывалось «сотникам, пятидесятникам и десятникам беречь накрепко, чтобы не было у них татей, и разбойников, и корчем, и ябедников, и подписчиков и всяких лихих людей» [14, с. 173]. Опираясь на проведенный анализ русских летописей, В.И. Власов и Н.Ф. Гончаров заключают, что «по древнерусскому княжескому праву, сообразному с тогдашними нравами, еще нет различия между уголовными и гражданскими процессами, но уже княжеская власть в отдельных случаях отыскивает виновных тайно или применяет для изъятия преступников военную силу» [15, с. 18].

В середине ХУ! в. в центральных органах управления на базе Разбойной избы Боярской думы была сформирована Уставная книга Разбойного приказа [12, с. 7], на которую возлагалась организация борьбы с преступностью, а в 1655 г. создано одно из самых важных учреждений этого периода - Приказ тайных дел, который считается «началом тайной полиции в России» [16, с. 4]. Он явился центром, куда стали стекаться челобитные и изветы, требовавшие особого к себе внимания и не доверявшиеся общим учреждениям [16, с. 115].

Наиболее же динамично, согласно проведенному исследованию, негласная работа стала оформляться во время царствования Петра !, который, переняв опыт борьбы с уголовными преступлениями ряда европейских государств, в первую очередь Германии, учредил в 1707 г. фискальную службу (службу тайного надзора), определив данные органы как сыскные, имеющие весьма широкий спектр задач и полномочий: допрос подозреваемых; наружное наблюдение; «тайное выведывание» уполномоченными лицами сведений о «злоумышленниках», совершающих противоправные деяния различного рода, и др. Как считает А.П. Починок, эффективность данной службы была высока, поскольку ее сотрудники не получали жалования от государства, а существовали за счет так называемого самофинансирования, являвшегося результатом их успешной профессиональной деятельности (около четверти суммы полученного имущества либо штрафа) [17].

Опираясь на достигнутые успехи в противодействии преступности, Петр ! направил усилия на создание регулярной полиции, централизованная деятельность которой охватит всю

территорию страны, обеспечит охрану строя, порядков, нравственности, предупреждение и пресечение преступлений. Реализуя свое намерение, 25 мая 1718 г. Петр ! создал орган политической полиции - Тайную канцелярию розыскных дел, восстановил институт сыщиков, издал инструкцию, получившую название «Пункты» (т.к. состояла из 13 пунктов), в которой излагались полномочия петербургской полиции. Одной из основных задач ее сотрудников было содержание тайных доносителей, «обязанностью которых было открывать преступления и сыскивать воров и разбойников» [11, с. 134-135].

Дальнейшее развитие негласная деятельность по противодействию преступности получила при Императрице Елизавете Петровне, которая своим Указом 19 ноября 1756 г. утвердила Инструкцию - наказ главным сыщикам об их обязанностях и правах, порядке сыскной деятельности и взаимодействии с другими органами и лицами, в соответствии с которой следовало «посылать для проведывания о воровских пристанищах тамошних жителей к тому способных людей, которым за то обещать и действительно давать в награждение за каждого человека по 5 рублей» [18, с. 24].

В 1775 г. при царствовании Екатерины !! издается Указ о создании специализированного сыскного отделения, занимавшегося сбором и обработкой сведений о преступлениях, поступивших от штатных сотрудников и нештатных осведомителей и информаторов всего г. Санкт-Петербурга [19, с. 656-678], что, по сути, явилось предвестником формирования централизованной информационно-аналитической системы обработки оперативной информации. Кроме того, в связи с усилением крестьянских волнений в 1782 г. в городах создавались новые полицейские органы - Управы благочиния. Организацию и деятельность данных органов подробнейшим образом регламентировал Устав благочиния (или Полицейский), согласно которому полиции передавалось детальное исследование обстоятельств совершаемых преступлений и вся розыскная власть [20, с. 256-257]. При этом разъяснялось, что для успешного функционирования данного органа необходимо произвести: 1) образование главных агентов этой полиции из органов общей полиции, всецело посвятивших себя полицейской службе и обнаруживших достаточные опытность и склонность к сыскной деятельности; 2) поиск добавочных агентов, т.е. так называемых шпионов или сыщиков в ограниченном числе, и сколь возможно разборчиво, безусловно избегая порочных людей и т.п. [21, с. 90].

В 1802 г. создается Министерство внутренних дел, в составе которого стал функцио-

177

нировать Департамент внутренних дел, объединявший три экспедиции: государственного хозяйства; медицинской управы; спокойствия и благополучия. В последней экспедиции были сосредоточены полицейские функции применения конфиденциальных сил, средств и методов в противодействии политической и общеуголовной преступности. Сотрудникам указанной экспедиции, в соответствии с Указом императора Александра I 1803 г., разрешалось привлекть к конфиденциальному сотрудничеству лиц, имеющих оперативно значимые позиции в криминальном мире, внедрять их в преступные сообщества, выплачивать им значительное вознаграждение за предоставленную оперативно значимую информацию и др. Результаты конфиденциальной деятельности после их проверки использовались следователями в качестве доказательств по уголовным делам [22, с. 98].

В 1811 г. из МВД России было выделено самостоятельное Министерство полиции, однако агентурная деятельность осуществлялась теми же штатными сотрудниками, которые выполняли административные и следственные функции. В 1819 г. выделенное Министерство полиции вновь влилось в состав МВД России. Вместе с тем, результаты деятельности МВД России убедительно свидетельствовали о необходимости скорейшего разграничения тайных сыскных и следственных функций. В связи с этим 8 июня 1860 г. Указом Александра II были отменены следственные функции органов полиции, которым теперь предписывалось осуществлять дознание [23, с. 13]. Подобный шаг, безусловно, позитивно отразился на совершенствовании агентурной деятельности, т.к. повсеместной практикой явилось введение в штатное расписание каждого полицейского участка на территории России так называемых надзирателей сыскной полиции, которым разрешалось осуществлять вербовку лиц, ведущих противоправный образ жизни, иметь под своим началом 3-4 постоянных агента и сеть агентов-осведомителей из разных слоев населения, проживающего на территории обслуживания данного полицейского органа, систематически выплачивать им существенное денежное вознаграждение за предоставленную оперативно значимую информацию и др. Кроме того, стал осуществляться централизованный оперативно-справочный учет лиц, представляющих оперативный интерес для органов полиции. Так, в частности, согласно отчету обер-полицмейстера Ф.Ф. Трепова за 1867 г. сыскным отделением под его руководством было собрано более 20 тыс. справок о судимых лицах, причастных к преступлениям, о разыскиваемых, о тех, кому по различным

причинам запрещалось жить в столице, и о других «интересных» для полиции людях [24, с. 11-35].

Тем не менее, несмотря на положительные сдвиги в организации агентурной деятельности на территории России, специализированного нормативного правового акта, регламентирующего методы и приемы сыска, в том числе негласные, не было. Вместе с тем, отметим, что основным нормативным документом, регламентирующим проведение оперативного дознания на территории России, являлся Устав уголовного судопроизводства 1864 г., отдельные статьи которого предписывали производства оперативного дознания. Так, например, ст. 254 Устава, указывала, что «.в сомнительных случаях они обязаны собрать сведения посредством негласного полицейского разведывания». Первым же ведомственным нормативно-правым актом, закрепившим основу организации и тактики осуществления негласной деятельности, явилось утверждение министром внутренних дел по согласованию с министром юстиции 17 июля 1878 г. Инструкции полицейским урядникам, в которой давались рекомендации по оперативно-розыскным приемам дознания. Так, например, согласно п. 16 «предписывалось собирать необходимые сведения негласно, пользуясь знанием жителей своего участка, стараясь не возбудить никакого подозрения или недоверия» [25].

В дополнение к Инструкции полицейским урядникам в 1892 г. была принята Инструкция для начальников охранных отделений, регламентирующая деятельность по организации наружного наблюдения силами специальных негласных сотрудников-филеров. Начальникам охранных отделений рекомендовалось при приеме на службу филеров наружного наблюдения отдавать предпочтение лицам, «. состоящим в охотничьих командах, имевшим награды за отличную стрельбу, обладавшим крепким здоровьем, в особенности крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая бы давала им возможность не выделяться из толпы» [26]. На основании указанной инструкции С.В. Зубатовым при Московской охранке был создан так называемый летучий отряд филеров, который «разъезжал по России и проводил разработку наиболее профессиональных членов революционных ячеек» [27, с. 35]. А.И. Спиридович так описывает обучение С.В. Зубатовым офицеров агентурному делу и отношению к секретным сотрудникам: «Вы господа, должны смотреть на сотрудника как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи. Берегите ее, как зеницу ока. Один неосторожный ваш шаг, и вы ее опо-

178

зорите. Помните это, относитесь к этим людям так, как я вам советую, и они поймут вас, доверятся вам и будут работать с вами честно и самоотверженно. Никогда и никому не называйте имени вашего сотрудника, даже вашему начальнику. Сами забудьте его настоящую фамилию и помните только по псевдониму» [28, с. 14].

Вместе с тем, первым наиболее систематизированным нормативно-правовым актом, регулирующим основы организации и тактики агентурной деятельности в органах полиции, по нашему мнению, является изданная 7 февраля 1907 г. Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения, описывающая основные направления данной деятельности. Так, согласно инструкции весь конфиденциальный аппарат органов полиции России был классифицирован на штучников, вспомогательных и секретных агентов. Под штучниками понимались лица, случайно получившие оперативно значимые сведения и сообщившие их полиции, как правило, за небольшое вознаграждение. Отметим, что в Инструкции по организации и ведению внутреннего наблюдения от 7 февраля 1907 г., обозначалось, что при правильной организации агентурной работы штучников в органах полиции быть не должно. Вспомогательные агенты систематически представляли оперативную информацию о подготавливаемых или совершенных противоправных действиях и получали регулярные выплаты за оказанные услуги. Элиту же негласного аппарата составляли секретные агенты, осуществлявшие предоставление информации в органы полиции на постоянной основе и получавшие за это значительную по тем временам ежемесячную плату 75-150 руб. В то же время ложное

заявление агента рассматривалось как тяжкое преступление, и агент подвергался наказанию на уголовно-правовых основаниях, а в случае разоблачения и потери доверия - исключался из агентурного аппарата [29, с. 8].

Победа Октябрьской революции 7 ноября 1917 г. привела к уничтожению не только политики царского режима, устоев государства, но и сложившейся системы негласной сыскной деятельности в органах полиции России. Однако революционные власти очень быстро столкнулись с проблемой разгула уголовной преступности и осознали необходимость существования специализированной правоохранительной структуры, в обязанности которой входит агентурная деятельность [30, с. 57]. Стоит заметить, что правовую базу деятельности данных подразделений составили нормативные правовые акты, в основу которых были положены нормы, регламентировавшие агентурную деятельность в дореволюционной России.

Таким образом, проведенный нами историко-правовой анализ генезиса негласной деятельности в органах полиции дореволюционной России позволяет сделать вывод о том, что развитие указанной деятельности происходило одновременно со становлением российской государственности и всегда было направлено на решение задач противодействия преступности, защиты личности и государственных интересов, поскольку является объективно необходимой и социально обусловленной мерой, находящейся в диалектической зависимости от существующей во все эпохи латентной, закрытой, замаскированной преступности, что предопределяет ее историческую и социальную обусловленность.

1. Библия: Книги Ветхого Завета. Четвертая книга Моисеева. Числа. 1990. Гл. XIII. Ст. 3.

2. Вторая книга Царств. URL: http://Lib. pravmir.ru (дата обращения: 18.02.2015).

3. Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М. Ислам: энцикл. словарь. М., 1991.

4. Сунь-Цзы (в тангутском переводе). М., 1979.

5. Климов И.А., Синилов Г.К., Тузов Л.Л. Агентурный метод защиты интересов личности, общества, государства и борьбы с преступностью. Калининград, 2002.

6. Артхашастра / пер. В. И. Кальянова. М., 1959.

7. Роуан Р. Очерки секретной службы (из истории разведки). СПб., 1992.

8. Большая советская энциклопедия: в 12 т. / под общ. ред. А.М. Прохорова. М., 1971. Т. 5.

1. The Bible: Books of the Old Testament. The fourth book of Moses. Number. 1990. Chapter. XIII. Art. 3.

2. The Second Book of Samuel. URL: http://Lib. pravmir.ru (date of access:18.02.2015).

3. Miloslavsky G.V., Petrosyan Yu.A., Piotrovsky M.B., Prozorov S.M. Islam: encyclopedic dictionary. Moscow, 1991.

4. Sun Tzu (Tangut translation). Moscow, 1979.

5. Klimov I.A., Sinilov G.K., Tuzov L.L. Agent method of protection of interests of personality, society, state and the fight against crime. Kaliningrad, 2002.

6. Arthashastra / transl. by V.I. Kalyanov. Moscow, 1959.

7. Rowan R. Essays on secret service (history of exploration). St. Petersburg, 1992.

8. Great Soviet Encyclopedia: in 12 vol. / gen. ed. by A.M. Prokhorov. Moscow, 1971. Vol. 5.

179

9. Повесть временных лет: в пер. с древне-рус. Д. С. Лихачева, О.В. Творогова. М., 2012.

10. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. /под. общ. ред. О. И. Чистякова. М., 1984. Т. 1.

11. Голубев А.А. Сыскной приказ. Общественный быт и судопроизводство (по документам Московского архива Министерства юстиции). М., 1884.

12. Шалфеев Н. Об Уставной книге Разбойного приказа. СПб., 1868.

13. Чеглоков П. Об органах судебной власти в России от основания государства до вступления на престол Алексея Михайловича. Казань, 1855.

14. Юсупов А. Материалы для истории городской полиции в России с древних времен до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1852.

15. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Организация розыска преступников в России в 1Х-ХХ вв. (историко-правовое исследование): в 2 ч. Домодедово, 1997. Ч. 1.

16. Гурлянд И.Я. Приказ великого государя тайных дел. Ярославль, 1902.

17. Официальный сайт радио «Эхо Москвы». ийи http://echo.msk.ru/programs/fis/976732-echo/ ¡а (дата обращения: 07.08.2014).

18. Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х -начало ХХ в.). М., 1998.

19. Исторический вестн. 1885. Т. 22. № 12.

20. Исаев И. А. История государства и права России. М., 2009.

21. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л., 1984.

22. Борисов А. В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг. М., 2000.

23. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. СПб., 1996. Т. 1.

24. Полиция Российской Империи. СПб., 2005.

25. Российский государственный исторический архив. Ф. 1286. Оп. 40. Д. 4.

26. Былое. 1909. Вып. 9, 10.

27. Заварзин П.П. Работа тайной политической полиции. СПб., 1924.

28. Спиридович А.И. При царском режиме. СПб., 1926.

29. Жилинский В. Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти // Голос минувшего. 1917. Вып. 9.

30. Васьковская Е.В. Гласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005.

9. The Tale of Bygone Years: transl. from old Russian by D.S. Lihachev, O.V. Tvorogov. Moscow, 2012.

10. Russian legislation of the X-XX centuries: in 9 vol. / gen. ed. by O.I. Chistyakov. Moscow, 1984. Vol. 1.

11. Golubev A.A. Detective order. Community life and justice (documents of the Moscow archive of the Ministry of Justice). Moscow, 1884.

12. Shalfeev N. About the Regulations of Robbery order. St. Petersburg, 1868.

13. Cheglokov P. About the judiciary in Russia from the founding of the state until the accession to the throne Alexei Mikhailovich. Kazan, 1855.

14. Yusupov A. Materials for the history of the city police in Russia from ancient times to the reign of the Empress Catherine II. St. Petersburg, 1852.

15. Vlasov V.I., Goncharov N.F. Organization of wanted criminals in Russia in IX-XX centuries (historical-legal research): in 2 parts. Domodedovo, 1997. Pt. 1.

16. Gurlyand I.Ya. The order of the great sovereign secret affairs. Yaroslavl, 1902.

17. Official website of radio «Echo of Moscow». URL: http://echo.msk.ru/programs/fis/976732-echo/ja (date of access: 07.08.2014).

18. Elinsky V.I., Isakov V.M. Formation and development of criminal investigation in Russia (X -beginning of XX centuries). Moscow, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Historical bull. 1885. Vol. 22. № 12.

20. Isaev I.A. History of state and law of Russia. Moscow, 2009.

21. Krylov I.F., Bastrykin A.I. Search, inquiry, investigation. Leningrad, 1984.

22. Borisov A. V. Ministry of the Interior and Ministry of the Police of Russia. 1802-1917. Moscow, 2000.

23. Foinitsky I.Ya. Course of criminal proceedings: in 2 vol. St. Petersburg, 1996. Vol.1.

24. The Police of the Russian Empire. St. Petersburg, 2005.

25. The Russian state historical archive. F. 1286. Op. 40. D. 4.

26. The past. 1909. Iss. 9, 10.

27. Zavarzin P.P. The work of the secret political police. St. Petersburg, 1924.

28. Spiridovich A.I. Under the tsarist regime. St. Petersburg, 1926.

29. Zhilinsky V.B. Organization and life of the secret police during the tsarist authorities // Voice of the past. 1917. Vol. 9.

30. Vaskovskaya E.V. The open assistance of the citizens to the bodies implementing operative-search activity: diss. ... Master of Law. Krasnoyarsk, 2005.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.