Научная статья на тему 'Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений'

Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефьев Александр Юрьевич

В статье показана преемственность предупредительных форм и методов деятельности сыскных органов царской и советской России. Изучено развитие оперативно-профилактической работы по защите экономики в межвоенный период, годы Великой Отечественной войны, послевоенное десятилетие. Исследован позитивный опыт в области оперативно-розыскного предупреждения преступлений на этапах экономического подъема, стагнации и распада СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арефьев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of operative prevention of economic crimes

Thearticleconsidersthesuccession of preventive forms and methods of operative detective bodies in tsar and Soviet Russia. The author has investigated the development of operative-preventive activity to defend economics in the interwar period, during the Great Patriotic war and the post-war decade. Positive experience of operative-detective prevention of crimes on the stages of economic rise, stagnation and collapse of the USSR has been investigated.

Текст научной работы на тему «Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений»

жизненное лишение свободы или смертная казнь, но помимо этого его деяние отягчено и другими обстоятельствами, указанными в ст. 63 УК РФ.

В таком случае соглашение между сторонами тоже может быть заключено, и суд должен исходить из нормы ч. 4 ст. 62 УК РФ, а именно: срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Хотя окончательное решение суда по поводу меры ответственности не связано этим предписанием. Суд в этом случае также должен руководствоваться ч. 5 ст. 3177 УПК РФ, в соответствии с которой и полное освобождение от отбывания наказания не исключено.

Таким образом, никаких ограничений уголовно-правового характера на применение института, предусмотренного гл. 40.1 УПКРФ, не существует. Эта процедура распространяется на все без исключения преступления. Любой обвиняемый, в том числе и обвиняемый в совершении преступления, за которое предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, может предлагать стороне обвинения заключить согла-

шение о сотрудничестве. Это предложение может быть принято, и в результате его успешной реализации по решению суда обвиняемый может быть освобожден от отбывания наказания. Никакими формальными ограничениями уголовноправового или уголовно-процессуального характера суд при принятии окончательного решения по делу, по которому было заключено соглашение о сотрудничестве, не связан.

Вывод будет такой. Мы не разделяем мнения, что механизм, предусмотренный гл. 40.1 УПК РФ, нерабочий. Рабочий, надо только правильно истолковывать смысл закона. Конечно, опасность совершения на практике ошибок (в том числе умышленных) существует, но это не должно испортить того главного позитивного, что есть в этой процедуре. За этот позитив, что есть в новом институте, и надо бороться.

Примечания

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации» от 29 июня 2009 года № 141-ФЗ // Российская газета. — 2009. — 3 июля.

А.Ю.Арефьев

Арефьев Александр Юрьевич — доцент кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: arefevnamvdrf@yandex.ru

Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений

В статье показана преемственность предупредительных форм и методов деятельности сыскных органов царской и советской России. Изучено развитие оперативно-профилактической работы по защите экономики в межвоенный период, годы Великой Отечественной войны, послевоенное десятилетие. Исследован позитивный опыт в области оперативно-розыскного предупреждения преступлений на этапах экономического подъема, стагнации и распада СССР.

The article considers the succession of preventive forms and methods of operative detective bodies in tsar and Soviet Russia. The author has investigated the development of operative-preventive activity to defend economics in the interwar period, during the Great Patriotic war and the post-war decade. Positive experience of operative-detective prevention of crimes on the stages of economic rise, stagnation and collapse of the USSR has been investigated.

Предупредительная деятельность с использованием сыскных (гласных и негласных) методов имеет более чем вековую историю. Необходимо подчеркнуть, что законодательное регулирование деятельности полицейскихорганов России по предупреждению и пресечению преступлений развивалось параллельно с формированием и становлением полиции.

Известно, что крупным шагом в нормативноправовом закреплении оперативно-розыскного предупреждения стала «Инструкция членам сыскных отделений» от 9 августа 1910 года, установившая, что сыскные отделения «имеют целью своей деятельности негласное расследование и производство дознаний в видах предупреждения, уст-

Арефьев А.Ю. Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений

>5

I

і

0 Ф &

1

О

0

1

8

со

§

I

I

§

&

о

£

О

2

со

о

О.

0

1 со

£

сз

о.

ф

с

о

3

52

о

5

со

ш

•О-

ш

о.

ч

ранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера»1.

Инструкция ликвидировала территориальный принцип работы сыщиков, запретив их распределение по участкам города. В основу работы сотрудников сыскных подразделений был положен принцип специализации. Так, в § 56 данной Инструкции излагалось, что «наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью заключается в специализации как общих мер розыска, так и розыскной деятельности членов сыскных отделений по главным родам преступлений». Устанавливался учет преступлений по трем категориям, в одну из которых входили мошенничество, подлог, обман, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, афе-ризм разного рода, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В соответствии с этим личный состав отделения (где это было возможно по количеству чиновников) распределялся на группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной категории преступлений2.

На основании § 58 Инструкции 1910 года основными методами работы сыщиков являлись: «наблюдение, расспросы, справки без допросов в официальном тоне и с дописыванием необходимых сведений не на виду у посторонних». Кроме того, члены сыскных отделений могли внедряться в преступные сообщества или «входить в доверие к преступникам под вымышленными данными».

Наравне с указанным, особо подчеркивает Е.Г. Юдин, основным средством предупреждения и раскрытия преступлений, применяемым уголовной полицией, была внутренняя агентура, в которой имелись агенты, получавшие постоянное жалование, осведомители, получавшие разовые вознаграждения, агенты-штучники, иногда, а возможно и один раз в жизни дававшие оперативную информацию, содержатели конспиративных квартир3.

Цитируемые историки полицейских структур неоднократно сообщают, что в период, предшествовавший Февральской революции, в деятельности по предупреждению, устранению,разоблачению и преследованию преступных деяний широко практиковались облавы. Эффективности подобных мероприятий способствовала, выражаясь современным научным языком, информационноаналитическая работа. Так, предварительно изучались донесения агентурного аппарата, отчеты надзирателей сыскной полиции, чиновников особых поручений уголовного сыска. Специальный чиновник-чертежник вычерчивал кривые по видам преступлений и по каждому району, а затем составлял общую картограмму, используемую при инструкциях нижним чинам.

День и час облавы сохранялся в строжайшей тайне. Это было особенно трудно, поскольку в опе-

рации принимали участие свыше тысячи полицейских. За несколько дней до облавы личный состав сыскной полиции получал приказ о сборе для ознакомления с новыми циркулярами или получения указаний по очередному сложному делу. Собравшимся объявлялось об облаве, после чего запрещалось не только выходить из помещения, но и разговаривать по телефону. Городовые, околоточные, приставы и их помощники строем прибывали к исходным пунктам и получали подробные инструкции от сыскной полиции. Отряды следовали шагом до определенного места, затем переходили на бег и молниеносно оцепляли намеченный район, квартал или группу домов, подлежащих осмотру4.

В ходе Февральской революции, несмотря на почти полное уничтожение сыскных отделений царской полиции и отрицательное отношение в ряде мест к возобновлению их деятельности, разгул уголовной преступности заставил Временное правительство заняться созданием органов сыска. Правительство считало необходимым сохранить некоторые структурные звенья старой полиции и жандармерии — сыскное отделение, политическую разведку при МВД, осведомительский стол при столичном градоначальнике и другие5.

После Октябрьской революции большевики, уничтожившие практически полностью весь государственный аппарат, объективно не смогли обойтись без специалистов уголовного сыска и широко привлекали их к сотрудничеству.

Таким образом, несмотря на политические противоречия, соблюдалась преемственность методов и форм работы органов сыска дореволюционной полиции и только начинающих свою историю сыскных аппаратов советской России.

Кпримеру, из рассматриваемых Курской губернской ЧК в 1918 году дел несомненный интерес вызывает дело о легализации спекулянтов при фабрикации постного сахара. С разрешения Совнархоза, Губпродкома в Курске открылось пять кондитерских фабрик, вырабатывающих постный сахар. Эти предприятия функционировали вполне легально, их владельцы (Гуревич, Легостаев, Эсперанс) имели документы на право выработки и приобретения сахара у частных лиц по твердым ценам. Фактически же сахар покупался на государственном заводе в поселке Пены и лишь маленькая толика у частных лиц. Выделенный израфина-да постный сахар поднимался в цене в двадцать и более раз и поступал на рынки губернии. Сотрудники губернской ЧК конфисковали 1500 пудов сахара и закрыли все фабрики6.

В декабре 1919 года Центророзыском НКВД издана «Инструкция для уголовно-розыскных аппаратов», которая определяла их основные обязанности, обращая главное внимание на предупреждение и своевременное раскрытие уже совершенных преступлений.

По совместному решению Наркомюста и НКВД в апреле 1920 года было проведено слияние уго-

ловного розыска и следствия. Вскоре НКВД издал «Положение о следственно-розыскной милиции», в котором определил ее задачи: «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых преступлений и дальнейшее направление произведенных расследований»7.

Различные формы контроля, сама деятельность правоприменительных органов в 20-е годы явно не успевали за ростом зарегистрированной преступности. По мнению круга исследователей, проблема профилактики, широкого вовлечения населения в борьбу с правонарушениями оставалась не тронутой вообще8.

Однако Инструкцией СНКРСФСР от 4июля 1921 года «О предупредительных мерах борьбы с хищениями» (п.12) предусматривалось, что в конторе каждого предприятия должна вестись книга протоколов о хищениях. При записях о хищениях должно быть отмечено: «какое именно и в каком размере произведено хищение, обстоятельства, при которых хищение произошло, время, когда оно произошло, и поименный список обнаруженных виновников хищения, какие меры приняты против виновных, а при необнаружении последних, что предпринято для расследования дела, а также, что сделано для предупреждения таковых вещей в будущем». Пунктом 15 данной Инструкции предписывалось: «На предприятиях, где хищения приняли хронический характер и всякие предупредительные меры оказались недействительными, производится наличный осмотр рабочих и служащих, вводимый в порядке... положения об осмотрах и обысках»9.

П.П. Михайленко констатирует, что в соответствии с Положением о Народном комиссариате внутренних дел УССР от 20 сентября 1924 года в числе иных задач на подотдел уголовного розыска республики возлагались:

— выработка и преподавание местным органам методов борьбы с уголовной преступностью;

— централизация материалов по борьбе с фальшивомонетчиками и иными особо важными преступниками, разработка плана систематизированной борьбы с ними, а равно и осуществление этой борьбы10.

Согласно исследованию Н.А. Колоколова и В.В. Максимовой контрреволюционныхпреступле-ний в Курской губернии Советской России в 1924 году было зарегистрировано 63, в 1925 году — 57, преступлений против порядка управления соответственно 511 и 420, хозяйственных — 163 и 87, против жизни — 1370 и 1384. И только среди должностных отмечается рост: в 1923 году — 1285, в 1924 году — 1600, в 1925 году — 3846 преступлений.

При таком соотношении видов преступлений, отмечают указанные авторы, центр тяжести был смещен в сторону борьбы с должностной преступностью. В частности, этой проблеме было посвящено специальное совещание с привлечением хозяйственников и управленцев, которое в числе иного постановило:

— регулярно публиковать в печати заметки о привлечении конкретных растратчиков к ответственности;

— увеличить количество ревизий со стороны Рабоче-крестьянской инспекции;

— ужесточить судебные репрессии при вынесении приговоров, отказавшись от применения к растратчикам досрочного освобождения;

— усилить в неблагополучных местностях осведомительную работу11.

Подобная ситуация в середине 20-х годов сложилась и в Советской Украине. Например, в Циркуляре № 142 Наркомюста УССР от 30 сентября 1925 года «О порядке рассмотрения дел о растратах и присвоениях» указывалось:

— дела о присвоениях и растратах хозяйственных либо профессиональных и иных общественных ценностей вести во внеочередном порядке;

— судебное заседание ставить вне очереди, широко и показательно, привлекая на них в качестве общественных обвинителей представителей партийных, советских и профессиональных организаций;

— широко освещать в местной прессе, резко обнажая причины и следствия данных общественно опасных деяний12.

На рубеже 20—30-х годов оформилась уголовно-розыскная специализация по борьбе с отдельными видами преступлений. Повсеместно в подразделениях уголовного розыска создаются группы по пресечению и раскрытию мошенничества, хозяйственных, должностных преступлений и других видов преступных посягательств.

Необходимо указать на то обстоятельство, что с начала 30-х годов в союзном НКВД существовала практика совместного использования «агентурно-оперативной сети» органов госбезопасности и уголовного розыска для «подавления уголовщины». В феврале 1936 года НКВД СССР было вынесено распоряжение о недопустимости объединения агентуры УГРО с агентурой УГБ, имевшего довольно широкое применение. Однако, как подчеркивают историки МВД, подобная практика использования осведомителей (информаторов) для освещения политической и хозяйственной обстановки не прекратилась, хотя ведомственные нормативные документы и осуждали ее13.

Массовые хищения, спекуляция, должностные и хозяйственные преступления поставили на повестку дня вопрос о создании специальных подразделений, наделенных широкими оперативными и следственными полномочиями. В связи с этим 16 марта 1937 года в составе ГУРКМ НКВД СССР организовывается Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), вместо упраздненного экономического отдела Главного управления госбезопасности. Соответственно решению, аппараты БХСС учреждались и в местных органах общей милиции.

Следует подчеркнуть, что штаты создаваемых ОБХСС УРКМ содержались в основном за счет ГУГБ

Арефьев А.Ю. Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений

>5

I

і

0 Ф &

1

О

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

со

§

I

I

§

&

о

£

О

2

со

о

О.

0

1 со

£

сз

о.

ф

с

о

3

52

о

5

со

ш

•О-

ш

о.

ч

НКВД. Основной кадровый состав их подразделений также формировался из сотрудников государственной безопасности,которые привнесли в работу аппаратов БХСС апробированные формы и методы собственной деятельности.

Интересен тот факт, что в штатах отдела по борьбе с хищениями соцсобственности и спекуляцией УРКМ Ленинградской области на 1 сентября 1937 года насчитывалось 155 сотрудников. Отдел состоял из 5 отделений, как нам представляется, отражающих реалии преступности исследуемого периода: по борьбе с хищениями в государственной и кооперативной торговле, со спекуляцией, с хищениями в промысловых инвалидных кооперативах, в сберкассах, с фальшивомонетничеством, с хищениями в заготовительныхорганах, по реализации материалов УГБ.

В связи с организацией летом 1938 года девятых отделов НКВД (УНКВД), в функции которых входило оперативное освещение объектов, находящихся в обслуживании РКМ, им ОБХСС передавались материалы (литерные дела, агентурные разработки, формуляры) и агентурно-осведомительные сети по освещению госторговли, кооперации, заготовительныхорганов и сберкасс14.

Любопытно, что в сентябре 1938 года в соответствии с решением Правительства Главное управление мер и весов НКВД было ликвидировано и его функции переданы в торговое ведомство. Однако секретная «Инструкция по надзору за изменением в торговле правильных и имеющих установленные клейма весов, гирь, емкостей, метров», объявленная приказом НКВДСССР от 26 мая 1940 года, обязала органы милиции подготавливать и осуществлять различные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение фактов обмеривания и обвешивания в торговле и общественном питании15.

Перед самой войной в связи с упразднением экономических отделов НКВД на аппараты БХСС была возложена обязанность вести борьбу с валютчиками и контрабандистами.

С началом Великой Отечественной войны в городах, переведенных на военное положение, было введено круглосуточное патрулирование. Кроме того, на дорогах, ведущих к городам, и на их окраинах устанавливались милицейские заставы. Лица, нарушавшие установленные правила торговли, занимавшиеся спекуляцией, скупкой промтоваров в целях создания запасов, а также замеченные в хищениях, рассматривались какопасные преступники и предавались суду военного трибунала по законам военного времени.

К сожалению, в условиях войны милиция лишилась значительной части своих помощников — участников бригад содействия, сельских исполнителей, агентов и осведомителей, ушедших в армию. Война повлияла на методы, способы преступной деятельности, предметы преступлений и т. п. В.В. Тимофеев обоснованно считает, что до войны целью преступников были в основном деньги, а в

военных условиях, когда стоимость денежной массы уменьшилась, основным предметом хищений стали продовольствие, вещи и продуктовые карточки. Не случайно в те годы была усилена уголовная ответственность за спекуляцию16.

Достаточно известны факты о том, что для предупреждения хищений на предприятиях и в учреждениях устанавливался строгий порядок сдачи сотрудниками верхней одежды в специальные гардеробы, ограничивался доступ в места хранения материальных ценностей, которые оборудовались спецсигнализацией.

Историки отечественной милиции сообщают, что на разрушенные объекты торговли, склады, базы высылались сотрудники БХСС. Они следили за тем, чтобы оставшееся имущество и ценности полностью были учтены, оприходованы и сданы по назначению; предотвращали уничтожение и изъятие преступниками денежных документов; контролировали правильное списание по актам уничтоженного, поврежденного и приведенного в негодность имущества. Милиция пресекала всякие попытки расхитителей и растратчиков использовать разрушения и пожары, чтобы замести следы своей преступной деятельности17.

Интересно, что агентурная сеть в 40-е годы состояла из временных информаторов, осведомителей, работавших на постоянной основе, агентов, получавших денежное содержание, и резидентов, руководивших деятельностью нескольких осведомителей. С середины 1943 года впервые в советской истории была разрешена вербовка осведомителей с 15-летнего возраста по целевому назначению и на основе компрометирующего материала.

В военные годы распространилось использование негласного состава органов милиции. К нему относились работающие в оперативном отделе Управления милиции разведчики-специалисты, ведущие наружное наблюдение, и установщики, выполняющие установочные задания, то есть изучающие окружение подозреваемых.

Существенным обстоятельством является то, что в 1944 году агентурно-осведомительная сеть по линии БХСС в СССР насчитывала 218257 человек, а уже в 1945 году — 262 882 человека.

Оперативно-розыскная ситуация в сфере экономической преступности 40-х годов позволяет определить ее основные черты:

1) субъектами преступлений выступали, как правило, организованные преступные группы и шайки;

2) наличие широких, разветвленных и глубоко законспирированных связей в промышленности, торговле, банковской сфере;

3) основными путями осуществления преступной экспансии выступали: хищения в промышленности и сельском хозяйстве; растраты; спекуляция; изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговля им в виде промысла; обвешивание и обмеривание покупателей; фальшивомонет-

ничество; учреждение и деятельность лжекоопе-ративов и т. п.

Основными способами хищений в промышленности в эти годы являлись: неправильная отбраковка, использование недостатков внутриведомственного и складского учетов, составление бестоварных документов на потребителя, создание излишков путем недогрузки потребителю и другие.

Ситуация обязывала к тому, что к началу 50-х годов в составе территориальныхОБХСС имелось

5 отделений, ведущих работу по группам однородных объектов народного хозяйства: по борьбе с хищениями в госторговле и потребительской кооперации, со спекуляцией, с хищениями и взяточничеством в промкооперации, кооперативах инвалидов, местной, легкой промышленности и снаб-женческо-сбытовыхорганизациях других отраслей промышленности, по борьбе с хищениями на предприятиях пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности, на сельхозобъектах и в заготовительных органах, а также в финансовых органах, органахсвязи,здравоохранения и прочихорга-низациях. Дополнительно были созданы группы по борьбе с фальшивомонетничеством.

На рубеже 50—60-х годов на фоне партийно-потитических мероприятий и директив (XIII съезд ВЛКСМ, XXIII съезд КПСС, Постановление ЦККПСС и Совнаркома СССР от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» и др.) проводилась линия по созданию специализированных ДНД по предупреждению и пресечению различного рода преступлений. Так, в начале 60-х годов в Вологодской области действовало около 40 спецгрупп дружинников по линии БХСС.

В конце 60-х годов в некоторых управлениях внутренних дел апробировались подразделения оперативно-розыскной информации. С начала 70-х годов усовершенствованные системы оперативно-розыскной информации активно применялись в большинстве МВД, УВД союзного государства.

В начале 70-х годов к числу наиболее значимых изменений в организации работы следует отнести внедрение в практику аппаратов БХСС метода оперативно-экономического анализа различных сторон хозяйственной деятельности предприятий.

Эффективной формой предупреждения конкретных видов преступлений стали специально планируемые комплексные операции.

В течение десятилетия (1966—1975) произошли существенные изменения в организации профилактической работы. Аппараты БХСС стали уделять больше внимания выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. За эти годы ими было подготовлено и направлено в адрес компетентных должностных лиц и общественных организаций более 700 тыс. информаций и представлений. По многим из них были приняты решения, существенно

изменившие сложившиеся порядок и практику организационно-хозяйственной деятельности на ряде объектов и в некоторых отраслях экономики страны и тем самым закрывшие каналы хищений и иных злоупотреблений18.

В 80-х годах и вплоть до распада СССР аппараты БХСС проводили комплексные операции по сохранности социалистического имущества в отраслях народного хозяйства. Одной из таких операций стала одновременная комплексная проверка предприятий общественного питания, итоги которой позволили разработать и осуществить ряд организационно-экономических мероприятий, направленных на улучшение деятельности одной из важных отраслей народного хозяйства. Подобного рода операции были проведены в сельском хозяйстве, строительстве, торговле,на предприятиях цветной металлургии, автомобильной промышленности.

В теории и практике ОРД 80—90-х годов прошедшего века подтверждена особенность, состоящая в том, что с помощью негласных оператив-но-розыскныхсил и средств предоставляется уникальная возможность наблюдать криминальные процессы и явления (методом «включенного наблюдения»), постоянно следить за изменениями в криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых криминогенных процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения и т. д.

Подобная возможность воспринята и продуктивно используется оперативно-розыскной теорией и практикой начала XXI века.

Примечания

1. Цит. по: Кодан С.В. Полицейское законодательство Российской империи. Развитие, становление, систематизация. Вторая половина XVII — первая половина XIX вв. Очерки / С.В. Кодан, И.Ю. Поляков. — Екатеринбург, 2000. — С. 84.

2. См.: Юдин Е.Г. Организационно-правовые основы развития уголовного сыска в системе МВД России в 1866—1917 гг.: Монография. — Владимир, 2001. — С. 105.

3. См. там же. — С. 108.

4. См.: Кошко А.Ф. Уголовный мир царской России. От Александра III до Февральской Революции. — М., 2006. — С. 15.

5. См.: Костин В.И. История Российской милиции: Учебное пособие. — Н. Новгород, 1997. — С. 5.

6. См.: Колоколов Н.А. Правоохранительная и судебная системы Курской губернии (1917—1928 гг.): Монография / Н.А. Колоколов, В.В. Максимова. — М., 2005. — С. 93.

7. История Советской милиции: В 2 т. — М., 1977. — Т. 1. — С. 95.

8. См.: Министерство внутренних дел России: 1802—2002. Исторический очерк в 2-х томах / Под

Арефьев А.Ю. Истоки оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений

й

и

х

е

і

с

е

&

1

с

е

о

і

S

со

ия

Ї

е

общ. ред. В.П. Сальникова. — СПб., 2002. — Т. 2. — С. 182.

9. Борьба с преступностью в Украинской ССР: В 2 т. / Авт. очерка и сост. сб. документов П.П. Михайлен-ко. — Киев, 1966. — Т. 1: 1917—1925 гг. — С. 314.

10. См. там же. — С. 671.

11. См.: Колоколов Н.А. Указ. соч / Н.А. Колоколов, В.В. Максимова. — С. 136—137.

12. См.: Борьба с преступностью в Украинской ССР.. — С. 718.

13. См.: Министерство внутренних дел России 1802—2002... — С. 196—197.

14. См. там же. — С. 206.

15. См.: История советской милиции... — С. 19.

16. См.: Тимофеев В.В. Органы милиции Чувашии в годы Великой отечественной войны: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. — С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. См.: История советской милиции... — С. 69.

18. См. там же. — С. 272.

е

I

еду

&

O.A. Берзинь

о

£

с

ы

з

о

Q.

6

X

в

тив

а

р

е

С

о

ки

ток

с

в

е

ь

ф

е

р

A

Берзинь Ольга Александровна — заместитель начальника кафедры криминалистики Нижегородской академии

МВД России, доктор юридических наук, доцент

E-mail: olaberzin@gmail.com

Теоретико-методологические основы исследования организованных преступных формирований

В статье определена методология и методика

криминалистического исследования организованных преступных формирований (ОПФ), определен криминалистический аспект изучения ОПФ в качестве объекта и предмета криминалистического исследования. Указаны преимущества использования системного подхода для исследования организованных преступных формирований.

Criminalistic methodology and methods of organized crime groups (OCG) study are given in the article. A criminalistic aspect of OCG study is defined as its object and subject. Advantages of system approach to the problem in question are specified.

Об организованных преступных формированиях (ОПФ) как реальном явлении действительности в нашей стране заговорили в конце 80-х годов XX столетия1, когда органы предварительного следствия все чаще стали сталкиваться со сложными уголовными делами о преступлениях организованных преступных сообществ (ОПС)2.

С того времени борьба с ОПФ стала одной из приоритетных государственных задач не только на практическом, но и на научном уровне. Наука быстро среагировала на потребности государства, и в период с конца 1980-х годов до настоящего времени издано множество литературы по исследованию деятельности ОПФ. Несмотря на многочисленность литературных источников, приходится констатировать, что в нихсамостоятельные исследования именно преступных формирований встречались довольно редко. В основном организованные преступные структуры изучались в рамках такого явления, как организованная преступность. Впрочем, и в нихпуб-лицистика преобладала над научным анализом, а научный анализ в большей степени проводился с уголовно-правовых и криминологических позиций3.

Что же касается научно-криминалистических разработок проблем борьбы с ОПФ, то основы криминалистической теории организованной преступной деятельности были заложены в середине 90-х годов XX столетия4. Далее данная теория пополнялась и расширялась за счет расследования отдельных сторон организованной преступной деятельности, в основном применительно к отдельным ее видам. Тем не менее, приходится констатировать, что в криминалистике до сих пор отсутствуют не только ясные представления об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования организованных преступных структур, но и не сформирована криминалистическая концепция изучения процессов формирования ОПФ, руководства ими, способствующая разработке системы криминалистических средств и методов и, тем самым, повышению эффективности не только раскрытия, расследования и предупреждения организованной преступной деятельности, но и выявления лидеров преступных структур и привлечения их к уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.