Список использованной литературы:
1. Климова Т.Е, Юревич С.Н. Самообразование в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoobrazovanie-v-sisteme-povysheniya-kvaHfikatsii (дата обращения: 31.05.2021).
2. Ломаско П. С. Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности: /П.С. Ломаско [Текст]/ автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. педагогич. наук : 13.00.01 / Ломаско Павел Сергеевич [Место защиты: Краснояр. Гос ун-т]. - Красноярск, 2008. - 44 с.
3. Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 246-250.
4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ : от 04.12.2015, № 1426. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 25.06.2020). - Загл. с экрана.
© Золотарева Т.А., 2021
УДК 372.881.111.1
С.П. Касьянова
учитель МБОУ СОШ №24 г. Мытищи, Московская обл., РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается ролевая игра как разновидность игрового метода, соответствующая ведущим характеристикам активных методов обучения. Приводятся примеры ролевых игр, рассматриваются способы её подготовки, проведение и подведение итогов. Говорится о значении ролевой игры в процессе преподавания английского языка на уроках в средней школе.
Ключевые слова:
Ролевая игра, методы обучения, возрастные особенности участников, технология проведения.
Использование игрового метода и, в частности, ролевой игры, на уроках английского языка в средней школе становится все более популярным, так как это активный метод обучения, помогающий поддерживать интерес у детей к изучению какой - либо темы, одновременно обучающий и воспитывающий, помогающий ребёнку в самовыражении. В игре в условиях ситуаций воссоздаётся и усваивается общественный опыт.
Ролевая игра является разновидностью игрового метода, это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создавая при этом ситуации реального общения.
Ролевая игра решает несколько задач, основной из которых является усвоение нового материала, также это развитие творческих способностей, выработка коммуникативных навыков, формирование общеучебных умений.
Структура ролевой игры включает в себя несколько компонентов, таких как: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, через которые роли реализуются; замещение реальных вещей и предметов игровыми, условными, т.е. игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими (в процессе ролевой игры моделируются реальные отношения между играющими, максимально приближенные к ситуации реального общения); сюжет (содержание ролевой игры).
Каковы же действия учителя при подготовке и проведении ролевой игры на уроке в классе? Ему необходимо подобрать необходимые ситуации - иллюстрации и ситуации - проблемы на конкретном материале. В ситуациях должна быть проблема, которую нужно решить, ситуация должна быть похожа на реальную жизнь. Учителю также нужно подготовить дидактический материал (методический комплект): карточки-задания для каждого ученика с подробной характеристикой ролей, написать краткий сюжет ролевой игры. Также нужно подобрать группы учащихся и распределить роли; поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения; продумать заранее возможные предполагаемые ответы и реплики; проявлять интерес и внимание во время проведения ролевой игры, проявлять позитивную и объективную реакцию на этапе обсуждения результатов игры.
Говоря о ролевой игре на уроке английского языка, необходимо выделить её следующие этапы: подготовка, что включает в себя составление сценария, плана, общее описание процедуры игры и особенности ролей, их распределение; этап инструктирования (объяснения), когда мы вводим обучающихся в игру, ориентируем их относительно выполняемых ролей и сюжета, режима работы, ставим проблему, которую нужно решить, формулируем цель, объясняем регламент и этику поведения; этап проведения ролевой игры; этап анализа и обобщения (обмен мнениями участников, самооценка, констатация результатов участниками и педагогом.
Приведём пример ситуации учебного общения для проведения ролевой игры. Тема: «Проезд на транспорте». Ситуации для учебного речевого проигрывания: оплата проезда в транспорте в нашей стране и за рубежом, ответы на вопросы о месте назначения, расспросы пассажиров о нужной остановке, поиск потерянной вещи, оказание помощи в ориентировке в городских маршрутах, правилах проезда в транспорте, покупка билета. Речевые роли: водитель, пассажир, пассажиры в транспорте, покупатель, кассир.
Характерными признаками ролевой игры являются: имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную обстановку, где учащиеся предстают как носители конкретных социальных и профессиональных ролей; наличие ситуаций и типов взаимодействия, позволяющих совмещать обучение иностранному языку с ситуациями общения в жизни; проблемный характер ситуаций и их повторяемость. Иностранный язык при этом выступает как инструмент общения между учениками и служит для решения ситуационных ролевых задач.
Также необходимо отметить, что учителю необходимо учитывать возраст участников ролевой игры, проводимой на уроке. Для младших школьников характерна высокая двигательная активность, для привлечения их внимания важна визуализация (наглядность). Старшим школьникам важно иметь возможность в ходе ролевой игры показать свои способности, проявить свои лидерские качества, выразить свою точку зрения.
В целом, ролевая игра соответствует ведущим характеристикам активных методов обучения и формирует у школьников сознание принадлежности ее участников к коллективу, развивают логическое мышление, способность к поиску ответов, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе использования ролевых игр приобретаются новые умения и навыки.
Список использованной литературы:
1. Васильева И.Б., Шафоростова В.М. Создание и проведение ролевых игр на английском языке. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. - 2005.
2. Гробовенко С.В. использование ролевых игр на уроках английского языка // Первое сентября. - 2014. -№ 6. - С. 37 - 41.
3. Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - № 6. - 2006.
4. Игнатович М.И. Ролевая игра в обучении иностранному языку в средней школе // Образовательные технологии. - 2013. - № 4. - С. 21-25.
5. Ильченко С.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. - М.: Издательство Институт Общегуманитарных исследований. - 2003.
6. Козлов С.В. Обучение иноязычной лексике учащихся на основе ролевых игр проблемной
направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - 2012. - Т. 1. № 3. - С. 229-233.
7. Муминова М.Л. Ролевая игра как один из способов обучения практическому владению английским языком // Первое сентября. -2015. - № 6. С. 40 - 43.
8. Тохтиева Э.А. Влияние ролевых игр на усвоение лексического материала // European Social Science Journal. - 2015. - № 4. - С. 176-181.
9. Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . - М.: ЦГЛ, 2004 10.Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 2000.
© Касьянова С.П., 2021
Лебедева А.Ю.
Магистрант С(А)ФУ ВШИТиАС, г. Архангельск, РФ
«УСЛОВНО-ОПАСНЫЕ» РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ У УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье проводится обоснование необходимости создания обучающих ресурсов для поддержки изучения основ кибербезопасности в основной школе. Описаны виды и способы создания «условно-опасных» ресурсов, а также преимущества применения их в образовательном процессе.
Ключевые слова
Кибербезопасность, киберпространство, киберугроза, электронные образовательные ресурсы,
Информационные технологии развиваются с высокой скоростью, тем самым увеличивая свое влияние на жизнь человека. В наше время нет ни одной сферы деятельности, где не использовались бы современные компьютерные технологий и глобальная сеть Интернет. Киберпространство дает детям и подросткам доступ к разнообразным материалам, сервисам и развлечениям.
Основное достоинство киберпространства, состоит в том, что дети обретают возможность впитывать в себя массу поучительной информации, а также проявить свои способности в онлайн олимпиадах и конкурсах. Помимо этого, виртуальная среда способствует знакомству и общению с друзьями в социальных сетях, а это немаловажный фактор для современного подростка.
Несмотря на это существует негативное влияние инновационных технологий и сети Интернет, поскольку электронные информационные ресурсы зачастую представляют собой неотфильтрованную информацию и несут большую угрозу для современного школьника. Важно развить у учащихся необходимые умения и навыки, которые в будущем обеспечат безопасность в информационной среде.
Для формирования основных образовательных целей актуальность в образовательной среде приобретают инновационные формы, которые пришли на смену традиционным средствам обучения. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования предусматривают реализацию ряда дидактических возможностей средств ИКТ, нацеленных на повышение эффективности образования [1].
В современной школе особую актуальность приобретают электронные образовательные ресурсы, которые пришли на смену традиционным средствам обучения.
На сегодняшний день существует множество обучающих интернет-ресурсов, направленных на обучение современных школьников основам кибербезопасности. Они раскрывают характеристику понятий