Подъем со
спины разгибом («лягскач»)
Кувырок вперед лётом («каскад в длину с места»)
Волна всем
туловищем на
полу
V
Рисунок 2 - Элементы циркового жанра, направленные на развитие координационных способностей акробатов
Таким образом, применение упражнений цирковой акробатики в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся видами спортивной акробатики (женские, мужские и смешанные пары, мужские и женские группы), помогут лучше развить координационные способности занимающихся, для усложнения и разнообразия отдельных элементов и связок выполняемых в условиях соревнований. Список использованной литературы:
1. Баринов, В.А. Цирк в эмоциях / В.А. Баринов. - Москва: ЛКИ, 2010. - 12 с.
2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: учебное пособие / Ю.К. Гавердовский. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 512 с.
3. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов. Гимнастика: курс лекций / Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк, Г.М. Свистун и др. Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2014. - 150 с.
4. Коркин, В.П. Акробатика: каноны терминологии / В.П. Коркин, В.И. Аракчеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1989. - С. 18-27.
5. Теория и методика избранного вида спорта (гимнастика): курс лекций / Н.Н. Пилюк, Г.М. Свистун, Н.В. Береславская и др. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2015. - Часть 2. - 163 с.
© Гребеник М.В., 2021
УДК -37
Золотарева Т.А.
Магистрант С(А)ФУ ВШИТиАС, г. Архангельск, РФ
КОНКУРС «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ» КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В России каждый год растёт количество законопроектов, направленных на защиту детей в области
кибербезопасности. Большую часть своего времени дети проводят в стенах школы. Поэтому в процессе обучения школьников важно сформировать навыки безопасного поведения в сети Интернет. Обладая данными навыками, ребёнок сможет самостоятельно оценить ситуацию, возникшую при использовании Интернета и предпринять действия, направленные на защиту собственной кибербезопасности. Следовательно, возникает вопрос о компетентности педагогов в данной отрасли. Анализ существующих ФГОС ВПО показал отсутствие дисциплин и требований к уровню сформированности компетенции в области кибербезопасности. Для решения данной проблемы на базе С(А)ФУ проводится конкурс «Кибербезопасность в образовании» для студентов педагогических направлений подготовки как средство построения самообразовательной траектории.
Ключевые слова: кибербезопасность, киберпространство, самообразование, компетенция в области кибербезопасности
Введение. Актуальность обеспечения безопасности школьников в интернет пространстве отражается в ряде законодательных документов. Возникает необходимость обучения детей вопросам кибербезопасности и формированию навыков безопасного поведения в сети Интернет. Следовательно, встает вопрос о компетентности педагогов в данной области. Нами были проанализированы программы обучения по направлениям «Педагогическое образование» (направления подготовки: 44.03.01, 44.03.02, 44.03.05, 44.04.01) Среди изучаемых дисциплин отсутствуют дисциплины, направленные на изучение основ в области кибербезопасности. А также анализ ФГОС ВПО показал, что требования к уровню сформированности компетенции в области кибербезопасности прописаны только для студентов технических специальностей.
Проблема исследования заключается в отсутствии четко сформулированных требований к выпускникам педагогических направлений подготовки для обеспечения и формирования знаний в области кибербезопасности, не разработаны эффективные методики и средства обучения основам кибербезопасности, а также нет инструментов для измерения уровня необходимых компетенций в области кибербезопасности для обучающихся не входящих в группу специальностей по информационной безопасности.
Разработкой и проектированием методических систем обучения для студентов вузов по защите информации и информационной безопасности, не входящих в технические специальности. занимались исследователи П. С. Ломаско, В.П. Поляков М.А. Аббисова и другие. В своих работах данная группа авторов сходится в результате решения проблемы - внедрение дисциплины «Информационная безопасность» (включая модуль кибербезопасность) в учебный курс. Внедрение новых модулей в учебные дисциплины студентов педагогических направлений подготовки достаточно проблематично и практически невозможно, в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Однако согласно ФГОС в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает возможность осуществлять самостоятельную деятельность учения. Одним из средств определения самообразовательной траектории студента является конкурс. Нами был проведен анализ уже существующих конкурсов по теме нашего исследования. Конкурсы, содержащие в названии слово «кибербезопасность» направлены только на технические специальности студентов ВУЗов. Конкурсы с формулировкой «информационная безопасность» и «Безопасность сети в Интернет» существует. Однако расширенный анализ положения конкурсов показал, что конкурсы направлены на учителей уже имеющий педагогический опыт.
Поэтому для решения данной проблемы был разработан и проведен дистанционный конкурс «Кибербезопасность в образовании» для студентов педагогических направлений подготовки на базе С(А)ФУ.
Результаты исследования.
Для описания критериев оценки конкурсных работ и проверки эффективности разработанного конкурса нам было необходимо уточнить определение понятия, структуру и уровни сформированности компетенции в области кибербезопасности для педагогических специальностей. Анализ учебно-[ 124 )-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» ISSN 2410-700X № 6 / 2021 -
методической литературы и современных исследования выявил отсутствие разработок по данной теме.
Опираясь на труды А.В. Хуторского, проект «WoridSküls Russia» и современные исследования в области формирования компетенций нами было раскрыто определение понятия «компетенция в области кибербезопасности» и описана структура данной компетенции. Компетенция в области кибербезопасности - это личностная способность педагога, выраженная в готовности обучать детей анализу, классификации, распознаванию и предотвращению угроз, исходящих из сети Интернет в различных ситуациях с целью защиты данных в цифровом виде. Данная компетенция входит в группу информационных компетенций по классификации А.В. Хуторского.
В 2020 и 2021 годах на базе Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем С(А)ФУ был организован дистанционный конкурс «Кибербезопасность в образовании» для студентов 1-5 курсов педагогических направлений подготовки. Конкурс проводился в дистанционном формате. Студентам было предложено принять участие в 4 номинациях:
- «Лучшее внеучебное занятие по кибербезопасности» (сценарий/конспект внеклассного занятия);
- «Лучший видеоролик "Киберпространство - в чем его опасность?"» (видеоролик);
- «Социальная реклама "Как ты можешь противостоять киберугрозе?"» (статья, иллюстрация дизайн-маке, видеозарисовка);
- «Лучший веб-квест по кибербезопасности» (веб-квест).
Для подтверждения эффективности разработанного конкурса были отобраны случайным образом результаты начального и конечного тестирования 20 студентов, участвующих в конкурсе. Начальное тестирование проходило на этапе регистрации участника, конечное на этапе загрузки конкурсной работы на сайт конкурса. Результаты тестирования представлены на «Рисунке 1».
Уровни сформированное™ компетенции участников конкурса "Кибербезопасность в образовании"
16 14 12 10 В В 4 2 О
■ До участия в конкурсе ■ После участия б конкурсе
Рисунок 1 - Уровни сформированности компетенции в области кибербезопасности участников конкурса
Экспериментальное подтверждение гипотезы было доказано в ходе обработки результатов педагогического эксперимента с помощью критерия Вилкоксона. Если Тмп меньше или равно Т , то
сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. В нашем случае Тмп < Т
(15,5<19)прир < 0,05 . Следовательно, гипотеза Н0 отвергается.
Полученный результат говорит о том, что принимается гипотеза Н1: организация и проведение конкурса «Кибербезопасность в образовании» значимо не влияет на уровень сформированности компетенции в области кибербезопасности студентов педагогических направлений подготовки. Заключение.
Организация конкурса «Кибербезопасность в образовании» для студентов педагогических направлений подготовки является эффективным решением проблемы исследования. Результаты конкурсных работ, а также рост количества участников из года в год говорит о том, что конкурс выступает отличным средством построения самообразовательной траектории студентов.
Список использованной литературы:
1. Климова Т.Е, Юревич С.Н. Самообразование в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoobrazovanie-v-sisteme-povysheniya-kvaHfikatsii (дата обращения: 31.05.2021).
2. Ломаско П. С. Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности: /П.С. Ломаско [Текст]/ автореф. дис.... на соиск. учен. степ. канд. педагогич. наук : 13.00.01 / Ломаско Павел Сергеевич [Место защиты: Краснояр. Гос ун-т]. - Красноярск, 2008. - 44 с.
3. Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 246-250.
4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ : от 04.12.2015, № 1426. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения : 25.06.2020). - Загл. с экрана.
© Золотарева Т.А., 2021
УДК 372.881.111.1
С.П. Касьянова
учитель МБОУ СОШ №24 г. Мытищи, Московская обл., РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В данной статье рассматривается ролевая игра как разновидность игрового метода, соответствующая ведущим характеристикам активных методов обучения. Приводятся примеры ролевых игр, рассматриваются способы её подготовки, проведение и подведение итогов. Говорится о значении ролевой игры в процессе преподавания английского языка на уроках в средней школе.
Ключевые слова:
Ролевая игра, методы обучения, возрастные особенности участников, технология проведения.
Использование игрового метода и, в частности, ролевой игры, на уроках английского языка в средней школе становится все более популярным, так как это активный метод обучения, помогающий поддерживать интерес у детей к изучению какой - либо темы, одновременно обучающий и воспитывающий, помогающий ребёнку в самовыражении. В игре в условиях ситуаций воссоздаётся и усваивается общественный опыт.
Ролевая игра является разновидностью игрового метода, это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создавая при этом ситуации реального общения.
Ролевая игра решает несколько задач, основной из которых является усвоение нового материала, также это развитие творческих способностей, выработка коммуникативных навыков, формирование общеучебных умений.
Структура ролевой игры включает в себя несколько компонентов, таких как: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, через которые роли реализуются; замещение реальных вещей и предметов игровыми, условными, т.е. игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими (в процессе ролевой игры моделируются реальные отношения между играющими, максимально приближенные к ситуации реального общения); сюжет (содержание ролевой игры).