Научная статья на тему '«УСЛОВНО-ОПАСНЫЕ» РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

«УСЛОВНО-ОПАСНЫЕ» РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕРУГРОЗА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева А.Ю.

В статье проводится обоснование необходимости создания обучающих ресурсов для поддержки изучения основ кибербезопасности в основной школе. Описаны виды и способы создания «условноопасных» ресурсов, а также преимущества применения их в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««УСЛОВНО-ОПАСНЫЕ» РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - 2012. - Т. 1. № 3. - С. 229-233.

7. Муминова М.Л. Ролевая игра как один из способов обучения практическому владению английским языком // Первое сентября. -2015. - № 6. С. 40 - 43.

8. Тохтиева Э.А. Влияние ролевых игр на усвоение лексического материала // European Social Science Journal. - 2015. - № 4. - С. 176-181.

9. Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . - М.: ЦГЛ, 2004 10.Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 2000.

© Касьянова С.П., 2021

Лебедева А.Ю.

Магистрант С(А)ФУ ВШИТиАС, г. Архангельск, РФ

«УСЛОВНО-ОПАСНЫЕ» РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ У УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье проводится обоснование необходимости создания обучающих ресурсов для поддержки изучения основ кибербезопасности в основной школе. Описаны виды и способы создания «условно-опасных» ресурсов, а также преимущества применения их в образовательном процессе.

Ключевые слова

Кибербезопасность, киберпространство, киберугроза, электронные образовательные ресурсы,

Информационные технологии развиваются с высокой скоростью, тем самым увеличивая свое влияние на жизнь человека. В наше время нет ни одной сферы деятельности, где не использовались бы современные компьютерные технологий и глобальная сеть Интернет. Киберпространство дает детям и подросткам доступ к разнообразным материалам, сервисам и развлечениям.

Основное достоинство киберпространства, состоит в том, что дети обретают возможность впитывать в себя массу поучительной информации, а также проявить свои способности в онлайн олимпиадах и конкурсах. Помимо этого, виртуальная среда способствует знакомству и общению с друзьями в социальных сетях, а это немаловажный фактор для современного подростка.

Несмотря на это существует негативное влияние инновационных технологий и сети Интернет, поскольку электронные информационные ресурсы зачастую представляют собой неотфильтрованную информацию и несут большую угрозу для современного школьника. Важно развить у учащихся необходимые умения и навыки, которые в будущем обеспечат безопасность в информационной среде.

Для формирования основных образовательных целей актуальность в образовательной среде приобретают инновационные формы, которые пришли на смену традиционным средствам обучения. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования предусматривают реализацию ряда дидактических возможностей средств ИКТ, нацеленных на повышение эффективности образования [1].

В современной школе особую актуальность приобретают электронные образовательные ресурсы, которые пришли на смену традиционным средствам обучения.

На сегодняшний день существует множество обучающих интернет-ресурсов, направленных на обучение современных школьников основам кибербезопасности. Они раскрывают характеристику понятий

кибербезопасности, но не вовлекают учащихся в практическую деятельность.

Цель исследования состоит в разработке электронных обучающих средств, которые поспособствуют формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения в киберпространстве у учащихся основной школы.

В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание. Данные вопросы нашли отражение в научных статьях.

В статье [3] рассматриваются вопросы связанные с безопасностью использования информационных технологий и сети Интернет современными школьниками. Авторы описывают опасные онлайн-риски, которые могут привести к ряду серьёзных последствий. Например, в статье акцентируется внимание на наличие в глобальной сети неформальных террористических групп, которые доводят детей до суицида, а также сайты с пропагандой запрещенных наркотических веществ. Проанализированы меры по обеспечению безопасности в киберпространстве, которые реализовываются на законодательном уровне. Например, в Российской Федерации Указом Президента в 2016 году была утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», в которой решается вопрос о внедрение основ информационной безопасности в образовательный процесс.

В статье проанализирован ряд существующих мер, которые могут поспособствовать снижению риска в глобально сети, например программы для блокировки рекламы и опасных сайтов. Помимо этого, на сайтах общеобразовательных учреждений можно найти информацию о правилах кибербезопасности. Показано, что данные информационные ресурсы носят только инструктивный характер, и не формируют практический опыт. Авторы полагают разработать коллекцию симуляторов, которые поспособствуют формированию необходимых умений и навыков безопасного использования сети Интернет.

Статья [4] посвящена вопросам о внедрении в образовательный процесс уроков по основам кибербезопасности, а также разработке концептуальной модели, которая описывает структуру обучения. Авторы рассматривают различные подходы к развитию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в киберпространстве. Например, в проекте «Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации» указана необходимость включения в образовательный процесс модулей по основам кибербезопасности, которые будут направлены на формирование безопасного поведения в сети Интернет. Для поддержки обучения основам кибербезопасности, академия Яндекса создала курс «Безопасность в интернете», а «Лаборатория Касперского» разместила на своем сайте советы по кибербезопасности. На этой основе авторы обозначили цель и средства обучения основам кибербезопасности. В статье проведён анализ авторской программы Л.Л. Босовой, которая популярна среди учителей. На его основе был сделан вывод о том, что данная тематика рассматривается не в полном объеме.

Помимо этого, разработана концептуальную модель, которая реализует идею непрерывного обучения кибербезопасности. В её основе лежит характеристика киберугроз и методы противостояния им. Авторы предлагают реализовать данную модель через организацию недели кибербезопасности, в которую включены классные часы, игры, конкурсы и родительские собрания.

В рамках предметной недели был проведен Конкурс задач по кибербезопасности [2]. Задачи разрабатывались на основе модулей, которые представлены в методических рекомендациях «Основы кибербезопасности». Каждая задача построена с учетом возрастных особенностей, например, в 5 классе было уделено внимание компьютерным играм, в 6 классе анализировались возможные киберугрозы на смартфонах и планшетах, в 7 классе задания были направлены на меры по защите персональных данных, а в 8 и 9 классах рассматривались киберпреступления.

Таким образом, анализ научных статей показал, что в настоящее время актуальность приобретает вопрос о реализации включения в образовательный процесс уроков по кибербезопасности. Были рассмотрены различные подходы к развитию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения в киберпространстве. Однако было установлено, что все способы несут лишь инструктивный характер.

Необходимо разработать «условно-опасные» образовательные ресурсы, которые не нанесут реальной

угрозы, а только создадут виртуальную ситуацию с имитацией риска, где невозможно действовать по привычному шаблону и нет единственного верного пути решения. Применение таких обучающих средств на уроках поспособствует развитию мотивации и интереса к освоению учебного материала, поскольку школьники будут вовлечены в образовательный процесс и погружены в виртуальную среду, схожую с реальной. Данный ресурс поспособствует достижению основных образовательных целей, а именно формированию устойчивых знаний, умений и навыков в области кибербезопасности.

При разработке «условно-опасных» ресурсов мы использовали реалистичный фрагмент жизненной реальности, максимально приближенный к опасной ситуации, которая может возникнуть у школьника при использовании компьютера и Интернета. Помимо реалистичного сюжета мы учитывали оформление ресурса. Оно максимально приближенно к рассматриваемому реальному объекту, например социальная сеть, электронная почта или учебный портал.

Нами было спроектировано два типа «условно-опасных» ресурсов, которые можно применять как на начальном этапе урока, для повышения мотивации и интереса к изучению нового материала, так и на этапе закрепления полученных знаний.

Первый ресурс следует использовать для самостоятельного изучения или закрепления знаний. Такая среда несет обучающий характер и дает возможность учащимся проверить свои знания на практике. Данный образовательный ресурс поясняет ошибки, допущенные учеником, и позволяет ему проанализировать свои неверные действия в опасной ситуации и исправить их, заново вернувшись в сюжет. Таким образом, путем множественных повторений у школьника сформируются устойчивые умения и навыки безопасного поведения в ситуации риска.

Рассмотрим на примере «условно-опасный» ресурс, представленный в игровой форме. Для его разработки использовался программный продукт Microsoft Power Point, так как он удобен в использовании и содержит в себе весь спектр необходимых функций. Игра направлена на применение полученных знаний на практике. Помимо этого, данный ресурс несёт обучающий характер и дает возможность школьнику самостоятельно познакомиться с данной тематикой.

Игра начинается с приветствия виртуального персонажа, который в течении всей игры дает подсказки игроку и указывает на его ошибки. Далее школьнику предлагается выполнить три задания, каждое из которых снабжено интерактивными кнопками, которые помогут воспроизвести действия ученика в определённой ситуации. Например, в первом задании представлено электронное письмо с прикреплённой ссылкой. В реальной ситуации современный школьник перешел бы по этой ссылке, удалил сообщение или отметил его как спам. В игре такие действия выделены синим цветом и подкреплены гиперссылками, которые перенаправляют на другой слайд. Например, при совершении действия «переход по ссылке» автоматически высветится поле для ввода данных.

Такое действие является опасным, поэтому при попытке ввода школьнику высветится сообщение о том, что виртуальный пользователь попался в руки мошенника и его персональные данные украдены. У игрока есть возможность исправить свои ошибки и вернуться на начальный этап задания, кликнув по синей стрелке. При правильном выборе действий школьник переходит к следующему заданию.

Таким обозом у школьника сформируется понимание того, что сообщение даже от самого близкого друга может понести за собой опасность и прежде, чем переходить по ссылке необходимо убедиться в её безопасности.

Второй тип виртуальной среды целесообразно использовать на начальных этапах урока, когда ученик еще не владеет определённым набором знаний и необходимо продемонстрировать опасность определенной киберугрозы и в существенной мере сформировать опыт.

Рассмотрим на примере «условно-опасный» ресурс, для разработки которого использовалась онлайн платформа Wix.com. Среда предназначена для визуализации процесса проникновения в компьютер вирусов, которое зачастую происходит через вложенные файлы в электронном письме. Учителям следует использовать ресурс на начальных этапах урока, когда необходимо повысить мотивацию и интерес у

учащихся к изучению нового материала.

В его основе лежит интерактивная виртуальна среда, где ученик играет роль пользователя известной электронной почты. Для того, чтобы войти в нее школьникам необходимо скопировать ссылку, заранее предоставленную учителем, и вставить её в адресную строку. Далее на экране высветится письмо, адресованное ученику от виртуальной одноклассницы. В его содержание указана необходимость скачать файл формата *exe под видом презентации, которая нужна для выполнения домашнего задания. После того, как школьник совершит загрузку документа на экране высветится уведомление о том, что компьютер заражен.

Таким образом, применение «условно-опасных» ресурсов в образовательном процессе повышает мотивацию и интерес у школьников к изучению основ кибербезопасности. Данный вид обучающей виртуальной среды дает ученику возможность погрузиться в предметную область, ощутить опасность и серьезность различных видов мошенничества.

Для проверки эффективности разработанных ресурсов было проведено тестирование по определению объема знаний у учащихся 7 классов. Результаты показали, что после проведения уроков с использованием «условно-опасных» ресурсов у школьников значительно повысился уровень подготовки к распознаванию киберугроз и противостоянию им в реальной жизни. На рисунке 1 представлена диаграмма с результатами двух тестирований.

Рисунок 1 - Диаграмма с результатами двух тестирований

Таким образом, нами разработаны «условно-опасные» ресурсы, которые не нанесут реальной угрозы, а только создают виртуальную ситуацию с имитацией риска. Применение таких обучающих средств на уроках поспособствует развитию мотивации и интереса к освоению учебного материала и формированию практического опыта безопасного использования киберпространства. «Условно-опасные» ресурсы, могут быть использованы в образовательном процессе в качестве поддержки изучения основ кибербезопасности в основной школе.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]. - Введ. 2010 -М.: Просвещение, 2010 - 32 с

2. Троицкая, О.Н. Формирование у школьников поведенческих навыков безопасной работы в интернете средствами симуляторов [Электронный ресурс] / О.Н. Троицкая // Современные проблемы науки и образования. - 2018-№ 2 - Режим доступа: http://www.science-educatюn.ru/ru/artideMew?id=27472.

3. Троицкая, О.Н. Концептуальная модель обучения основам кибербезопасности в основной школе [Электронный ресурс] / О.Н. Троицкая // Современные проблемы науки и образования. - 2018 - № 5 - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28073.

4. Троицкая, О.Н. Конкурс задач по кибербезопасности как средство подготовки школьников к безопасному поведению в киберпространстве [Электронный ресурс] / О.Н. Троицкая // Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе». - 2019 - № 22 - Режим доступа: http://news.scienceland.ru/2019/04/23/конкурс-задач-по-кибербезопасности-к/

©Лебедева А.Ю.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.