Сведения об авторах: Исакова Мариана Малиловна,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дифференциальных уравнений, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Тлупова Римма Гумаровна,
старший преподаватель кафедры алгебры и дифференциальных уравнений, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Ибрагим Анзор Субхи,
магистр,
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Isakova Mariana Malilovna,
Candidate of Sciences (Physics and Mathematics), Associate Professor,
Department of Geometry and Higher Algebra, H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]
Tlupova Rimma Gumarovna,
Senior Lecturer, Department of Algebra
and Differential Equations,
H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State
University,
Nalchik, Russia.
E-mail: [email protected]
Ibragim Anzor Subkhi,
Master,
H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 42(07) <¡3
ББК 74.268.13 Англ S
Е.В. Калугина, Е.В. Челпанова |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОй КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье анализируется использование Интернет-ресурсов при обучении английскому языку как один из путей развития учебно-познавательной компетенции. Интернет-ресурсы выделены с точки зрения их эффективности при обучении разным видам речевой деятельности, таким как аудирование, чтение, письмо и говорение.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, обучение английскому языку, познавательная компетенция, речевая деятельность.
E.V. Kalugina, E.V. Chelpanova
THE USE OF THE INTERNET RESOURCES FOR COGNITIVE COMPETENCE DEVELOPING IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING
In the given article the use of the Internet resources in English language teaching is analyzed as one of the ways of developing cognitive competence. Internet resources are determined and
с
о
X
ю ф
т >
к
£ ^ о. ^
к -Û
с «
I- ^ ф s
I о ф О H'S I s
s ЕЕ
S I
Ü3
о s a 1 8®
>40
° о ф °
. с
a)
1 s ro s
Я ^ S 1
2 £ c; <u о П.
S ^
described on the basis of their effectiveness for teaching different kinds of speech activities, such as listening, reading, writing and speaking.
Key words: Internet resources, English language teaching, cognitive competence, speech activity.
Своеобразие информационного общества XXI века, глобального и взаимосвязанного, со свободно перемещающимися потоками населения, капитала и товаров, полиязычная и поликультурная среда, в которой растёт современное поколение, предъявляют новые требования к овладению иностранными языками. Современный мир - мир Интернета, где сбор информации, ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий - главные составляющие учебно-познавательной компетенции. Интернет международен, и самым популярным языком Интернета является английский. В связи с чем большинство школьников преимущественно изучают иностранный язык с использованием компьютера [7].
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования главной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной компетенции у учащихся, т.е. способности к адекватному взаимодействию с носителем языка в ситуациях межкультурного общения. В связи с этим основными требованиями ФГОС к метапредметным результатам, формируемым в процессе освоения учащимися социальных сетей и Интернета при изучении иностранного языка, являются: умение осуществлять информационно-познавательную деятельность самостоя-§ тельно; способность ориентироваться I в различных источниках информации;
владение навыками извлечения необхо-:х димой информации из словарей разного профиля; готовность к осуществлению я критического анализа и интерпретации ЁЕ информации, получаемой из различных Ц интернет-ресурсов [7].
Однако в нашей стране внедрение сети Интернет в образовательный про-
цесс и разработка методики его использования находятся только на этапе становления. Актуальность избранной темы определяется противоречием между потребностью общества в профессионалах, способных ориентироваться в громадных информационных потоках и владеющих познавательной компетенцией, и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений по использованию ресурсов сети Интернет для развития познавательной компетенции учащихся. Теоретиками компетент-ностного подхода в педагогике и методике преподавания иностранных языков являются А.В. Хуторской, Н. Хомский, В.В. Краевский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эль-конин и др.
Ведущее направление компетент-ностного подхода заключается в способности и готовности к решению проблем, возникающих в познании, во взаимоотношениях между людьми, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении [3]. Основное свойство учебно-познавательной компетентности проявляется в единстве и целостности с остальными ключевыми компетенциями. Их овладение и дальнейшее эффективное использование во многом зависят от познавательной составляющей. Проблемой формирования учебно-познавательной компетенции занимались такие российские учёные, как А.В. Хуторской, Г.К. Селевко, П.П. Блон-ский, В.П. Вахтеров и другие. Вышеперечисленные учёные отмечают, что в состав учебно-познавательной компетенции включены: способность к постановке цели и организации её достижения, умение пояснить свою позицию; готовность к планированию, анализу, рефлексии, самооценке собственной учебно-познавательной деятельности; владение навыком постановки вопросов к наблюдаемым фактам, нахождения причины
явлений, выражения собственного понимания либо непонимания к изучаемой проблеме; способность к устной и письменной защите полученных результатов своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); опыт восприятия картины мира [3]. Вслед за А.В. Хуторским, под учебно-познавательной компетенцией мы понимаем совокупность компетенций учащегося в процессе осуществления познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной, когнитивной, логической, научно-исследовательской деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами, куда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки [5]. В рамках урочной деятельности формирование учебно-познавательной компетенции -это обучение по интегрированным учебникам Проведение нетрадиционных уроков. Использование современных мультимедийных технологий (компьютерных программ, сети Интернет). Третий пункт в данном списке не случаен, т.к., чтобы работать с Интернетом, учащемуся необходимо научиться самостоятельно находить материал для работы, быть готовым к планированию, проводить анализ, делать выводы, а также быть способным к выявлению собственных ошибок и ошибок товарищей, а это и есть -учебно-познавательная компетенция. Интернет - это глобальная компьютерная сеть. Рассматривая Интернет с точки зрения пользователя, можно сказать, что он представляет собой универсальное средство обмена информацией, как «информационная субмагистраль», которая, с одной стороны, выступает средством коммуникации между субъектами и механизмом образования виртуальных сообществ, а с другой - Интернет - это информационное поле для обмена сведениями с другими. Проблему использования сети Интернет при обучении английскому языку разрабатывают такие учёные, как М. Карьер, А.А. Атабекова, Н.Э. Ано-
сова, Л.П. Владимирова, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, Х. Шен, А.В. Щеглова, Дж. Мэйзер, Р. Мерфи, Ч. Симмондс, М. Пренски и другие [1; 4-9].
Педагогическая целесообразность применения сети Интернет, а также интенсивность её использования, определяются целями и задачами конкретного занятия иностранного языка и требуют методического обоснования такой интеграции с учетом специфики учебной программы. Степень интеграции сети Интернет в образовательный процесс может быть разной, начиная от отдельных способов применения Интернета (блоги, вики - технологии, вебинары, электронная почта, подкасты, лингвистический корпус), до использования способа «безбумажного обучения» ("paperless education") при организации аудиторной, практической и самостоятельной работы. При такой организации работы традиционная модель обучения иностранному языку, как модель передачи знаний, преобразуется в модель обработки и конструирования знаний. Привлекательность использования сети Интернет заключается в её открытости и доступности; вариативности; информативности; актуальности и аутентичности; интерактивности; простоте и ускорении межнациональной коммуникации; модульности, что способствует развитию ключевых компетенций (познавательной в т.ч.). Использование потенциала сети Интернет для развития компетенций обусловлено тем, что данная сеть реализует необходимый принцип аутентичности в современной методике преподавания иностранного языка [8]. Реализация аутентичных, неадаптированных текстов, представленных в многообразии зарубежных журналов и газет, сайтов, Интернет-источников, поспособствует изучению английского языка в его современном функционировании. Чаты, различные виды Интернет-телефонии (Skype), программы «мгновенных сообщений» (ICQ, QiP), «социальные дневники» (LiveJournal) и «социальные сети» (Facebook), видеоконференции предо-
о
X
.0
ф
I-
го ш го х
со
о
С
О X
ю ф
т >.
к
К -Q
с «
I" ^
Ф 2
х о
ф О H'S X S
s ЕЕ
S X
Ü3
О S
«а ?
ф т
о о
° о ф °
с
ф
го m о х го с с;
О)
т ш
LÜ
го
X S
>1 с; го
ш
LÜ
ставляют безграничные возможности для эффективного усвоения иностранного языка. Перечисленный информационно-коммуникативный инструментарий позволяет вести «живое» общение с носителями языка в различных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога. Происходит погружение учащихся в естественную языковую среду без дополнительных временных и материальных затрат, что поспособствует целенаправленному формированию коммуникативной и познавательной компетенций.
Проведем обзор и анализ ресурсов глобальной сети с точки зрения её потенциала для развития учебно-познавательной компетенции учащихся при обучении иностранному языку [2]. В нашем исследовании под уровнем сфор-мированности учебно-познавательной компетенции понимается знание основ межкультурного взаимодействия на иностранном языке; умение использовать различные способы получения, обработки и передачи информации на изучаемом языке, а также владение навыками грамотного построения высказывания в конкретной коммуникативной ситуации. Рассмотрим каждый ресурс относительно его эффективности для развития видов речевой деятельности, а именно: аудирования, чтения, письма и говорения. Основными способами использования ресурсов сети Интернет, направленных на развитие познавательной компетенции у школьников, являются: - статичные сайты - основной источник аутентичных мультимедийных текстов, аудиозаписей, иллюстраций и видеороликов, следовательно, наилучший способ тренировки таких видов речевой деятельности, как чтение, аудирование и письмо; - блоги -веб-сайты, наполнение содержимым которых - регулярно обновляемые записи,
статьи или иные контенты, следовательно, потенциальный источник материала для тренировки двух видов речевой деятельности, а именно, чтения и письма; -Wiki и IRC - тренажёры такого вида речевой деятельности, как говорение. IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) - сервисная система, которая обеспечивает общение через сеть Интернет с другими людьми в режиме реального времени); - подкасты - современная технология распространения через Интернет авторских аудио- и видеопрограмм, следовательно, эффективны для обучения аудированию; - социальные сети используются для поиска пользователей с общими интересами и предоставляют возможность «живого» общения как с носителями языка, так и с людьми, изучающими язык. Социальные сети могут быть целенаправленно задействованы учителями для улучшения контакта с учениками и повышения качества образования как итог этого взаимодействия. Суммируя сказанное выше, можно сделать вывод, что формирование у учащихся учебно-познавательной компетенции занимает ведущие позиции при обучении иностранному языку. Одна из приоритетных задач системы образования заключается в формировании у подрастающего поколения тех способностей, ценностей поведенческих моделей, которые дадут ему возможность быть успешным, прогрессивным, эффективным вне стен школы. В современном мире конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в информационных потоках. Интернет-ресурсы обеспечат овладение всеми этими качествами.
Библиографический список
1. Атабекова, А.А. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А. Атабекова, Т.В. Шустикова. - М.: МГОУ, 2007. - 42 с.
2. Калугина, Е.В. Проблема мотивации будущих учителей к изучению иностранного языка [Текст] / Е.В. Калугина // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 1. - С. 230-232.
3. Малыхина, Т.В. Формирование учебно-познавательных компетенций [Электронный ресурс] / Т.В. Малыхина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/597238/
4. Сысоев, П.В. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре [Текст] / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Язык и культура. - 2008. - № 2. -С. 100-110.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2002/0423.htm
7. Челпанова, Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по иностранному языку [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Челпанова, А.В. Зырянова, Е.В. Калугина. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 218 с.
8. Челпанова, Е.В. Педагогические условия обучения говорению [Текст] / Е.В. Челпанова // Modern science. - 2016. - № 8. - С. 65-71.
9. Шеен, Х. Интернет и обучение иностранным языкам [Текст] / Х. Шен // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - № 4. - С. 74-76.
References
1. Atabekova A.A., Shustikova T.V. Internet technologies in teaching foreign languages: Teaching-methodical manual. M.: MGOU, 2007. P. 42. [in Russian].
2. Kalugina E.V. The problem of future teachers' motivation to foreign languages studying. Fundamental problems of science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa: AERTERNA, 2016. Part 1. P. 230-232. [in Russian].
3. Malykhina T.V. Formation of educational and cognitive competences. Festival of pedagogical ideas "Open lesson". Available at: http://festival.1september.ru/articles/597238/ [in Russian].
4. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Use of modern educational Internet resources in teaching foreign language and culture. Yazyk ikultura, 2008. № 2. P. 100-110. [in Russian].
5. The Federal state educational standard of general education. Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 No. 413 [in Russian].
6. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards. Internet-zhurnal "Eidos", 2002. April 23. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm [in Russian].
7. Chelpanova E.V., Zyryanova A.V., Kalugina E.V. Actual issues of the implementation of the federal state educational standard of the second generation in a foreign language: Methodological recommendations. Chelyabinsk: Tsitsero, 2013. P. 218. [in Russian].
8. Chelpanova E.V. Pedagogical conditions of teaching foreign speech. Sovremennaya nauka, 2016. № 8. P. 65-71.
9. Shen H. Internet and Foreign Language Teaching. Aktualnyjeproblemy sovremennoy nauki, 2006. №. 4. P. 74-76. [in Russian].
Сведения об авторах:
Калугина Елизавета Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Kalugina Elizaveta Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
о
X
.0
ф
H га ca го х to
о с
о
X
ю ф
т >.
к
к -Û
с «
I- ^ ф s
X о ф О H'S X s
s ЕЕ
S X
Ü3
о s « ?
ф т
о о
УТ
° о ф °
. с
ф
Челпанова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Chelpanova Elena Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages and English Language Teaching Methods,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. Kmail: [email protected]
ro ca <u .0 H X
о ф
УДК 378 ББК 74.480.215
И.А. Леонтьева
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье рассмотрены особенности применения дистанционного обучения в контексте одного из средств повышения уровня высшего образования студентов. Автором на базе изученного теоретического материала сделаны выводы относительно конкретизации понятия дистанционного обучения, а также обозначены приоритетные направления развития методологии дистанционного образования в качестве средства повышения качества образования в вузах России.
Тематика исследований охватывает базовые вопросы дистанционного образования в России, но информатизация общества требует более тщательного изучения проблемы применительно к каждому уровню образования. Именно поэтому появляется потребность в реформировании образования, а именно введении новой системы информационного обеспечения, внедрении в образовательный процесс новых технологий, прогрессивных концепций.
Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее учебное заведение, студенты, форма обучения, информационные технологии.
I.A. Leontyeva
DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE MEANS TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY
The article describes the features of the application of distance learning as one of the means of improving the standard of higher education students. Having studied the theoretical material, the author draws conclusions about concretization of distance learning concepts and outlines priority areas to develop the methodology of distance education as a means of improving the quality of education in Russian universities.
Research topics cover basic issues of distance education in Russia, but informatization of the society requires a more thorough study of the problem in relation to each level of education. That is why there is a need for education reform, namely the introduction of a new information management system, the implementation of the educational process of new technologies, innovative concepts.
Key words: distance learning, higher education institution, students, form of education, information technology.