Научная статья на тему 'Технологическая карта урока иностранного языка: трудности и проблемы проектирования'

Технологическая карта урока иностранного языка: трудности и проблемы проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / TECHNOLOGICAL CARD / TECHNOLOGICAL CARDS MODELING / ENGLISH LANGUAGE LEARNING / TRAINING AND EDUCATIONAL METHODS / DIFFICULTIES AND PROBLEMS OF MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Елизавета Владимировна

В данной статье анализируется процедура внедрения технологических карт в образовательный процесс, изучены трудности и проблемы процесса проектирования технологической карты, даны методические рекомендации по использованию технологической карты на уроке иностранного языка будущими учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Елизавета Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological card of foreign language classes: difficulties and problems of modeling

THE GIVEN ARTICLE ANALYSES IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL CARDS INTO THE EDUCATIONAL PROCESS, CONSIDERS DIFFICULTIES AND PROBLEMS OF TECHNOLOGICAL CARDS MODELING PROCESS, AND GIVES METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS ON THE USE OF TECHNOLOGICAL CARDS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES TAUGHT BY FUTURE TEACHERS.

Текст научной работы на тему «Технологическая карта урока иностранного языка: трудности и проблемы проектирования»

Сведения об авторах: Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры немецкого языка и методики

обучения немецкому языку,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: zassedateleva@mail.ru

Information about the authors: Zasedateleva Marina Gennadevna,

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor,

Department of German Language and German

Language Teaching Methodology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: zassedateleva@mail.ru

УДК 4и(07) ББК 81.2-9

Е.В. Калугина

технологическая карта урока иностранного

языка: ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМы ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В данной статье анализируется процедура внедрения технологических карт в образовательный процесс, изучены трудности и проблемы процесса проектирования технологической карты, даны методические рекомендации по использованию технологической карты на уроке иностранного языка будущими учителями.

Ключевые слова: технологическая карта, проектирование технологической карты, обучение английскому языку, методика обучения и воспитания, трудности и проблемы проектирования.

E.V. Kalugina

TECHNOLOGICAL CARD OF FOREIGN LANGUAGE CLASSES: DIFFICULTIES AND PROBLEMS OF MODELING

The given article analyses implementation of technological cards into the educational process, considers difficulties and problems of technological cards modeling process, and gives methodological recommendations on the use of technological cards at foreign language classes taught by future teachers.

Key words: technological card, technological cards modeling, English language learning, training and educational methods, difficulties and problems of modeling.

На сегодняшний день современная школа находится на этапе внедрения в процесс обучения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а мы являемся свидетелями глобальных изменений требований к результатам обучения, а именно отказа от традиционных знаний, умений, навыков в пользу достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов, формирования у учащихся системы универсальных учебных действий, опы-

та осуществления исследовательской и проектной деятельности. Поставленные задачи потребуют кардинальных изменений в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Эти изменения существенно поменяют подходы к проектированию современного урока.

Приоритетная цель прохождения производственной практики обучающимися по направлению «Педагогическое образование» заключается в приобретении студентами опыта практической

педагогическом деятельности, а также в становлении профессиональной направленности их личности. Для достижения поставленных целей перед будущими учителями ставятся следующие задачи: совершенствование психолого-педагогических и специальных знаний студентов в процессе осуществления педагогического процесса; развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения; развитие интереса к профессиональной педагогической деятельности, и самая главная задача, при решении которой у студентов возникают трудности - становление педагогических умений (гностических, проективных, организаторских, коммуникативных). Особое внимание в нашей статье мы уделим проективным умениям будущих учителей, а именно проектированию технологических карт уроков.

В методике обучения и воспитания термин «технологическая карта» трактуется как проект учебного процесса, в котором рассматривается конструирование урока от цели до результата. При сравнении с такими документами отчетности, как план или конспект урока, ко-

торые оформляются в виде традиционного текстового описания урока, технологическая карта будет представлять собой способ графического конструирования учебного процесса, систему, которая дает возможность смоделировать урок по выбранным учителем компонентам (этапность, целевые установки, содержание учебного материала, методические приемы обучения иностранному языку учащихся и др. Какие возможности дает процесс проектирования урока в виде технологической карты?

1) урок тщательно детализирован на стадии разработки;

2) проанализирована эффективность и рациональность содержания, методических приемов, средств, видов учебной деятельности на каждом этапе урока [1].

Технологическая карта является эффективным инструментом овладения основными положениями системно-деятельностного подхода, ФГОС, а также овладения умением конструирования урока иностранного языка, отвечающего современным требованиям к обучению. В структуре технологической карты заявлены следующие блоки (рис. 1):

Рис. 1. Структура технологической карты урока

X

го ш о

ф

о ^

с

ф

£

о ^

с

I-

о о

X I-

го

т к

о

X X

го

I-

о о

X

го ¡£ о

го

I-

го ¡£

к го ¡£

о ф

т

о с; о

X

X ф

го

X

го QD

□J

В таких нормативных документах каждой образовательной организации, как «Тематическое планирование», которое представлено в «Примерной программе по английскому языку» или методических рекомендациях авторов учебно-методических комплексов определены и сформулированы темы урока иностранного языка.

Цель урока необходимо рассматривать как заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися к концу урока. В методике обучения и воспитания определена триединая цель урока, в которой отражены основополагающие аспекты образовательного процесса: образовательный, воспитательный и развивающий. В связи с чем само понятие «цель урока» рассматривают как заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Познавательная (обучающая) цель сопряжена с овладением учащимися системой знаний, практических умений и действий по дисциплине Иностранный язык. Воспитательную цель уроков иностранного языка характеризует формирование познавательного интереса и увлеченности языком, уважение и ценностное отношение к нему, развитие личностных качеств каждого учащегося, его творчества, развитие нравственных, мировоззренческих устоев личности, формирование эстетических, а также этических норм поведения. Развивающая цель ориентирована на развитие культуры общения и речи, в современной терминологии, на формирование коммуникативной компетенции, логического и образного мышления. В Федеральном государственном образовательном стандарте цели ориентированы на три группы результатов обучения: личностные, метапредметные, предметные. Цели урока конкретизируются в задачах [2]. При проектировании технологической карты будущий учитель фактически определяет задачи урока, которые ориентированы на формируемые умения для каждого этапа (см. табл. 1).

Будущему учителю необходимо ориентироваться в существующих класси-

фикациях типов уроков, которые, как известно, закрепляют соответствующие типы обучения. В методической литературе выделяют следующие типологии уроков. Традиционная классификация уроков (соответствует знаниевому подходу к обучению и отражает этапность работы со знанием): урок изучения нового знания; урок закрепления; тренировочный урок; урок повторения и обобщения; урок контроля и оценки; коррекцион-ный урок (урок работы над ошибками); комбинированный урок, включающий различные этапы работы со знанием: открытие нового знания, отработку на его основе умений и навыков, возможно проведение небольшой контрольно-проверочной работы.

Отдельно следует выделить тип проблемных уроков изучения нового материала (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.). Специфика этих уроков заключается в наличии проблемной задачи или проблемной ситуации, которые ориентированы на стимулирование поисковой активности учащихся. На уроке иностранного языка в процессе диалога учащиеся разрешают проблемную ситуацию [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует будущих учителей к применению в процессе обучения системно-деятельностного подхода, который получил широкое признание в типологии уроков на дея-тельностной основе. В качестве примера рассмотрим классификацию по формированию учебных действий, предложенную Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. В данной классификации структура учебной деятельности включает следующие учебные действия: постановку учебной (или частной) задачи; решение учебной (или частной) задачи (часто включает моделирование); моделирование и преобразование модели; отработку нового или конкретизированного способа действия; контроль и оценку [3].

Деятельностный подход ярко представлен в классификации уроков, построенной в соответствии с технологией деятельностного метода, автором которой является - Л.Г. Петерсон. Представленная технология основывается

Табл. 1. Образец технологической карты урока Технологическая карта урока «...» (УМК...)

Учебный предмет

Класс

Цели урока Образовательная: Развивающая: Воспитательная:

Технологии, методы

Основные понятия, термины

Тип урока

Планируемый результат

Предметный: учебно-языковые умения: речевые умения: Личностный: Метапредметный:

Организация пространства

Формы работы Ресурсы

Технология обучения

Этапы урока Формируемые умения Оформление доски, наглядность Деятельность учителя Деятельность учащихся

X

го ш

о ^

ь ф

о ^

с

ф

£

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

н о о

X

г

I-

го

.0

со к

о

X X

го

I-

о о

X

го ¡£ о

го

I-

го ^

к го ¡£

о ф

т

о с; о

X

X ф

на структуре деятельности, которая дополнена этапами усвоения знаний и содержит такие действия, как: открытие нового знания; рефлексия, где учащиеся формируют навык применения новых способов действия в стандартных условиях, учатся определять, корректировать ошибки самостоятельно, совершенствуют собственную учебную деятельность самостоятельно; проводят обучающий контроль, при котором учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности; систематизацию знаний, предполагающую систематизацию знаний по изучаемым предметам. При определении типологии урока будущий учитель должен ориентироваться на этап изучения темы, учитывать рекомен-

дации авторов УМК, следовать собственным предпочтениям [5]

Итак, резюмируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что проектирование технологической карты урока позволит будущему учителю: достигнуть планируемых результатов ФГОС; организовать процесс формирования у учащихся универсальных учебных действий в процессе изучения темы, модуля, всего учебного курса; сконструировать алгоритм работы по освоению темы от цели до конечного результата; провести диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; сопоставить результат с целью обучения иностранным языкам; обеспечить эффективность обучения.

Библиографический список

1. Арямова, О.С. Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока [Текст]: учеб. пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О.С. Арямова, С.А. Климова, Л.Д. Мали, Н.И. Наумова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - 142 с.

2. Калугина, Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 44-49.

3. Калугина, Е.В. Проблема мотивации будущих учителей к изучению иностранного языка [Текст] / Е.В. Калугина // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - Ч. 1. - С. 230-232.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

5. Челпанова, Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по иностранному языку [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Челпанова, А.В. Зырянова, Е.В. Калугина. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 218 с.

References

1. Aryamova O.S., Klimova S.A., Mali L.D., Naumova N.I. Russian language lesson in primary school. Development of technological lesson card: training. manual on the method of teaching of Russian language and literature. Penza: Izd-vo PGU, 2013. P. 142. [in Russian].

2. Kalugina E.V. Modeling the process of future teachers' tutorial competence formation. Vestnik Chely-abinskogo gos. ped. un-ta, 2016. No. 7. P. 44-49.

3. Kalugina E.V. The problem of future teachers' motivation to learning foreign languages. Fundamental problems of science: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa: AERTERNA, 2016. Part 1. P. 230-232. [in Russian].

4. The Federal state educational standard of general education. Approved by the Order of the Ministry for Education and Science of the Russian Federation No. 413 of May 17, 2012. [in Russian].

5. Chelpanovа E.V., Zyryanova A.V., Kalugina E.V. Actual issues of the implementation of the federal state educational standard of the second generation in a foreign language: Metodichaskiye recomendatsii. Chelyabinsk: Tsitsero, 2013. P. 218. [in Russian].

Сведения об авторах:

Калугина Елизавета Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: kaluginaev@cspu.ru

Information about the authors: Kalugina Elizaveta Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor,

Department of Foreign Languages

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: kaluginaev@cspu.ru

>

го

od Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.