Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ / НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Травина Ирина Владимировна, Киреева Татьяна Александровна

В статье обсуждаются возможности применения психолого-педагогических диагностических методик при обследовании детей в условиях психоневрологического диспансера или стационара, что имеет значение для уточнения особенностей психического развития детей с эндогенными и экзогенно-органическими психическими заболеваниями. Параклинические обследования, проводимые дефектологами, психологами, логопедами, значительно дополняют клиническую диагностику и применяются в коррекционно-педагогической работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Травина Ирина Владимировна, Киреева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC TOOLS IN THE STUDY OF THE MENTAL SPHERE OF CHILDREN IN A PSYCHIATRIC CLINIC

The article discusses the possibilities of using psychological and pedagogical diagnostic methods when examining children in a psychoneurological dispensary or hospital, which is important for clarifying the characteristics of the mental development of children with endogenous and exogenous organic mental illnesses. Paraclinical examinations conducted by defectologists, psychologists, speech therapists signi cantly complement clinical diagnostics and are used in correctional and pedagogical work with children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 616.89-053.2+376.4

И. В. Травина, Т. А. Киреева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

Введение. Работа дефектолога, логопеда, психолога, педагога-воспитателя в условиях детского лечебного психоневрологического учреждения связана со спецификой и особенностями психического развития детей, аномальный характер которых обусловлен типом психического ди-зонтогенеза [1-2]. Данные специалисты параклинических служб вносят свою лепту в общий процесс лечебно-диагностических и психолого-педагогических коррекционных мероприятий по сохранению здоровья детей, выявлению сохранных сторон психической сферы и корригированию аномалий развития, содействию социализации детей и их возвращению в институты «семьи», «школы», пр. Нередко данным специалистам приходится прибегать в своей работе к применению различных психодиагностических методик, используемых не только в целях диагностики психического состояния детей, но и в связи с целями воспитательно-кор-рекционной, учебной работы в условиях психоневрологического диспансера или детского психиатрического стационара [3].

Поэтому подбор методического инструментария становится одной из важных задач работы конкретного специалиста - например, логопеда или педагога-воспитателя. Так, своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, выбора методов и технологий развивающего обучения, прогнозирования развития, разработки необходимых рекомендаций для родителей.

Диагностическая работа логопе-да-дефектолога диспансерного отделения имеет определённую специфику, связанную с большим количеством обследуемых детей с разнообразными нарушениями интеллекта, устной и письменной речи, психическими расстройствами, нарушениями поведения. В то же время обследованием могут быть охвачены дети от 2-х до 18 лет, то есть дети и подростки разного возраста объективно требуют различий в методическом обеспечении и в количестве затрачи-

ваемого времени на обследование одного испытуемого, тогда как в реальности специалисту приходится значительно сокращать время обследования на одного испытуемого, чтобы успеть охватить большее количество детей в течение рабочего дня. К сожалению, такая практика чревата своими негативными последствиями, влияющими на качество диагностической, коррекционной и учебной-воспитательной работы с детьми.

В связи с этими обстоятельствами логопед-дефектолог должен использовать в своей работе разнообразный диагностический инструментарий, а также применять принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей, помогающие квалифицированно определить уровень их интеллектуального, психического и речевого развития.

Диагностический инструментарий, используемый для определения психического статуса детей, достаточно хорошо представлен в отечественной литературе [4-9]. Для всестороннего и комплексного обследования детей разного возраста и уровня развития, определения их психического статуса в течение минимального количества времени предпочтительно использовать практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С. Д. Забрамная, О. В. Боровик), позволяющий выявить сфор-мированность навыков обучения, общую осведомлённость и социально-бытовую ориентировку, уровень знаний и представлений об окружающем, сформированность произвольной деятельности, состояние когнитивных функций, эмоциональ-

но-волевой сферы, двигательной сферы (особенно мелкой моторики рук), адекватность поведения.

В случаях, если обследуемый ребёнок дошкольного возраста либо отсутствует возможность установить контакт с помощью других средств, если имеет место тяжёлая степень умственной отсталости либо отмечаются нарушения речи, слуха или других анализаторов, удобно использовать часть игрового диагностического материала (пирамиду, матрёшку, «почтовый ящик»), с помощью которой исследуется координация движений, состояние мелкой моторики, ведущая рука, степень сформи-рованности представлений о величине, форме и цвете, умение сравнивать по указанным признакам, адекватность и рациональность действий, наличие и стойкость интересов, обучаемость, а также особенности игровой деятельности, умение ориентироваться в пространстве, работоспособность и отношение к успехам и неудачам.

Обследование с помощью таблиц проводится с учётом индивидуальных особенностей детей и с учётом направленности на исследование того или иного психического процесса (восприятия, мышления, памяти) либо уровня школьных знаний. Использование данных таблиц помогает установить причины трудностей в обучении и характер имеющихся отклонений в развитии. Так, например, при исследовании процесса восприятия отмечаются индивидуальные особенности восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений, зрительно-моторной координации, сформированность на-

глядно-действенного и наглядно-образного мышления. В результате исследования процесса внимания отмечаются такие особенности, как наблюдательность, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение и объём внимания обследуемого ребёнка. При исследовании памяти важно отметить состояние зрительной, слуховой, логической памяти ребёнка. Особое значение в определении психического статуса имеет исследование индивидуальных особенностей процесса мышления ребёнка: понимание картин со скрытым смыслом, установление причинно-следственных связей, восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций, осмысление серий сюжетных картин, способность к обобщению, сравнению, классификации, исключению, установлению закономерностей, особенности словесно-логического мышления. Кроме того, практический материал позволяет исследовать уровень обучаемости ребёнка, меры необходимой помощи, запас и точность представлений об окружающем мире, а также исследовать эмоционально-волевую сферу и личность в целом, сформированность нравственных качеств личности и поведения.

Использование таблиц для исследования школьных знаний и навыков необходимо для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута обследуемого, а также для выяснения причин, вызывающих трудности усвоения учебного материала (состоянием физического развития (снижением зрения, слуха, несформированностью мото-

рики, нарушениями нервной системы) или несоответствием школьных требований интеллектуальным возможностям ребёнка. С помощью предложенных в практическом материале таблиц и заданий по основным учебным предметам можно судить, что представляет для ребёнка наибольшую сложность, какие операции не сформированы, что помогает определить соответствие уровня знаний требованиям программы данной школы. Так, например, при исследовании учебных знаний по математике, необходимо выявить сформиро-ванность понятия о числе, владение счётными операциями, уровень владения прямым и обратным счётом, знание геометрических фигур, знание таблицы умножения, знание названий компонентов и результатов арифметических действий, владение аналитической деятельностью при решении задач. При исследовании навыков чтения и письма выявляется способность к обобщённому восприятию букв, устанавливается уровень техники чтения и осмысления прочитанного, а также определяется, на каких этапах обучения письму у ребёнка появляются затруднения и чем они вызваны. С этой целью обследуемому предлагаются задания на списывание букв, слогов, слов, фраз с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку.

Таким образом, применение в качестве диагностического инструментария «Практического материала для проведения психолого-педагогического обследования детей», предложенного С. Д. Забрамной и О. В. Боровик, оказывает помощь в определении психического статуса детей

различного возраста, что также позволяет использовать принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей.

Диагностический комплект «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углублённой психологической диагностике детей. Предложенная в технологии последовательность использования материалов является, по мнению авторов, оптимальной:

1 блок - исследование особенностей памяти, внимания, работоспособности.

2 блок - исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис).

3 блок - исследование невербального и вербального логического мышления.

4 блок - исследование сформирован-ности пространственных представлений.

5 блок - понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

Данные методики успешно используются при проведении психодиагностического обследования с целью определении уровня психического и интеллектуального развития обследуемого ребёнка.

Ещё одним эффективным звеном диагностического инструментария логопеда-дефектолога являются методическое пособие и наглядный материал Г. А. Мишиной, Ю. А. Разен-ковой, Е. А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», созданное на основе современного подхода к диагностике

психического развития обследуемых детей (2-7 лет) и включающее описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследования слуха говорящих и неговорящих детей различных возрастных категорий.

Авторы делают акцент на раннюю диагностику нарушений познавательной деятельности, которая является чрезвычайно сложной, но и крайне необходимой, так как предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и позволяет более успешно и своевременно компенсировать данные нарушения.

Пособие предлагает комплекс методик, позволяющих осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

Крайне важными в практической работе являются сформулированные авторами конкретные задачи психолого-педагогического обследования:

• раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и в деятельности;

• выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребёнка, а также определение степени тяжести этих нарушений;

• выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребёнка (личностных и интеллектуальных);

• определение условий воспитания ребёнка;

♦ обоснование педагогического прогноза;

♦ разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

♦ организация коррекционной работы с детьми;

♦ организация консультативной работы с родителями.

Кроме того, современная диагностика нарушений в развитии детей, по мнению авторов, должна учитывать ряд принципов:

♦ комплексного подхода к обследованию ребёнка;

♦ целостного системного изучения обследуемого ребёнка;

♦ динамического изучения;

♦ качественного анализа данных;

♦ единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Очень удобен в использовании в практической психодиагностической деятельности универсальный диагностический инструментарий, изготовленный из экологически чистых материалов и отвечающий требованиям СанПиНа (Е. А. Стребелева). Его комплектация полностью соответствует требованиям методики и техническим заданиям автора. Несмотря на большое количество изделий, диагностические наборы очень компактные и лёгкие. Основная часть составляющих изготовлена по принципу сборно-разборного конструктора. Это позволяет проводить диагностическое обследование как в стационарных условиях, так и на выезде. Данное оборудование позволяет осуществлять комплексное обследование ребёнка и составить целостную программу коррекционной работы.

Комплект практических материалов с методическими рекомендациями «Лилия» (О. Н. Усанова) включает методики диагностики нарушений психического развития детей (исследование наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логи-ческого мышления, исследование импрессивной и экспрессивной речи, исследование зрительного восприятия и счётных операций). Безусловно, данный комплект в большей степени адресован специалистам-психологам, но может быть использован и в процессе определения психического статуса дефектологами.

Психодиагностические комплекты (Н. Л. Белопольская «Когитон») «Когитоша» (для обследования дошкольников) и «Когитон» (для обследования школьников) также включают проверенные, адаптированные и доказавшие свою эффективность профессиональные психологические методики (тест диагностики мотивации, стандартные прогрессивные матрицы Равена, методику исследования произвольного запоминания, методику исследования категориального мышления, методику исследования понимания смысла коротких рассказов, вербальный тест творческого мышления, а также экспресс-методику для проверки навыков чтения, счёта и письма при поступлении в школу).

Составители данных методик преследовали следующие цели:

• обследование должно быть компактным и информативным;

• специалист должен иметь возможность подобрать из комплекта необходимый мини-набор методик;

• комплект методик должен обеспечить максимальный учёт личностного фактора при проведении исследования и при интерпретации полученных результатов;

• общий методический подход направлен на преодоление «страха испытания» у ребёнка, что обеспечивает максимальную реализацию имеющегося потенциала.

• стимульный материал адекватен познавательной потребности детей указанного возраста и сам стимулирует познавательную активность.

Заключение. Таким образом, данные диагностические комплекты позволяют использовать принципы разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей и могут быть успешно использованы в качестве диагностического инструментария логопедами-дефектолога-

ми, клиническими психологами. Результаты обследования ребенка имеют не только важное диагностическое значение для клинической практики врачей, но и широко применяются в целях коррекционно-пе-дагогической работы педагогов-де-фектологов, психологов, логопедов, специалистов по лечебной физкультуре. Нередко пролонгированные исследования служат отправной точкой в определении устойчивой ремиссии при эндогенных психических заболеваниях, органических поражениях центральной нервной системы, а также в целях проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, реализуемых в коррекцион-ных образовательных классах, в условиях семьи или школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 2-е изд., испр. М.: Academia, 2004. 140 с.

2. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 100 с.

3. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев: Здоров>я, 1997. 93 с.

4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психолого-медико-педагогических комиссий: методические рекомендации к пособию и картинки. М.: ВЛАДОС, 2008. 32 с.

5. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диа-гностико-консультативная деятельность

психолога образования: метод. пособие / Под общ. ред. М. М. Семаго. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. 284 с.

6. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для исследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. 12-е изд., стер. М.: Просвещение, 2023. 182 с.

7. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-Пресс, 2006. 58 с.

8. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития / [Науч.-практ. центр «Коррекция», Ин-т психологии и педагогики]. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. 208 с.

9. Белопольская Н. Л. Психологиче- держкой психического развития / М.: ская диагностика личности детей с за- Когито-Центр, 2009. 183 с.

REFERENCES

1. Lebedinsky V. V. Disorders of mental development in childhood: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction and specialties of psychology. 2 edition, revised. M.: Academia, 2004. 140 p. (In Russ.).

2. Lubovsky V. I. Psychological problems of diagnosing abnormal development of children / Research Institute of Defectology of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR. M.: Pedagogy, 1989. 100 p. (In Russ.).

3. Khudik V. A. Children's pathopsychology. Kyiv: Zdorov'ya, 1997. 93 p. (In UA).

4. Zabramnaya S. D., Borovik O. V. Practical material for conducting a psychological and pedagogical examination of children: a manual for psychological, medical and pedagogical commissions: guidelines for the manual and pictures. M.: VLADOS, 2008. 32 p. (In Russ.).

5. Semago M. M., Semago N. Ya. Diagnostic and consultative activity of the psychologist of education: method. allowance / Under the general editorship of M. M. Semago. 2 edition. M.: Iris-press, 2006. 284 p. (In Russ.).

6. Strebeleva E. A., Mishina G. A., Razenkova Yu. A. Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age: a manual with the application of the album «Visual material for the study of children» / Edited by E. A. Strebeleva. 12 edition, stereotypical. M.: Education, 2023. 182 p. (In Russ.).

7. Peresleni L. I. Psychodiagnostic complex of methods for determining the level of development of cognitive activity: preschool and primary school age. 2 edition, corrected and enlarged. M.: IrisPress, 2006. 58 p. (In Russ.).

8. Usanova O. N. Children with mental development problems / [Scientific and Practical Center «Correction», Institute of Psychology and Pedagogy]. M.: Scientific and practical center «Correction», 1995. 208 p. (In Russ.).

9. Belopolskaya N. L. Psychological diagnostics of the personality of children with mental retardation / M.: Kogito-Center, 2009. 183 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 10.03.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.