Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ / CHILDREN WITH SPECIAL HEALTHCARE NEEDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / TRADITIONAL PSYCHOMETRIC TECHNIQUES / EDUCATIONAL EXPERIMENT / COGNITIVE MAPS / INTELLECTUAL DISABILITY / SPEECH DELAY / COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Фролова Екатерина Николаевна

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема в области психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение диагностического процесса эффективным инструментарием. Представлен краткий аналитический обзор отечественных научных исследований, указывающих на невысокую эффективность использования традиционных психометрических методик в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся варианты решения данной проблемы в виде определения методологически обоснованных требований к конструированию психолого-педагогических диагностических методик для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых диагностических подходов в широкую практику работы специалистов всех профилей профессиональной подготовки, работающих с данной категорией лиц. Описываются цель, задачи и содержание эксперимента по выявлению эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, сложные нарушения развития) по сравнению с традиционными психометрическими методиками. Приводятся результаты исследовательской работы по апробации авторской модификации обучающего эксперимента, основанной на внесении в диагностическую процедуру различных типов когнитивных карт, соответствующих специфике нарушенного развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Фролова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSIGHT INTO THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS ESSENTIAL TO THE EDUCATIONAL EXPERIMENT DESIGNED FOR CHILDREN WITH SPECIAL HEALTHCARE NEEDS

The following article deals with the highly topical issue of providing the diagnostic process with an effective toolkit which could be used to carry out a diagnostic assessment of children with special healthcare needs. The authors give a brief analytical overview of the national scientific research that shows the low effectiveness of the traditional psychometric techniques commonly applicable to children with special healthcare needs. Furthermore, the authors attempt to address the aforementioned issue by specifying methodologically justifiable requirements that should be fulfilled by those involved in developing diagnostic techniques relevant for children and teenagers with special healthcare needs; besides that, they encourage all education professionals concerned to implement these new diagnostic approaches in their own classrooms. In addition, the authors clarify the aim, goals, and objectives of the experiment which has been conducted in order to determine whether the techniques that are widely used in the educational experiment and said to meet the psychological and pedagogical conditions necessary for certain categories of children with special healthcare needs (namely, those with intellectual disability, speech delay, and complex developmental disorders) are truly effective, as compared to traditional psychometric techniques. Alongside this, the authors present the results of the research they have conducted for the purpose of testing their own modified version of the educational experiment, their contribution consisting in introducing various types of cognitive maps, each of them reflecting the specificities of a particular kind of developmental delay, into the diagnostic procedure.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Kisova Veronika Vyacheslavovna, Frolova Ekaterina Nicolaevna INSIGHT INTO THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ..

psychological science

УДК 376+159.922.762

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0091

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2020

SPIN-код: 6393-8022 AuthorlD: 343157

Кисова Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Фролова Екатерина Николаевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: yek.frolova@yandex.ru) Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема в области психолого-педагогической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение диагностического процесса эффективным инструментарием. Представлен краткий аналитический обзор отечественных научных исследований, указывающих на невысокую эффективность использования традиционных психометрических методик в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся варианты решения данной проблемы в виде определения методологически обоснованных требований к конструированию психолого-педагогических диагностических методик для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и внедрения новых диагностических подходов в широкую практику работы специалистов всех профилей профессиональной подготовки, работающих с данной категорией лиц. Описываются цель, задачи и содержание эксперимента по выявлению эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, сложные нарушения развития) по сравнению с традиционными психометрическими методиками. Приводятся результаты исследовательской работы по апробации авторской модификации обучающего эксперимента, основанной на внесении в диагностическую процедуру различных типов когнитивных карт, соответствующих специфике нарушенного развития дошкольников.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая диагностика, методологические принципы, традиционные психометрические методики, обучающий эксперимент, когнитивные карты, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, сложные нарушения развития.

INSIGHT INTO THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS ESSENTIAL TO THE EDUCATIONAL EXPERIMENT DESIGNED FOR CHILDREN WITH SPECIAL HEALTHCARE NEEDS

© 2020

Kisova Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department «Special Pedagogy and Psychology» Frolova Ekaterina Nicolaevna, Master Student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: yek.frolova@yandex.ru) Abstract. The following article deals with the highly topical issue of providing the diagnostic process with an effective toolkit which could be used to carry out a diagnostic assessment of children with special healthcare needs. The authors give a brief analytical overview of the national scientific research that shows the low effectiveness of the traditional psychometric techniques commonly applicable to children with special healthcare needs. Furthermore, the authors attempt to address the aforementioned issue by specifying methodologically justifiable requirements that should be fulfilled by those involved in developing diagnostic techniques relevant for children and teenagers with special healthcare needs; besides that, they encourage all education professionals concerned to implement these new diagnostic approaches in their own classrooms. In addition, the authors clarify the aim, goals, and objectives of the experiment which has been conducted in order to determine whether the techniques that are widely used in the educational experiment and said to meet the psychological and pedagogical conditions necessary for certain categories of children with special healthcare needs (namely, those with intellectual disability, speech delay, and complex developmental disorders) are truly effective, as compared to traditional psychometric techniques. Alongside this, the authors present the results of the research they have conducted for the purpose of testing their own modified version of the educational experiment, their contribution consisting in introducing various types of cognitive maps, each of them reflecting the specificities of a particular kind of developmental delay, into the diagnostic procedure.

Keywords: children with special healthcare needs, psychological and pedagogical diagnostics, methodological principles, traditional psychometric techniques, educational experiment, cognitive maps, intellectual disability, speech delay, complex developmental disorders.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В.И. Лу-бовский, Н.Н. Малофеев, И.А. Коробейников и другие исследователи отмечают, что среди проблем, существующих в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), наиболее актуальной в настоящее время является проблема обеспечения диагностического процесса эффективным диагностическим инструментарием [1-3]. Актуальной задачей современной российской дефектологии можно считать поиск эффективного методического инструментария, способного дать достоверные, исчерпывающие, прогностически верные сведения о типе и виде нарушенного развития, структуре нарушения, путях развития и обучения данного ребёнка, а также соответствующих

основополагающим методологическим принципам диагностики, таким, как: комплексное изучение развития психики ребенка, системный подход к диагностике, динамический подход к изучению ребенка с нарушенным развитием, выявление и учет потенциальных возможностей ребенка качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка, необходимость раннего диагностического изучения ребенка, единство диагностической и коррекционной помощи ребёнку с нарушенным развитием [4-12].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на хорошо известные практическим работникам методоло-

376

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

психологические науки

Кисова Вероника Вячеславовна, Фролова Екатерина Николаевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ...

гические принципы, которые были разработаны ещё в прошлом веке, в психолого-педагогической диагностике детей с ОВЗ по-прежнему используются традиционные психометрические методики, не отвечающие этим принципам или отвечающие лишь отчасти (тест Векслера, прогрессивные матрицы Равена, опросники и другие). Исследования Е.Л. Инденбаум доказывают, что большое количество подобных методик, на которые ориентируются специалисты образовательных учреждений, оказываются совершенно неинформативны для детей с ОВЗ. Таким образом, диагностическая работа часто носит формальный характер. Информация, полученная при помощи этих методик, является неэффективной для процесса психолого-педагогического сопровождения [13-15].

Интересен и тот факт, что методики, позволяющие получить в процессе диагностики действительно достоверные, исчерпывающие и прогностически верные данные, уже существуют. Пример тому - обучающий эксперимент, разработанный А.Я. Ивановой [16]. Данная методика соответствует основополагающим методологическим принципам психолого-педагогической диагностики: позволяет выявить не только зону актуального, но и зону ближайшего развития ребёнка, предоставить не только количественную, но и развёрнутую качественную характеристику выполнения заданий, дать установку на последующий коррекционный маршрут. Ещё одно преимущество данной методики заключается в том, что под неё могут быть адаптированы традиционные психометрические методики. Однако по различным причинам (сложности в организации и проведении, трудоёмкость обработки и другие) данная методика редко используется в практической деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Решение проблемы обеспечения процесса психолого-педагогической диагностики нарушений развития детей и подростков с ОВЗ эффективным диагностическим инструментарием видится нам в определении методологически обоснованных требований к конструированию психолого-педагогических методик для детей и подростков с ОВЗ и внедрению новых диагностических подходов в широкую практику работы специалистов всех профилей профессиональной подготовки, работающих с данной категорией лиц. Этой теме и посвящено данное исследование.

Целью проведённого нами исследования являлось определение эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ОВЗ по сравнению с традиционными психометрическими методиками. Такими специфическими психолого-педагогическими условиями, по нашему мнению, являлись: на ориентировочном этапе выполнения задания - количество повторений инструкции, темп и динамика речи, использование указательных жестов; на этапе обучающей помощи - разработка когнитивной (учебной) карты выполнения задания, разработка дополнительного стимульного материала для обучающей помощи. Исходя из этого, одной из актуальных задач исследования было выявление типа и содержания когнитивной карты выполнения задания как главного психолого-педагогического условия эффективного проведения диагностического обучающего эксперимента при работе с конкретной категорией дошкольников с ОВЗ (задержка психического развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР), сложные нарушения развития (СНР).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В работе мы опирались на понятие «когнитивная карта» У. Найссера, который использовал его как синоним к термину «ориентировочная схема» [17]. Когнитивные карты в проведённом исследовании представляли из себя опорные схемы различной степени подробности.

Они относились к комплексным (поликатегориальным) когнитивным картам (по Т. Бьюзену [18]). Центральным понятием когнитивных карт было название конкретной методики. Названия ветвей были следующие: стимуль-ный материал, время выполнения заданий, инструкция, количество и содержание оказываемой помощи.

Когнитивные карты в данном исследовании строились на основе 3-х типов ориентировочной основы действия - ООД (по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной [19]): I тип - ООД неполная, конкретная, полученная самостоятельно путем «проб и ошибок». II тип - ООД полная, конкретная, данная в «готовом виде». III тип -ООД полная, обобщенная, в каждом конкретном случае составляемая субъектом самостоятельно, с помощью общего метода, который ему дается. Предполагалось, что существует зависимость между типом ориентировочной деятельности, на котором строятся когнитивные карты и видом нарушенного развития. А именно - от правильно подобранного типа ориентировочной деятельности, используемой в когнитивных картах, зависела возможность выполнения задания ребёнком на том уровне, который ему доступен. Исходя из этого, параметры когнитивной карты выглядели следующим образом: полнота (полная, неполная, избыточная), обобщённость (частная, общая), включённость вербального компонента помощи (преобладание вербальной помощи над наглядными опорами, равнозначная представленность вербальной и наглядной помощи, преобладание наглядной помощи над вербальной).

Перед основным этапом экспериментальной работы было проведено пилотное исследование. Его целью было выявление эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ОВЗ по сравнению со стандартными методиками обучающего эксперимента, а также традиционными психометрическими методиками. По результатам пилотного исследования был сделан вывод о большей эффективности использования методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ОВЗ по сравнению со стандартными методиками обучающего эксперимента, а также традиционными психометрическими методиками.

Основное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №162» г. Нижнего Новгорода и МБДОУ «Детский сад № 452» г. Нижнего Новгорода. В исследовании были задействованы: экспериментальная группа с ЗПР - 10 старших дошкольников с ЗПР, экспериментальная группа с ОНР - 10 старших дошкольников с ОНР, экспериментальная группа со сложным нарушением развития - 10 старших дошкольников со сложными нарушениями развития, контрольная группа - 10 старших дошкольников с нормой развития.

Для исследования были выбраны такие психические феномены, как зрительная память и словесно-логическое мышление. Для изучения зрительной памяти применялась методика «Оценка зрительной памяти дошкольников» (оригинальный психометрический вариант) Л.В. Томановой, Е.И. Шапиро [20], а также методика «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго [21] в авторской модификации; для изучения словесно-логического мышления применялась методика «Установление причинно-следственной связи между событиями» Л.Ф. Фатиховой (оригинальный психометрический вариант) [22], а также методика «Последовательность событий» Н.А. Бернштейн [23] в авторской модификации.

Авторская модификация заключалась не только в «перестройке» традиционной психометрической методики в методику обучающего эксперимента, но, главное, в учёте специфических психолого-педагогических условий проведения обучающего эксперимента для конкрет-

Kisova Veronika Vyacheslavovna, Frolova Ekaterina Nicolaevna psychological

INSIGHT INTO THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ... science

ной категории дошкольников с ОВЗ. Рассмотрим их на примере методики «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго для старших дошкольников с ЗПР. Авторская модификация данной методики включала в себя этапы проведения, «уроки» и дополнительный стимульный материал для них, обновлённые критерии оценивания результатов. Но, помимо этого, учитывала специфические психолого-педагогические условия проведения обучающего эксперимента для старших дошкольников с ЗПР. На ориентировочном этапе: количество повторений инструкции - 2, темп речи -средний, голос - модулированный (выделение голосом главных смысловых частей), использование указательных жестов - используются точечно при указании на левую и правую часть листа. На этапе обучающей помощи: разработка когнитивной (учебной) карты выполнения задания, разработка дополнительного стимульного материала для обучающей помощи - картинки с изображением предметов, на которые похожи запоминаемые фигуры. Параметры когнитивной карты выглядели следующим образом: полная (образец действия даётся достаточно подробно), общая (отражает сущность целого класса частных случаев, и пригодна для ориентировки в каждом из них), с равнозначной представленностью наглядной и вербальной помощи.

В результате проведения эксперимента были получены следующие данные, касающиеся уровней выполнения задания:

Таблица 1 - Результаты экспериментального изучения зрительной памяти и словесно-логического мышления психометрическими методиками и методиками, построенными по типу обучающего эксперимента, у дошкольников с нормой развития (Ы), ЗПР, ОНР, СНР

«Оценка зрительной дошкольников» (Томаиова Л.В., Шапиро ЕЛ.) «Исследование зрительной памяти» (Н.Я. Семаго и ММ. Семаго) в авторской модификации «Установление причинно-следственной связи между событиями» (Л.Ф. Фатнхова) «Последовательность (НА. Бернштейн)в авторской модификации

Высокий уровень SO % долге, с N 0 % дошк. с ЗПР 20% донге, с ОНР 0% дошк. с СНР 90 % дошк. с N 0 % дошк. с ЗПР 30% дошк. с ОНР 0 % дошк. с СНР 70 % дошк. с N 0% дошк. с ЗПР 0 % дошк. с ОНР 0% дошк. с СНР 90 % дошк. с N 0% дошк. с ЗПР 0 % дошк. с ОНР 0% дошк. с СНР

Средний уровень 20 % дошк. с N 60% дошк. с ЗПР 60% дошк. с ОНР 0 % дошк. с СНР 10 % дошк. cN 80 % дошк. с ЗПР 70% дошк. с ОНР 10% дошк. с СНР 30 % дошк. с N 30% дошк. с ЗПР 40% дошк. с ОНР 0%дошк. с СНР 10 % дошк. с N 50% дошк. с ЗПР 60 % дошк. с ОНР 0 % дошк. с СНР

Низкии уровень 0 % детей с N 30 % детей с ЗПР 20 % детей с ОНР 20 % детей с СНР 0 % дошк. с N 20% дошк. с ЗПР 0 % дошк. с ОНР 30% дошк. с СНР 0 % дошк. с N 40% дошк. с ЗПР 50 % дошк. с ОНР 10 % дошк. с СНР 0% дошк. с N 30% дошк. с ЗПР 40 % дошк. с ОНР 40% дошк. с СНР

уровень 0 % детей cN 10 % детей с ЗПР 0% детей с ОНР 80% детей с СНР 0 % дошк. с N 0% дошк. с ЗПР 0 % дошк. с ОНР 60 % дошк. с СНР 0 % дошк. с N 30% дошк. с ЗПР 10 % дошк. с ОНР 90% дошк. с СНР 0 % дошк. с N 20% дошк. с ЗПР 0 % дошк. с ОНР 60 % дошк. с СНР

Полученные в процессе исследования количественные результаты свидетельствуют о более высоком психодиагностическом потенциале обучающего эксперимента, учитывающего специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ОВЗ по сравнению с традиционными психодиагностическими методиками в отношении детей с ЗПР, ОНР, СНР, а также и в отношении детей с нормой психического развития.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Среди качественных результатов исследования можно выделить некоторые специфические условия проведения «обучающего эксперимента», которые были определены для дошкольников с ЗПР, ОНР и СНР. Так, при выполнении дошкольниками с ЗПР методики «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на ориентировочном этапе необходимо повторять инструкцию 2 раза в среднем темпе, при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать точечно указательные жесты. На этапе оказания обучающей помощи следует использовать дополнительный стимульный материал, а именно: картинки с изображением предметов, на которые похожи запоминаемые фигуры. Также на этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: полная (образец действия даётся достаточно 378

подробно), общая (отражает сущность целого класса частных случаев, и пригодна для ориентировки в каждом из них), с равнозначной представленностью наглядной и вербальной помощи. При выполнении дошкольниками с ЗПР методики «Последовательность событий» (Н.А. Бернштейн) на ориентировочном этапе необходимо повторять инструкцию 2 раза в среднем темпе, при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать общие указательные жесты. Самой инструкции необходимо упрощение: одно сложное предложение разбивать на несколько простых, после каждого предложения делать небольшую паузу; заменить слово «событие» на слово «история». На этапе оказания обучающей помощи следует использовать дополнительный стимульный материал, а именно: наклейки-номера для установления последовательности событий. Также на этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: полная (образец действия даётся достаточно подробно), общая (отражает сущность целого класса частных случаев, и пригодна для ориентировки в каждом из них), с преобладанием вербальной помощи над наглядными опорами.

При выполнении дошкольниками с ОНР методики «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на ориентировочном этапе необходимо проговаривать инструкцию 1 раз в среднем темпе (при необходимости - повторять), при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать точечно указательные жесты. На этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: неполная (образец действия даётся с небольшими подробностями), общая (отражает сущность целого класса частных случаев, и пригодна для ориентировки в каждом из них), с равнозначной представленностью наглядной и вербальной помощи. При выполнении дошкольниками с ОНР методики «Последовательность событий» Н.А. Бернштейн на ориентировочном этапе необходимо проговаривать инструкцию 1 раз в среднем темпе (при необходимости - повторять), при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать общие и точечные указательные жесты. Также инструкции необходимо упрощение: одно сложное предложение необходимо разбить на несколько простых, после каждого предложения делать небольшую паузу; заменить слово «событие» на слово «история». На этапе оказания обучающей помощи следует использовать дополнительный стимульный материал, а именно: опорные карточки для составления рассказа (субъект/объект, действие, описание, дополнение), с которыми ребёнок уже ранее работал на занятиях логопеда. Также на этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: неполная (образец действия даётся с небольшими подробностями), общая (отражает сущность целого класса частных случаев, и пригодна для ориентировки в каждом из них), с преобладанием наглядной помощи над вербальной.

Перед выполнением дошкольниками с СНР заданий методики «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго необходимо провести подготовительную работу: осуществить модификацию сти-мульного материала: сократить количество стимулов в левой части листа (среди которых нужно будет находить запоминаемые стимулы из правой части листа) до 6-ти, сделать более толстый контур линий стимулов (в обеих частях листа, на карточках), сделать силуэтными карточки (по размеру и форме конкретного стимула) для оказания помощи. При выполнении заданий данной методики дошкольникам с СНР на ориентировочном этапе необходимо проговаривать инструкцию 2 раза в медленном темпе (при необходимости - повторять), при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать общие и частные указательные жесты. На

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

психологические науки

Кисова Вероника Вячеславовна, Фролова Екатерина Николаевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ...

этапе оказания обучающей помощи следует использовать дополнительный стимульный материал, а именно: «окошечки» (для акцентирования внимания на конкретной фигуре), картинки с изображением предметов, на которые похожи запоминаемые фигуры. На этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: избыточная (представлены сведения обо всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, образец действия даётся более, чем подробно), частная (пригодна для единичного, конкретного случая), с преобладанием наглядной помощи над вербальной. Перед выполнением дошкольниками с СНР заданий методики «Последовательность событий» (Н.А. Бернштейн) необходимо провести подготовительную работу: убедиться в том, что ребёнок видит то, что изображено на стимуль-ном материале, а также сократить количество сюжетных картинок до 3-х. При выполнении заданий данной методики дошкольникам с СНР на ориентировочном этапе необходимо проговаривать инструкцию 2 раза в медленном темпе (при необходимости - повторять), при этом выделять голосом главные смысловые части, использовать общие и точечные указательные жесты. Самой инструкции необходимо упрощение: одно сложное предложение разбить на несколько простых, после каждого предложения делать небольшую паузу; заменить слово «событие» на слово «история». На этапе оказания обучающей помощи следует использовать дополнительный стимульный материал, а именно: наклейки с цифрами «1», «2», «3», схему для составления рассказа: место для картинки, её номер, «окошечки» (необходимы для выделения на картинке главных деталей). На этапе оказания обучающей помощи следует использовать когнитивную карту, параметры которой выглядят следующим образом: избыточная (представлены сведения обо всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, образец действия даётся более, чем подробно), частная (пригодна для единичного, конкретного случая), с преобладанием наглядной помощи над вербальной.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что использование методик обучающего эксперимента, учитывающих специфические психолого-педагогические условия его проведения для конкретной категории дошкольников с ОВЗ является гораздо эффективнее по сравнению с традиционными психометрическими методиками, и что тип и содержание когнитивной карты выполнения задания является главным психолого-педагогическим условием эффективного проведения диагностического обучающего эксперимента при работе с конкретной категорией дошкольников с ОВЗ (ЗПР, ОНР, СНР).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М: Педагогика, 1989. 104 с.

2. Малофеев Н.Н. Система специального образования нового типа // Альманах Института коррекционной педагогики. 2007. №11. URL: https://attdef.ru/ru/articles/almanah-11/sistema-specialnogo-obrazovanija-novogo-tipa (дата обращения: 20.01.2020)

3. Коробейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. №1. С.54-61.

4. Кисова В.В., Фролова Е.Н. К вопросу об использовании обучающего эксперимента в дифференциальной диагностике нарушений психического развития // Субъектно-деятельностный подход в специальном и инклюзивном образовании: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора У.В. Ульенковой. Нижний Новгород: ФГБОУВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». С.26-31

5. Кисова В.В., Фролова Е.Н. К проблеме эффективности методического инструментария в психолого-педагогической диагностике нарушений психического развития // Карельский научный журнал. 2019. Т.8. №1(26). С.17-20.

6. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной и др. М.: «Академия», 2003. 320 с.

7. Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического состояния в

России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С.1127-1132.

8. Максимова Е.Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогический аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 111-114.

9. Ханина М.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 28-31.

10. Логинова Е.В. Формирование реабилитационной программы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 18-32.

11. Шутова Н.В., Кисова В.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце ХХ века // Вестник Мининского университета. 2016. № 4(17). https://ve.stmk. mininuniver.ru/jour/article/view/305 (дата обращения: 20.01.2020).

12. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80-е годы ХХ века // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/201# (дата обращения: 20.01.2020).

13. Инденбаум Е.Л. Диагностика в контексте реализации стандартов образования лиц с ОВЗ: проблемы и перспективы // Дефектология. 2016. №4. С.17-24.

14. Инденбаум Е.Л. О валидности некоторых диагностических методик для обследования детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности (Сообщение 1) //Дефектология. 2013. №4. С.29-36.

15. Инденбаум Е.Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности (Сообщение 2) // Дефектология. 2013. №5. С.3-13.

16. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 98 с.

17. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: «Прогресс», 1981. 232 с.

18. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск: ООО «Попурри», 2003. 304 с.

19. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности: Сборник статей / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Издательство Московского университета, 1968. С. 3-16.

20. Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребенка: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Форум, 2011. 399 с.

21. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. М.: АРКТИ, 2014. 66 с.

22. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. 80 с.

23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 184 с.

Статья поступила в редакцию 21.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.