УДК 376.42
Л. А. Вачеян
Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается актуальная проблема современной коррекционной психологии - формирование сенсорики детей при дизонтогениях по типу ретардации. Приведены данные эмпирического исследования, проведенного с использованием методики Е. А. Стребелевой, раскрывающие особенности сенсорного развития детей с нарушением интеллектуального развития, задержкой психического развития, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Предложена психолого-педагогическая технология развития сенсорики детей при дизонтогениях по типу ретардации с использованием тактильных книг. Описаны результаты апробации психолого-педагогической программы развития сенсорной сферы дошкольников с нарушением интеллектуального развития с использованием тактильных книг.
Ключевые слова: сенсорное развитие детей с ОВЗ, нарушения интеллектуального развития, задержка психического развития, тактильная книга.
L. A. Vacheyan
Sensor Development of Preschool Children with Health Limitations
In the article the urgent problem of modern correctional psychology forming of sensor functions of children is considered in case of the dysontogenias as retardation. Data of the empirical research, with use of the technique of E. A. Strebeleva, revealing features of sensor development of children with mental development disorder, with developmental delay in comparison with normally developing peers are provided. The psychology and pedagogical technology of development of sensor functions of children in case of the dysontogenias as retardation with use of tactile books is offered. Results of approbation of the psychology and pedagogical programme on development of the sensor sphere of preschool children with mental development disorder with use of tactile books are described.
Keywords: sensor development of children with OVZ, mental disorder, developmental delay, a tactile book.
Проблема сенсорного развития детей с ОВЗ изучена в работах З. М. Богуславской, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, А. А. Катаевой, Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой и др. Проблема сенсорного развития различных категорий детей с ОВЗ актуальна, так как формирование сенсорной сферы обеспечивает овладение ими различными видами деятельности. В конечном итоге, это обеспечивает максимально возможную компенсацию дефекта и социальную адаптацию лиц с ОВЗ. Особенное значение имеет изучение и развитие сенсорной сферы детей при дизонтогениях по типу ретардации. Нами были изучены, в частности, дошкольники с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллектуального развития.
Дети с нарушением интеллектуального развития - категория детей, для которых характерно стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим повреждением головного мозга. Нарушение функций мозга приводит к тотальному недоразвитию всех психических процессов, к ограничению обучаемости детей в рамках общеобразовательных программ.
Такие дети нуждаются в организации особых условий обучения и воспитания, учитывающих особенности их психофизического развития [1].
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). В целом для данного состояния характерны гетерохрон-ность проявлений отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание де-фицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка [7].
Л. В. Кузнецова отмечает, что обе эти категории детей могут быть объединены в группу лиц с дизонтогениями по типу ретардации, то есть их объединяет характерная задержка, замедление в темпе умственного развития, специфика в фор-
© Вачеян Л. А., 2016
мировании всех познавательных процессов. Различия этих категорий детей в основном определяются тотальностью либо парциальностью нарушения психической деятельности и их обучаемости [4].
При дизонтогениях по типу ретардации у детей страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстает формирование предметной деятельности, понятийного мышления, речи. В то же время такие дошкольники способны к развитию. Это развитие замедленно, атипично, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. В. Г. Петрова отмечает, что продвижение в развитии и обучении детей с нарушением интеллектуального развития происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Существуют сензтивные периоды для формирования психических функций, и характер психолого-педагогической помощи, получаемой ребенком, определяет успешность его развития и обучения [5].
Проблема развития сенсорной сферы детей при дизонтогениях по типу ретардации остается недостаточно разработанной. Известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорной сферы менее выражено, по сравнению с другими, более высокими, сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию высших психических функций [6].
Мы организовали диагностическое исследование детей с нарушением интеллектуального развития, детей с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников с использованием пакета методик, предложенного Е. А. Стребелевой. В работе приняли участие студентки ДФ ЯГПУ М. Е. Кильницкая, А. В. Мурина.
При проведении обследования детям были даны задания:
1. «Коробка форм» - задание направлено на изучение уровня развития практической ориентировки на форму, то есть умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.
2. «Группировка игрушек» - задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, то есть при выполнении группировки по форме.
3. «Разбери и сложи матрешку» - задание направлено на оценку уровня развития ориентировки на величину.
4. «Подбери по цвету» - задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета.
Оценка результатов в баллах:
1 балл - ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.
2 балла - ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнять задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения пользуется методом проб.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
В исследовании приняли участие 12 дошкольников с нарушением интеллектуального развития. 4 девочки и 8 мальчиков 6-7 лет. Диагнозы по данным ПМПК. 6 детей - F 71, СНР, Q 90, 6 детей - F 71, СНР. Базой нашего эмпирического исследования стали МДОУ № 78 компенсирующего вида и МДОУ комбинированного вида № 209 города Ярославля.
Средний балл по методике «Коробка форм» 2,8 свидетельствует о том, что 100 % детей принимают задание, но часто не понимают его сути, действуют хаотично, не ориентируясь на форму предмета.
Средний балл по методике «Группировка игрушек» 2,3, то есть все дети испытывают значительные затруднения при решении задачи по группировке предметов по форме. Они стремятся к сотрудничеству со взрослым, но не понимают принципа решения задания.
Средний балл по методике «Разбери и сложи матрешку» - 2,75. Все дети стремились решить поставленную задачу, но при ее решении на величину не ориентировались. Помощь взрослого не могла быть принята и понята детьми.
Средний балл по методике «Подбери по цвету» - 2,8, то есть дошкольники с нарушением интеллектуального развития принимают задание, начинают сотрудничать со взрослым, стремясь достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не могут.
Проведенное нам исследование детей с нарушением интеллектуального развития показало, что у них отмечаются следующие качественные особенности сенсорного развития:
1. При исследовании восприятия цвета предмета дошкольники с нарушением интеллектуального развития не классифицируют предметы по признаку цвета; не выбирают предметы определенного цвета по словесной инструкции; не обозначают словесно цвета предметов; не имеют представления об оттенках цвета.
2. При исследовании представления о форме предметов дошкольники с нарушением интеллектуального развития недостаточно идентифицируют предметы по форме; не соотносят форму предмета с эталоном формы; не выбирают геометрическую фигуру по словесной инструкции; не обозначают словесно форму предмета; не классифицируют предметы по форме; не находят в окружающем мире предметы определенной формы.
3. При исследовании представлений о величине дошкольники с нарушением интеллектуального развития не выделяют больших и маленьких предметов; не выделяют ширину: «широкий -узкий»; нет представлений о высоте: «снизу -вверх».
Исследование сенсорной сферы дошкольников с задержкой психического развития проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 109 г. Рыбинска Ярославской области и МДОУ № 78 компенсирующего вида г. Ярославля. В исследовании приняли участие 12 дошкольников с задержкой психического развития. Диагнозы по данным ПМПК - F 83, НРСХ. 10 мальчиков и 2 девочки 5-6 лет. Результаты исследования были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Средний балл по методике «Коробка форм» 3,8 свидетельствует о том, что дети принимают и понимают задание, выполняют его методом перебора вариантов; после обучения пользуются методом проб.
По методике «Группировка игрушек» средний балл - 3,1, то есть дети группируют игрушки в коробку, не всегда ориентируясь на образец, после обучения соотносят форму игрушки с образцом.
Средний балл по методике «Разбери и сложи матрешку» - 3,66. Дети принимают и понимают задание, выполняют его методом перебора параметров, после обучения переходят к самостоятельному выполнению задания, заинтересованы в конечном результате.
Средний балл по методике «Подбери по цвету» - 3,66, то есть дети понимают и принимают задание, заинтересованы в результате.
Результаты качественного анализа позволяют говорить о том, что дети с задержкой психического развития - гораздо более разнородная группа по показателям сенсорного развития, нежели группа детей с нарушениями интеллектуального развития. Так, среди них были дети, выполнившие некоторые задания на уровне нормально развивающихся детей, а также дошкольники, не справляющиеся с заданиями. Например, при выполнении задания «Группировка игрушек» 41,7 % детей с задержкой психического развития с заданием справились, 33,3 % действовали, но при этом, не ориентировались на образец, а после обучения продолжали опускать игрушки без учета основного принципа. Остальные дети (25 %) не приняли и не поняли задание, действовали неадекватно.
Контрольная группа исследования - нормально развивающиеся дети 5-6 лет: 9 мальчиков и 3 девочки. Изучение проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 109 г. Рыбинска Ярославской области.
Средний балл по методике «Коробка форм» 4 свидетельствует о том, что дети принимают и понимают задание, выполняют его самостоятельно.
По методике «Группировка игрушек» средний балл - 3,8, то есть большинство детей группируют игрушки в коробку с учетом образца, заинтересованы в конечном результате.
Результаты по методике «Разбери и сложи матрешку» - средний балл 4. Дети принимают и понимают задание, складывают матрешку методом практического примеривания, заинтересованы в конечном результате.
Средний балл по методике «Подбери по цвету» - 4, то есть дети понимают, принимают задание, заинтересованы в результате, выполняют его самостоятельно.
Для статистической обработки данных, полученных в результате диагностики, мы использовали ^критерий Манна-Уитни. Различия результатов по всем сериям эмпирического исследования оказались в зоне значимости. Следовательно, развитие сенсорной сферы у детей с нормальным психофизическим развитие проходит лучше, чем у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллектуального развития.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам выделить основные направления работы с детьми при дизонтогениях по типу ретардации для развития сенсорной сферы. Специально
организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному развитию дошкольников с ОВЗ (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Для детей с дизонтогениями по типу ретардации такой наиболее эффективной формой организации сенсорного развития является формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Е. А. Стребелева, А. А. Катаева и другие исследователи выделяют специфические задачи сенсорного воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы «особого» ребенка. К таким задачам относятся обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия; ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификация; преодоление отклонений в сенсорном развитии. В систему сенсорного развития должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию [2].
Рассмотрим один из нетрадиционных методов развития сенсорики детей с дизонтогениями по типу ретардации - тактильные книги. Этот вид пособий традиционно используется в работе с незрячими дошкольниками, однако, на наш взгляд, пособия эффективны и в работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие или нарушение его темпа.
Тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста с нарушениями зрения.
Тактильные книги делятся на дидактические и ассоциативные, которые, в свою очередь, также подразделяются на
— дидактические книги. в помощь обучению, предметные, тематические, игровые;
— ассоциативные. книги-сказки, сюжетные книги.
Главная функция такой книги - помочь ребенку с ОВЗ в обследовании и восприятии окружающего мира. У «рисунков», изображенных в тактильной книге, есть ряд неоспоримых достоинств.
1. Объекты, изображенные на таких картинках, легкоузнаваемы для ребенка, потому что,
кроме информации о форме предмета, ребенок получает информацию о его фактуре. Материал разнофактурной аппликации подсказывает ребенку, на что или на кого может быть похож осязаемый им объект.
2. На подобной картинке можно передать не только форму изображаемого объекта, но и тактильные свойства материала, из которого он состоит, например, гладкость, шероховатость, нежность или шелковистость.
3. Такие картинки красочные и яркие. Они привлекают внимание ребенка и способны передать любое цветовое решение, за исключением плавного перехода оттенков. «Рассматривая» подобные картинки, ребенок получает одновременно и тактильные, и зрительные ощущения, что очень важно при формировании полного сенсорного образа.
4. На таких картинках без ущерба для осязательного восприятия можно изобразить довольно мелкие детали объекта, например, глаза, нос, когти.
В ходе работы с тактильной книгой может осуществляться
— знакомство с основными сенсорными характеристиками предмета. цветом, формой, величиной, качеством, структурой материала предмета, пространственными характеристиками;
— уточнение посредством зрения тактильных и мышечно-суставных ощущений - строения, конфигурации предмета, пространственных взаимоотношений между предметами и их частями;
— стимулирование речевой активности;
— повышение мотивации и интереса к объектам окружающего мира;
— развитие творческой активности и интереса к предметно-практической деятельности, продуктивным видам деятельности;
— развитие познавательной активности ребенка [3].
Таким образом, создание коррекционно-развивающих программ по развитию сенсорной сферы детей при дизонтогениях по типу ретардации с использованием тактильных книг рассматривается нами как перспективное.
В 2015 г. под нашим научным руководством студенткой ДФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского М. Е. Кильницкой была разработана программа развития сенсорной сферы дошкольников с нарушением интеллектуального развития с использованием тактильных книг. М. Е. Кильниц-кая разработала серию тактильных книг и пособий «Развивайка». Программа была апробирована на базе МДОУ № 78 компенсирующего вида г. Ярославля, в исследовании приняли участие 12
детей с нарушениями интеллектуального развития (6 детей - экспериментальная группа, 6 детей - контрольная). Диагноз по данным ПМПК -F 71, СНР, Q 90. По результатам педагогического наблюдения и эмпирического исследования с использованием методики Е. А. Стребелевой повысились показатели сенсорного развития детей.
Для наглядности результатов исследования данные представлены в виде гистограммы.
Дети усвоили ряд сенсорных эталонов: научились идентифицировать, обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, величине; соотносить предметы с эталоном (цвет, форма, величина); выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции; сформировались некоторые представления об оттенках цвета; повысилась мотивация к работе с сенсорными эталонами.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительных результатах кор-рекционной работы, динамике сенсорного развития у детей экспериментальной группы.
Разработанная нами программа была представлена в виде студенческого проекта. М. Е. Кильницкая получила диплом Губернаторского конкурса студенческих работ за данный проект.
Библиографический список
1. Вачеян, Л. А., Воронина, С. Н. Специальная детская психология. Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология». Часть I [Электронный ресурс] / Л. А. Вачеян, С. Н. Воронина. -Режим доступа: Шр://ейо-web.yspu.org/link1/metod/met160/met160.html 11.06.2016.
2. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.
3. Осипова, Л. Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие [Текст] / Л. Б. Осипова,
H. В. Ульянова. - Челябинск : Цицеро, 2012. - 46 с.
4. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И., Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - M., 2009.
5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - M. : Академия, 2002. - 160 с.
6. Сенсомоторное и речевое развитие детей с синдромом Дауна [Текст] / сост. E. В. Mалышева, А. С. Саблева - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. -
40 с.
7. Специальная детская психология. Часть 2 [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов дефектологических факультетов вузов / сост. Л. А. Вачеян. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. -
41 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vachejan, L. A., Voronina, S. N. Special'naja detskaja psihologija. Special'nost' «Special'naja dosh-kol'naja pedagogika i psihologija». Chast' I [Jelektronnyj resurs] / L. A. Vachejan, S. N. Voronina. - Rezhim dostu-pa: http://cito-web .yspu. org/linki/metod/met i 60/met160. html 11.06.2016.
2. Kataeva, A. A., Strebeleva, E. A. Didakticheskie igry i uprazhnenija v obuchenii umstvenno otstalyh dosh-kol'nikov [Tekst] / A. A. Kataeva, E. A. Strebeleva. - M. : BUK-MASTER, 1993. - 191 s.
3. Osipova, L. B. Ispol'zovanie nagljadnosti v pozna-vatel'nom i rechevom razvitii doshkol'nikov: metodicheskoe posobie [Tekst] / L. B. Osipova, N. V. Ul'janova. - Cheljabinsk : Cicero, 2012. - 46 s.
4. Osnovy special'noj psihologii [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / L. V Kuznecova, L. I., Peresleni, L. I. Solnceva i dr. ; pod red. L. V Kuznecovoj. - M., 2009.
5. Petrova, V G. Psihologija umstvenno otstalyh shkol'nikov [Tekst] : uchebnoe posobie / V. G. Petrova,
I. V. Beljakova. - M. : Akademija, 2002. - 160 s.
6. Sensomotornoe i rechevoe razvitie detej s sindro-mom Dauna [Tekst] / sost. E. V. Malysheva, A. S. Sableva - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2013. - 40 s.
7. Special'naja detskaja psihologija. Chast' 2 [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov defektologicheskih fakul'tetov vuzov / sost. L. A. Vachejan. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 41 s.