Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No 2 (66).
УДК Ч450
ББК376.1 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК5.8.3
Оксана Георгиевна Приходькош Ирина Александровна Филатова2^ Анна Сергеевна Павлова3^
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1,3 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлена модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечена значимость своевременного выявления и квалификации отклонений в развитии ребенка для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оказания результативной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретических источников выделены и описаны принципы, условия, направления и этапы психолого-педагогического изучения детей. В качестве ведущих направлений психолого-педагогического изучения предлагается изучение социального, двигательного, познавательного и речевого развития ребен-
Oksana G. Prikhod'ko1® Irina A. Filatova2® Anna S. Pavlova3®
A MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL OBSERVATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
1,3 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, filatova@uspu
Abstract. The article presents a model of psycho-pedagogical observation of children with disabilities. It reports the importance of timely detection and qualification of deviations in the development of the child for the design of an individual program of psycho-pedagogical support and the provision of effective psychological and pedagogical assistance to children with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources, the principles, conditions, directions and stages of psycho-pedagogical observation of children are distinguished and described. The study of the child's social, motor, cognitive and speech development is proposed as the leading areas of psycho-pedagogical observation. The stages of psycho-pedagogical observation of children cover the period from birth to adoles-
© Приходько О. Г., Филатова И. А., Павлова А. С., 2022
ка. Этапы психолого-педагогического изучения детей охватывают период от рождения до подросткового возраста. Приведены примеры психолого-педагогического инструментария, который может применяться на различных этапах диагностической работы. Подробно рассмотрен алгоритм процесса психолого-педагогического изучения детей, который предполагает следующую последовательность диагностических процедур: скрининг-диагностика, комплексное обследование детей группы риска, дифференциальная диагностика ребенка командой специалистов, углубленная диагностика для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оценка эффективности ее реализации. Предполагается, что реализация предложенной модели будет способствовать включению ребенка в процесс целенаправленного коррекционно-развивающего воспитания и обучения, предотвращению появления вторичных отклонений развития и успешной социализации.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое изучение, модели психолого-педагогического изучения, алгоритмы психолого-педагогического изучения.
Информация об авторах: При-ходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и психологии, МГПУ; адрес: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к. 2.
Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специаль-
cence. The article provides examples of psycho-pedagogical tools that can be used at various stages of diagnostic work. The authors provide a detailed description of the algorithm of the process of psycho-pedagogical observation of children, which presupposes the following sequence of diagnostic procedures: screening diagnostics, comprehensive examination of children at risk, differential diagnostics of the child by a team of specialists, in-depth diagnostics for the development of an individual program of psycho-pedagogical assistance and evaluation of the effectiveness of its realization. It is assumed that the implementation of the suggested model can contribute to the inclusion of the child in the process of purposeful rehabilitation-educational upbringing and training, preventing the emergence of secondary developmental disorders and providing successful socialization.
Keywords: children with disabilities, disabilities, psycho-pedagogical observation, models of psycho-pedagogical observation, algorithms of psycho-pedagogical observation.
Author's information: Prikhod'ko Oksana Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Speech Therapy, Director of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Filatova Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Institute of Special Educa-
ного образования, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизон-тогенеза, Уральский государственный педагогический университет, адрес: 620091, Россия, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 134.
Павлова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии, МГПУ, адрес: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к. 2. Для цитирования: Приходько, О. Г. Модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, И. А. Филатова, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 112-127.
Для оказания своевременной и результативной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно определить модель их психолого-педагогического изучения, которая включает изучение двигательного, познавательного, речевого и социального развития. Ведущие отечественные специалисты считают процесс психолого-педагогической диагностики «отправной точкой» для последующего оказания помощи детям с отклонением в развитии (С. Б. Лазуренко, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Е. О. Смирнова, Е. А. Стребелева [6; 12; 15; 16]). В процессе психолого-педагогического изучения ребенка решаются многоаспектные и взаимосвязанные задачи скрининг-диагностики, дифференци-
tion, Head of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Pavlova Anna Sergeevna, Candidate of Psichology, Associate Professor of Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. For citation: Prikhod'ko, O. G., Filatova, I. A., Pavlova, A. S. (2022). A Model of Psycho-pedagogical Observation of Children with Disabilities. Special Education, 2(66), pp. 112-127. (In Russ.).
альной диагностики, углубленного психологического изучения ребенка для разработки индивидуальной программы помощи, оценки результативности психолого-педагогических мероприятий, что определяет необходимость моделирования указанного процесса.
Анализ теоретических оснований разработки модели психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ (рис. 1) показал, что многие современные исследования посвящены вопросу совершенствования психолого-педагогического инструментария диагностики детей различных категорий [1; 3; 4; 15]:
- детей младенческого и раннего возраста (С. Б. Лазуренко, Ю. А. Разенкова, Е. О. Смирнова, О. В. Югова);
- детей с нарушением сенсорного развития и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (Л. А. Головчиц, М. В. Жигорева, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко);
- детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением интеллектуального развития (А. Я. Абкович, Е. А. Екжанова, С. Д. Забрамная, А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева);
- детей с нарушением предрече-вого и речевого развития (О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова, Г. В. Чир-кина);
- детей с двигательными отклонениями (Е. Ф. Архипова, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько);
- детей с нарушением эмоционально-волевой сферы (Е. Р. Ба-енская, Н. Н. Либлинг, О. С. Никольская).
Анализ исследований позволил выделить цель психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ, которая заключается в выявлении отклонений в развитии ребенка, разработке индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оценке ее результативности.
Принципы организации психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ сформулированы в работах С. Д. Забрамной, А. П. Зарин, И. Ю. Левченко, Е. А. Стре-белевой, Г. В. Чиркиной. В качестве ведущих принципов были определены принципы комплекс-
ности и системности, онтогенетический принцип, принципы изучения деятельности ребенка, стереоскопичности, динамичности, раннего диагностического изучения ребенка, единства диагностики и психолого-педагогической помощи, качественной и количественной оценки результатов диагностики [5; 8; 10; 12; 13].
Для успешного решения диагностических задач специалистам важно соблюдать следующие условия организации психолого-педагогического изучения детей:
- психолого-педагогическое обследование проводится с согласия родителей (других законных представителей) ребенка, при их непосредственном участии и с учетом запроса семьи;
- применение комплексных методик исследования: специалистам необходимо отобрать комплексные методики углубленного изучения ребенка с целью определения конкретного типа дизон-тогенеза, характеристики познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка, что является основой дальнейшей психолого-педагогической помощи;
- учет возраста ребенка: методики, которые можно использовать в разных возрастных группах, требуют тщательного соблюдения инструкции, отбора диагностического материала, способа его
ЦЕЛЬ
Выявление отклонений в развитии ребенка, разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи и оценка ее результативности._
ПРИНЦИПЫ
комплексности системности
онтогенетический принцип изучения деятельности стереоскопичности динамичности_
раннего диагностического изучения единства диагностики и психолого-педагогической помощи качественной и количественной оценки результатов
согласие родителей на проведение психолого-педагогического обследования применение комплексных методик исследования
учет возраста ребенка при отборе методик и интерпретации результатов исследования
УСЛОВИЯ
соблюдение инструкции по применению методики
специальный отбор наглядного материала сочетание объективных и субъективных методик исследования количественный и качественный анализ выполнения диагностических заданий
изучение социального развития изучение двигательного развития
НАПРАВЛЕНИЯ
• изучение познавательного развития _• изучение речевого развития_
МЕТОДЫ
изучение документации беседа
педагогическое наблюдение педагогический эксперимент
ЭТАПЫ
изучение ребенка в периоды новорожденно- • сти и младенчества
дифференциальная диагностика ребенка от одного года до трех лет выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет с целью их компенса- • ции и подготовки ребенка к школьному обучению
дифференциальная диагностика ребенка •
перед школой с целью определения адекватной образовательной программы
выявление трудностей школьной адаптации, особых образовательных потребностей и корректировка образовательной программы, создание специальных условий обучения и воспитания школьника раннее изучение профессиональной ориентации с целью подготовки к трудовой и жизненной адаптации подростка изучение процесса социализации подростка в период начальной трудовой адаптации
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПА
скрининг-диагностика
комплексное обследование детей группы риска
дифференциальная диагностика ребенка командой специалистов с привлечением родителей
углубленная диагностика ребенка для разработки индивидуальной программы психолого-педагогической помощи
оценка эффективности составленной программы психолого-педагогической помощи
РЕЗУЛЬТАТ
Включение детей с ОВЗ в процесс целенаправленного коррекционно-развивающего воспитания и обучения, их успешная социализация, предотвращение появления вторичных отклонений развития.
Рис. 1. Модель психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ
»
подачи в каждом возрастном периоде; интерпретация результатов исследования с учетом возрастных нормативов (при интерпретации результатов необходимо их сопоставление с возрастной нормой, с типичными результатами данной группы ди-зонтогенетического развития, при этом выводы делаются на основании совпадения результатов нескольких методик); организация деятельности, соответствующей возрасту ребенка (задача специалиста — создать благоприятные условия для ребенка, соблюдая процедуру исследования; необходимо включать ребенка в процесс обследования постепенно через совместную деятельность с взрослым или игру);
- соблюдение инструкции по применению методики: в каждой диагностической методике есть инструкция, несоблюдение которой может привести к изменению содержания задания и полученных результатов;
- специальный отбор наглядного материала: многие методики исследования требуют специального оснащения наглядным материалом, который предлагается ребенку или родителям; в авторских методиках материалы и способы их предъявления должны быть оригинальными;
- сочетание объективных и субъективных методик исследования: объективные методики
имеют точные ключи, количественную систему оценки, но не всегда позволяют оценить качество выполнения задания; субъективные методики дают возможность качественной интерпретации результатов выполнения задания, работать с ними труднее, но полученная информация дает важные данные о состоянии ребенка;
- количественный анализ выполнения отдельных диагностических заданий, в которых он предусмотрен; качественный анализ результатов психолого-педагогического изучения ребенка, который включает ряд параметров: отношение к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации в условиях заданий; способы выполнения заданий; соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; продуктивное использование помощи взрослого; умение выполнять задание по аналогии (перенос способа действия); отношение к результатам своей деятельности; критичность в оценке своих достижений.
В процессе психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ специалисты используют, как было отмечено выше, комплексные методики обследования в соответствии с направлениями его организации [9]. В комплексной методике психолого-педаго-
гического обследования детей раннего возраста, предложенной О. Г. Приходько [11], выделены направления психолого-педагогического изучения ребенка, которые мы определяем в качестве ведущих:
- изучение социального развития;
- изучение двигательного развития;
- изучение познавательного развития;
- изучение речевого развития.
В ходе психолого-педагогического изучения детей целесообразно использовать следующие методы:
- изучение медицинской и психолого-педагогической документации детей, анамнестических данных;
- беседы с родителями, медицинскими специалистами, педагогами, психологом, с самим ребенком, в ходе которых получаются сведения о моторном, познавательном, доречевом и речевом, соматическом развитии детей;
- педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, в процессе специальных занятий, во время режимных моментов (кормление, умывание и т. д.);
- обучающий эксперимент, в ходе которого ребенку предлагаются задания, соответствующие его возрасту и возможностям.
Основные этапы организации психолого-педагогического изучения детей были выделены на
базе исследований З. М. Дунаевой, Л. И. Ростягайловой [2]:
- изучение ребенка в периоды новорожденности и младенчества, выявление детей группы риска;
- дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и содержания психолого-педагогической работы с детьми от одного года до трех лет в условиях семьи или соответствующего детского учреждения;
- комплексное обследование с целью выделения ведущих отклонений в развитии ребенка после трех лет и их компенсации, подготовки ребенка к школьному обучению;
- дифференциально-диагностическая и психолого-медико-педагогическая работа с целью подбора адекватной образовательной программы;
- выявление детей с трудностями школьной адаптации, особыми образовательными потребностями; корректировка образовательной программы, специальных условий обучения и воспитания школьников с максимальным учетом их индивидуальных особенностей;
- раннее изучение (с двенадца-ти-тринадцати лет) профессиональной ориентации ребенка с целью соответствующей подготовки к трудовой и жизненной адаптации подростков;
- изучение процесса социализации подростков с отклонениями в
развитии в период начальной трудовой адаптации (получение доступной квалификации и включение в трудовой коллектив).
Психолого-педагогическое изучение детей может осуществляться в соответствии с алгоритмом, который представлен следующими этапами.
1. Скрининг-диагностика по выявлению детей раннего возраста, относящихся к группе риска, детей с ОВЗ в общей популяции детей, в том числе скрининг-диагностика семьи.
2. Комплексное обследование детей группы риска несколькими специалистами (психологом, де-фектологом, логопедом), изучение семьи.
3. Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ командой специалистов (олигофренопедагогом, сурдопедагогом, тифлопедагогом, логопедом, специалистом по коммуникации, психологом, ней-ропсихологом) с привлечением родителей.
4. Углубленная диагностика для разработки индивидуальной программы развития ребенка (определение зоны ближайшего развития).
5. Обследование детей с ОВЗ для оценки эффективности составленной программы развития.
Перед началом обследования специалист должен наладить доброжелательный эмоциональный контакт с ребенком, удостовериться, что он хорошо себя
чувствует, пребывает в обычном настроении. О самочувствии и психологическом состоянии ребенка можно спросить родителей. Немаловажно предоставить возможность ребенку перед диагностическим обследованием изучить самостоятельно новое пространство и предметы, привыкнуть к новой обстановке. Затем педагог включает ребенка в ситуативно-деловое общение, в ходе которого предлагает диагностические задания.
Рассмотрим примерное содержание последовательных компонентов алгоритма психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ [14].
1. Скрининг-диагностика
Цель этапа — своевременное выявление детей с ОВЗ. Скри-нинговая диагностика может осуществляться в образовательных организациях, в организациях здравоохранения и социального обслуживания населения. Диагностическая работа организуется и по запросу семьи, например, в службах ранней помощи. Специалисты осуществляют первичный прием, перед проведением которого родители заполняют диагностический опросник. Во время первичного приема осуществляется сбор первичной информации, которая поможет определить, нуждается ли ребенок в дополнительной комплексной оценке
его развития и последующей комплексной помощи.
На данном этапе информация от родителей и результаты оценки уровня развития ребенка дополняются зрительным и слуховым скринингами, медицинским обследованием. На основании скринингов, оценки уровня развития ребенка и сбора информации от родителей делаются выводы о наличии или об отсутствии проблем у ребенка и принимается решение о необходимости комплексного, углубленного и дифференцированного обследования. При отсутствии отклонений в развитии ребенка родители получают рекомендации о его дальнейшем развитии.
Как уже отмечалось, одним из основных методов диагностики на первом этапе является скрининг-диагностика. Примеры методов скрининг-диагностики для детей младенческого и раннего возраста:
- психологическая диагностика эмоционального развития для детей раннего возраста (Л. П. Стрелкова);
- модифицированный скринин-говый тест на выявление аутизма у детей раннего возраста «М-CHAT»;
- педагогический скрининг, направленный на выявление младенцев с подозрением на снижение слуха («гороховые пробы») (Институт раннего вмешательства, г. Санкт-Петербург);
- анкета-опросник для родителей по выявлению нарушений слуховой функции у детей первого года жизни (Г. А. Таварки-ладзе, Н. Д. Шматко);
- скрининг зрительных функций (А. А. Невская);
- «Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» (А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина);
- «Шкала развития» (Д. Лешли);
- тест поведенческого развития новорожденных (NBAS) (Т. Bra-zelton);
- функциональная диагностика развития (Т. Хелльбрюгге, Й. Пех-штейн);
- Денверский скрининг-тест развития (DDST) для выявления детей с задержкой психического развития (W. K. Frankenburg, J. B. Dodds);
- анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до двух лет) (Н. В. Симашкова, Г. В. Козловская, М. В. Иванов).
Примеры методов скрининг-диагностики для детей дошкольного возраста:
- экспресс-методика психологической диагностики детей трех-четырех лет при поступлении в детский сад (Н. Л. Белопольская);
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) (Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина);
- тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка);
- «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н. Н. Павлова, Л. Г. Ру-денко);
- диагностика готовности ребенка к школе (Н. Е. Веракса и др.);
- экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу (Н. Л. Белопольская);
- методика раннего выявления дислексии (А. Н. Корнев).
2. Комплексное обследование детей группы риска
несколькими специалистами, изучение семьи
Цель этапа — подтвердить или опровергнуть наличие отклонений в развитии ребенка, выявленных на этапе скрининговой диагностики, определить тип ди-зонтогенеза по В. В. Лебединскому (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное, де-фицитарное, искаженное, дисгармоничное); вид нарушения развития (умственная отсталость, слепота, слабовидение, глухота, слабослышание, тяжелые нарушения речи, расстройства аути-стического спектра и др.) и степень его тяжести.
Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ на основании медицинских заключений проводят специалисты психолого-педагогического профиля: де-фектолог, психолог, специальный
психолог, нейропсихолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, специалист по коммуникации. В процессе психолого-педагогического обследования для проведения междисциплинарной оценки результатов и поведения ребенка рекомендуется осуществлять видеосъемку, на проведение которой необходимо получить согласие родителей. С целью обследования поведения ребенка в различных бытовых и игровых ситуациях, сформированности навыков самообслуживания, обследования организации домашней среды, изучения потребности семьи в дополнительных материальных или информационных ресурсах можно проводить обследование в домашних условиях.
Специалисты, участвующие в психолого-педагогическом обследовании ребенка и его семьи, составляют заключения, определяют возможные направления комплексной помощи, ее цели и задачи; определяют, в каких услугах родители и их ребенок нуждаются для достижения поставленных задач развития ребенка; подбирают стратегию предоставления помощи. Результаты, полученные в ходе обследования ребенка и его семьи, представляются на междисциплинарном обсуждении (консилиуме) в целях разработки индивидуально-ориентированной программы работы с ребенком и семьей.
Для обследования детей раннего возраста применяются следующие методики:
- диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (Э. Л. Фрухт);
- диагностика нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (Н. М. Аска-рина, К. Л. Печора, Г. В. Пантю-хина);
- обследование детей первого года жизни (Е. Ф. Архипова);
- тест развития детей первого года жизни (О. В. Баженова);
- карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от рождения до 3 лет (Е. Д. Дмитрова);
- KID-шкала и RCDI-2000;
- шкала развития Бэйли (Bayley);
- шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Е. С. Ке-шишян);
- тест «ГНОМ» (Г. В. Козловская, М. А. Калинина, А. В. Горю-нова).
Примеры комплексных методик психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста:
- методика психолого-педагогической диагностики (Е. А. Стре-белева);
- диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго);
- психолого-педагогическое обследование детей (С. Д. Забрам-ная, О. В. Боровик).
Как подчеркивают Е. М. Мас-тюкова и А. Г. Московкина [7], психодиагностическое обследование должно проводиться обязательно с соблюдением этических норм.
3. Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ командой специалистов с привлечением родителей
Цель этапа — уточнение характера и структуры отклонения в развитии ребенка. На основании результатов предыдущего этапа в каждом отдельном случае и в зависимости от характера отклонений в развитии ребенка формируется команда специалистов. Дифференциальная диагностика осуществляется с обязательным привлечением родителей.
Задачи дифференциальной диагностики:
- разграничить сходные проявления отклоняющегося развития различного генеза;
- определить первичный и вторичный дефект в структуре отклонения в развитии;
- изучить специфические особенности дизонтогенеза;
- определить роль различных факторов в комплексных отклонениях развития.
Приведем примеры методик психолого-педагогического изучения двигательного, познава-
тельного, доречевого и речевого, социального развития детей младенческого и раннего возраста:
- методики изучения двигательного развития ребенка младенческого и раннего возраста: диагностика этапов развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года (Н. Л. Фи-гурин, М. П. Денисова); диагностика психомоторного развития (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Д. Айнгорн);
- методики изучения познавательного развития ребенка младенческого и раннего возраста: диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Е. О. Смирнова и др.); педагогическое обследование слуха детей первого года жизни (Т. В. Пелым-ская, Н. Д. Шматко); оценка степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста (П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, Г. Л. Аруева, О. С. Белова); педагогическая диагностика детей с нарушением зрения (Е. Ю. Епи-шенкова, Е. Д. Чулибаева); методика диагностики психологического возраста детей первых трех лет «ЯСЛИ» (С. Б. Лазуренко);
- методики изучения доречевого и речевого развития ребенка младенческого и раннего возраста: диагностика доречевого развития детей с детским церебральным параличом (Е. Ф. Архипова); комплексная диагностика доречевого и
раннего речевого развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (О. Г. Приходько); логопедическое обследование детей первого (второго и третьего) года жизни (Ю. А. Разенкова); начальный детский лексикон (анкета-опросник) (О. Е. Громова);
- методики изучения социального развития ребенка младенческого и раннего возраста: исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении о наличии у него раннего детского аутизма (К. С. Лебединская, О. С. Никольская); психопатологическое обследование (Е. А. Стребелева); диагностика нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром (Е. Р. Баенская, М. М. Ли-блинг).
Примеры методик психолого-педагогического изучения двигательного, познавательного, доре-чевого и речевого, социального развития детей дошкольного возраста:
- методики изучения двигательного развития ребенка дошкольного возраста: диагностика физического развития детей «Тест-программа для дошкольников» (А. Н. Тяпина, И. С. Решетникова);
- методики изучения познавательного развития ребенка дошкольного возраста: тест Вексле-ра; тест определения уровня вербального мышления ребенка (субтест Керна — Йирасека); ис-
следование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бур-дона); индивидуальная психологическая диагностика ребенка пяти-семи лет (А. Н. Веракса); психолого-педагогическая диагностика развития детей (С. Д. За-брамная); психологическое изучение детей с нарушениями развития (И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева); диагностика психического развития детей (Т. Д. Марцин-ковская); нейропсихологическая диагностика (А. В. Семенович); методика диагностического ней-ропсихологического обследования детей (Л. С. Цветкова); общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний (Р. С. Немов);
- методики изучения речевого развития ребенка дошкольного возраста: методы обследования речи детей (Г. В. Чиркина, Т. Б. Фи-личева); оценка речевого развития детей (Е. А. Стребелева); методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста (О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служако-ва, Н. С. Челей); методика психолингвистического изучения нарушений речи (Р. И. Лалаева); диагностическая программа изучения речевого развития детей с комплексными нарушениями (М. В. Жи-горева);
- методики изучения социального развития ребенка дошколь-
ного возраста: диагностика раннего детского аутизма (К. С. Лебединская, О. С. Никольская); методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) (Н. Я. Семаго).
4. Углубленная диагностика для разработки
индивидуальной программы развития ребенка
Цель этапа — выявление индивидуальных особенностей развития ребенка: характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку. Эти данные важны для организации психолого-педагогической работы с ребенком. В ходе этапа на основании результатов психолого-педагогического обследования разрабатываются индивидуальные программы ранней помощи. Этап реализуется на протяжении нескольких встреч с ребенком и его семьей. Используются различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, тесты, беседы, анализ продуктов деятельности, эксперимент. В процессе диагностики специалист ориентируется на выявление потенциала развития, позитивных личностных особенностей, которые позволят решать задачи реабилитации и аби-литации.
5. Обследование детей с ОВЗ для оценки эффективности составленной программы развития
Оценка динамики развития ребенка, обучающегося по индивидуальной программе, осуществляется при помощи методик, применявшихся на четвертом этапе, что позволяет объективно оценить результаты его развития. Результаты диагностических исследований обязательно обсуждаются с родителями. Вместе с семьей специалисты разрабатывают стратегию решения проблем, определяют ответственность всех участников процесса реабилитации и абилитации.
С учетом возможностей семьи, достижений и потребностей ребенка вносятся коррективы в индивидуальную программу, планируются возможные формы оценки развития ребенка и мероприятия по уточнению программы. На этом этапе предполагается мониторинговое наблюдение за формированием и развитием родительских компетенций.
Планируемый результат реализации рассмотренной модели психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ предполагает включение детей с ОВЗ в процесс целенаправленного коррекционно-раз-вивающего воспитания и обучения, их успешную социализацию, предотвращение появления вторичных отклонений развития.
Литература
1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Ф. Архипова. — Москва : АСТ : Аст-рель, 2007. — 224 с. — Текст : непосредственный.
2. Дунаева, З. М. Анализ данных клини-ко-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО / З. М. Дунаева, Л. И. Ростягайлова. — Текст : электронный // Альманах Института коррекцион-ной педагогики. — 2000. — № 2. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/analiz-dannyh-kliniko-psihologo-pedagogicheskogo (дата обращения: 06.05.2022).
3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. — Москва : Национальный книжный центр, 2016. — 208 с. — Текст : непосредственный.
4. Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-раз-вивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии / А. В. Закрепина, М. В. Брат-кова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 2. — С. 9—19. — Текст : непосредственный.
5. Зарин, А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии : учеб.-метод. пособие / А. Зарин. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. — 320 с. — Текст : непосредственный.
6. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте : моногр. / C. Б. Лазуренко. — Москва : Логомаг, 2014. — 355 с. — Текст : непосредственный.
7. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 408 с. — Текст : непосредственный.
8. Павлова, А. С. Междисциплинарное взаимодействие участников психологического сопровождения детей с ЗПР в дополнительном образовании / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : материалы IX Меж-дунар. теоретико-методологического семинара. — [Б. м.] : [б. и.], 2017. — С. 62—69.
9. Приходько, О. Г. Закономерности нервно-психического и речевого развития ребенка : учеб.-метод. пособие / О. Г. Приходько, А. В. Миронова. — Москва : МГПУ, 2021. — 96 с. — Текст : непосредственный.
10. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни : метод. пособие / О. Г. Приходько. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006. — 112 с. — Текст : непосредственный.
11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — Москва : Просвещение, 2004. — 164 с. — Текст : непосредственный.
12. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной [и др.]. — Москва : Академия, 2003. — 320 с. — Текст : непосредственный.
13. Психолого-педагогическое консультирование родителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Свердловской области : метод. пособие / авторы-составители И. А. Филатова, Е. В. Караку-лова ; под ред. Н. Н. Сергеевой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — 162 с. — Текст : непосредственный.
14. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : науч. мо-ногр. / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — Москва : Парадигма, 2018. — 378 с. — Текст : непосредственный.
15. Смирнова, Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет /
Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. — Москва : ПЭБ, 2007. — 128 с. — Текст : непосредственный.
16. Югова, О. В. Полифункциональный подход к оказанию психолого-педагогической помощи семье ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 1 (65). — С. 212—227.
References
1. Arkhipova, E. F. (2007). Logopedi-cheskaya rabota s det'mi rannego vozrasta [Logopedic work with children of early age] [Textbook for students of ped. universities]. Moscow: AST, Astrel', 224 p. (In Russ.)
2. Dunaeva, Z. M., & Rostyagaylova, L. I. (2000). Analiz dannykh kliniko-psikhologo-pedagogicheskogo obsledovaniya detey rannego vozrasta, konsul'tirovannykh v Konsul'-tativno-diagnosticheskom tsentre IKP RAO [Data analysis of the clinical-psychological-pedagogical examination of young children consulted at the Consultative and Diagnostic Center of the ICP RAO]. In Al'manakh Ins-tituta korrektsionnoy pedagogiki (Iss. 2). Retrieved May 6, 2022, from https://alldef.ru/ ru/articles/almanah-2/analiz-dannyh-kliniko-psihologo-pedagogicheskogo (In Russ.)
3. Zhigoreva, M. V., & Levchenko, I. Yu. (2016). Deti s kompleksnymi narusheniyami razvitiya: diagnostika i soprovozhdenie [Children with complex developmental disorders: diagnosis and support]. Moscow: Natsio-nal'nyy knizhnyy tsentr, 208 p. (In Russ.)
4. Zakrepina, A. V., & Bratkova, M. V. (2008). Razrabotka individual'noy program-my korrektsionno-razvivayushchego obuche-niya i vospitaniya detey doshkol'nogo voz-rasta s otkloneniyami v razvitii [Development of an individual program of correctional and developmental education and upbringing of preschool children with developmental disabilities]. Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya, 2, 9—19. (In Russ.)
5. Zarin, A. (2015). Kompleksnoe psikho-logo-pedagogicheskoe obsledovanie rebenka s problemami v razvitii [Comprehensive psychological and pedagogical examination of a
child with developmental problems] [teaching and methodological handbook]. St. Petersburg: TsDK of prof. L. B. Baryaeva, 320 p. (In Russ.)
6. Lazurenko, S. B. (2014). Psikhicheskoe razvitie detey s narusheniyami zdorov'ya v rannem vozraste [Mental development of children with health disorders at an early age] [Monograph]. Moscow: Logomag, 355 p. (In Russ.)
7. Mastyukova, E. M. (2003). Semeynoe vospitanie detey s otkloneniyami v razvitii [Family education of children with developmental disabilities] [textbook for students of hihgher education institutes] (Ed. V. I. Seli-verstov). Moscow: Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 408 s. (In Russ.)
8. Pavlova, A. S. (2017). Mezhdistsiplinar-noe vzaimodeystvie uchastnikov psikhologi-cheskogo soprovozhdeniya detey s ZPR v dopolnitel'nom obrazovanii [Interdisciplinary interaction of participants in the psychological support of children with mental retardation in additional education]. In Mezhdistsi-plinarnyy podkhod v issledovaniyakh po spe-tsial'noy pedagogike i spetsial'noy psikholo-gii (Materials of the IX Intern. theoretical and methodological seminar, pp.62—69). (In Russ.)
9. Prikhod'ko, O. G., & Mironova, A. V. (2021). Zakonomernosti nervno-psikhiches-kogo i rechevogo razvitiya rebenka [Patterns of the neuropsychic and speech development of a child] [Teaching and methodological handbook]. Moscow: MGPU, 96 p. (In Russ.)
10. Prikhod'ko, O. G. (2006). Rannyaya po-moshch' detyam s dvigatel'noy patologiey v pervye gody zhizni [Early care for children with motor pathology in the first years of life] [teaching and methodological handbook]. St. Petersburg: KARO, 112 p. (In Russ.)
11. Strebeleva, E. A. (Ed.) (2004). Psikho-logo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of the
development of children of early and preschool age] [Methodological handbook]. Moscow: Prosveshchenie, 164 p. (In Russ.)
12. Levchenko, I. Yu., & Zabramnaya, S. D. (Eds.) (2003). Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika [Psychological and pedagogical diagnostics] [textbook for students of higher ped. institutions]. Moscow: Akademiya, 320 p. (In Russ.)
13. Filatova, I. A., & Karakulova, E. V. (2019). Psikhologo-pedagogicheskoe kon-sul'tirovanie roditeley i spetsialistov psikho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya de-tey rannego vozrasta, detey-invalidov i detey s OVZ v Sverdlovskoy oblasti [Psychological and pedagogical counseling for parents and specialists of psychological and pedagogical support for young children, disabled children and children with disabilities in the Sverdlovsk region] [Methodological handbook] (Ed. N. N. Sergeeva). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 162 p. (In Russ.)
14. Prikhod'ko, O. G., & Levchenko, I. Yu. (2018). Sistema ranney kompleksnoy pomo-shchi detyam s OVZ i ikh roditelyam [The system of early comprehensive care for children with disabilities and their parents] [Scientific monograph]. Moscow: Paradigma, 378 p. (In Russ.)
15. Smirnova, E. O., Galiguzova, L. N., Er-molova, T. V., & Meshcheryakova, S. Yu. (2007). Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detey ot rozhdeniya do 3 let [Diagnosis of the mental development of children from birth to 3 years]. Moscow: PEB, 128 p. (In Russ.)
16. Yugova, O. V. (2022). Polifunktsional'-nyy podkhod k okazaniyu psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi sem'e rebenka pervykh let zhizni s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya [Polyfunctional approach to providing psychological and pedagogical assistance to the family of a child of the first years of life with disabilities]. Special Education, 1(65), 212—227. (In Russ.)