Научная статья на тему 'ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / РЕСУРСЫ СЕМЬИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Югова Олеся Вячеславовна

В статье представлены результаты многолетнего экспериментального изучения детей раннего возраста с различными нарушениями развития, изучения их семейной ситуации развития, на основе которых были описаны пять групп детей в зависимости от структуры нарушения, а также три кластера ресурсного состояния семей, воспитывающих таких детей. В статье описана модель полифункциональной психолого-педагогической помощи семье ребенка с нарушениями развития на ранних возрастных этапах. Представленная модель осуществляется с применением современных информационно-коммуникационных технологий и учитывает взаимодействие всей триады участников процесса оказания компетентной помощи («ребенок с нарушениями развития - его семья - специалисты сопровождения») на всех ее этапах. Описано применение дистанционного и смешанного (гибридного) формата взаимодействия при сохранении традиционных форм работы, а также актуальных современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Югова Олеся Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POLYFUNCTIONAL APPROACH TO THE PROVISION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FAMILY OF A BABY WITH DISABILITIES

The article presents the results of a long-term experimental study of babies with various developmental disorders. The author examines the situations in the families, on the basis of which five groups of babies are distinguished, depending on the structure of the disorder, and three clusters of the resource status of the families raising such children. The article describes a model of multifunctional psycho-pedagogical support for the family of a child with developmental disabilities at an early age. The presented model is actualized using modern information and communication technologies and takes into account the interaction of the entire triad of participants of the process of providing competent assistance (“child with developmental disabilities - their family - support specialists”) at all its stages. The study describes the application of remote and mixed (hybrid) interaction formats while preserving traditional forms of work, as well as using current modern technologies.

Текст научной работы на тему «ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ

УДК 37.018.11:376.1:37.015.3

ББК Ч490.264 ГСНТИ 14.29.01

О. В. Югова Москва, Россия

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлены результаты многолетнего экспериментального изучения детей раннего возраста с различными нарушениями развития, изучения их семейной ситуации развития, на основе которых были описаны пять групп детей в зависимости от структуры нарушения, а также три кластера ресурсного состояния семей, воспитывающих таких детей. В статье описана модель полифункциональной психолого-педагогической помощи семье ребенка с нарушениями развития на ранних возрастных этапах. Представленная модель осуществляется с применением современных информационно-коммуникационных технологий и учитывает взаимодействие всей триады участников процесса оказания компетентной помощи («ребенок с нарушениями развития — его семья — спе-

© Югова О. В., 2022

Код ВАК 13.00.01; 19.00.10 (5.8.1; 5.3.8) O. V. Yugova Moscow, Russia

A POLYFUNCTIONAL

APPROACH TO THE PROVISION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FAMILY OF A BABY WITH DISABILITIES

Abstract. The article presents the results of a long-term experimental study of babies with various developmental disorders. The author examines the situations in the families, on the basis of which five groups of babies are distinguished, depending on the structure of the disorder, and three clusters of the resource status of the families raising such children. The article describes a model of multifunctional psycho-pedagogical support for the family of a child with developmental disabilities at an early age. The presented model is actualized using modern information and communication technologies and takes into account the interaction of the entire triad of participants of the process of providing competent assistance ("child with developmental disabilities -their family - support specialists") at all its stages. The study describes the appli-

циалисты сопровождения») на всех ее этапах. Описано применение дистанционного и смешанного (гибридного) формата взаимодействия при сохранении традиционных форм работы, а также актуальных современных технологий.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь; психолого-педагогическое сопровождение; сопровождение семьи; полифункциональность; ранняя помощь; ресурсы семьи; семейное воспитание; детско-родительские отношения; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения об авторе: Югова Олеся Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии, институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119621,

E-mail: [email protected].

Семья оказывает преобладающее влияние на становление личности ребенка первых лет жизни. Опираясь на теоретические положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [3] о развитии психики и необходимости ранней коррекци-онной помощи ребенку с нарушениями развития, отечественные ученые всегда признавали первые годы жизни фундаментальным сенситивным периодом для успешного формирования ключевых качеств психики и

cation of remote and mixed (hybrid) interaction formats while preserving traditional forms of work, as well as using current modern technologies.

Keywords: psycho-pedagogical assistance; psycho-pedagogical support; family support; polyfunctionality; early assistance; family resources; family education; child-parent relations; SEND; disabilities; children with disabilities.

About the author: Yugova Olesya Vyacheslavovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Россия, Москва, ул. Панферова, 8, к. 2.

свойств личности ребенка и убедительно показали значимость социального окружения ребенка и влияние опыта отношений с близкими людьми на его развитие (Л. С. Выготский, Л. И. Божо-вич, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, С. Я. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).

Выделяются различные подходы к оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ: социально-правовой, медицинский,

психолого-педагогический. Исследователи подчеркивают, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех членов семьи на каждом этапе ее жизненного цикла (Т. Н. Бразгун [2]; И. В. До-бяков, О. В. Защиринская [4]; И. Ю. Левченко [7; 17]; Н. В. Мазурова [11]; Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина [13]; Е. А. Медведева [14]; В. В. Ткачева [2; 7; 20]). К принципам такого подхода относят защиту целостности и усиление функционирования семьи; ответственность и сотрудничество всех участников взаимодействия; мобилизацию ресурсов помощи.

В современных исследованиях подчеркивается необходимость раннего включения родителей (или лиц, их заменяющих) в кор-рекционно-педагогический процесс, а также обучения их адекватным способам взаимодействия с ребенком в бытовых и образовательных ситуациях. Доказано, что эффективность профилактики риска возникновения вторичных отклонений развития детей с ОВЗ и их коррекции зависит от раннего начала и содержания целенаправленного педагогического воздействия, а также от характера взаимодействия родителей со своим ребенком (Е. Р. Баенская [1], Е. А. Екжанова [5], А. В. Закре-пина [6], С. Б. Лазуренко [9], 214

И. И. Мамайчук [12], Г. А. Мишина [19], О. Г. Приходько [10; 16; 17], Ю. А. Разенкова [1; 18], Е. А. Стребелева [19], Н. Ш. Тюрина [21], О. В. Югова [10; 14; 16; 22]). Авторами изучались педагогические и организационные условия включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, апробировались разнообразные формы взаимодействия семьи и системы коррекционной поддержки детей.

Нами было проведено экспериментальное исследование (в период с 2006 по 2021 г.), целью которого стало теоретико-методологическое обоснование и разработка концепции и модели ранней полифункциональной психолого-педагогической помощи семье ребенка с нарушениями развития, апробация и внедрение модели в образовательную практику. Мы полагали, что разработка и реализация модели ранней полифункциональной помощи родителям и детям первых лет жизни с нарушениями развития играет важную роль как для достижения максимально высокого уровня развития ребенка, эффективной компенсации нарушений и социализации, так и для нормализации жизни всех членов семьи, снижает риск их социально-психологической дезадаптации, создает оптимальные условия для повышения по-

тенциальных возможностей семьи.

В исследовании приняли участие 216 семей, воспитывающих 228 детей первых лет жизни (от 1 г. 4 мес. до 2 л. 11 мес.) с различными нарушениями развития. Также в эксперименте участвовали 125 специалистов сопровождения.

Диагностический этап исследования (констатирующий эксперимент) состоял из нескольких компонентов: изучение типологических особенностей основных линий развития детей раннего возраста с нарушениями; изучение семьи (родителей и других близких) ребенка раннего возраста с нарушениями развития; изучение опыта специалистов сопровождения.

Для диагностики уровня развития детей первых лет жизни была использована методика О. Г. Приходько «Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста» [15], которая включает психолого-педагогическую диагностику основных линий развития (познавательного, социального, речевого, двигательного). Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование, а также анализ анкетирования родителей и бесед показали, что дети экспериментальной группы раннего возраста с проблемами в развитии были неоднородны по уров-

ню развития основных линий и степени выраженности их нарушений, что позволило условно разделить испытуемых на пять групп. Критерием для выделения групп послужила вариативность соотношения речевого, познавательного, социального и двигательного развития. I группа — дети с отклонениями только в речевом развитии (изолированная задержка речевого развития) — 38 детей (17 %) раннего возраста с задержкой речевого развития. Уровень познавательного развития всех детей соответствовал возрастной норме. II группа — дети с отклонениями в познавательном и речевом развитии (при ведущем нарушении познавательной сферы) — 71 ребенок (31 %) раннего возраста с задержкой психического и речевого развития. III группа — дети с отклонениями в речевом и двигательном развитии — 51 ребенок (22 %) раннего возраста. Задержка речевого развития у этих детей сочеталась с речедвигательными расстройствами (неврологической симптоматикой в мышцах и моторике артикуляционного аппарата). IV группа — дети с отклонениями в социальном, речевом и познавательном развитии (при ведущем нарушении эмоционально-коммуникативной сферы) — 36 детей (16 %) раннего возраста. На первый план у всех детей выступали нарушения социально-

коммуникативного развития (затруднения усвоения навыков общения и взаимодействия со взрослым). V группа — дети со сложной структурой нарушений развития (с сочетаниями отклонений развития познавательных, речевых, социальных и двигательных функций). В эту группу были включены 32 ребенка (14 %) раннего возраста.

Исследование семьи предполагало изучение психологических особенностей родителей, детско-родительских отношений, уровня воспитательской и педагогической компетенции родителей. С целью изучения особенностей семьи и воспитания ребенка нами была разработана авторская анкета для родителей и проведено анкетирование семей. Целью анкетирования стал сбор более полной информации об условиях жизни и воспитания каждого ребенка в семье, ее особенностях, ресурсных возможностях, родительских позициях, внутрисемейных отношениях, компетентности и запросе на образовательные и коррекционные услуги. Исходя из задач исследования, после анализа результатов анкетирования мы выделили значимые характеристики семейной системы, которые имели отношение к ее ресурсному состоянию. Среди них были выявлены: состав семьи, уровень дохода в семье, образовательный уровень родителей, наличие

других детей в семье, участие других членов семьи в воспитании и развитии ребенка, эмоционально-психологическое состояние родителей. Помимо проведенного анкетирования, нами были определены методики, использованные ранее для изучения семьи и адаптированные для целей эксперимента: «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» (А. Я. Варга, В. В. Столин); модифицированный опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) И. М. Марковской, методика «Опросник „Шкала семейной адаптации и сплоченности" (FACES-3 / Тест Олсона)» [8].

Нами были определены три кластера по уровням ресурсных возможностей семьи для преодоления деформации функций семьи при рождении ребенка с нарушениями развития.

1 кластер — «ресурсная семья». Объединял 41 семью (19 %). Эти семьи были позитивно настроены на активное сотрудничество со специалистами сопровождения и желали действенно помогать своему ребенку. Семьи характеризовались сбалансированностью, высокой степенью выраженности гибкости, сплоченности и адаптации семейной системы, проявляющейся в эмоциональной связи, прозрачности границ, совместном времяпрепровождении в семье, общих друзьях, а также общностью ин-

тересов, адекватным, разумным распределением семейных ролей, определением лидера, выполнением семейных правил. Родители и другие члены семьи характеризовались активной позицией по отношению к своему ребенку. У большинства семей этой группы был преимущественно высокий уровень основных ресурсов (человеческих, эмоционально-психологических, культурно-образовательных, материальных).

2 кластер — «относительно ресурсная семья» включал 108 семей (50 %).

Эти семьи характеризовались относительной степенью выраженности гибкости, сплоченности и адаптации семейной системы, относительной сбалансированностью и присутствием дисфункций, проявляющихся в разобщенности, фрагментарности эмоциональных проявлений в семье, жесткости границ, в ригидности, разобщенности интересов, перепутанности семейных ролей, «борьбе» за лидерство, неустойчивости выполнения семейных правил. Семья в целом была положительно настроена на контакт и сотрудничество со специалистами сопровождения. При этом они не проявляли реального интереса к сотрудничеству со специальным педагогом и были несколько отстранены. Для данной группы семей был характерен средний уровень состояния

основных ресурсов, или их неравномерность.

3 кластер — «нересурсная семья». Объединял 67 семей (31 %). Родители не проявляли желания контактировать и сотрудничать со специалистами сопровождения, не включались в процесс коррекционно-развивающей помощи своему ребенку. Эти семьи характеризовались слабой степенью выраженности гибкости и сплоченности семейной системы, проявляющейся в несбалансированности и дисфункционально-сти, запутанно-ригидной форме взаимодействия, в снижении эмоционального фона отношений в семье, разобщенности, жестких границах, хаотичности семейных ролей, невыполнении семейных правил, значительных разногласиях и низком уровне адаптации к новым условиям жизни с проблемным ребенком. Отмечалась преимущественно пассивная и не принимающая позиция родителей по отношению к своему ребенку. Для значительной части данной группы семей был характерен низкий уровень состояния основных ресурсов, что не позволяло родителям реально помогать своему ребенку.

Выделенные группы родителей имели свои специфические отличительные особенности, различный уровень ресурсности, который проявлялся в специфике детско-родительских отношений

и родительской позиции, которые необходимо учитывать при работе с ними. Абсолютное большинство родителей нуждается не только в получении коррекцион-но-развивающей помощи ребенку, но и в психолого-педагогическом консультировании специалистами сопровождения. Однако нередко их запрос не совпадал с реальной необходимостью, обусловленной нарушениями развития ребенка, и также нуждался в корректировке. По результатам эксперимента нами была выявлена потребность родителей в оказании им психолого-педагогической помощи как по вопросам воспитания детей с различными нарушениями развития, так и по вопросам оказания им психотерапевтической помощи. Причем в ней нуждались как родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, так и те, у кого росли дети с легкой задержкой развития.

Для изучения опыта и оценки взаимодействия специалистов сопровождения с семьями детей с нарушениями развития была разработана авторская анкета, которую заполнили 125 специалистов. Анализ результатов анкетирования специалистов подтвердил и дополнил наши выводы об особенностях семей, воспитывающих детей с нарушениями развития. В анкетировании приняли участие различные специалисты

сопровождения: наибольшую долю составили логопеды (37 %), воспитатели (25 %), дефектологи (14 %), психологи (11 %). Анализ результатов анкетирования специалистов сопровождения подтвердил и дополнил наши выводы об особенностях семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, типичных характерологических чертах родителей, адекватности оценки родителями состояния своего ребенка, наличии связи между особенностями родительской позиции и структурой, а также степенью выраженности нарушений детского развития; родительском запросе и потребностях, предпочтительном формате взаимодействия между участниками сопровождения, а также о проблемах, возникающих в процессе взаимодействия с членами семьи детей.

Исходным условием разработки модели ранней полифункциональной помощи семье ребенка с нарушениями развития является концепция, обеспечивающая теоретико-методологические основания построения модели и определяющая ее содержательную направленность. Под концепцией ранней полифункциональной помощи семье ребенка с нарушениями развития мы понимаем систему междисциплинарного комплексного целенаправленного взаимодействия участников социокультурного образовательного пространства в триаде

«ребенок раннего возраста с нарушениями развития — его семья (родители и другие близкие) — специалисты сопровождения», направленного на активизацию ресурсных возможностей семьи, повышение педагогической компетентности родителей для максимальной компенсации нарушений детского развития на ранних возрастных этапах, социализации ребенка и укрепления семьи как социального института. Построение модели ранней полифункциональной психолого-педагогической помощи основано на установлении продуктивного взаимодействия между специалистами сопровождения, детьми и их родителями исходя из определенной парадигмы социальных отношений.

Приоритетным направлением полифункциональной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с различными нарушениями развития, было создание эффективно функционирующего коррекционно-развивающего «механизма» внутри семьи. Консультативная помощь была направлена на развитие собственного потенциала семьи, в результате активизации которого она становится базовой образовательной средой с такой организацией обстановки, быта и системы отношений, которые будут способствовать оптимальному развитию и

компенсации (полной или частичной) нарушений развития ребенка не только на занятиях, но и в домашних условиях, а также оказывая гармонизирующее воздействие на внутрисемейную атмосферу и благополучие всех членов семьи.

По результатам комплексного обследования в рамках дифференцированного подхода к образовательной деятельности были разработаны и апробированы вариативные стратегии модели ранней полифункциональной психолого-педагогической помощи ребенку с различными нарушениями развития и его семье в зависимости от запроса и возможностей родителей (полная непрерывная, периодическая, консультативно-разовая). Также определены направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в зависимости от структуры и степени выраженности нарушений.

Нами были определены следующие программные задачи работы с семьей:

I. С детьми с нарушениями развития: компенсация нарушений развития и повышение уровня дефицитарных функций у детей раннего возраста; профилактика вторичных отклонений в развитии ребенка; организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях.

II. С родителями: просвещение родителей в вопросах этапов развития ребенка, его индивидуальных особенностей и проблемах (в соответствии с видом нарушения); формирование адекватной позиции по отношению к ребенку (подразумевающей не только формирование эмоционально положительного восприятия ребенка родителями, но и понимание и принятие его особенностей, возможностей и потребностей); повышение психолого-педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи; формирование и развитие потребности в общении и взаимодействии родителей со своим ребенком и использование адекватных моделей общения родителей с ребенком раннего возраста; обучение родителей продуктивным методам и приемам коррекционно-развиваю-щего взаимодействия с ребенком; улучшение эмоционально-психологического климата семьи.

Реализация поставленных задач происходила с помощью различных форм работы. Индивидуальные формы работы были направлены на взаимодействие с семьей конкретного ребенка (индивидуальные психолого-педагогические консультации родителей и индивидуальные коррекци-онные занятия с детьми). Групповые формы работы позволили охватить сразу несколько семей с

детьми, имеющими нарушения развития (групповые занятия, лекции, круглые столы, мастер-классы, праздники).

Учитывая выявленные особенности семей и нарушения детского развития, основной формой работы были выбраны индивидуальные консультации и совместные занятия («специалист» — «ребенок» — «родитель») с учетом интересов и возможностей семьи (кто из членов семьи будет активным участником занятий, регулярность проведения занятий, определение места проведения коррекционных занятий с ребенком, создание предметно-развивающей среды). Благодаря индивидуальной консультативной форме и семейно центрированному подходу весь коррекци-онно-развивающий процесс выступал единым пространством мягкого, но целенаправленного и активного воздействия на всю семейную систему. На этом этапе происходила переформулировка запроса с учетом данных, полученных в ходе диагностического изучения актуального уровня развития ребенка. Тем родителям, у которых уровень эмоционально-психологического состояния был неблагополучным, рекомендовалась индивидуальная психотерапевтическая помощь.

Помимо консультаций, для родителей был организован лекторий (в том числе в формате и

пространстве, предполагающем возможность присутствия с ребенком), был специально разработан и снят видеокурс для родителей и других членов семьи с короткими информативными и доступными по содержанию и стилю изложения роликами. Среди практических форм работы можно выделить наблюдение и разбор занятий педагога с ребенком, просмотр и анализ видеоматериалов диагностического и кор-рекционного этапа, а также ведение дневника наблюдений за ребенком. Последнее позволяло продемонстрировать и проследить развитие ребенка в динамике.

Информационные формы работы позволили охватить большее количество людей (родителей и специалистов) при распространении информации (буклеты, памятки и брошюры; страницы в соцсетях). Нами был разработан информационный буклет для родителей детей раннего возраста с ОВЗ, где были представлены признаки неблагополучия развития детей раннего возраста и система ранней помощи детям с различными нарушениями развития. Был разработан и издан авторский комплект методических пособий с набором иллюстративного материала для активизации речевого и познавательного развития детей («Учим малыша говорить» и «Учим малыша познавать мир»). Также был разрабо-

тан и апробирован комплект игрушек и пособий с авторскими методическими рекомендациями «Игры с малышами», которые применялись в ранней коррекци-онно-развивающей работе как специалистами сопровождения, так и родителями детей. Помимо этого, для каждой семьи осуществлялся индивидуальный подбор рекомендованной для изучения психолого-педагогической литературы и списка методических материалов, пособий и игрушек для приобретения с учетом специфических особенностей развития, потребностей и интересов ребенка, а также возможностей родителей (в том числе материальных).

С учетом современных технологических и эпидемиологических реалий процесс консультирования и сопровождения семьи осуществлялся не только в очном режиме, но и дистанционном, а также в смешанном (гибридном) формате. Для дистанционного взаимодействия использовались такие средства и платформы, как e-mail, WhatsApp, Viber, Telegram, Skype, Zoom, Teams, которые применялись в первую очередь для обмена информацией (в том числе диагностического характера), обучения родителей и специалистов сопровождения. Детей к онлайн-занятиям со специалистом подключали с учетом ограничений по СанПиН. Эффективным способом информирования и

общения как с родителями, так и со специалистами (особенно молодого возраста, в том числе будущими родителями и специальными педагогами) проявил себя профессиональный аккаунт в социальной сети Instagram (с 21.03. 2022 запрещена на территории РФ). Осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий модель психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка с нарушениями развития направлена на формирование компетентного родителя.

Ключевая идея состояла в том, что разработанные диагностические и программно-методические материалы для социальной адаптации детей раннего возраста с различными стартовыми возможностями, а также оказание им и их близким (родителям и другим членам семьи) психолого-педагогической помощи должны осуществляться в диаде «семья ребенка с нарушениями развития — образовательная организация». Консультирование родителей осуществлялось в условиях образования детей в группах раннего возраста ДОУ, службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, в центре сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи, консультационных центрах.

Для проведения консультационной работы с родителями мы

тщательно создавали соответствующую полифункциональную среду в образовательных организациях, участвовавших в экспериментальном исследовании. Эта среда моделировалась таким образом, чтобы создавать комфортную обстановку для родителей, пришедших на консультацию, а также демонстрировать образец той предметно-пространственной развивающей среды, которая должна стать образцом для родителей в домашних условиях.

В эмпирическом исследовании рассмотрены технологии сопровождения родителей (законных представителей) в системе образования, которая включала область научно-практической деятельности целого ряда специалистов. В ходе опытно-экспериментальной работы, обусловливающей выбор стратегии помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями развития, были определены направления и содержание подготовки специалистов, осуществляющих консультирование родителей. Для специальных педагогов были организованы лекции, семинары, вебинары, круглые столы, на которых рассматривались вопросы, касающиеся особенностей раннего развития, диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми различных нозологических групп, а также консультирования и со-

провождения их семей. Очно и дистанционно проводились мастер-классы, разбор практических кейсов, видеоматериалов, осуществлялись супервизии, запрос на которые исходил от логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов образовательных организаций.

Для восполнения дефицитов компетенций специалистов, оказывающих диагностическую, психолого-педагогическую, консультативную и методическую помощь родителям детей с нарушениями развития, проводилось систематическое повышение квалификации специальных педагогов по содержательным вопросам работы с родителями при оказании услуг ранней помощи с учетом специфики их профессиональной деятельности.

Анализ результатов теоретико-экспериментального исследования позволил сформулировать следующие выводы.

• Дети раннего возраста с нарушениями развития имели разноуровневые вариативные сочетания нарушений речевых, познавательных, социальных и двигательных функций. У всех детей наблюдались отклонения от нормального хода речевого развития (задержка и/или речевые расстройства). При этом у значительной части детей они не были ведущими и сочетались с нарушениями в других линиях развития.

• Аналитические данные результатов изучения семей экспериментальной группы свидетельствуют о неоднородности их ресурсных возможностей. Ресурс-ность семьи складывалась из человеческих, эмоционально-психологических, культурно-образовательных, материальных возможностей родителей и других членов семьи.

• Реализация разработанной модели ранней полифункциональной психолого-педагогической помощи детям и их семьям, учитывающей все ресурсы и социальные факторы жизнедеятельности семей, родительские позиции, структуру и степень тяжести нарушений развития ребенка, имеет общую логику, может применяться в сопровождении семей детей различных категорий нарушенного развития и обеспечивает эффективность профессиональной поддержки семейного воспитания.

Литература

1. Баенская, Е. Р. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей / Е. Р. Баенская, И. А. Выродова, Ю. А. Разенкова. — Москва : Просвещение, 2008. — 128 с. — Текст : непосредственный.

2. Бразгун, Т. Н. К проблеме дисфунк-циональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Бразгун, В. В. Ткачева. — Текст : непосредственный // Системная психология и социология. — 2018. — N° 3 (27). — С. 84—98.

3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-

Петербург : Союз, 1997. — 224 с. — Текст : непосредственный.

4. Добряков, И. В. Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия / И. В. Добряков, О. В. Защи-ринская. — Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 400 с. — Текст : непосредственный.

5. Екжанова, Е. А. Просветительская работа с родителями как основной приоритет ранней комплексной помощи детям раннего возраста с разным уровнем психофизического развития / Е. А. Екжанова. — Текст : непосредственный // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18—20 апр. 2013 г. / сост.: О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. — Москва : МГПУ, 2013. — С. 53—58.

6. Закрепина, А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ : учеб.-практич. пособие / А. В. Закре-пина. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 162 с. — Текст : непосредственный.

7. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — Москва : Просвещение, 2008. — 239 с. — Текст : непосредственный.

8. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие — практикум / А. Г. Лидерс. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. — 552 с. — Текст : непосредственный.

9. Лазуренко, С. Б. Педагогическое сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в условиях стационара / С. Б. Лазуренко. — Текст : непосредственный // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 5. — С. 39—41.

10. Любимов, М. Л. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-

коммуникационных технологий / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, О. В. Югова, М. О. Захарова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 2 (62). — С. 125—141.

11. Мазурова, Н. В. Модель психологической помощи родителям длительно болеющих детей / Н. В. Мазурова. — Текст : непосредственный // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 1. — С. 35.

12. Мамайчук, И. И. Психологические проблемы матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы и риском нарушений психофизического развития / И. И. Мамайчук, Ю. М. Ми-ланич. — Текст : непосредственный // Медицина: теория и практика. — 2019. — Т. 4. — С. 339—341.

13. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Москов-кина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2003. — 408 с.

14. Медведева, Е. А. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Е. А. Медведева, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-1. — С. 198—201.

15. Приходько, О. Г. Методические рекомендации по организации диагностического обследования детей различными специалистами в условиях новых форм деятельности ДОУ / О. Г. Приходько. — Текст : непосредственный // Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи / отв. ред. М. М. Цапенко. — Москва : МГППУ, 2011. — С. 183—205.

16. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Москва : Деловые и юридические услуги «Лекс Праксис», 2015. — 145 с. — Текст : непосредственный.

17. Современные подходы к раннему психолого-педагогическому сопровожде-

нию семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : науч. моногр. / О. Г. При-ходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — Москва : Парадигма, 2018. — 378 с. — Текст : непосредственный.

18. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю. А. Разенковой. — Москва : Школьная пресса, 2012. — 216 с. — Текст : непосредственный.

19. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учеб. / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 184 с. — Текст : непосредственный.

20. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование : учеб.-метод. пособие / В. В. Ткачева. — Москва : Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. — Текст : непосредственный.

21. Тюрина, Н. Ш. Абилитационная компетентность родителей : моногр. / Н. Ш. Тюрина. — Москва : Полиграфсервис, 2011. — 162 с. — Текст : непосредственный.

22. Югова, О. В. Модель раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве : сборник научных статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18—20 апр. 2013 г. / сост.: О. Г. Приходь-ко, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова. — Москва : МГПУ, 2013. — С. 184—190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Baenskaya, E. R., Vyrodova, I. A., & Razenkova, Yu. A. (2008). Nauchites' obshchat'sya s mladentsem: posobie dlya roditeley [Learn to communicate with a baby] [Guide for parents]. Moscow: Pro-sveshchenie, 128 p. (In Russ.)

2. Brazgun, T. N., & Tkacheva, V. V. (2018). K probleme disfunktsional'nosti semey,

vospityvayushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [On the problem of dysfunctional families raising children with disabilities]. Sistemnaya psikholo-giya i sotsiologiya, 3(27), 84—98. (In Russ.)

3. Vygotskiy, L. S. (1997). Voprosy detskoy psikhologii [Problems of child psychology]. St. Petersburg: Soyuz, 224 p. (In Russ.)

4. Dobryakov, I. V., & Zashchirinskaya, O. V.

(2007). Psikhologiya sem'i i bol'noy rebenok: uchebnoe posobie: khrestomatiya [Psychology of the family and a sick child] [Chrestom-athy]. St. Petersburg: Rech', 400 p. (In Russ.)

5. Ekzhanova, E. A. (2013). Prosvetitel'-skaya rabota s roditelyami kak osnovnoy prioritet ranney kompleksnoy pomoshchi detyam rannego vozrasta s raznym urovnem psikhofizicheskogo razvitiya [Educational work with parents as the main priority of early comprehensive care for young children with different levels of psychophysical development]. In O. G. Prikhod'ko, A. A. Gusey-nova, E. V. Ushakova (Compilers), Rannyaya kompleksnaya pomoshch' detyam s otklone-niyami v razvitii v sovremennom obrazovatel'-nom prostranstve (collection of scientific articles based on the materials of the Intern. scientific-practical Conf., Moscow, pp. 53—58). Moscow: MGPU. (In Russ.)

6. Zakrepina, A. V. (2019). Razvivaem sotsial'nye umeniya: roditelyam detey s OVZ: ucheb.-praktich. posobie [Developing social skills: parents of children with disabilities] [Textbook]. Moscow: INFRA-M, 162 p. (In Russ.)

7. Levchenko, I. Yu., & Tkacheva, V. V.

(2008). Psikhologicheskaya pomoshch' se-m'e, vospityvayushchey rebenka s otklone-niyami v razvitii: metod. posobie [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities] [Methodological textbook]. Moscow: Prosveshchenie, 239 p. (In Russ.)

8. Liders, A. G. (2015). Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i: ucheb. posobie — praktikum [Psychological examination of the family] (Textbook with training materials, 2nd ed., changed and complemented). Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-so-

tsial'nogo universiteta, Voronezh: MODEK, 552 p. (In Russ.)

9. Lazurenko, S. B. (2008). Pedagogiche-skoe soprovozhdenie sem'i rebenka mladen-cheskogo i rannego vozrasta s perinatal'nym porazheniem TsNS v usloviyakh statsionara [Pedagogical support of the family of a child of infancy and early age with perinatal lesions of the central nervous system in a hospital]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal, 5, 39—41. (In Russ.)

10. Lyubimov, M. L., Prikhod'ko, O. G., Yu-gova, O. V., & Zakharova, M. O. (2021). Sozdanie modeli kompleksnogo soprovozh-deniya roditeley detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya posredstvom informatsionno-kommunikatsionnykh tekh-nologiy [Creation of a model of comprehensive support for parents of children with disabilities through information and communication technologies]. Special Education, 2(62), 125—141. (In Russ.)

11. Mazurova, N. V. (2014). Model' psikho-logicheskoy pomoshchi roditelyam dlitel'no boleyushchikh detey [A model of psychological assistance to parents of long-term ill children]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal, 1, 35. (In Russ.)

12. Mamaychuk, I. I., & Milanich, Yu. M. (2019). Psikhologicheskie problemy materey novorozhdennykh s patologiey tsentral'noy nervnoy sistemy i riskom narusheniy psikho-fizicheskogo razvitiya [Psychological problems of mothers of newborns with pathology of the central nervous system and the risk of psychophysical development disorders]. Meditsina: teoriya i praktika, 4, 339—341. (In Russ.)

13. Mastyukova, E. M., & Moskovkina, A. G. (2003). Semeynoe vospitanie detey s otklone-niyami v razvitii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Family education of children with developmental disabilities] [textbook for students of higher educational institutions] (Ed. V. I. Seliverstov). Moscow: Vlados, 408 p. (In Russ.)

14. Medvedeva, E. A., & Yugova, O. V. (2021). Osobennosti resursnykh vozmozh-nostey sem'i, vospityvayushchey rebenka s narusheniyami v razvitii [Peculiarities of the

resource opportunities of a family raising a child with developmental disorders]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo ob-razovaniya, 72-1, 198—201. (In Russ.)

15. Prikhod'ko, O. G. (2011). Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii diagnostiche-skogo obsledovaniya detey razlichnymi spetsialistami v usloviyakh novykh form deyatel'nosti DOU. [Guidelines for the organization of diagnostic examination of children by various specialists in the conditions of new forms of activity of preschool educational institutions]. In M. M. Tsapenko (Ed.), Sluzhba ranney pomoshchi: spravo-chno-metodicheskie materialy po organi-zatsii Sluzhb ranney pomoshchi (pp. 183— 205). Moscow: MGPPU. (In Russ.)

16. Prikhod'ko, O. G., & Yugova, O. V. (2015). Sistema ranney pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelyam [System of early care for children with disabilities and their parents]. Moscow: Delovye i yuridicheskie uslugi «Leks Praksis», 145 p. (In Russ.)

17. Sovremennye podkhody k rannemu psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhde-niyu semey, vospityvayushchikh detey s otkloneniyami v razvitii [Modern approaches to early psychological and pedagogical support for families raising children with developmental disabilities] (2018). In O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, et al. (Authors), Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam [Monograph]. Moscow: Paradigma, 378 p. (In Russ.)

18. Razenkova, Yu. A. (Ed.). (2012). Sopro-vozhdenie problemnogo rebenka i ego sem'i v sisteme ranney pomoshchi. Diagnostika i korrektsiya razvitiya [Accompanying a problem child and his family in the early intervention system. Diagnostics and correction of development]. Moscow: Shkol'naya pressa, 216 p. (In Russ.)

19. Strebeleva, E. A., & Mishina, G. A. (2020). Psikhologo-pedagogicheskaya pod-derzhka sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ucheb. [Psychological and pedagogical support for the family of a child with disabilities] [Textbook]. Moscow: INFRA-M, 184 p. (In Russ.)

20. Tkacheva, V. V. (2014). Sem'ya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya: diagnostika i konsul'tirovanie: ucheb.-metod. posobie [The family of a child with disabilities: diagnostics and counseling] [teaching and methodological aid]. Moscow: Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 160 p. (In Russ.)

21. Tyurina, N. Sh. (2011). Abilitatsionnaya kompetentnost' roditeley: monogr. [Abilita-tion competence of parents] [Monograph]. Moscow: Poligrafservis, 162 p. (In Russ.)

22. Yugova, O. V. (2013). Model' rannego psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhde-

niya rebenka s otkloneniyami v razvitii i ego sem'i [A model of early psychological and pedagogical support for a child with developmental disabilities and his family]. In O. G. Pri-khod'ko, A. A. Guseynova, E. V. Ushakova (Compilers), Rannyaya kompleksnaya pomo-shch' detyam s otkloneniyami v razvitii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (Collection of scientific articles based on the materials of the Intern. scientific-practical Conf., Moscow, pp. 184—190). Moscow: MGPU. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.