НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.091.3
DOI 10.25257/KB.2022.3.5-13
Использование произведений игрового кино в воспитательной работе с обучающимися в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
Using feature films in the educational work with students in the process of teaching humanities
А. В. КИРИЧЕК1, Н. А. ХОДИКОВА1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
A.V. KIRICHEK1, N.A. KHODIKOVA1
'State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Статья посвящена проблеме совершенствования нравственного и патриотического воспитания обучающихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Излагается разработанная авторами методика использования произведений игрового кино в ходе изучения философии и профессиональной этики, демонстрируется ее высокий воспитательный потенциал на примере анализа фильма «Тревожное воскресенье» (1983). Выдвигается тезис о возможности использования описанной методики для формирования инклюзивной компетентности обучающихся.
Ключевые слова: воспитание, воспитывающее обучение, методика преподавания, преподавание философии, профессиональная этика, инклюзивная компетентность, игровое кино
Abstract: The article is devoted to perfecting moral and patriotic education of students in the process of teaching humanities. The authors present their methodology how to use feature films while studying philosophy and professional ethics. The great educational potential of such films is demonstrated by the example of analyzing "Anxious Sunday" (1983). The idea of possible usage of the method described to form the inclusive competence of students is proposed.
Key words: education, educative learning, method of teaching, teaching philosophy, professional ethics, inclusive competence, feature films
В современном мире, когда молодой человек находится в мощном потоке противоречивой информации, под влиянием разнообразных воздействий, в том числе и деструктивных, особое значение приобретают его личностные характеристики: способность к критическому мышлению, умение системно анализировать информацию, и, конечно, нравственные идеалы, установки и ценности. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определено, что задачей семьи и общества является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Формирование и развитие личности происходит в течение всей жизни человека, однако фундаментальная основа закладывается, несомненно, в детстве и юности - в семье, школе, высшем или среднем специальном учебном заведении. В образовательных учреждениях воспитание осуществляется двумя способами - как отдельное направление деятельности (культурно-массовая, досуго-вая работа и т. п.), а также непосредственно в ходе обучения (на лекционных, практических занятиях, во время очных и дистанционных консультаций и т. п.). Иногда образование
понимается лишь как синоним обучения, но это в корне неверно. Образование является единым целенаправленным процессом, включающим в себя два тесно связанных компонента: воспитание и обучение. Результат этого процесса представляет собой «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции... в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание всегда было основой формирования личности российского и советского офицера [1-5]. В педагогической литературе показано, что воспитательным потенциалом обладают в той или иной мере практически все учебные дисциплины, необходимо лишь методически грамотно эти возможности реа-лизовывать [6]. В то же время очевидно, что наибольшие возможности для развития всех областей культуры личности предоставляют дисциплины гуманитарного цикла. Полнота реализации этих возможностей во многом зависит от применяемых образовательных технологий и коммуникативных навыков педагога [7]. Ранее авторами была разработана и успешно внедрена в учебный процесс в Академии ГПС МЧС России методика использования произведений художественной литературы в преподавании гуманитарных дисциплин [8].
Авторы статьи полагают, что разработка и внедрение методик по использованию художественных фильмов (как отечественных, так и зарубежных) в процесс изучения социально-гуманитарных дисциплин обогатит арсенал педагогов, позволит им соединить абстрактные категории гуманитаристки с конкретно-образным, чувственно-насыщенным содержанием произведений игрового кино, наполнить теоретические схемы и понятия наглядными образами и ситуациям, тем самым сделав изучение гуманитарных дисциплин более интересным и плодотворным, усилить
воспитательный эффект благодаря эмоционально-чувственной природе искусства. Это будет способствовать повышению качества преподавания соответствующих дисциплин и, в конечном счете, приведет к формированию у обучающихся более высокого интереса к гуманитарному знанию, развитию у них кругозора, душевной чуткости, терпимости, патриотизма, гуманизма и гражданственности.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые разработаны конкретные методики по отдельным произведениям игрового кино именно для обучения и воспитания курсантов и студентов по специальностям и направлениям подготовки по-жарно-технического профиля. Аналогичных разработок в стране и за рубежом либо нет, либо они отсутствуют в открытом доступе. В связи с этим авторы решили, с одной стороны, сделать акцент на изучении именно тех произведений игрового кино, которые в той или иной степени имеют отношение к деятельности пожарных и спасателей, и, с другой стороны, вовлечь в философский анализ те современные фильмы, которые могут заинтересовать наших обучающихся, хотя и не связаны прямо с деятельностью пожарных, но обладают богатым мировоззренческим содержанием.
На основе анализа обширного кинематографического материала для использования в преподавании философии, профессиональной этики и концепций современного естествознания были отобраны следующие произведения игрового кино:
- «34-й скорый» (Мосфильм, режиссер А. Малюков, 1981);
- «Человек, который закрыл город» (Мосфильм, 1982, режиссер А. Гордон);
- «Тревожное воскресенье» (Мосфильм, 1983, режиссер Р. Фрунтов);
- «Куда приводят мечты» (США, режиссер В. Уорд, 1998);
- «Эйнштейн и Эддингтон» (Великобритания-США, режиссер Ф. Мартин, 2008);
- «Начало» (США, режиссер К. Нолан, 2010);
- «Интерстеллар» (США, режиссер К. Нолан, 2014).
- «Пальма» (Россия, режиссер Александр Домогаров (младший) 2020);
- «Борьба за огонь» (Франция, режиссер Жан-Жак Анно, 1981).
Для этих фильмов были разработаны методики их использования при изучении различных дисциплин, некоторые из них уже апробированы в учебном процессе в Академии ГПС МЧС России. Ниже приводится методика использования фильма «Тревожное воскресенье» при изучении философии и профессиональной этики.
Художественный фильм «Тревожное воскресенье», снятый режиссером Рудольфом Фрунтовым, вышел на экраны в 1983 г. В нем задействованы такие известные актеры, как Клара Лучко, Эммануил Виторган, Александр Белявский. Сюжет фильма связан с рискованной операцией советских ог-неборцев по спасению рабочих, оказавшихся в иностранном танкере во время пожара. Реализованный преимущественно в жанре триллера, фильм показывает различные варианты поведения людей в экстремальной ситуации [9], а также поднимает этические и философские вопросы, сохраняющие актуальность до сих пор и связанные с темами долга, справедливости, субординации в служебных отношениях, свободы и ответственности и др. [10]. Являясь одним из лучших фильмов о ратном труде пожарных, фильм, несомненно, должен вызвать у обучающихся академии и интерес, и душевный отклик.
Преимущества этого кинопроизведения в том, что оно:
- широко доступно, его легко найти в Интернете в свободном доступе;
- обладает относительно небольшим объемом - продолжительность фильма 86 минут;
- в нем раскрываются сразу несколько философских и этических тем;
- имеет захватывающий сюжет;
- главными героями фильма являются профессиональные пожарные.
Перед просмотром и обсуждением фильма следует обратить внимание обучаемых на следующие понятия: свобода и ответственность, служебный долг, моральный выбор,
моральный фактор, инженерная этика. После чего им можно дать задание посмотреть во внеучебное время фильм и ответить на вопросы по нему (они приводятся ниже). На ближайшем семинарском занятии целесообразно сначала обсудить найденные ответы, после чего можно провести дискуссию по темам, которые вызвали у обучающихся наибольший интерес (например, проблемы выбора и ответственности, допустимости близких отношений между начальником и подчиненной и др.), в ходе дискуссии при этом можно по некоторым проблемам зафиксировать альтернативные позиции, чтобы их затем более детально разобрать. После обсуждения вопросов для закрепления материала в качестве самостоятельной работы обучаемым предлагается выполнить творческое задание.
Приведем контрольные вопросы, раскрывающие воспитательное содержание фильма, и возможные ответы на них.
1) Какие философские и этические проблемы ставятся и решаются в фильме?
В фильме ставится сразу несколько проблем морального и философско-антрополо-гического плана, а именно:
- проблема морального выбора - как в экстремальной ситуации, так и в ситуации конфликта интересов;
- проблема свободы и ответственности;
- проблема свободы и необходимости;
- соотношения долга и любви;
- смысла жизни - эта проблема ставится скорее косвенно, чем прямо.
2) Как Вы думаете, может ли начальник иметь близкие отношения со своей подчиненной? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.
В начале фильма мы узнаем, что подполковник Чагин и сержант Крылова Кира любят друг друга, хотя и находятся в отношениях субординации: Чагин - прямой начальник Крыловой. Но свои отношения они не держат в тайне, поэтому о них знают их родственники (в частности, взрослая дочь Чагина) и сослуживцы (в том числе, Истомин - заместитель Чагина). Создатели
фильма не видят в этом ничего предосудительного, ибо показывают эти отношения в позитивном ключе, да и Чагин всецело положительный герой. Означает ли это, что авторы фильма правы, или их точка зрения не является очевидно адекватной? С одной стороны, мы живем в свободном обществе, где каждый имеет право любить и быть любимым. Но, с другой стороны, каковы потенциальные последствия такого романа для службы, могут ли такие отношения повредить интересам дела? Ответить на этот вопрос поможет мысленный эксперимент. В самом деле, можно представить ситуацию, когда интересы службы могут войти в противоречие с личной симпатией. Например, сможет ли Чагин, будучи начальником, отправить Киру выполнять опасное задание, связанное с риском для ее жизни? Будет ли он к ней так же требователен, как и к другим своим подчиненным, или же позволит себе закрывать глаза на ее отдельные промахи? Такая ситуация, когда сталкиваются личные симпатии и интересы службы, может быть охарактеризована и как моральный внутренний конфликт, и как конфликт интересов. И каждый человек ведет себя в подобной ситуации по-разному. Например, мы знаем случаи, когда начальник мог избавить своего близкого родственника от смерти, но не сделал этого по моральным соображениям (Сталин не захотел обменять своего сына Якова, плененного немцами, на фельдмаршала Паулюса, хотя мог бы спасти сына от смерти), но на практике чаще происходит наоборот: начальник делает те или иные поблажки по службе тем, кого любит, особенно своим родственникам, пристраивает их на высокие должности, помогает поступить в престижный вуз и т. п. Таким образом, чтобы таких ситуаций конфликта интересов не возникало, существуют нормы, запрещающие наличие отношений «начальник-подчиненный» между близкими родственниками. Поэтому в данном случае Чагин должен, во-первых, жениться на Кире и, во-вторых, перевести ее на другое место службы или сам перейти в другое подразделение.
Кстати, именно так он и поступает - подает рапорт об увольнении со службы по семейным обстоятельствам. Однако, по мнению полковника Комыгина, начальника Чагина, подавая рапорт об увольнении, он поступает как дурак (если верить словам Киры Крыловой). Почему? Может потому, что правильнее было ему остаться служить, ведь пожарная охрана очень нуждается в таком хорошем специалисте, а его возлюбленной просто перейти на другую работу, ведь для нее, очевидно, служба в пожарной охране менее значима, чем для Чагина.
3) Правильно ли, по Вашему мнению, поступил Чагин, решив тушить танкер в порту, тем самым ставя под угрозу жизни тысяч жителей города? Приведите аргументы в пользу собственной точки зрения.
Да, конечно, победителей не судят, потому, оценивая события постфактум, Чаги-на можно только похвалить за это решение. А если бы танкер все же взорвался и разнес полгорода? Тем не менее, мы видим, что еще до окончания тушения, решение Чагина поддержал и начальник портовой пожарной охраны Чёлобов, и председатель горисполкома Головина (причем она поддержала это решение, еще не зная, что среди рабочих, находящихся на танкере, ее сын). Согласие с решением Чагина Головиной и Челобова -это важный аргумент в пользу правильности его выбора.
4) Проведите сравнительный анализ характеров (психологических и нравственных особенностей) Чагина и Истомина. Кто из героев вам более симпатичен и почему?
Майор Истомин является заместителем Чагина, однако ведет себя с ним как с равным. Уже в самом начале фильма мы становимся свидетелями диалога между ними, из которого понимаем, что Истомин -это «человек-инструкция», он не может допустить замены одного дежурного другим по семейным обстоятельствам, поскольку такую замену, видимо, надо было согласовывать заранее. В то время как Чагин выглядит более человечным, он напоминает Истомину про роль чувств в жизни людей,
к которым относятся и пожарные, про то, что необходимо учитывать разнообразные жизненные обстоятельства, которые ни одна инструкция не может предусмотреть. Полковник Комыгин называет Истомина слишком правильным человеком, то есть тоже видит в его стремлении всегда действовать строго по инструкции не достоинство, а недостаток. В экстремальной ситуации Чагин действует более разумно (хотя вроде бы он стоял на страже чувств), чем Истомин, а также более хладнокровно, потому принимает единственно правильные решения, а вот Истомин иногда теряет самообладание, так что даже Головина, председатель горисполкома, просит его «взять себя в руки». Наконец, Чагин не боится рисковать жизнью, отправляется на разведку на борт горящего танкера, хотя знает, что он в любой момент может взорваться. Истомин же, по-видимому, особенно не рвется в опасные места. Тем не менее, когда надо было спасать капитана Земцова, то Истомин не побоялся рискнуть своей жизнью, и, хотя при этом пострадал от огня, все же смог спасти раненого коллегу. Однако Чагин все же более склонен к риску, чем Истомин, что видно по эпизоду, когда он решается сам привести в действие взрывное устройство.
5) Как в фильме решается проблема свободы и ответственности, свободы и необходимости в деятельности сотрудников пожарной охраны?
Главный эпизод фильма, где ставится и решается проблема свободы и ответственности - это момент, когда Чагин, узнав о том, что в горящем танкере есть люди, принимает решение вернуть его в порт и попутно отстраняет от руководства тушением пожара своего заместителя Истомина, при этом Чагин подчеркивает, что берет всю ответственность на себя. С другой стороны, мы здесь же видим диалектику свободы и необходимости. Тушение пожара - необходимость, но как именно тушить - в порту или на рейде - это уже дело свободного выбора руководителя тушения пожара. Таким образом, выбор у пожарных есть, но он ограничен несколь-
кими альтернативами в рамках необходимости. Также свободный выбор осуществляет и офицер Малоян, когда пробивает автомобилем ворота склада с пенообразователем, несмотря на возражения сторожа.
6) Как решается в фильме проблема морального выбора в деятельности сотрудников пожарной охраны?
Мы видим несколько ситуаций, когда сотрудники пожарной охраны оказываются в ситуации морального выбора. Во-первых, Чагин подает рапорт об увольнении, когда перед ним встает выбор: продолжать службу или близкие отношения с подчиненной. Во-вторых, тот же Чагин, находясь официально в отпуске, тем не менее, отправляется в порт, узнав о пожаре, чтобы возглавить тушение пожара танкера «Гент», хотя мог бы этого не делать. В-третьих, капитан Земцов отдает задыхающемуся практиканту Вялых свой кислородный аппарат, ставя свою жизнь под угрозу. В этих трех ситуациях выбор пожарных не всегда в пользу службы и долга, а именно в первом случае, когда Чагин между личными интересами и интересами службы выбирает первые: он готов уйти на пенсию, отдав руководство пожарной охраной города майору Истомину, хотя считает последнего не лучшим специалистом в пожарном деле.
7) Кого из персонажей кинопроизведения можно считать людьми, совершившими подвиг?
Конечно, это прежде всего Чагин, ибо он принимает очень непростое и рискованное решение - привести в порт горящий танкер, а потом и другое важное решение - взорвать борт горящего танкера. Также это и капитан Земцов, который отдал свой кислородный аппарат и баллон практиканту, а сам едва не задохнулся в густом дыму. И даже майор Истомин, когда он спасает Земцова.
9) Кого из героев фильма в наибольшей степени можно считать человеком долга? Объясните свою позицию.
Здесь мы видим парадокс. Вроде бы более всего привержен исполнению уставов, инструкций именно майор Истомин, но когда
встает вопрос об исполнении главного долга пожарного - спасения людей, он отказывается возвращать танкер в порт, тем самым, по сути обрекая на гибель четырех рабочих и бельгийца-механика. А вот Чагин, который не прочь завести интрижку с подчиненной, а также нарушить и другие правила (например, заменить Земцова на дежурстве, чтобы тот смог проводить жену), оказывается в экстремальной ситуации именно человеком долга. Таким образом, Истомин чтит букву инструкции, но не понимает ее духа: что важнее всего - это спасение людей. Равным образом людьми долга можно считать и других героев - начальника пожарной охраны порта Челобова, капитана Земцова, председателя горисполкома Анну Головину, чей сын оказался среди тех, кого огонь запер в трюме танкера. В целом, в фильме нет уж совсем отрицательных героев (за исключением автомобильных хулиганов, из-за которых случилась авария, затруднившая следование к месту катастрофы колонны пожарных автомобилей), даже у Истомина есть своя правда, и он также рискует жизнью ради спасения капитана Земцова.
Творческие задания по фильму целесообразно оформить как эссе. В частности, можно рекомендовать такие темы:
1. Проблема морального выбора в фильме «Тревожное воскресенье».
2. Свобода и ответственность, свобода и необходимость в деятельности пожарных и спасателей.
3. Нравственный облик и психологические особенности подполковника Чагина в фильме «Тревожное воскресенье».
4. Чагин и Истомин - сравнительный анализ нравственных и психологических качеств.
5. Рациональное и иррациональное в деятельности пожарных.
6. Причины и следствия в пожарном деле.
7. Человек в пограничной ситуации.
Таким образом, художественный фильм
«Тревожное воскресенье» обладает богатым нравственно-этическим содержанием, его использование в преподавании философии и профессиональной этики будет способство-
вать совершенствованию воспитательного процесса в разнообразных его аспектах, развитию навыков самостоятельного мышления и творческих способностей обучающихся. Учитывая последний аспект, приведенную методику можно отнести к технологиям проблемного обучения [11].
В заключение хочется отметить еще один перспективный аспект реализации воспитательного потенциала методики использования произведений игрового кинематографа. Речь идет о формировании универсальной компетенции УК-9, включенной в Федеральные государственные образовательные стандарты по всем направлениям и специальностям в вузах России. Эта универсальная компетенция сформулирована следующим образом: «Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах». Оставляя в стороне вопрос о корректности данной формулировки, отметим, что по сути речь идет о формировании у обучающихся инклюзивной компетентности. Последняя представляет собой комплекс теоретических знаний и практических навыков по взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включающий понимание особенностей таких людей, уважительное и толерантное отношение к ним, умение с ними взаимодействовать, не унижая их достоинства и т. п. Как отмечается в [12], готовность людей к взаимодействию с лицами с ОВЗ (то есть инклюзивная компетентность) - как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни - включает следующие компоненты: когнитивный (набор знаний), эмоциональный (чувства и эмоциональные реакции) и поведенческий (навыки взаимодействия). Таким образом, в формировании инклюзивной компетентности одинаково важное значение имеют как обучающий, так и воспитательный аспекты. Исследования показали, что каждый из этих компонентов требует коррекции или развития даже у профессиональных социальных работников [12, с. 52]. Актуальность задачи формирования инклюзивной компетентности
в нашем обществе несомненна, поскольку «решение проблемы интеграции в общество лиц с особенностями развития напрямую зависит от общественного мировоззрения... отношение общества к лицам с ОВЗ может содействовать или препятствовать их успешной социальной интеграции» [13, с. 363].
Представляется, что в решении задачи формирования инклюзивной компетентности у обучающихся неоценимую помощь могут оказать просмотр и проработка по описанной выше методике фильмов, посвященных людям с различными ограничениями здоровья. Таких фильмов в мировом кинематографе немало, некоторые из них стали классикой. Людям с аутизмом посвящены такие фильмы, как «Человек дождя» (1988), «Тэмпл Грандин» (2010), людям с церебральным параличом - «От двери до двери» (2002), «Моя левая нога» (1989, автобиография Кристи Брауна), людям с синдромом Дауна - «Радужный малыш» (2015), людям
с полным параличом всего тела - «1+1» (2011), «Скафандр и бабочка» (2007), «А в душе я танцую» (2004), слепоглухонемым людям -«Сотворившая чудо» (1962, автобиография Хелен Келлер). Среди современных отечественных фильмов нельзя не отметить следующие: «Городская рапсодия» (2016) (женщина, ставшая инвалидом в результате автомобильной аварии, стоически преодолевает депрессию и жизненные трудности), «Со дна вершины» (2017) (рассказ о спортивных достижениях инвалида, который в детстве потерял из-за травмы обе ноги), «Нормальный только я» (2021) (о том, как в пионерском лагере обычные дети учатся дружить с детьми с ОВЗ).
Это лишь некоторые фильмы, посвященные людям с ОВЗ, которые можно использовать при изучении дисциплин, формирующих УК-9, и их воспитательный потенциал еще ждет своего раскрытия, возможно, в следующей нашей статье.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Липский В. Н. Традиции эстетического воспитания
в военно-учебных заведениях дореволюционной России // Культура и безопасность. 2021, № 3. С. 5-10. DOI 10.25257/КВ.2021.3.5-10
2. Бабин Ю. М. О формировании творческой личности сотрудника МЧС России // Наука как призвание: теория и практика. Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2020. С. 35-39.
3. Волошина В. А. Гуманитарное знание в системе подготовки инженера // Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области пожарной безопасности: Сборник тезисов докладов материалов международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 октября 2018 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2018. С.102-105.
4. Дьяченко Н. В. Патриотизм как феномен воспитательной работы
в российском обществе // Культура и безопасность. 2022, № 2. С. 40-45. DOI 10.25257/КВ.2022.2.40-45
5. Сергеева М. Г. Особенности воспитательного процесса в вузе //
Наука как призвание: теория и практика: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 февраля 2020 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2020.С.262-266.
6. Ходикова Н. А. Теоретические и практические аспекты реализации воспитательного потенциала дисциплины «Логика» //
Культура и безопасность. 2022, № 2. С. 24-31. DOI 10.25257/КВ.2022.2.24-31
7. Шныпко В. С. Методика использования коммуникативных навыков педагога в воспитательном процессе // Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики: Сборник материалов Международного круглого стола, Москва, 28 мая 2020 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 318-322.
8. Ходикова Н. А., Киричек А. В. Методика использования произведений художественной литературы в преподавании гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. 2022, № 1. С. 27-34. DOI 10.25257/КВ.2022.1.27-34
9. Бондаренко Е. Н. Реализация речевой копинг-стратегии в условиях экстремальности (на примере кинопроизведений
и художественной литературы) // Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики: Сборник материалов Международного круглого стола, Москва, 28 мая 2020 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 193-220.
10. Киричек А. В. Нравственные коллизии в фильме-катастрофе «Тревожное воскресенье» // Гражданская оборона на страже мира
и безопасности: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 4-х частях, Москва, 01 марта 2022 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2022. С. 40-48.
11. Котляревич А. Н. Технология проблемного обучения
в формировании творческих способностей обучающихся академии // Наука как призвание: теория и практика: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 февраля 2020 года. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 222-228.
12. Асмаковец Е. С., Кожей С. Готовность студентов направления «Социальная работа» к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2. Режим доступа: https://cyberleшnka.ш/artide/n/gotovnost-stodentov-napravleшya-sotsialnaya-rabota-k-rabote-s-lyudmi-s-ograшchennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 21.01.2022).
13. Слепухина Г. В., Маметьева О. С. Инклюзивное образование
как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2020, № 4 (46). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-osnova-profilaktito-segregatsii-Иts-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.04.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Александр Владимирович КИРИЧЕК Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 2844-2985 AuthorID: 342432 kirichek70@mail.ru
Aleksander V. KIRICHEK
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-rafl: 2844-2985
AuthorID: 342432
kirichek70@mail.ru
Нина Анатольевна ХОДИКОВА И Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 9051-5380 AuthorID: 165685 И 5856243@mail.ru
Nina A. KHODIKOVA H
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-rafl: 9051-5380
AuthorID: 165685
H 5856243@mail.ru
Поступила в редакцию 22.06.2022 Принята к публикации 25.08.2022
Для цитирования:
КиричекА. В., Ходикова Н. А. Использование произведений игрового кино в воспитательной работе с обучающимися в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. 2022. № 3. С. 5-13. Р0!:10.25257/КВ.2022.3.5-13
Received 22.06.2022 Accepted 25.08.2022
For citation:
Kirichek A.V., Khodikova N.A. Using feature films in the educational work with students in the process of teaching humanities. Kultura i bezopasnost - Culture and safety, 2022, no.3, pp. 5-13. D0l:10.25257/KB.2022.3.5-13