НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.025
DOI 10.25257/KB.2022.2.24-31
Теоретические и практические аспекты реализации воспитательного потенциала дисциплины «Логика»
Theoretical and practical aspects of implementing upbringing potential of the discipline «Logic»
Н. А. ХОДИКОВА1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
N.A. KHODIKOVA1
1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Статья посвящена выявлению возможностей и методов воспитания в процессе обучения дисциплине «Логика». На основе представлений о тесной связи между обучением и воспитанием автор анализирует существующий опыт воспитания в процессе обучения различным дисциплинам. Показано, что логика как учебная дисциплина обладает существенным воспитательным потенциалом. С одной стороны, в силу своего формального характера, логика непосредственно связана с интеллектуальным воспитанием, являясь основой формирования критического мышления. С другой стороны, правильно подобранное содержание задач по темам, изучаемым в традиционном курсе логики, может эффективно способствовать формированию и развитию практически всех подсистем культуры личности.
Ключевые слова: преподавание логики, воспитание, воспитывающее обучение, методика преподавания
Abstract: The article is devoted to identifying the possibilities and methods of upbringing in the process of teaching "Logic". Based on the concept of a close relationship between education and upbringing the author analyzes the existing experience of upbringing in the process of teaching various disciplines. It is shown that logic as an academic discipline has a significant upbringing potential. On the one hand due to its formal nature logic is directly related to intellectual upbringing, being the basis for the critical thinking formation. On the other hand, the correctly selected content of tasks on topics studied in a traditional logic course can effectively contribute to the formation and development of almost all personality culture subsystems.
Key words: teaching logic, upbringing, nurturing education, teaching methods
Можно ли воспитывать на занятиях по логике, и если да, то как? Прежде чем перейти к ответу на этот конкретный вопрос, посмотрим на него более широко: возможно ли вообще воспитание в процессе обучения конкретному учебному предмету? Следует признать, что сегодня такой вопрос представляется риторическим. Общепринятым (и закрепленным законодательно) является представление об образовании как о едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, а результат этого процесса представляет собой «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции... в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [1]. Многообразие взглядов представителей педагогической мысли (как зарубежной, так и российской), утверждавших и обосновывавших тесную связь между обучением и воспитанием подробно отражено в [2, 3]. Исключения из общего направления мнений, конечно, были. Так, К. А. Круглов и Л. И. Уманский в 1950-60-е годы отрицали обучение как средство воспитания, поскольку обучение - процесс индивидуальный, и коллективизм (основное в понимании того времени нравственное качество) в этом процессе воспитываться не может. Однако, как убедительно показывает А. И. Дулов, «коллективистические связи зарождаются и крепнут, прежде всего, в процессе совместной учебной деятельности». В процессе
обучения происходит формирование и развитие множества других нравственных качеств, составляющих культуру личности, то есть воспитание [3].
Итак, воспитание - это целенаправленная деятельность по формированию базовой культуры личности, которая должная являться фундаментом для дальнейшего саморазвития, самоопределения и социализации. Не претендуя на исчерпывающий перечень, будем считать, что структуру базовой культуры личности составляют следующие подсистемы:
- культура жизненного самоопределения;
- нравственная культура;
- интеллектуальная культура;
- эстетическая культура;
- культура общения и культура речи;
- правовая и политическая культура;
- экологическая культура;
- экономическая (финансовая) культура;
- культура межнациональных отношений.
В зависимости от того, развитие какой
сферы личности является целью воспитания, мы говорим о воспитании нравственном, интеллектуальном, эстетическом, патриотическом и т. д. Подробнее о патриотическом воспитании через призму примеров реального героизма говорится в источнике [4]. Не последнее место занимает в этом ряду и физическое воспитание [5].
Несмотря на то, что в современных реалиях воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, является одной из первостепенных задач вузовского образования [6], среди исследований последних лет можно найти не так много работ, посвященных выявлению воспитательного потенциала процесса обучения, который может быть реализован в ходе учебных занятий в вузе. Чаще всего это рассмотрение одного вида воспитания в процессе обучения конкретной дисциплине (например, патриотическое воспитание при обучении французскому языку, интеллектуальное воспитание на лекции по математике и т. д.). В работе [7] акцент делается на использовании в обучении
(в частности, физике) таких методов преподавания, которые способствовали бы развитию творческой активности, самостоятельности, целеустремленности.
Более комплексный подход к анализу воспитательных возможностей обучения отражен в [8], где авторы на примере обучения дисциплине «Библиография и патентоведение» детально рассматривают, как применяемые методы обучения и само содержание дисциплины могут способствовать формированию у студентов общечеловеческих, общенациональных, гражданских, семейных и других ценностей. Возможности интеграции в учебном процессе различных дисциплин с целью формирования нравственной культуры студентов-экономистов рассматриваются в работе [9]. В ней подробно описаны возможности дисциплин гуманитарного цикла, а также дисциплин социально-экономического цикла по формированию различных элементов нравственной культуры, а также предложены дополнения к содержанию дисциплин, призванные повысить их воспитательные возможности.
Необходимо отметить, что важную роль в процессе воспитывающего обучения играет личность педагога, его человеческие качества, его отношение к своей профессии, к своим ученикам [10].
Что касается воспитательного потенциала обучения логике, наиболее глубоко, на наш взгляд, эту проблему раскрыла Александра Денисовна Гетманова [11]. В своем учебнике логики для педагогических учебных заведений в главе, посвященной методике преподавания логики, она отмечает, что «изучение логики способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, формированию у нее научного мировоззрения» [12, с. 252]. Опыт А. Д. Гетмановой представляется уникальным - она преподавала логику дошкольникам 4-6 лет, десять лет преподавала логику в школе, является автором учебника «Занимательная логика для школьников: в 2-х частях» и методического пособия к нему. Она имеет огромный опыт преподавания логики
в вузе, является автором множества учебников для студентов вузов, прежде всего педагогических. В интервью, посвященном своему 90-летнему юбилею, она подчеркивает, что «логика как мировоззренческая наука должна быть тесно связана с жизнью, наполнена конкретным содержанием (примерами) из разных наук (общественных, естественных, технических), практики... должна выполнять воспитательную функцию» [13].
В современном педагогическом дискурсе вопрос о воспитательном значении логики как средства формирования логического мышления возникает обычно в связи с дошкольным образованием. Есть масса литературы, где рассказывается, как с помощью решения логических задач привить маленькому ребенку навыки познавательной активности: любознательность, заинтересованность, самостоятельность, зачатки способности к анализу, синтезу, обобщениям, умения делать обоснованные выводы. Такие занятия могут проводиться как в детских садах, так и в специальных кружках, да и родители, при желании, могут заниматься с детьми, вооружившись соответствующими пособиями и рекомендациями. Конечно, речь здесь идет о том, что можно назвать «про-логикой», не о логической теории как таковой, к усвоению которой дошкольники еще не готовы. Мы полагаем, что для того, чтобы обучающий и воспитательный потенциал логики мог быть реализован в максимальной мере, систематическое обучение логике (всем ее разделам в полном объеме) должно осуществляться в 6-7 классах средней школы, когда мировоззрение, интеллектуальная и нравственная культура человека активно формируются, во многом - усилиями педагогов. Хотя А. Д. Гетманова считает, что «изучение курса традиционной логики должно предварять изучение любой конкретной науки или вузовской учебной дисциплины. в идеале курс логики должен стать обязательным учебным предметом для всех средних учебных заведений» [12, с. 252], к сожалению, сейчас в школьной программе изучение логики не предусмотрено. Что касается высшей школы,
то переход к компетентностному подходу повышает значение изучения логики, поскольку во всех образовательных программах присутствуют такие общекультурные и профессиональные компетенции, для овладения которыми логика необходима. Например, нельзя «молодому человеку сформировать мировоззренческую и гражданскую позицию без логики, без мышления, без способности к непротиворечивым умозаключениям» [14, с. 31].
Теперь перейдем к вопросу о видах и способах воспитания, которые могут быть реализованы в процессе обучения логике. Безусловно, в процессе изучения логики как науки о правильных формах и способах мышления прежде всего и непременно происходит развитие интеллекта, то есть интеллектуальное воспитание; «подобно грамматике, придающей языку стройный и четко осмысленный характер, логика обеспечивает доказательность и стройность мышления» [11, с. 140]. Систематическое и практически-ориентированное изучение логики способствует развитию у субъекта логической культуры, то есть умения следовать логическим нормам в практике мышления. Значение логической культуры для каждого человека и общества в целом трудно переоценить. С одной стороны, эта подсистема базовой культуры личности обеспечивает способность строить надежные непротиворечивые рассуждения согласно установленным образцам (то, что мы называем формальным мышлением). Но, как показано в [15, с. 56], другой стороной логической культуры является способность к творческому мышлению: «свобода мышления и действия. вариативность, образность мышления, творческое оперирование объектами». На основе комплексного исследования феномена логической культуры как системного качества интеллектуальной деятельности субъекта авторы [15] приходят к выводу, что «логика как наука и учебная дисциплина является наиболее эффективным. инструментом формирования высокого уровня логической культуры и как следствие - рациональности мышления и действия» [15, с. 65].
О значительном воздействии изучения логики на становление личности свидетельствует тот факт, что оно является одним из основных способов формирования критического мышления. Характеристиками последнего являются, прежде всего, ясность, достоверность, взаимосогласованность, релевантность, точность, беспристрастность, широта, глубина, доказательность. Критически мыслящий человек способен самостоятельно оценивать аргументы и делать выводы, успешно противостоять попыткам манипуляции, формулировать и отстаивать свою позицию, давать объективную оценку поступающей извне информации [16]. Также развитое критическое мышление позволяет разрешать противоречия, парадоксы и антиномии, которые присутствуют как в науке, так и в нашей повседневной жизни, и в духовной истории России. Например, как убедительно показал А. В. Киричек, и жизненный путь, и сама личность писателя Ф. М. Достоевского буквально сотканы из парадоксов и антиномий [17, с. 29].
Таким образом, интеллектуальное воспитание при обучении логике происходит на каждом занятии, можно сказать, естественным образом. Однако, хотя даже простое изложение обучающимся логической теории уже в какой-то мере способствует развитию мышления, недостаточно и неэффективно просто сообщить обучающимся набор сведений из того или иного раздела логики. Необходимо сосредоточиться на практическом применении теории, правильно подобрать задачи и упражнения. Работа по формированию у обучающихся навыков правильного мышления, способности к самостоятельным выводам, умения четко выражать свои мысли может быть эффективной только при условии ярко выраженной практической направленности занятий. Знаний о существовании процедур сравнения, анализа и синтеза, операций обобщения, деления, классификации совершенно недостаточно для формирования логической культуры. Необходимо решать задачи, анализировать содержание понятий и структуру суждений,
учиться давать определения и конструировать суждения с заданной формой, строить классификации и т. д. Каждый тип логических задач нацелен на формирование тех или иных навыков мышления, умения выполнять необходимые в любом виде деятельности интеллектуальные операции.
Конечно, определенный набор теоретической информации необходимо усвоить и запомнить. Но, во-первых, запоминание гораздо лучше происходит не посредством зубрежки, а в процессе решения задач, а во-вторых, такой информации, которую нужно выучить, в традиционном курсе логики не так много. Например, средневековые студенты старательно учили наизусть правильные модусы по каждой из четырех фигур простого категорического силлогизма (для облегчения этой зубрежки даже были придуманы мнемонические схемы: Barbara, Celarent, Darii и т. д.). Конечно, в этом нет никакой надобности. Для реальной проверки любого силлогизма достаточно пяти общих правил, которые очень легко запомнить, стоит только понять их смысл. Следующий пример покажет, что логическая культура состоит не только в формальном следовании правилам, но и позволяет решать творческие задачи, используя при этом формальные процедуры.
Вполне нетривиальной и при этом практически важной задачей является опровержение неправильного силлогизма (и шире - любого умозаключения) путем поиска и предъявления контрпримера. Контрпримером для данного умозаключения мы называем умозаключение с такой же формой, но абсурдное по содержанию, то есть приводящее от очевидно истинных посылок к очевидно ложному заключению. Для логически неподготовленного оппонента, который неправильно рассуждает, именно контрпример может стать убедительным доказательством его неправоты. Например, мы слышим от Х такое рассуждение: «Все порядочные люди достойны счастья, но некоторые политики непорядочны, а значит, некоторые политики не достойны счастья». Содержание этого
рассуждения (в частности, истинность его посылок) настолько дискуссионно, что может породить долгий спор: а действительно ли все порядочные люди достойны счастья, и можно ли утверждать, что некоторые политики непорядочны. Однако логическая правильность умозаключения не имеет отношения к истинности посылок, она лишь гарантирует, что если посылки истинны, то и заключение обязательно окажется истинным. На этом требовании и основан метод опровержения с помощью контрпримера. На рассуждение Х можно ответить: если рассуждать так, как вы, то можно сделать такое умозаключение: «Все студенты -люди, но некоторые москвичи - не студенты, а значит, некоторые москвичи - не люди». Вероятно, даже человек, не знакомый с правилами логики, поймет, что рассуждал он незаконно, то есть даже если принять за истину посылки его рассуждения, вывод из них не следует с необходимостью. Как показывает практика, подбор контрпримера для большинства обучающихся становится весьма сложной проблемой, ведь алгоритма здесь нет, то есть задача является творческой. Даже выявив по установленным правилам форму силлогизма, лишь очень немногие из них интуитивно понимают, как сконструировать контрпример. Гораздо более простой эта задача оказывается, если выполнить еще одну формальную процедуру - по выявленной форме силлогизма изобразить такую совмещенную схему, на которой посылки окажутся истинными, а заключение ложным. И тогда решение сводится к тому, чтобы подобрать конкретные термины, подходящие к заданной схеме отношений между понятиями. Эта задача, конечно, тоже не алгоритмическая, а творческая, но она гораздо проще исходной проблемы - придумать сразу готовый контрпример. Итак, интеллектуальное воспитание в процессе обучения логике способствует формированию навыков не только формального, но и творческого мышления.
Потенциал нравственного, эстетического, патриотического и других видов воспитания в процессе обучения логике связан
с тем, что, будучи наукой о формах мышления, логика дает практически неограниченные возможности по наполнению учебного курса любым необходимым содержанием. Идея реализовывать воспитательное воздействие при обучении логике не нова. Ярким примером идеологической направленности логического курса является единственный советский школьный учебник логики С. Н. Виноградова и А. Ф. Кузьмина, восемь раз издававшийся в 1947-1954 гг. [18]. При изложении традиционных разделов логики (следует отметить, весьма четком и доступном) постоянно цитируются Ленин и Сталин, приводятся примеры логичности и убедительности их мышления и речей, полезность изучения логики аргументируется тем, что «процесс постепенного перехода от социализма к коммунизму требует от всех советских людей высокого идейного уровня и широкого кругозора» [18, с. 10].
Среди примеров в этом учебнике имеются как примеры из математики и естественных наук, так и такие, которые можно отнести к идеологически-воспитательной области:
- пример суждения: «Новатор есть передовик социалистического производства»;
- пример умозаключения: «Все комсомольцы обязаны укреплять дисциплину. Она - комсомолка. Следовательно, она обязана укреплять дисциплину»;
- пример логической процедуры сравнения: неверно сравнивать общественный строй стран по климату и географическому положению, а нужно сравнивать по тому, в чьих руках средства производства - «в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства для эксплуатации других лиц, групп, классов»;
- пример силлогизма без заключения (энтимемы): «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, а мы - граждане СССР».
Наиболее идеологически наполненным в учебнике является изложение тем «Законы
логики» и «Доказательство», где приводится множество примеров (иногда весьма эмоционально окрашенных), обосновывающих, например, преимущество марксистско-ленинской теории перед всеми «враждебными ей» теориями, или описывающие, как советская делегация на Ассамблее Организации Объединенных Наций вела спор с американскими и английскими представителями по вопросу о злоупотреблении свободой. Следует признать, что примеры в учебнике подобраны вполне убедительные, и в контексте изложения логического материала оказывали, видимо, определенное идеологически-воспитательное воздействие.
Оставляя в стороне политическую идеологию, отметим, что воспитание сегодня призвано выполнять функцию привития «социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», формирования у обучающихся «чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1]. Хотя ценности по сравнению со временами СССР во многом изменились, идея воздействовать на их формирование в процессе обучения логике вполне может (и должна) быть применена и сегодня.
Как отмечает А. Д. Гетманова, «духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания логики осуществляется как при изложении теоретического материала, так и путем подбора иллюстративного материала и текстов задач» [11]. Например, большой
воспитательный потенциал имеет изучение такого вида умозаключений логики высказываний, как дилеммы. Дилемма - это выбор одной из двух альтернатив, каждая из которых ведет к своим последствиям. Такой выбор, основанный на оценке альтернатив и их соотнесении с последствиями, часто связан с нравственной позицией личности, моральным выбором. Подбор примеров дилемм из произведений художественной литературы, их анализ и обсуждение помогут воспитанию таких нравственных качеств, как ответственность, альтруизм, порядочность и др. Нравственно ориентированными могут быть примеры и задачи из любой темы курса логики. Например, в теме «Понятие» можно предложить поупражняться в определении не только понятий, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности, но и таких понятий как «добро», «любовь», «долг», «дружба». Попытки дать определение подобным нравственным категориям неизбежно заставят молодых людей задуматься о нравственной самооценке [19]. Разнообразные примеры того, как в процессе обучения логике путем подбора соответствующего содержания примеров и задач могут решаться различные воспитательные задачи, приведены в [11, 19, 20].
Итак, воспитательный потенциал преподавания логики обширен и разнообразен. Это связано с тем, что логика - наука с одной стороны чисто формальная, а с другой стороны - именно в силу своей формальности позволяющая наполнять учебный материал любым содержанием, релевантным имеющимся воспитательным целям. В связи с этим весьма актуальной представляется задача систематизации и обобщения имеющихся исследований на эту тему, а также дальнейшая разработка как содержания, так и методики «воспитывающего обучения» логике.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.). Режим доступа: http:// www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_140174 (дата обращения: 05.01.2022).
2. Старикова Л. Д. О соотношении понятий «воспитание» и «обучение» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 194-202.
3. Дулов А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 1. С. 36-67.
4. Яковко Т. В. Героизм участников ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС // Гражданская оборона на страже мира
и безопасности. Москва, 2021. С. 156-161.
5. Свиридова Н. В., Щипачев М. Н. Роль военно-спортивных игр
в совершенствовании физической подготовки сотрудников МЧС // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Иркутск, 2021. С. 89-92.
6. Бабин Ю. М. Образование: новые вызовы в эпоху цифровых технологий // Культура и безопасность. 2021. № 4. С. 76-81. DOI:10.25257/KB.2021.4.76-81
7. Шевченко E. В., Хлопенко Н. А., Коржуев А. В. Воспитание в процессе обучения физике // Сиб. мед. журн. 2001. № 1. Т. 24. С. 86-87.
8. Толок Ю. И., Толок Т. В. Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Библиография и патентоведение» // Управление устойчивым развитием. 2017. № 3 (10). С. 78-82.
9. Конягина Л. Н, Ильина О. В. Формирование нравственной культуры студентов-экономистов в учебном процессе на основе интегративного подхода // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3. Т. 7. С. 11.
10. Дьяченко Н. В., Шныпко В. С. Рассмотрение проблем воспитания через призму вузовской среды // Дискурс. 2019. № 2 (28). С. 103-110.
11. Гетманова А. Д. Интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое воспитание в процессе преподавания логики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2013. № 2 (8). С. 140-148.
12. Гетманова А. Д. Логика: Учебник для педагогических учебных заведений. 6-е изд. М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. 416 с.
13. Бессонов Б. Н. Беседа с А. Д. Гетмановой. Логика в системе образования и воспитания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2013. № 2 (8). С. 135-139.
14. Душин А. В. «Логика» в структуре образования: от раннего средневековья к современно образовательной среде // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 26-34.
15. Попова В. С., Пушкарский А. Г., Сироткина Л. С. Феномен логической культуры: прошлое и современность // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4 (101). С. 55-68.
16. Ходикова Н. А. Логика и критическое мышление: история и современность // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, № 3 (203), 2019. С. 22-25. DOI:10.23683/0321-3056-2019-3-22-25
17. Киричек А. В. Антиномия свободы и судьбы в жизни Достоевского: от неопределенности к выбору своей стези (к 200-летнему юбилею
со дня рождения писателя) // Культура и безопасность. 2021, № 3. С. 28-33. DOI:10.25257/KB.2021.3.28-33
18. Виноградов С. Н, Кузьмин А. Ф. Логика. Учебник для средней школы, изд.8-е. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954 г. 175 с.
19. Андреенко Е. А. Обучающее воспитание в вузе: из опыта преподавания гуманитарных дисциплин // Преподаватель XXI век. 2010. № 3-1. С. 55-57.
20. Абдрашитова И. В. Использование интерактивных методов в преподавании логики в высшей школе // Мир науки и образования. 2015. № 1 (1). С. 6.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нина Анатольевна ХОДИКОВА н Кандидат философских наук Доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР!Ч-код: 9051-5380 Ди^огЮ: 165685 н5856243@таН.ги
Поступила в редакцию 11.05.2022 Принята к публикации 13.05.2022
Для цитирования:
Ходикова Н. А. Теоретические и практические аспекты реализации воспитательного потенциала дисциплины «Логика» // Культура и безопасность. 2022. № 2. С. 24-31. 00!:10.25257/КВ.2022.2.24-31
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Nina A. KHODIKOVA H PhD in Philosophy
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 9051-5380
AuthorlD: 165685
H5856243@mail.ru
Received 11.05.2022 Accepted 13.05.2022
For citation:
Khodikova N.A. Theoretical and practical aspects of the realization of the educational potential of the discipline "Logic". Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no. 2, pp. 24-31. D0l:10.25257/KB.2022.2.24-31