Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / дистанционная работа / самостоятельная работа / функции преподавателя / методика обучения / занятие / обучающиеся / training / distant learning / independent work / teacher’s functions / teaching methodology / lesson / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шныпко Виталий Сергеевич, Дьяченко Наталья Васильевна

Статья посвящена анализу и роли самостоятельной подготовки как вида обучения во время дистанционной работы. Рассмотрены различные подходы и точки зрения на объём самостоятельной работы в вузе. На основе проведённого исследования делается вывод о наличии ряда взаимозависимых факторов для качественной реализации и использовании самостоятельной работы в процессе дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шныпко Виталий Сергеевич, Дьяченко Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND FORMS OF STUDENTS’ INDEPENDENT TRAINING IN THE CONTEXT OF DISTANT LEARNING

The article is devoted to the analysis and the role of independent training as type of education during distant learning. Various approaches and points of view on the amount of independent work at a university are considered. On the basis of the conducted research, it is concluded that there are a number of interdependent factors for high-quality implementation and the use of independent work in the process of distant learning.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.046.2

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

ШНЫПКО Виталий Сергеевич

Кандидат исторических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

ДЬЯЧЕНКО Наталья Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Статья посвящена анализу и роли самостоятельной подготовки как вида обучения во время дистанционной работы. Рассмотрены различные подходы и точки зрения на объём самостоятельной работы в вузе. На основе проведённого исследования делается вывод о наличии ряда взаимозависимых факторов для качественной реализации и использовании самостоятельной работы в процессе дистанционного обучения.

Ключевые слова: обучение, дистанционная работа, самостоятельная работа, функции преподавателя, методика обучения, занятие, обучающиеся.

Педагогика и методика в современных условиях должны следовать за изменениями в обществе и образовании, уметь подстраиваться под изменяющиеся события. 2020 год стал для всего мира точкой отсчёта в отношении пандемии. На глобальном уровне стало очевидно, что любая пандемия не должна ни в коей мере останавливать или даже приостанавливать процессы, происходящие в мире в целом, и в частности образовательный процесс на любых этапах обучения.

Задача педагогов заключается в подготовке будущих специалистов, в создании условий для становления будущего нашей страны, её экономики, образования, здравоохранения и функционирования целостной системы. В данный период, когда существует угроза ухудшения эпидемиологической ситуации, необходимо пересмотреть, скорректировать теоретическую и методико-педагогическую базу для педагогов, занимающихся дистанционным обучением.

В методике и педагогике до последнего времени, за исключением заочной дистанционной системы, основным направлением для научно-теоретического обоснования считалось очное классическое образование. Поэтому сегодня любые вопросы методики и педагогики, рассматриваемые через призму дистанционного обучения как в школе так и в вузах, являются особенно актуальными.

Говоря о методике преподавания, следует отметить проблемы процесса обучения, состоящего из следующих этапов: подготовка к занятию (самостоятельная работа обучающихся и подготовка преподавателя), само занятие с его этапами, используемыми методами и приёмами работы, логическое построение занятия, задание на дом.

В настоящее время необходимо сконцентрировать внимание на методических особенностях дистанционной системы в процессе обучения.

Одним из ключевых вопросов методики преподавания является вопрос самостоятельной работы обучающихся. Это — один из этапов и составляющих элементов процесса обучения. Она прописывается не только

в методических документах, но и во ФГОСах, рабочих программах, тематических планах. К сожалению, часто этот вид работы не используется оптимально педагогом для достижения поставленных целей и задач в процессе обучения и игнорируется самими обучающимися, что негативно сказывается на результате обучения.

Помимо этого, самостоятельная работа при правильной её организации и контролировании педагогом способна быть не только вспомогательным элементом непосредственно в процессе обучения, но и условием для реализации целого ряда компетенций в становлении профессиональных качеств будущего специалиста.

В статье рассмотрена самостоятельная работа, как один из ключевых видов работы в процессе обучения в дистанционном образовании.

Традиционно в российском образовательном процессе самостоятельная работа по отношению к аудиторной должна составлять примерно 50 % от общего числа часов. В свою очередь, современное зарубежное образование старается значительно увеличивать количество часов самостоятельной работы обучающихся.

С рациональной точки зрения, такой подход в процессе обучения в высшей школе:

— экономит затраты на содержание аудиторного фонда;

— снижает количество нагрузки педагогов;

— даёт возможность вузу регулировать количество набора, не опираясь на количество аудиторий;

— готовит будущих специалистов к творческой и профессиональной самостоятельности.

Точки зрения на количество часов для самостоятельной работы сильно разнятся. Так, Сазонов Б. А. считает, что нормировать количество часов сегодня в вузах не имеет смысла [1]. В свою очередь, Бабичев Ю. и Петров В. утверждают, что соотношение между часами аудиторной и самостоятельной работы по каждой учебной дисциплине существенно зависит от применяемой преподавателем педагогической методики, характера самой дисциплины (гуманитарная, естественно-научная, общепрофессиональная

или специальная), а также степени использования современных информационных образовательных технологий [2].

Кроме этого, необходимо понимать, что самостоятельную работу можно подразделить на два вида: внеаудиторная работа и работа за пределами учебного заведения.

При этом самостоятельная работа делится на работу преподавателя (подготовка к занятию) и работу обучающихся. Наша задача состоит в рассмотрении самостоятельной работы обучающихся.

К внеаудиторной работе обучающихся можно отнести следующие виды деятельности:

— работа с библиотечным фондом на территории учебного заведения;

— непосредственная встреча с преподавателем для консультации по предмету;

— встреча с научным руководителем;

— работа над проектной деятельностью вместе с преподавателями или группой обучающихся;

— защита курсовых или других проектов;

— сдача задолженностей (не заложены в аудиторные часы).

Самостоятельная работа вне вуза это:

— работа с лекционным материалом;

— подготовка к семинарам и практическим занятиям;

— работа в библиотеке за пределами учебного заведения;

— работа с дополнительной литературой;

— работа с интернет-ресурсами;

— подготовка курсовых, рефератов и дипломных проектов;

— подготовка к экзаменам и зачётам.

В период самоизоляции учёба не прекращается. Здесь на первое место и выходит самостоятельная работа обучающихся под контролем педагога.

Первое о чём надо говорить и на чём акцентировать внимание — это план и планирование самостоятельной работы.

Уже говорилось, что такой вид работы запланирован в рабочих программах с примерным количеством часов по темам и разделам. Второй этап — это планирование преподавателем того, как и с помощью каких

средств будет проводиться и контролироваться самостоятельная работа обучающихся.

В первую очередь, необходимо разработать достаточное количество материала (так называемые фонды оценочных средств) для самостоятельной работы. Перед началом курса преподаватель разрабатывает учебно-методические материалы, включающие в себя обширный перечень заданий, рассчитанных на разный уровень подготовки и интересов обучающихся.

К таким заданиям относятся:

— тестовые задания, призванные помочь обучающимся увидеть свои пробелы в знаниях;

— творческие задания (высказывания известных мыслителей или специалистов по теме, задания на осмысление точек зрения, предложения письменного обоснования или отрицания той или иной позиции авторов и т. д.);

— таблицы для заполнения по темам или разделам определённой дисциплины;

— контрольные вопросы, которые обязательно подразделяются на вопросы в пределах данного материала и вопросы, опирающиеся на дополнительный материал, что подталкивает обучающихся к более широкому поиску;

— список художественных или документальных фильмов по теме, список интернет-сайтов по теме — этим достигаются не только образовательные, но и воспитательные цели в обучении;

— список литературы для подготовки, изданной не более пяти лет назад, обязательно с указанием точных страниц (в противном случае обучающиеся не воспользуются этой помощью);

— часто по вновь вводимым дисциплинам отсутствует литература, отвечающая требованиям научности, актуальности, логичности, доступности, поэтому необходимо предоставлять обучающимся лекционные или презентационные материалы для самостоятельного изучения;

— конспектирование статьи, монографии, отдельных отрывков в учебнике;

— интерактивное обучение (сегодня такой вид обучения главной составляющей считает работу с различного рода гаджетами, хотя совсем недавно под интерактивным обучением понималось взаимообучение, проверка

друг друга обучающимися). Данный вид обучения показывал достаточно хорошие результаты. Традиционное интерактивное обучение в период самоизоляции будет способствовать смене видов деятельности в процессе обучения — это взаимопроверка контрольных, заполненных таблиц, тестов, поиск ошибок (специально подготовленных педагогом) в лекциях, заданиях;

— самостоятельная подготовка самими обучающимися заданий по дисциплине к темам и разделам. Это могут быть созданные обучающимися сравнительные, логические, понятийные таблицы; различного рода головоломки, квесты, кроссворды по темам дисциплины;

— темы для эссе, домашних контрольных работ (вопросы к домашней контрольной работе должны носить не теоретический, а практический и творческий характер, чтобы обучающиеся не искали ответы на вопросы в интернете, а учились мыслить самостоятельно).

Это краткий перечень видов самостоятельной работы обучающихся, которые можно использовать и в обычной аудиторной учёбе, и при дистанционном обучении. Каждый педагог, основываясь на своём опыте работы и личных профессиональных достижениях, вносит свои дополнения в задания.

При этом каждый преподаватель через совершенствование обратной связи в самостоятельной работе стремится к повышению качества своей работы с обучающимися [3].

Задания должны основываться на уровне знаний обучающихся и учитывать современный педагогический принцип личностно-ориентированного образования.

Стоит обратить внимание на методические указания в период самоизоляции, призванные помочь написать реферат, курсовую работу, самостоятельно проработать материал.

Методические указания разрабатываются преподавателями на кафедре по каждой специальности отдельно. Если педагог считает, что группы в рамках одной специальности отличаются по уровню подготовки, по особенностям восприятия материала, то методические указания необходимо готовить каждой группе отдельно.

Структура методических указаний, если не оговаривается внутренними приказами в учебном заведении, может быть разработана каждым педагогом в отдельности. Это будет и творческий подход в процессе подготовки материала, и личностно-ориентированный принцип в образовательном процессе. Методические указания должны иметь объяснения для самостоятельной поэтапной работы с материалом.

Отдельным этапом является контроль за качественным выполнением самостоятельной работы обучающимися. Одним из ключевых условий контроля за самостоятельной работой будет наличие технической составляющей. Сюда входит наличие техники у педагога дома или на рабочем месте, умение работать с различным программным обеспечением, наличие техники у обучающихся, образовательная платформа, на базе которой происходит обучение и взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Следующим моментом является следование принципу педагоги — системности. Он должен реализовываться не только наличием заданий, но и ежедневной проверкой, контролем со стороны педагогов, иначе сам смысл самостоятельной работы, указанной во всевозможных планировочных документах, бесполезен.

Несмотря на удалённый способ обучения, преподаватель должен давать подробную характеристику выполненным работам. Особую роль в самостоятельной работе играет оценивание и выставление отметок преподавателем в журнал.

На данном этапе педагог учитывает состав аудитории, общий уровень знаний, а также проявляемый интерес к предмету [4].

Педагогу необходимо давать характеристику работы обучающегося. Это своего рода обратная связь во взаимном процессе обучения. Здесь нужно применять личностно-ори-ентированный принцип в обучении: сильный обучающийся получает задание более высокого уровня сложности. Если обучающийся недостаточно подготовлен, то характеристика работы должна способствовать его росту и в своих глазах и в глазах однокурсников.

Ещё одна из сторон самостоятельной работы — наличие воспитательной составляющей. Составляющими образовательного процесса являются обучение и воспитание. Одно без другого не даст ожидаемого положительного эффекта.

В дистанционной работе необходимо акцентировать внимание на технологиях, с помощью которых преподаватель будет заниматься воспитательной деятельностью.

Сюда можно отнести список актуальных художественных фильмов. При этом надо записывать не только название, но и режиссёра, год выпуска фильма, что будет способствовать также расширению кругозора обучающихся, будут задействованы межпредметные связи с такими дисциплинами как «Этика» и «Культурология». Педагог может порекомендовать и список художественной литературы.

Работы Липского В. Н., Киричека А. В. в этом направлении будут интересны не только педагогам, но и обучающимся [5, 6].

Придерживаясь личностно-ориентирован-ного принципа, надо помнить об обучающихся, интересующихся документальным кино, научно-популярной или научной литературой. Материалы патриотического характера будут способствовать реализации воспитательной составляющей.

Одним из видов воспитания является культурологическое воспитание, или воспитание искусством. Педагог может подобрать список видео-экскурсий по галереям, список художников.

Так, Свиридова Н. В. рассматривает опыт собственной воспитательной работы с курсантами Академии ГПС МЧС России через культурологию [7].

Рассмотрев самостоятельную работу как один из важнейших элементов процесса обучения, начиная с классификации внеаудиторной работы и именно самостоятельной работы, изучив этапы подготовки заданий к самостоятельной работе обучающихся, перечень заданий, проверку, контролирование и оценивание её результатов, можно сделать вывод, что самостоятельная работа всегда занимала лидирующее место в целостном процессе

обучения, но качество такого вида работы всегда определялось и определяется устойчивыми критериями. К ним относятся:

— техническая составляющая;

— уровень профессионализма педагога;

— образовательный уровень обучающихся;

— наличие проработанного учебного и методического материала;

— обязательность контроля (возможность умеренной по часовой нагрузки педагога для тщательной проверки самостоятельной работы обучающихся).

ЛИТЕРАТУРА

1. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. М., ФИРО 2006 г. 184 с.

2. Бабичев Ю. Учёт трудоёмкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачётные единицы / Ю. Бабичев, В. Петров // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 28.

3. Бабин Ю. М. Совершенствуем подготовку кадров в Академии МЧС России // Сборник тезисов докладов материалов международной научно-практической конференции «Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области пожарной безопасности». 2018. С. 160—164.

4. Дьяченко Н. В. Роль и место методов обучения в профессиональной подготовке // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 4 (49). С. 58—64.

5. Липский В. Н. О взаимоотношении мировоззрения и языка в литературном творчестве // Сборник материалов Международного круглого стола «Речевая практика государственных служащих». М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 182—187.

6. Киричек А. В., Бондаренко Е. Н. Образы чиновников в романе А. Грина «Блистающий мир» // Сборник материалов Международного круглого стола «Речевая практика государственных служащих». М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 174—181.

7. Свиридова Н. В. Роль культурологии в подготовке специалистов пожарной охраны // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2017. № 1. С. 80—83. БО!: 10.25257/КЕ.2017.1.80-83

CONTENT AND FORMS OF STUDENTS' INDEPENDENT TRAINING IN THE CONTEXT OF DISTANT LEARNING

SHNYPKO Vitaly

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD in History

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

DYACHENKO Natalya

PhD in Pedagogy, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The article is devoted to the analysis and the role of independent training as type of education during distant learning. Various approaches and points of view on the amount of independent work at a university are considered. On the basis of the conducted research, it is concluded that there are a number of interdependent factors for high-quality implementation and the use of independent work in the process of distant learning.

Key words: training, distant learning, independent work, teacher's functions, teaching methodology, lesson, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.