Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ/СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ/СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е. Н.

В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей при дистанционном обучении как части смешанного обучения. Самостоятельная работа понимается как процесс развития активности и самостоятельности в познавательной деятельности обучающегося. Подчеркивается целесообразность сочетания традиционных и инновационных средств и методов обучения, а также важность тщательного отбора практического и теоретического материала для электронных учебных курсов на платформах дистанционных технологий. Анализ построения электронных курсов, использования мобильных приложений как средств самостоятельного изучения русского языка как иностранного позволил автору прийти к выводу о том, что смешанное обучение весьма эффективно: оно позволяет максимально активизировать самостоятельную работу обучающихся и сформировать основные знания, умения и навыки в рамках профессиональной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF FOREIGN LISTENERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE AND MIXED LEARNING

The article discusses the features of the organization of independent work of foreign students in distance learning as part of the mixed one. Independent work is understood as a process of activity and independence development in the cognitive activity of a student. The feasibility of combining traditional and innovative teaching tools and methods is emphasized, as well as the importance of careful selection of practical and theoretical material for e-learning courses on distance technology platforms. An analysis of the construction of electronic courses, the use of mobile applications as means of independent study of Russian as a foreign language allowed the author to come to the conclusion that blended learning is very effective: it allows you to maximize the independent work of students and to form basic knowledge, skills and abilities within the framework of professional communicative competence.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ/СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие. М. : Аспект пресс. 2003. 333 с.

5. Елистратов В. С. Варваризация языка, ее суть и закономерности. URL: http://www.gramota. ru/index.html (дата обращения: 15.01.2021).

6. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4528358 (дата обращения: 18.01.2021).

7. Комсомольская правда. URL: https://yandex.ru/search/?text (дата обращения: 16.01.2021).

8. Петровка 38. URL: http://petrovka-38.com/archivebibliofond.ru/view (дата обращения: 15.01.2021).

9. Полиция России. URL: https://journal_list/magazine (дата обращения: 14.01.2021).

© Петрова Е. А.

УДК [378.635.018.43:004.77]:811.161.1'243

Е. Н. СЕРГЕЕВА, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент (г. Уфа)

E. N. SERGEEVA, Assistant Professor of the Chair of Foreign and the Russian Languages of Ufa Law Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philology, Associate Professor (Ufa)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ /СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО

ОБУЧЕНИЯ

ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF FOREIGN LISTENERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE AND MIXED LEARNING

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей при дистанционном обучении как части смешанного обучения. Самостоятельная работа понимается как процесс развития активности и самостоятельности в познавательной деятельности обучающегося. Подчеркивается целесообразность сочетания традиционных и инновационных средств и методов обучения, а также важность тщательного отбора практического и теоретического материала для электронных учебных курсов на платформах дистанционных технологий. Анализ построения электронных курсов, использования мобильных приложений как средств самостоятельного изучения русского языка как иностранного позволил автору прийти к выводу о том, что смешанное обучение весьма эффективно: оно позволяет максимально активизировать самостоятельную работу обучающихся и сформировать основные знания, умения и навыки в рамках профессиональной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова и словосочетания: самостоятельная работа, дистанционное обучение, смешанное обучение, информационные технологии, электронные учебные курсы, технические средства обучения.

Annotation. The article discusses the features of the organization of independent work of foreign students in distance learning as part of the mixed one. Independent work is understood as a process of activity and independence development in the cognitive activity of a student. The feasibility of combining traditional and innovative teaching tools and methods is emphasized, as well as the importance of careful selection ofpractical and theoretical material for e-learning courses on distance technology platforms. An analysis of the construction of electronic courses, the use of mobile applications as means of independent study of Russian as a foreign language allowed the author to come to the conclusion that blended learning is very effective: it allows you to maximize the independent work of students and to form basic knowledge, skills and abilities within the framework of professional communicative competence.

Keywords and phrases: independent work, distance learning, blended learning, information technology, e-learning courses, technical teaching aids.

С 2020 года во многих вузах мира все активнее происходит внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс. Так, большинство учебных заведений применяют онлайн-обучение как направление стратегического развития. Более ста веб-технологий и продуктов программного обеспечения используются сегодня в мире с образовательной целью [1]. Государственные образовательные стандарты третьего поколения диктуют новые требования к организации учебного процесса с использованием различных технических средств. Количество аудиторных часов значительно сократилось, и как следствие - возросла роль самостоятельной работы (далее -СР) обучающихся.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2]. Для дистанционного взаимодействия преподаватели и обучающиеся должны быть обеспечены компьютером (ноутбуком/смартфоном) с выходом в Интернет и установленным программным обеспечением, микрофо-

ном, наушниками, акустическими колонками, принтером и фотокамерой. Очевидным в этих условиях становится факт необходимости технического переоборудования многих учебных заведений.

Применение компьютерных технологий, с одной стороны, позволяет повысить уровень заинтересованности обучающихся, повысить их мотивацию, а другой - помочь преподавателю интенсифицировать учебный процесс, сделать его более насыщенным и личностно ориентированным.

Дистанционные формы и методы обучения стали активно применяться в педагогическом процессе Уфимского юридического института МВД России (далее - Уфимский ЮИ МВД России), в том числе рамках смешанного обучения. Смешанное обучение (англ. "Blended Learning") - это сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного, при котором появляется возможность выбора времени, места, способов и скорости обучения при использовании специальных информационных технологий, таких как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т. п. [3]. Кратко теорию смешанного обучения можно представить в виде следующей схемы:

Как видим, весь учебный процесс строится как «последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени» [3]. При этом существенно возрастает роль мотивации, самостоятельной работы обучающихся и их ответственности за получение новых знаний.

Очевидно, что эффективность такого обучения зависит от правильной постановки целей, от конкретной системы дистанционного обучения (далее - СДО) и электронных учебных курсов (далее -ЭУК).

Так, на кафедре иностранных и русского языков Уфимского ЮИ МВД России были созданы электронные учебные курсы филологического профиля для иностранных обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» по дисциплинам «Русский язык как иностранный», «Риторика», «Русский язык в деловой коммуникации», «Литерату-

ра» (факультатив), «Грамматика русского языка». Они состоят из нескольких разделов: общая характеристика курса (в котором содержится описание курса, цели, задачи, система оценивания и координаты ответственного за реализацию курса), методические материалы (рабочая программа и планы практических занятий), литература и дополнительные материалы (где можно указать не только литературу для изучения тем дисциплины, но и ссылки на обучающие фильмы, мастер-классы и т. д.), разделы (темы) дисциплины, промежуточная аттестация (размещаются вопросы и методические материалы для подготовки, а также материалы для проведения зачета в форме электронного тестирования). Слушатели видят всю структуру курса, количество тем, тип итоговой аттестации. Основной блок - разделы (темы) дисциплины - соответствуют одному практическому занятию в онлайн-режиме (обучение строится с учетом расписания занятий,

которое также слушатели видят в электронном виде).

Иностранные слушатели получают логины и пароли от своих личных кабинетов в СДО и имеют возможность самостоятельно изучать материалы в удобном для них режиме, что делает образовательный процесс более подуктивным: повышается мотивация; развивается познавательная активность через умение работать с электронными источниками информации, а также стимулируется самостоятельность в учебном процессе.

В условиях дистанционного обучения система электронных курсов - это только вспомогательные технологии, позволяющие закрепить, повторить и дополнить знания. «Эффективность использования информационных и коммуникационных технологий повышается на порядок, если они применяются в качестве вспомогательного педагогического инструмента при разумном синтезировании традиционных и инновационных форм обучения» [4, с. 12]. Именно поэтому преподаватели при проведении занятий в рамках смешанного обучения применяют программную платформу унифицированных коммуникаций True Conf для видео- и аудиоконтакта со слушателями. Данная платформа позволяет проводить разные виды конференций (симметричная, видеоурок, ролевая), общаться в чате, вызывать на трибуну для ответа обучающихся и т. д. Возможность опосредованно в онлайн-режиме контактировать преподавателю с обучающимися значительно повысила уровень успеваемости и общей мотивации иностранных слушателей: у них появилась возможность вести коммуникацию на изучаемом языке (задавать интересующие из вопросы, улучшать свои фонетические навыки, развивать навыки чтения, письма, говорения и аудирования, получать ситуативные толкования непонятных лексических единиц и их сочетаемости и т. д.). Слушатели всегда могут всегда получать «обратную связь»: преподава-

тель (или же сами обучающиеся) имеет возможность корректировать ошибки, разъяснять непонятный материал и т. д.

Практическое занятие, которое проводит преподаватель в системе True Conf по структуре традиционно:

1. Организационная часть занятия, во время которой преподаватель проверяет готовность аудитории и технических средств обучения. В это же время слушатели на экранах своих компьютеров видят номер и тему, цели и задачи занятия. Применение функции «демонстрация экрана» помогает значительно сократить время организационного момента, а также активизировать навыки чтения и понимания текста на иностранном языке (не более 2 - 3 минут).

2. Основная часть, которая всегда строится с учетом темы: преподаватель выбирает наиболее эффективные методы проведения занятия и контроля знаний обучающихся.

3. Последний, заключительный этап занятия - подведение итогов, во время которого преподаватель отвечает на возникшие вопросы, комментирует работу слушателей и выставляемые оценки, а также прикрепленное отдельным файлом задание на самоподготовку.

По сравнению с обычной аудиторной формой существенно сокращается время на 1 и 2 этап, а основная часть может быть вынесена за временные рамки он-лайн-занятия: обучающиеся имеют возможность закончить изучение курса или выполнение какого-либо задания позже и прислать его преподавателю на проверку.

Уже было сказано о том, что при использовании дистанционных опосредованных форм обучения существенно возрастает роль самостоятельной работы слушателей: теперь им нужно не только самостоятельно готовиться к практическим занятиям, но и самостоятельно (на начальном этапе чаще с «подсказками» преподавателя) осуществлять поиск необходимой информации. В их задачи входит систематизация, закрепление и полу-

чение дополнительных теоретических знаний и практических умений, способствующих развитию профессиональных компетенций.

Педагогические принципы организации самостоятельной деятельности довольно часто обсуждаются в научной и методической литературе: в них раскрываются сущность самостоятельной работы, проблемы повышения ее эффективности, методики проведения, способы и условия ее совершенствования (работы В. Г. Черемисиной, О. Б. Самойленко, Н. Н. Горач, А. М. Григоренко, Т. Б. Ра-паковой, А. Н. Леонтьева, Л. Р. Бакиро-вой, О. А. Нильсон, И. Э. Унт и др.). Однако среди этих работ нет специальных исследований, посвящённых анализу самостоятельной работы иностранных слушателей в условиях дистанционного обучения.

Так, наш опыт показал, что иностранные обучающиеся на этапе довузовской подготовки (а некоторые и на начальном этапе профессионального обучения) не готовы к высокой степени самостоятельности и не всегда могут найти (а главное понять и усвоить!!!) недостающую информацию на незнакомом им языке. В связи с этим роль преподавателя русского языка как иностранного (далее - РКИ) в условиях дистанционного обучения остается крайне важной: он является не только педагогом, но и «координатором» действий иностранных обучающихся, так как, оказавшись в чужой лингво-культурной среде, многие иностранцы испытывают «культурный шок» (термин американского исследователя Калерво Оберга), лингвистический шок (В. П. Белянин) и оказываются не способны осваивать какой-либо материал. Помочь преодолеть этот барьер и повысить мотивацию в методическом отношении должен строго продуманный выложенный в СДО материал для СР. От того, как будет структурирован и подан учебный материал, во многом зависит успех освоения темы.

Так, по каждой теме в системе СДО преподаватель «выкладывает» материалы для самостоятельного изучения. Структурно и содержательно элементы каждого занятия в ЭУК на платформе СДО в Уфимском ЮИ МВД России построены таким образом, что, кроме файлов с теоретическим материалом и различными упражнениями, используются аудио- и видеоматериалы, глоссарий, ссылки на источники дополнительной литературы, ресурсы системы Интернет (фильмы, обучающие уроки, интерактивные упражнения и др.), а также небольшие тесты для оценки уровня усвоения пройденного материала.

Слушатель имеет возможность до и после проведения занятия познакомиться с материалом. При самостоятельном изучении теоретического материала (например, фрагмента текста учебника) они могут обращаться по гиперссылкам к другим объектам электронного учебника (видеоматериалам, глоссарию, другим темам и разделам дисциплины). Все это происходит с использованием функции «Лекция» в системе СДО, главной особенность которой является ступенчатое освоение теоретического материала: слушатели не могут приступить к изучению последующей темы или вопроса занятия без самоконтроля с помощью тренировочных тестов. Это позволяет преподавателю понять, какой вопрос является наиболее сложным для освоения и предложить его рассмотреть совместно на онлайн-занятии, предложить дополнительный материал для его изучения и освоения.

Большой выбор мультимедийных программ позволяет применять дифференцированный подход к обучению и выстраивать программу индивидуально [9]. Так, например, при изучении тем в рамках факультативной дисциплины «Литература» можно предложить обучающимся самостоятельно познакомиться не только с адаптированными, но и аутентичными текстами: посмотреть экранизации (теа-

тральные постановки либо художественные фильмы) изучаемых произведений, а также прослушать музыку и посмотреть репродукции картин, которые связаны с изучением творчества писателя. Эти дополнительные источники позволяют проводить занятие с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и формировать их культурологическую компетенцию. По справедливому замечанию Л. Р. Бакировой, «видеоматериалы объединяют различные аспекты акта речевого взаимодействия и отличаются наличием визуальной информации о месте события, внешнем виде и поведении участников общения и т. д.» [6, с. 18]. Такие «поликодовые тексты», состоящие из вербальной и невербальной информации создают в сознании обучающихся ассоциативные ряды, помогающие «перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, а затем и в оперативную» [7, с. 340], способствуют лучшему усвоению учебного материала.

По нашим наблюдениям, обучающиеся на занятиях и при самостоятельной подготовке к ним активно используют смартфоны. Обучение языку с использованием смартфонов - доступный способ развития иноязычных компетенций, приобретающий широкое распространение в современной методике преподавания благодаря возможности проводить непрерывное обучение. Эта возможность создается за счет того, что мобильное устройство всегда доступно для использования [8, с. 175]. Использование различных мобильных приложений в процессе самостоятельного изучения языка обусловлено их мультимедийностью и гипертекстуальностью и способствует увеличению интенсивности изучения иностранного языка [9, с. 50]. Это могут быть как электронные словари, справочники, электронные игры и т. д., а также коммуникаторы. Так, например, общаясь через приложение WhatsApp, иностранные обучающиеся с удовольствием осваивают не только нормированный

литературный язык, но и его жаргонные и просторечные формы. Возможность установки различных мобильных приложений во многом способствует успеху в освоении русского языка как иностранного (далее - РКИ).

На сегодняшний день Google Play предлагает более 80 программ для изучения РКИ. Их можно разделить на 5 групп:

- для визуального изучения РКИ;

- для изучения грамматики русского языка;

- приложения для перевода (словари);

- приложения-книги для чтения,

- приложения для общения [10, 11].

Методика СР с приложениями (в зависимости от типа приложения) может включать несколько этапов:

1. Инструкция по работе с приложением, объяснение преподавателем задания.

2. Самостоятельная работа иностранных обучающихся с приложением, оправка выполненных работ преподавателю.

3. Оценка выполненных заданий.

4. Обсуждение в аудитории.

5. Контроль [7].

Мы полагаем, что такие формы СР могут активно использоваться в образовательном процессе Уфимского ЮИ МВД России, но следует учитывать то, что «большинство мобильных приложений ограничивается рамками получения и развития грамматических и лексических знаний, но не даёт возможности совершенствовать коммуникативные навыки и умения» [7, с. 340].

Смешанная форма обучения (сочетание дистанционных форм с использованием онлайн-технологий и аудиторных занятий), применяемая в образовательном процессе Уфимского юридического института МВД России, на наш взгляд, позволяет максимально активизировать самостоятельную работу студентов. Эта работа по дисциплинам филологического профиля должна быть ориентирована

на комплексное развитие речевой деятельности и в итоге - на формирование профессиональной коммуникативной компетенции. Помочь преподавателю в этом помогают различные технические средства. Таким образом, для организации самостоятельной работы в рамках смешанного обучения необходим ком-

плексный подход (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы) к процессу обучения с активным использованием технических средств, а также обеспечение различных форм контроля выполнения самостоятельной работы (консультации, контрольные работы, тесты и т. д.).

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернобровкина Е. П. Перспективы использования смешанного обучения в преподавании иностранных языков. // Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ им. В. Г. Плеханова с международной образовательной корпорацией «Pearson» : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. / под редакцией М. В. Зарудной. М. : PEARSON, 2016. С. 227 - 237. // URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_25532727_28482797.pdf (дата обращения: 29.11.2020).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ. 2012. № 273, ст. 16. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st16.php (дата обращения: 15.11.2020).

3. Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-smeshannoe-obuchenie (дата обращения: 04.10.2020).

4. Колтакова Е. В., Татаринова, Н. В., Лешутина И. А. Портал «Образование на русском» как информационно-образовательная среда обучения иностранных слушателей на подготовительном факультете // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сборник статей. М., 2017. С. 11 - 16. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=34869650 (дата обращения: 29.10.2020).

5. Тойшева О. А. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием интерактивных методов обучения // Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 84 - 88. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_36863397_38354012.pdf. (дата обращения: 11.10.2020).

6. Бакирова Л. Р., Атнагулова А. Д. Применение современных технических средств обучения, компьютерной и специальной техники на занятиях по русскому языку как иностранному // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. С. 16 - 19. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_41519467_17633798.pdf (дата обращения: 18.10.2020).

7. Надха С. Э., Маслова А. М., Кузьмина Е. О. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 335 - 340. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2020/1/67.html (дата обращения: 18.10.2020).

8. Григоренко А. М. Мобильные приложения как средство организации самостоятельной работы при изучении грамматики иностранного языка // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. 1 (23). С. 124. Томск : Томский государственный педагогический университет. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36742546_39926431.pdf (дата обращения: 03.10.2020).

9. Капранчикова К. В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. № 1 (129). С. 49 - 56.

10. Ермолаева Ж. Д. Мобильные приложения в обучении русскому языку как иностранному : обзор. URL: https://www.eduneo.ru/mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-obzor (дата обращения: 19.11.2020).

11. Ярославцева М. В. Приложения для смартфонов как инструмент m-learning при обучении РКИ // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному : сборник статей / отв. редактор Л. С. Крючкова. М., 2015. С. 163 - 166. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=23326876 (дата обращения: 25.10.2020).

© Сергеева Е. Н.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.635.016:[355.541.1:81'372.612.2]

С. Н. АРХИПОВ, доцент кафедры огневой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, мастер спорта России по стрельбе из табельного оружия (г. Тюмень)

S. N. ARKHIPOV, Associate Professor at the Department of fire training Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Master of Sport of Russia in shooting from service weapon (Tyumen)

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРЫ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

ANALYSIS OF THE USE OF METAPHORS IN TRAINING POLICE OFFICERS IN SHOOTING FROM MILITARY AND HAND-HELD SERVICE FIREARMS

Аннотация. В статье на примере использования метафоры автором рассматриваются вопросы по совершенствованию двигательных навыков сотрудников полиции, анализируются результаты их применения в учебном процессе в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Автор обращает внимание на то, что в деятельности преподавателя кроме профессионального объяснения важно использовать словесно-образные средства на основе метафоры, чтобы объяснить, как выполнять техническое действие при обучении технике стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, что способствовало бы лучшему пониманию и дальнейшему правильному выполнению разучиваемых действий. Делается вывод, что через метафоры в процессе прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.