Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
ДРТ 186051 УДК 378.147:004.9
Иванова Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных обра зовательных технологий ФГБОУ ВО «Кубанский государственный уни верситет», г. Краснодар [email protected]
Пелихова Ирина Юрьевна,
магистрант ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар реНкИоуа[email protected]
Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий
Аннотация. В статье описано проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий - МООйЬЕ. Рассматривается два примера дистанционных курса по учебным дисциплинам для бакалавров 3-го года обучения. Представлен анализ анкетирования по отношению студентов к МООйЬЕ и выявлению уровня сформированности самостоятельности. Ключевые слова: MOODLE, самостоятельная учебная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, бакалавры, дистанционные технологии, баллы, модули. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), развивать у обучающихся самостоятельность...» [1]. В связи с этим в высшей школе уменьшается количество аудиторных часов на изучение многих дисциплин, при этом увеличивается количество часов на самостоятельную работу студентов; «соответственно, возникла проблема усвоения студентами большего количества информации за малый временной промежуток» [2].
Самостоятельная работа обязательна для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. Исследования показывают, что для успешного осуществления самостоятельной работы необходимо формировать навыки самостоятельной учебной деятельности студентов. В настоящее дефиниция «самостоятельная учебная деятельность» не исчерпывается единым определением; сошлемся на анализ педагогической литературы, понимая при этом «внутренне мотивированную, целенаправленную учебную деятельность обучающегося, структурированную и обладающую развивающим потенциалом, продуктом которой могут стать изменения в самом учащемся» [3]. В структуре учебной деятельности именно внеаудиторная самостоятельная работа занимает значительную часть общего учебного времени. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданиям педагога, без его непосредственного участия [4]. Анализ исследований о планировании и проведении внеаудиторной самостоятельной работы позволил выделить следующие ключевые аспекты:
- проектирование домашних заданий разной тематики, направленных на самостоятельную учебную деятельность бакалавров;
- обязательное включение в комплекс домашних заданий творческого задания прикладного характера (1-2 на семестр) с целью формирования навыков самосовершенствования;
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный >курнал
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
- четкое определение времени на выполнение каждого задания с целью развития навыков самоорганизации студента;
- наглядное формулирование балльно-рейтингового оценивания каждого задания, направленное на самостоятельное определение уровня их выполнения;
- своевременное консультирование по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с целью формирования навыков саморазвития;
- контроль за выполнением заданий [5].
Рис. 1. Мгновенное общение преподавателей и студентов
Выявленные аспекты можно реализовать с помощью технологий дистанционного обучения, под которыми будем понимать комплекс методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного изучения определенного объема информации с последующим контролем. Отметим сразу, что разработка дистанционных образовательных технологий в постановлении Правительства РФ является одной из основных задач развития отечественного образования до 2025 г. В настоящее время для поддержки дистанционного обучения самыми современными и перспективными являются сетевые технологии (Интернет), способствующие мгновенному общению преподавателей и студентов (рис. 1), и мобильная сеть в этом только помогает. Важной составляющей дистанционного обучения являются консультации у преподавателей, позволяющие им наблюдать за ходом усвоения учебной информации и организовать обучение на основе индивидуального подхода.
Как показывает практика преподавания, такая модель дистанционного обучения, как интеграция очных и дистанционных форм преподавания, уже проявила себя успешно в России. Данную модель можно использовать не только в вузе, но и в средних учебных заведениях, создавая дополнительные курсы для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях. Отметим, что в КубГУ на факультете математики и компьютерных наук в последние годы ведется работа по формированию навыков применения дистанционных технологий в двух направлениях: работа с «Интернет-конструктором инновационных технологий обучения ''Сила знаний''» [6] и работа в модульной объектно ориентированной динамической обучающей среде, более известной во всех российских вузах страны как MOODLE (аббревиатура от английского
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
названия Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). MOODLE является самой распространенной и известной средой дистанционного обучения с открытым кодом, свободной от лицензионных отчислений, позволяющей создавать, хранить, распространять учебные материалы, созданные преподавателем в электронном виде, обеспечивающей общение всех участников образовательного процесса, автоматизирующей процессы обучения, контроля и оценки [7]. В MOODLE КубГУ открыты курсы «Теория и методика обучения математике» (далее - ТиМОМ) и «Дискретная математика» по адресу http://moodle.kubsu.ru для бакалавров 3-го года обучения - будущих учителей математики. Все лекции, задания к лабораторным работам, тесты, индивидуальные задания по указанным дисциплинам отражены в MOODLE, где за каждое личное достижение студент получает соответствующее количество баллов, в любое время может задать вопрос как преподавателю, так и своим одногруппникам. За работу за весь семестр студент может получить максимальное количество баллов - 60, а на экзамене - максимально 40. Так как в зачетке выставляются отметки «3», «4», «5», то соответствующие им баллы: 60-78; 79-89, 90-100. Курсы ТиМОМ и дискретной математики состоит из трех разделов: Лекционная часть, Лабораторный практикум, Индивидуальные задания. Эти части состоят из: 1) модуль «Книга» - ресурс, аналог реальной книги с главами и под главами (рис. 2);
Рис. 2. Ресурс «Книга».
Представлены три главы и трактовка понятия «(множество» через ресурс Глоссарий
2) учебный элемент «Задание» - ресурс с коммуникативными заданиями для студенческих работ и их оцениванием; 3) файлы: таблицы, алгоритмы, планы, задания - как для аудиторной лабораторной работы, так и для лекционных занятий; отметим, что презентации лекций выставляются в МООйЬЕ после их рассмотрения в аудиторное время; 4) элемент курса «Тест» - ресурс, состоящий из вопросов разных типов по темам курсов ТиМОМ и дискретной математики с автоматическим оцениванием ответов студентов (рис. 3). На рис. 4 отражен один элемент курса ТиМОМ «Лабораторный практикум».
ББГ»! 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
Рис. 3. Ресурс «Тест». Представлен вопрос номер 28, всего 33 вопроса, что отражено слева
После проведения экзамена по дисциплинам ТиМОМ и дискретная математика студентам была предложена анкета с целью выяснения их отношения к работе в MOODLE и определения уровня сформированности у них навыков и умений организации самостоятельной работы. Им задавалось 13 вопросов: 1. Сколько дисциплин с помощью MOODLE вами было изучено? (Перечислите.) 2. Сколько времени в среднем (приблизительно) Вы уделяли самостоятельной работе с материалами каждого занятия курса? 3. Вам хватало установленного преподавателем времени на каждое задание? 4. Помогала ли Вам работа в MOODLE в нормировании, планировании и организации своей самостоятельной работы? 5. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе обучения с применением MOODLE? 6. Контролировали ли Вы свои баллы за каждое проверенное задание? 7. Балльное оценивание в течение всего семестра Вам как-то помогало в учебе? 8. Способствует ли работа в MOODLE лучшему усвоению информации по конкретной дисциплине (способствовала ли работа в MOODLE успешной сдаче экзамена)? 9. Перечислите модули (элементы: Wiki, Анкета, База данных, Глоссарий, Задания, Лекция, Тест, Семинар и другие; ресурсы: Книга, Гиперссылка, Папка, Файл и другие), которые Вы считаете наиболее содержательными, полезными и эффективными в самостоятельном обучении? 10. Задания творческого характера Вы выполняли с удовольствием (хватало ли времени на его подготовку) или просто зарабатывали баллы к экзамену? 11. Какие дополнительные модули хотелось бы видеть на портале? 12. Как Вы считаете, необходимы ли такие дистанционные курсы по дисциплинам ТиМОМ и дискретная математика в MOODLE как дополнение к аудиторным занятиям в университете? 13. Порекомендовали ли бы Вы своим знакомым пройти обучение на данном дистанционном курсе?
Почти 80 процентов респондентов было за то, чтобы ко всем изучаемым дисциплинам было такое дистанционное сопровождение, как MOODLE. Распределение по баллам и по времени всех заданий в MOODLE действительно помогает в нормировании, планировании и организации своей самостоятельной работы; по словам опрошенных, в конце семестра начинает вырабатываться привычка не откладывать выполнение заданий на последний момент, а строго планировать учебное время. Также отметим, что к творческому заданию студенты отнеслись с большим интересом. На рис. 5 представлено творческое задание, выполненное студентами III курса: «Стендовый доклад к научно-практической конференции в рамках интеграции математики и таких дисциплин, как химия, биология и даже кристаллография» [8].
В заключение отметим, что для преподавателя создание таких дистанционных курсов, как ТиМОМ и дискретная математика, - это достаточно кропотливая работа,
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
занимающая огромную часть времени на разработку дистанционного курса, внедрение в учебный процесс - включение его в рабочую учебную программу, управление самостоятельной работой студентов, своевременное оценивание заданий с обязательным комментированием отметок. Только правильно организованная работа с наполненными учебными модулями-ресурсами и элементами выделенного курса в дополнение к учебной дисциплине по учебному плану способствует формированию самостоятельности студентов.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Лабораторная часть
a Excel, 375К6аЙ1
| Лабораторная работа №1 "Анализ учебников" •к-*
-=ч> Дополнение к приказу {о перечне учебников) электронна!
Присоединить анализ учес никое Лабораторная работа №2 _Тренировочная работа "Базовая математика ЕГЭ" c^l Отметки за решения по ЕГЭ базовая математика
Рейтинг группы_ базовая математика изображение (jpeg), эб.1 Кбайт Лабораторная работа №3
Пример документ PDF, 58 ЭКбайт
Правила построения графиков документ pdf, ив.эквайт И Задание 1 документ pdf, зэквайт
ъ
Задачи на отметку_к лаб.З документ pdf, 239.2Кбай1 К габ№3_Построение графиков
I Лабораторная работа N94 "Функционально-графический метод при решении задач с параметром
др! К лаб.№4 Функционально-графический метод при решении задач с параметром 131 Лабораторная работа №5 Методика решения тригонометрических уравнений Кпаб.№5
Лабораторная работа N96 "План-конспект урока" ( по тригонометрии, 10 класс) Отметка за лаб. 6 Анализ проведенного урока (35/1) Лаб. 6. Отметка за сам. работу (35/2) Ш Лабораторная работа N97
чЭ- Ответы на поставленные вопросы
□ □
о
о □
□
о
о □
□
п □
□
о □
□
о
о □
□ п
Лабораторная работа N28. Проведение урока го статистике
Рис. 4. Раздел «Лабораторная часть» курса ТиМОМ в MOODLE
Рис. 5. Стендовый доклад «Многогранники вокруг нас»
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
Ссылки на источники
1. Куликова Т. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011.
2. Грушевский С. П., Иванова О. В. Крупномодульные опоры как средство повышения самостоятельности студентов при обучении высшей математике // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 2. - Ч. 2.
3. Чикнаверова К. Г. Самостоятельная ученая деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований // Образование и наука. -2010. - № 4.
4. Булдашева О. В. Организация самостоятельной работы бакалавров в рамках курсов по выбору // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3611-3615. - ЫРЬ: http://e-koncept.ru/2015/85723.htm.
5. Анисимова Т. И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 747-750. - ^Ь: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002465.
6. Иванова О. В., Архипова А. И., Грушевский С. П. Ссовершенствование профессиональной деятельности студентов в области инновационной компьютерной дидактики // Научные основы современного прогресса: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: ООО «Омега Сайнс», 2016.
7. Иванова О. В. Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у будущих педагогов с использованием дистанционных методов обучения // Преподавание математики и информатики в школе и вузе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Пермь, 2017. - С. 63-66.
8. Грушевский С. П., Иванова О. В. Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 131. - С. 1015-1024.
Olga Ivanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Information Educational Technologies Chair, Kuban State University, Krasnodar [email protected] Irina Pelikhova,
Graduate Student, Kuban State University, Krasnodar [email protected]
Development of bachelors' extracurricular independent work by means of remote technologies Abstract. The article describes planning and implementation of extracurricular independent work using remote technologies - Moodle. Two examples of distance courses on academic subjects for third year bachelors are presented. The authors make analysis of students' attitude to Moodle and their independence level formation. Key words: Moodle, independent learning activity, extracurricular independent work, bachelors, remote technologies, points, modules. References
1. Kulikova, T. A. (2011). Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov vuza v informacionno-kommu-nikacionnoj obuchayushchej srede: dis. ... kand. ped. nauk, Stavropol' (in Russian).
2. Grushevskij, S. P. & Ivanova, O. V. (2017). "Krupnomodul'nye opory kak sredstvo povysheniya sa-mostoya-tel'nosti studentov pri obuchenii vysshej matematike", Istoricheskaya i social'no-obra-zovatel'naya mysl', t. 9, № 2, ch. 2 (in Russian).
3. Chiknaverova, K. G. (2010). "Samostoyatel'naya uchenaya deyatel'nost' kak osnova razvitiya sa-mostoyatel'nosti obuchayushchihsya: metodologicheskij aspekt otechestvennyh issledovanij", Obra-zovanie i nauka, № 4 (in Russian).
4. Buldasheva, O. V. (2015). "Organizaciya samostoyatel'noj raboty bakalavrov v ramkah kursov po vyboru", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 13, pp. 3611-3615. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85723.htm (in Russian).
5. Anisimova, T. I. (2013). "Organizaciya samostoyatel'noj raboty bakalavrov sredstvami distancionnogo obucheniya", Fundamental'nye issledovaniya, № 11-4, pp. 747-750. Available at: www.rae.ru/fs/7sec-tion=content&op=show_article&article_id=10002465 (in Russian).
6. Ivanova, O. V., Arhipova, A. I. & Grushevskij, S. P. (2016). "Csovershenstvovanie professional'noj deya-tel'nosti studentov v oblasti innovacionnoj komp'yuternoj didaktiki", Nauchnye osnovy sovremennogo progressa: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, OOO "Omega Sajns", Magnitogorsk (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Иванова О. В., Пелихова И. Ю. Проектирование и проведение внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № V6. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186051.htm.
7.
8.
Ivanova, O. V. (2017). "Formirovanie navykov samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti u budushchih ped-agogov s ispol'zovaniem distancionnyh metodov obucheniya", Prepodavanie matematiki i infor-matiki v shkole i vuze: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf., Perm', pp. 63-66 (in Russian). Grushevskij, S. P. & Ivanova, O. V. (2017). "Osnovnye napravleniya professional'no-lichnostnogo samo-raz-vitiya budushchih pedagogov v vuze", Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 131, pp. 1015-1024 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 02.04.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 08.06.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Иванова О. В., Пелихова И. Ю., 2018
9772304120180