DOI 10.25257/^.2021.4.71-75 УДК 378.046.2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В НЕПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ
ДЬЯЧЕНКО Наталья Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
ВЛАСОВ Александр Геннадьевич
Кандидат технических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Статья посвящена анализу педагогической практики в адъюнктуре пожарной безопасности и техносферной безопасности, как формы подготовки будущих преподавателей к педагогической деятельности. Авторы рассматривают особенности проведения педагогической практики в непедагогическом вузе и её основные проблемы. Статья рассчитана на преподавателей вуза, адъюнктов и аспирантов.
Ключевые слова: методика преподавания, педагогика, адъюнктура, аспирантура, занятие, преподавание, практикант.
Процесс получения высшего образования чётко распланирован и регламентирован. Учебный план прописывает не только учебную нагрузку, но и практику. В зависимости от курса обучения, специальности и специализации, это может быть производственная, преддипломная, трудовая, учебная, педагогическая, научно-исследовательская практика. Всё зависит от вуза и его специфики.
Планы проведения педагогической практики разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», Уставом учебного заведения, Трудовым кодексом РФ, федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего образования.
Наиболее подробно принципы и основы педагогической практики описаны на портале федеральных государственных образовательных стандартов во ФГОС высшего образования по направлениям аспирантуры [1].
Такой специфичный вид практики, как педагогическая, как правило, проходит в педагогических вузах. В техническом вузе она запланирована в программах аспирантуры или адъюнктуры, так как подготовка будущих учёных предполагает в дальнейшем не только научную, но и педагогическую деятельность [2].
Повсеместная реализация компетентност-ного подхода в образовании предполагает интеграцию теории обучения с её применением и реализацией на практике, в реальных профессиональных и жизненных условиях, что в конечном итоге значительно улучшит результат обучения будущих педагогов в непедагогических вузах. Подробно о практической реализации заявленных компетенций для будущего педагога говорит И. А. Патронова в своей статье [3].
В высшем учебном заведении технической направленности такие узкоспециальные
дисциплины, как психология и педагогика, отсутствуют в учебном плане программ спе-циалитета, бакалавриата или магистратуры, или даются в очень усечённом формате. Разрешить данную проблему призвана педагогическая практика в аспирантуре (адъюнктуре), где ей предшествует целый комплекс дисциплин, формирующих теоретическую базу для будущего преподавателя высшей школы. Это и педагогика, и психология, и методология, и методика преподавания.
Отдельные аспекты проведения педагогической практики в адъюнктуре вызывает как научные, так и методические споры. Так, по словам Муратовой Е. Н. и Молотковой Н. В. «... наблюдаются заметные различия в трактовке отдельных этапов педагогической подготовки аспирантов (перечень педагогических дисциплин и их место в структуре образовательной программы, трудоёмкость дисциплин и практик и т. п.) и требований к результатам формирования педагогических компетенций выпускников аспирантуры (от владения основами педагогической деятельности в высшей школе до готовности к инновационно-педагогической деятельности)» [4].
Любой компонент в системе целостного образования имеет свои цели и задачи. Приоритетной целью педагогической практики является создание условий для становления будущего педагога, а его обучение в непедагогическом вузе определяется целым рядом задач.
1) Современный образовательный процесс на любом этапе обучения предполагает создание условий для формирования умений и навыков применения знаний на практике. Здесь играет немаловажную роль предыдущий теоретико-мировозренческий опыт обучающихся [5], опыт собственного обучения в школе и вузе, примеры из практики педагогов-наставников.
2) Педагогическая практика призвана дать новые знания будущим педагогам о педагогических технологиях и средствах для реализации ФГОС. Практикант за время прохождения практики через реальную педагогическую деятельность прорабатывает различные виды деятельности преподавателя.
3) Любая профессия предполагает формирование узкоспециальных профессиональных качеств [6, 7]. Такими качествами для преподавателя являются коммуникативные умения и навыки [8]. Они формируются не только при изучении дисциплин определённой направленности, но и в процессе воспитания обучающихся в адъюнктуре (аспирантуре).
4) Воспитание в педагогической практике выступает как незаменимый и равноправный компонент процесса обучения в системе образования. Липский В. Н. отмечает: «Любая деятельность, в том числе техническая, протекает в рамках социально-политического контекста.» [9]. Воспитание будущего педагога реализуется в процессе воспитания любви к профессии и уважения к будущим обучающимся.
В рассматриваемый период обучения развивается и проходит становление эмоциональная и мотивационная составляющая сфера внутреннего мира будущего педагога, формируются его личностные качества, к которым относятся также гражданская позиция [10], любовь и интерес к профессиональной деятельности, гуманизм и коммуникативные навыки [11], высокий уровень самокритичности и требовательности к себе. Также стоит отметить формирование такой компетенции, как непрерывное образование и профессионально-личностное развитие педагога.
5 Одна из ключевых задач педагогической практики, независимо от специализации вуза — это приведение к осознанию высокой степени значимости преподавательской деятельности в современном обществе [12].
К задачам педагогической практики необходимо также отнести:
— непосредственное знакомство с педагогическим процессом с полным погружением молодого педагога в образовательную среду. Следует акцентировать внимание на этапах обучения, процессе подготовки к занятиям, этапе контроля в процессе обучения [13];
— создание условий для формирования навыка самостоятельного проведения занятий адъюнктом (аспирантом) [14];
— освоение работы с документами (рабочая программа, ученый план, план проведения занятия, отчёты по учебной деятельности, проведения воспитательной работы с обучающимися).
Наряду с задачами практиканта актуальными являются и задачи его наставника:
— проверка умений и навыков практиканта в непосредственном преподавании;
— помощь практиканту в самостоятельной постановке цели и задач преподаваемой дисциплины;
— помощь в отработке учебного плана, рабочей программы, составлении планов проведения занятий;
— психологическая поддержка практиканта.
Поставленные задачи и цели реализуются в непосредственной совместной работе наставника и практиканта, которую необходимо распланировать по этапам.
После изучения определяемых учебным планом дисциплин, которые составляют основу будущей педагогической практики, составляется график прохождения педагогической практики. Для этого обучающиеся в адъюнктуре (аспирантуре) прикрепляются к кафедрам. Каждому практиканту назначается наставник, который может не иметь профессионального педагогического образования, если не считать окончания адъюнктуры и собственного весомого педагогического опыта в выбранной узкопрофессиональной сфере.
Будущие педагоги могут проводить только семинары и практические занятия, тогда как лекции вправе вести лишь квалифицированные преподаватели с научной степенью и учёным званием.
Непосредственная подготовка к занятию и его проведение проходит под контролем наставника. Посетить занятия практиканта должен и преподаватель дисциплин «Методика преподавания» и «Педагогика». Дата визита на занятие заранее согласовывается с практикантом и его наставником, поскольку подобное посещение имеет целью не контроль, а содействие. Неожиданное посещение занятий практиканта может вызвать у него эмоциональный стресс и оставить негативный опыт.
Важна роль беседы после занятия, проведённого практикантом. Помимо обсуждения допущенных на занятии ошибок, стоит выделить его положительные моменты. Стоит обговорить с практикантом, что короткая продолжительность времени, отведённого на педагогическую практику, не позволяет создать максимально доверительные отношения с обучающимися в группе, подобрать и с легкостью использовать методы и приёмы обучения [15], применить всё разнообразие педагогических технологий. Всё это придёт постепенно в процессе практики, а становление будущего педагога должно проходить в комфортной психологической среде педагогического коллектива.
На занятиях по методике преподавания обучающиеся должны были изучить этапы самоанализа своего занятия и оценить его результативность с позиции педагогики, психологии и методики преподавания, не забывая при этом отметить уровень знаний по преподаваемой дисциплине. На беседах и консультациях перед педагогической практикой необходимо обсудить основные параметры анализа проведения занятия практикантом, а также оформление и параметры оценки письменного отчёта по практике [16].
Следует также остановить внимание на работе с отчётной документаций — журналом группы и страницей дисциплины в журнале. Особенности заполнения журнала можно разобрать на консультации перед педагогической практикой или при анализе занятия практиканта. Журнал — это отчётный материал не только педагога, но и группы, факультета и самого вуза. Необходимо отметить, что заполнение тем и очерёдность вида занятия должны соответствовать рабочей программе и тематическому плану. На странице с отметками не должно быть никаких знаков кроме самих отметок и отметок пропуска, если иное не предусматривается в вузе.
Какие проблемы существуют на сегодняшний день при прохождении педагогической практики в непедагогическом вузе?
Во-первых, дисциплина, по которой практикант будет проводить занятия, не всегда
совпадает с той, которой посвящено его диссертационное исследование, а это говорит о том, что глубоких знаний, нарабатываемых годами, у практиканта, к сожалению, на данный момент, не может быть.
Во-вторых, работа с оформлением документов в образовательной деятельности настолько обширна, что отработать её должным образом в период практики почти невозможно (учитывая затраты времени на работу над диссертацией). Из документов практиканты наиболее тщательно прорабатывают план проведения занятия, что немаловажно в процессе обучения, но для будущей профессии преподавателя недостаточно.
В-третьих, небольшое количество часов, отведённое на педагогическую практику, не даёт возможности будущим педагогам ощутить оптимальное «погружение» в профессию преподавателя.
Роль педагогической практики для адъюнктов, планирующих связать в будущем свою деятельность с преподаванием, несёт особую значимость. И хотя до сих пор идут научные и методологические споры о принципах, задачах, методике и технологиях педагогической практики [17], главная задача адъюнкта — серьёзно отнестись к её прохождению, а наставника — активно участвовать в совместной педагогической деятельности с практикантами, являясь при этом примером, помощником и уже коллегой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: сайт. Режим доступа: http://fgosvo.ru
(дата обращения 19.10.2021).
2. Котляревич А. Н, Власов А. Г. Педагогические аспекты отбора
и подготовки адъюнктов вузов пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2021. № 2. С. 60—67.
3. Патронова И. А. Компетенции будущего» как профессионально-личностные компетенции педагога // Калининградский вестник образования. 2019. № 4. С. 4—8.
4. Муратова Е. И., Молоткова Н. В. Педагогическая практика аспирантов технического университета: традиции и инновации //
Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 102.
5. Яковко Т. В. Институт культуры Академии ГПС МЧС России: прошлое и настоящее // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2010. № 3. С. 104—108.
6. Волошина В. А. Гуманитарное знание в системе подготовки инженеров // Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области пожарной безопасности // Материалы международной научно-практической конференции.
М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. С. 102-105.
7. Свиридова Н. В. Научно-техническое и социально-гуманитарное исследование проблем техносферной безопасности // Материалы международной научно-технической конференции: «Системы безопасности».
М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. № 29. С. 254-256.
8. Свиридова Н. В. Формирование коммуникативной компетентности государственного служащего средствами современного искусства // Материалы международного круглого стола «Речевая практика государственных служащих».
М.: Академия ГПС МЧС России. 2019. С. 255-259.
9. Липский В. Н. Зачем техническому вузу социально гуманитарный журнал // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 5-7.
10. Фурс В. А., Федосеев А. А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании профессиональных качеств офицера противопожарной службы //
Сборник тезисов докладов материалов международной научно-практической конференции «Исторический опыт, современные проблемы
и перспективы образовательной и научной деятельности
в области пожарной безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России. 2018. С. 18—22.
11. Дьяченко Н. В. Коммуникативные умения и навыки современного педагога // Материалы международного круглого стола «Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики».
М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 276-281.
12. Сергеева М. Г. Особенности воспитательного процесса в вузе // Сборник материалов научно-практической конференции
с международным участием «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 262-266.
13. Шныпко В. С. Основы подготовки преподавателя к занятию // Сборник материалов междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Наука как призвание: теория и практика».
М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 302-306.
14. Киричек А. В. Пути формирования и развития мотивации к научному творчеству
у обучающихся Академии ГПС МЧС России // Сборник материалов междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 67-74.
15. Филиппова Е. В. К проблеме языковой адаптации иностранцев к обучению в ВУЗе МЧС России // Сборник материалов международного круглого стола «Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики». М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 308-312.
16. Ходикова Н. А. Логика и критическое мышление: история и современность // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (203). С. 22-25.
17. Теыенко О. В. Некоторые аспекты развития идей педагогического сопровождения научно педагогической практики аспирантов в теории и практике образования // Материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластенина «Педагогическое образование: вызовы XXI века». М., 2020. С. 287-293.
TEACHING INTERNSHIP
IN A NON-PEDAGOGICAL HIGHER
SCHOOL: OBJECTIVES AND CHALLENGES
DYACHENKO Natalia
PhD in Pedagogics, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
VLASOV Aleksander
PhD in Engineering, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article is devoted to the analysis of teaching internship at the fire safety and technosphere safety postgraduate course as a form of training future lecturers for teaching. The authors consider the features of teaching internship in a non-pedagogical higher school and the main problems related to it. The article's target group is that of university lecturers and postgraduate students.
Key words: teaching methods, pedagogics, postgraduate studies, lesson, teaching, trainee.