- во-вторых, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления;
-в-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально меняются направления вложений [4];
- в-четвертых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. Это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п.
- в-пятых, качество подбора персонала, подготовки руководителей среднего и высшего звена, взаимоотношения в трудовых коллективах. Особое место здесь занимает работа по внедрению современных методик определения ожидаемых результатов, создания механизмов денежного вознаграждения, как ключевого индикатора выполнения [5].
Следовательно, для стратегического управления организацией, повышения эффективности производства необходимо использовать систему действий, элементами которых будут выступать: правильное формулирование цели развития и выполнение поставленных задач, выбор предпочтительных направлений и траекторий развития организации, распределение материально-технических средств и ресурсов, подбор и обучение персонала, использование внутренней среды, конкурентных преимуществ организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - С. 355-359.
2. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2013. - С. 116-117.
3. Стратегический менеджмент: фондовая лекция/ сост. Дудин Н.М., Шмырева М.Б. - Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России, 2015 г. - 67 С.
4. Управление рисками в условиях функционирования системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ): уч.-метод, пособие/ О.В. Беспалова, Н.М. Дудин. -Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России, 2017. - 49 С.
5. Управление персоналом: фондовая лекция/ составитель Дудин Н.М., Шмырева М.Б. - Воронеж: Воронежский институт ГПС МЧС России, 2014. - 51с.
УДК 378
Е.И. Дудкина
ФГКОУ ВО Воронежский институт МВД России
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ АДЪЮНКТОВ КАК БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Статья посвящена проблеме развития профессионально-значимых качеств адъюнктов как будущих преподавателей высшей школы в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла
Ключевые слова: профессионально-значимые качества, преподаватель,
саморазвитие, адъюнкт, профессионально-педагогическая подготовка ЕЛ. Dudkina
ON PROFESSIONAL-PEDAGOGIC QUALITIES OF THE ADJUNCTS AS FUTURE TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
The article is devoted to the problem of development of personal professionally significant qualities of adjuncts as future teachers of higher education in the process of studying the disciplines of psychological and pedagogical cycle
Key words: professionally significant qualities, teacher, self-development, associate Professor, vocational teacher preparation
Актуальной проблемой современной высшей школы является развитие личностных профессионально-педагогических качеств адъюнктов как будущих преподавателей образовательных организаций МВД России. Большинство поступающих в адъюнктуру -вчерашние выпускники образовательных организаций МВД России, практические сотрудники органов внутренних дел, не имеющие опыта педагогической деятельности. Профессионально- педагогическая подготовка в адъюнктуре нацелена на развитие компетенций преподавателя-исследователя, владеющего современным научно-понятийным аппаратом и инструментарием профессионально-педагогической деятельности.
Анализ современной научной литературы показывает, что залогом успеха в профессионально-педагогической деятельности будущего преподавателя являются развитие и саморазвитие личностных профессионально-значимых качеств, профессиональных умений и навыков, формирование психолого-педагогического мышления.
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к проблеме изучения личностных профессионально-значимых качеств преподавателя высшей школы. Рассмотрим некоторые из них. Базовыми качествами преподавателя высшей школы, по мнению М.К. Тутушкиной, являются следующие из них: «личностные (психологический портрет); мировоззрение и убеждения; моральный облик; педагогические способности; педагогическая направленность и мотивация; ответственность и надежность» [2]. Некоторые исследователи считают, что интегративным качеством личности современного педагога является его психолого-педагогическая культура, включающая в себя следующие компоненты: «психолого-педагогическая грамотность; педагогическое мастерство; педагогические способности; нравственно-эмоциональная воспитанность» [3].
Среди личностных профессионально-значимых качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности в образовательной организации МВД России, исследователи выделяют такие психолого-педагогические качества, как педагогическая наблюдательность, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, педагогическая импровизация, педагогическая интуиция. В профессионально-педагогической деятельности, по мнению А.Д. Лазукина, также необходимы: педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия [ 1 ].
Современные исследования показывают, что профессионально-значимыми качествами преподавателя 21 века являются профессиональная и психолого-педагогическая компетентность, эрудиция, творчество в преподавании, вариативность подходов к организации учебного процесса, умение осуществлять прогноз и находить оптимальные решения в сложных педагогических ситуациях.
Профессиональная деятельность преподавателя, предполагая субъект-субъектное взаимодействие с курсантами и слушателями, построена на психолого-педагогическом
общении. Следовательно, преподаватель высшей школы должен обладать совокупностью профессионально-коммуникативных качеств, умений и навыков, определяющих эффективность его взаимодействия с курсантами и слушателями.
Системообразующим фактором успешности преподавателя в профессиональной деятельности является его профессионально-педагогическая компетентность как интегративное качество, включающее владение необходимыми для педагогической деятельности компетенциями и такими профессионально-значимыми качествами, как эрудированность, психолого-педагогическая культура, коммуникативность, способность к самосовершенствованию и саморазвитию, методологическая грамотность, рефлексивность, духовность, нравственность и другие.
Краткий анализ психолого-педагогической литературы показывает многообразие подходов исследователей к определению совокупности профессионально-значимых качеств, необходимых для успешной самореализации преподавателя в педагогической деятельности, в том числе и в ведомственном вузе.
Профессионально-педагогическая подготовка адъюнктов как будущих преподавателей нацелена на овладение компетенциями, психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, профессионально-значимыми качествами, необходимыми в образовательной деятельности ведомственного вуза.
Так, изучение адъюнктами дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» способствует развитию психолого-педагогического мышления, овладению психолого-педагогическими знаниями, пониманию законов и закономерностей педагогического процесса и сущности его основных категорий, формированию потребности в самообразовании и саморазвитии. В ходе изучения дисциплины развивается мотивация познания психологии личности курсанта, осознание и изучение групповых процессов, формируется познавательный интерес к изучению сущности и психологических особенностей педагогической деятельности. Изучение проблем обучения и воспитания курсантов и слушателей способствуют проникновению в психолого-педагогическую сущность этих педагогических явлений, формированию у адъюнктов педагогического взгляда на учебно-воспитательный процесс и его специфику в образовательной организации МВД России.
Дисциплина «Технологии профессионально-ориентированного обучения» помогает адъюнкту как будущему преподавателю овладеть арсеналом психолого-педагогических средств обучения и воспитания. Интерактивные формы обучения в ходе изучения дисциплины позволяют адъюнктам изучить современный педагогический инструментарий и применить на практике различные технологии профессионально-ориентированного обучения.
Изучение дисциплин психолого-педагогического цикла в процессе профессионально-педагогической подготовки, способствуя формированию психолого-педагогического мышления адъюнктов, развивает систему ценностей, смысловую и мотивационную сферу будущего преподавателя. Профессионально-педагогическая подготовка позволяет овладеть теоретическими основами педагогики и психологии высшей школы, основами современных образовательных технологий в вузе для выбора оптимальной стратегии преподавания и сформировать установку на саморазвитие методологической и психолого-педагогической культуры, самоформирование рефлексивных, смысловых, коммуникативных, культурологических, познавательных умений, необходимых в деятельности современного преподавателя высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазукин АД. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей
образовательных учреждений МВД России : опыт, проблемы, перспективы : монография / А.Д. Лазукин. - М. : Академия управления МВД России, 2001. - С. 60.
2. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. -М. : Информационно-издательский дом «Филин», 1987. - С. 8.
3. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология : учебное пособие для вузов / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. - М.: МГТА, 2001. - С. 10.
УДК 614.8
Н.А. Дурандин, С. О. Потапова
ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ЗРЕНИЯ ПОЖАРНЫХ
В статье рассмотрены средства индивидуальной защиты - респираторы XIX века для пожарных, предназначенных выполнять задачи по тушению пожаров. Рассмотрены самые ранние образцы респираторов, их конструктивные особенности и время их изобретения. Представленные экземпляры респираторов были использованы пожарными зарубежных стран.
Ключевые слова: пожарные, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, огнеборцы, респираторы.
N.A. Durandin, S. О. Potapova
THE HISTORY OF CREATION OF MEANS OF PROTECTION OF RESPIRATORY ORGANS AND SIGHT OF FIRE
The article deals with personal protective equipment-respirators of the XIX century for firefighters, designed to perform tasks to extinguish fires. The earliest samples of respirators, their design features and time of their invention are considered. The presented copies of respirators were used by firefighters of foreign countries.
Keywords: fire, means of individual protection of respiratory organs and sight, firefighters, respirator.
Введение
Для успешного выполнения боевых задач подразделения пожарных должны быть в постоянной готовности и обладать высокой боеспособностью, что, несомненно, зависит от уровня средств индивидуальной защиты, а также грамотного и эффективного его применения.
Одним из основных и важных средств индивидуальной защиты является средство защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), которые, в свою очередь, должны обеспечивать нормальные условия для работающего в аппарате, отвечать всем требованиям эргономических показателей, быть просты и удобны в применении и обслуживании, а также, что немаловажно, требовать на эксплуатацию минимальных физических и финансовых затрат.
Сегодня нам трудно уже представить, что еще столетие тому назад пожарные шли в бой с огнем, не имея практически никаких надежных средств защиты. В качестве защиты органов дыхания от едкого дыма чаще всего они использовали мокрую рукавицу, зажатую