Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / АДЪЮНКТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Душкин Антон Сергеевич, Душкина Екатерина Владимировна

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта преподавания истории педагогики показана роль данной учебной дисциплины в процессе подготовки преподавателей-исследователей, а также те изменения, которые происходят в определении ее места и объема в образовательных программах высшего образования - программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) непедагогических вузов. Цель данной статьи заключается в анализе особенностей преподавания истории педагогики будущим преподавателям-исследователям в условиях адъюнктур образовательных организаций МВД России и поиске путей совершенствования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Душкин Антон Сергеевич, Душкина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING THE HISTORY OF PEDAGOGY IN THE PROCESS OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Based on the analysis of domestic and foreign experience in teaching the history of pedagogy, the role of this discipline in the process of training teachers-researchers is shown, as well as the changes that occur in determining its place and scope in educational programs of higher education - training programs for scientific and pedagogical personnel in postgraduate (adjunct) non-pedagogical universities. The purpose of this article is to analyze the features of teaching the history of pedagogy to future teachers-researchers in the conditions of adjuncts of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to find ways to improve this process

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 378.048.2; ББК 74.32 NIION: 2018-0077-3/21-022

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-127-133 MOSURED: 77/27-024-2021-03-221

© Гейжан Н.Ф., Душкин А.С., Душкина Е.В., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Наталия Федоровна Гейжан,

профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected] Антон Сергеевич Душкин,

начальник кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат психологических наук, доцент 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected]. Екатерина Владимировна Душкина, доцент кафедры правоведения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат юридических наук 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4 E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта преподавания истории педагогики показана роль данной учебной дисциплины в процессе подготовки преподавателей-исследователей, а также те изменения, которые происходят в определении ее места и объема в образовательных программах высшего образования - программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) непедагогических вузов. Цель данной статьи заключается в анализе особенностей преподавания истории педагогики будущим преподавателям-исследователям в условиях адъюнктур образовательных организаций МВД России и поиске путей совершенствования этого процесса.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, адъюнкты, педагогический процесс, преподавание истории педагогики.

FEATURES OF TEACHING THE HISTORY OF PEDAGOGY IN THE PROCESS OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Natalia F. Geizhan,

Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the St. Petersburg University of the MIA of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation

1 Pilyutov Pilot str., St. Petersburg, 1198206 E-mail: [email protected] Anton S. Dushkin,

Head of the Department of Pedagogy and Psychology of the St. Petersburg University of the MIA of Russia,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor 1 Pilyutov Pilot str., St. Petersburg, 1198206 E-mail: [email protected]. Ekaterina V. Dushkina,

Associate Professor of the Department of Law of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Candidate of Law 4, 2nd Krasnoarmeyskaya str., St. Petersburg, 190005 E-mail: [email protected]

Abstract. Based on the analysis of domestic and foreign experience in teaching the history of pedagogy, the role of this discipline in the process of training teachers-researchers is shown, as well as the changes that occur in determining its place and scope in educational

programs of higher education - training programs for scientific and pedagogical personnel in postgraduate (adjunct) non-pedagogical universities. The purpose of this article is to analyze the features of teaching the history of pedagogy to future teachers-researchers in the conditions of adjuncts of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to find ways to improve this process. Keywords: highly qualified personnel, adjuncts, pedagogical process, teaching the history of pedagogy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гейжан Н.Ф., Душкин А.С., Душкина Е.В. Особенности преподавания истории педагогики в процессе подготовки кадров высшей квалификации в образовательных организациях МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 127-133.

В образовательных организациях высшего образования МВД России действуют адъюнктуры и факультеты подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации). Выпускники адъюнктуры, получив подготовку по очной или заочной форме обучения, получают квалификацию - Исследователь. Преподаватель-исследователь. Предполагается, что каждый из дипломированных выпускников имеет право преподавать учебные дисциплины по своему направлению подготовки. Соответственно, помимо дисциплин направленности (профиля) подготовки, каждый выпускник адъюнктуры должен освоить и усвоить курс педагогики и психологии высшей школы, включая вопросы истории образования и педагогической мысли.

Специалисты в сфере подготовки научно-педагогических кадров единодушно утверждают значение истории педагогики для становления личности и профессионализма педагогических работников [10]. Отмечается возможность раскрытия педагогической мысли как смены идей в системе культуры разных народов и в разные исторические периоды [9, С. 5]; связь педагогической практики с комплексом «общих историко-культурных представлений о Боге, мире, человеке, его росте, воспитании, обучении и образовании», а также постепенном становлении профессионального языка педагогики [15, С. 4]; о значении сквозных идей, определяющих цели и средства воспитания в разные исторические периоды: соотношение общечеловеческих, национальных и классовых ценностей; индивидуализации и коллективности; отношения к труду как средству существования, обогащения и как смыслу жизни, нравственному долгу, условию развития личности; восприятие будущего как морально-мировоззренческого регулятора поведения человека в настоящем [11, С. 6]; об истории педагогики -как части гражданской истории [3, С. 160]. То есть для будущего преподавателя историко-педагогиче-ское знание - это возможность развить и обогатить свою эрудицию, кругозор, мышление, ценности, смыслы, мотивы профессиональной деятельности.

Вместе с тем, в последние несколько десятилетий наметилась явно выраженная тенденция к уменьшению места дисциплины «История педагогики» при подготовке преподавателей. В последние годы опубликованы материалы исследований представителей крупнейших университетов двенадцати стран, среди которых Бельгия, Великобритания, Индия, Испания, Канада, Польша, Россия, Сирия, США, Франция, Швейцария, Япония [5; 15; 16]. Практически все авторы отмечают важность истории педагогики для развития современной и будущей общеобразовательной и высшей школы, говорят о развитой системе педагогической историографии в их странах. Одновременно многие авторы сожалеют о снижении роли и места этой учебной дисциплины в процессе подготовки преподавателей.

Так, представитель Лондонского университета, обсуждая подготовку преподавателей, пишет: «Результаты, основанные на проверке 85 % институтов, которые выдавали сертификат выпускникам, обучающимся в течение года, показали, что история педагогики в них вообще отсутствует... Привлечение внимания к этой стороне истории, а также признания ее значимости на кафедрах педагогики - серьезный путь для укрепления статуса истории педагогики» [3, С. 160-161]. Канадский профессор: «те парадигмальные споры, которые ведутся в среде историков для учителей, в лучшем случае представляют лишь поверхностный интерес. В худшем - это просто зыбучий песок, на который они могут вступать сами на свой страх и риск» [3, С. 180]. Японский университет Айчи: «содержание образования предоставлено целиком преподавателям, и в том случае, когда история педагогики является областью специализации профессора, большая часть студентов так же занимается ею. Кроме того, целый ряд университетов требует включения тем по истории педагогики или требует, чтобы студенты, специализирующиеся в области педагогики, прослушивали курс или занимались в семинаре по истории педагогики. И все же предмет истории педагогики не явля-

ется обязательным для получения диплома преподавателя» [3, С. 187].

В большинстве стран выявляются обширные историко-педагогические разработки, высокая значимость истории педагогики для становления личности преподавателя, при многочисленных спорах о методологии, методах и содержании этой учебной дисциплины, а также уменьшении количества аудиторных часов на ее освоение.

Образовательные организации МВД России нуждаются в научно-педагогических кадрах, подготовка которых, как отмечалось выше, реализуется на факультетах подготовки научно-педагогических кадров (кадров высшей квалификации), в частности - в адъюнктуре. Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре осуществляется по различным направлениям. Например, в Санкт-Петербургском университете МВД России (далее - СПбУ МВД России) по направлениям подготовки 40.07.01 Юриспруденция, 44.07.01 Образование и педагогические науки, 37.07.01 Психологические науки, 38.07.01 Экономика. Каждое из направлений может иметь от двух до семи научных специальностей. Подавляющее большинство (до 80 % адъюнктов в разные годы) составляют юристы, специализирующиеся по таким кафедрам, как уголовное право, уголовный процесс, конституционное право, гражданское право, административное право, криминалистика, криминология и др. Становясь преподавателями-исследователями в этих областях научного знания, адъюнкты должны освоить также основы педагогики высшей школы, поскольку многие из них будут работать преподавателями, получая соответствующий диплом. И здесь выявляется первое противоречие, определяющее особенности преподавания педагогических дисциплин и истории педагогики, в частности [8, 12]. Это различная направленность профессионального мышления.

В педагогическом вузе выпускник прежде всего учитель, а затем предметник. В непедагогическом вузе он прежде всего специалист, а затем преподаватель. Сходную проблему отмечает В.Н. Кругликов «У преподавателей технических специальностей в целом сохраняется скептическое отношение к педагогике вообще как к необходимой составляющей их деятельности» [7, С. 4-5].

В адъюнктуру поступают специалисты, имеющие опыт управленческой, организаторской, служебной деятельности в подразделениях органов внутренних дел, реже - имеющие опыт преподавания на кафедрах вуза, либо его недавние выпускники. Опыт работы накладывает определенный отпечаток на восприятие служебных задач через при-

зму права, законов, приказов, инструкций, распоряжений [6; 13]. К этому добавляются установки и знания в сфере научной специальности каждого адъюнкта, по которой он осуществляет подготовку научно-квалификационной работы (диссертации). Несомненно, что и в педагогической деятельности достаточно приказов, распоряжений, учебно-методических материалов. Но у адъюнктов, специализирующихся по педагогике или психологии высшей школы, во-первых, гораздо большая психолого-педагогическая подготовка при получении высшего образования; во-вторых, при поступлении в адъюнктуру они пишут реферат и сдают экзамен по педагогике или психологии; в-третьих, предмет их научного интереса связан с этой же областью знания, где человек, его внутренний мир занимает большее место в системе ценностей.

За последние двадцать лет педагогика в образовательных организациях МВД России претерпела значительные изменения, как по объему, так и по содержанию. Традиционно педагогическая подготовка в ведомственной высшей школе рассматривалась как часть профессиональной, и понималась как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение задач обучения, воспитания, самосовершенствования и служебного общения в процессе профессиональной деятельности юристов. При этом представленность психолого-педагогических дисциплин постоянно менялась. Так, для набора 1996 г. следственной и оперативно-розыскной специализаций в Санкт-Петербургской академии МВД России педагогика изучалась в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика в деятельности органов внутренних дел» с бюджетом времени 112 часов, относящейся к циклу «Дисциплины специализации». Обязательными были темы по истории и сравнительной педагогике. Тремя годами позже в СПбУ МВД России учебная дисциплина «Педагогика» изучалась с бюджетом времени 56 часов и включалась в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». С принятием ФГОС ВПО первого поколения по специальности «Юриспруденция» курс педагогики был выведен из состава обязательных и передан на усмотрение вуза. Для курсантов набора 2000 г. изучение педагогики уже проходило в рамках учебной дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел» (60 часов) из цикла «Дисциплины специализации». Курсы лекций и пособия были ориентированы на отражение специфики педагогических задач в деятельности сотрудников органов внутренних дел [13].

Дальнейшее развитие педагогики как учебной дисциплины в университете шло по пути профи-лизации. Были разработаны учебные программы, в которых должна была отражаться специфика профессионально-педагогических задач сотрудников ОВД различных специализаций: оперативной, следственной, экономической и многих других. Однако принятие образовательных стандартов второго, а затем третьего поколения требовало отражения в курсе педагогики общепедагогических категорий, закономерностей, принципов, технологий обучения и воспитания. Педагогика в СПбУ МВД России постепенно теряла свой прикладной характер, и одновременно теряла значимость в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД. На большинстве факультетов после 2012 года обязательным осталась учебная дисциплина «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел». Дисциплина «Педагогика» изучается лишь на факультете подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом и на факультете подготовки научно-педагогических кадров. Учебники и учебные пособия после 2014 года строятся как общепедагогические в соответствии с требованиями ФГОС ВО, слабо отражая специфику профессионально-педагогической деятельности сотрудников ОВД, в частности, работу по профилактике правонарушений, правовому просвещению граждан, работу с молодежью и подростками в подразделениях по делам несовершеннолетних, работу участковых уполномоченных полиции [2].

Таким образом, анализ показывает, что педагогическая подготовка выпускников, обучающихся по юридической специализации является усеченной и адъюнктам приходится осваивать педагогическую тематику фактически заново. В этих условиях роль историко-педагогических дисциплин особенно возрастает. И здесь мы сталкиваемся с другим противоречием в преподавании истории педагогики - между ее высокой значимостью и неравновесным распределением часов в учебных программах.

С первых дней обучения в адъюнктуре начинается курс «Педагогика и психология высшей школы», рассчитанный на два семестра. Он состоит из трех учебных модулей: «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика высшей школы» и «Педагогическая психология высшей школы». На последующих курсах адъюнкты осваивают еще несколько дисциплин педагогического цикла. Но только первый модуль включает в себя пять тем по истории педагогики. Модуль «Введение в педагогическую профессию» на очном об-

учении содержит 30 часов аудиторных занятий, из них 1 2 часов - это общая характеристика профессии, и 18 часов - история педагогики от Древнего мира до темы «Педагогическая мысль в России XXI века». При этом на историю отведено 6 часов лекций, 10 - на семинары и 2 часа - на практическое занятие. Логика в таком распределении часов состоит в том, что подготовка преподавателей требует и позволяет развивать самостоятельность обучающихся в поиске информации, их речь, умение готовить презентации, излагать информацию перед аудиторией. Эти задачи в той или иной мере выполняются. Но системность, историчность, логика развития педагогических идей при таком распределении часов страдает, и от профессорско-преподавательского состава требуется поиск путей достижения системности изложения материала.

В еще большей мере второе из противоречий проявляется при заочной форме обучения в адъюнктуре. Считается, что будущим преподавателям психолого-педагогических дисциплин история педагогики нужна больше, чем юристам. Учебный план модуля «Введение в профессию» по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и «Психологические науки» включает 20 часов аудиторных занятий, из них 1 2 часов - это общая характеристика профессии, 8 - отводится на исторические вопросы, причем установочные лекции и семинары (по 4 часа) предусмотрены по педагогике Х1Х-ХХ и XXI века, более ранние периоды осваиваются самостоятельно. Тот же курс для направлений подготовки «Юриспруденция» и «Экономика» содержит всего 10 часов аудиторных занятий, из них по историко-педагогическим темам - 4 часа установочных лекций. По окончании семестра адъюнкты очной и заочной формы обучения обязаны подготовить реферат по предлагаемым темам. Вопросы зачета предусматривают знания по всем этапам развития истории образования и педагогической мысли.

К сказанному следует добавить, что больший объем историко-педагогических знаний планируется для адъюнктов по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». Предполагается, что выпускники адъюнктуры будут преподавать педагогические дисциплины по различным специальностям и направлениям подготовки в образовательной организации МВД России. В программу обучения по научной специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» включен двухгодичный курс с одноименным названием, содержащий 1 40 часов аудиторных занятий. Из них две темы (22 часа) посвящены истории: «История образования и педа-

гогической мысли как отрасль научного знания» (10 часов) и «Динамика развития педагогики как науки» (1 2 часов). То есть здесь предусмотрено овладение теоретическими основами истории педагогики.

Двухгодичный курс по научной специальности 13.00.08 «Методика и теория профессионального образования» так же рассчитан на 1 40 часов. Из четырнадцати тем одна имеет историко-педаго-гический характер: «Вопросы истории профессионального образования» (10 часов). Таким образом, можно заключить, что занятия на первом, втором и третьем году обучения дополняют друг друга, а вопросы кандидатского экзамена содержат подробный и конкретный перечень тем по всем периодам развития педагогики как практики и науки.

Полезно добавить, что курс истории педагогики для студентов педагогических вузов призван, в частности: «способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно-антропологи-ческого подхода; познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами воспитания, и педагогами различных исторических эпох и народов; рассмотреть в историко-сопоста-вительном аспекте ряд ведущих педагогических проблем; пробудить интерес к историко-педагоги-ческому наследию и потребность в его изучении и усвоении; выработать умения работы с истори-ко-педагогической литературой; способствовать формированию целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки историко-педагогических идей» [4, С. 4].

Возможно ли достижение комплекса столь обширных задач в установленные сроки обучения в адъюнктуре образовательных организаций МВД России? Работа в этом направлении, на наш взгляд, требует некоторых мер по совершенствованию историко-педагогической подготовки будущих преподавателей-исследователей.

Во-первых, целесообразно включить в перечень экзаменов при поступлении в адъюнктуру педагогику, как основу дальнейшей подготовки преподавателей для поступающих на направление «Юриспруденция» и «Экономика», как это сейчас сделано для педагогов и психологов. Это позволит хотя бы частично уравнять их начальную подготовленность. В любом случае реферат при поступлении должен быть написан по педагогическим и, желательно, историко-педагогиче-ским вопросам.

Во-вторых, имеет смысл несколько пересмотреть распределение часов в учебных планах по модулю «Введение в педагогическую про-

фессию». В настоящее время по очной форме обучения на четыре темы, посвященные общей характеристике профессии, отводится 12 часов, из которых 8 - это практические занятия, а четыре - лекции. Такое распределение связано с требованием ФГОС ВО, при котором третья часть занятий должна строится как практическая. Чтобы из 30 часов треть были семинарами, треть практическими, треть лекционными. Это требование имеет смысл, но не должно быть догмой. Введение в педагогическую профессию особый курс, и может быть построен на основе занятий лекционного и семинарского типа. Кроме того, третья и четвертая тема - «Педагогическая профессия и личность» и «Профессионально-личностное развитие преподавателя» вполне могут быть объединены, тем более, что модули «Педагогика высшей школы» и «Педагогическая психология высшей школы» содержат темы, раскрывающие эти же вопросы. За счет рационального распределения часов может быть увеличен объем времени для истории педагогики, который включает в себя и личностную характеристику выдающихся педагогов в разные исторические периоды.

Кроме того, по заочной форме обучения требование проводить семинары следует признать непродуктивным. Должны быть установочные лекции по всем темам, чтобы раскрыть основные положения и дать рекомендации для самостоятельной работы и знакомства с первоисточниками, литературой, подготовки рефератов.

Во-третьих, необходим учебник по модулю «Введение в педагогическую профессию», причем написан он должен быть с учетом особенностей и противоречий преподавания вопросов по истории педагогики в адъюнктуре образовательных организаций МВД России. В его содержании желательно предусмотреть следующие положения.

Первая историко-педагогическая тема должна быть обзорной, иллюстрирующей динамику развития педагогических идей. Такой анализ позволяет показать, что смена взглядов на содержание обучения и методы воспитания ускорялась по экспоненте. Условно первобытный мир - около трех тысяч лет, педагогика древнего мира - около полутора тысяч, педагогическая мысль Средневековья развивалась около 800 лет, Возрождения - 400, Просвещения - 200, Образования - 100 лет, период всеобщего начального образования - около 50, всеобщего среднего - 25, затем идея непрерывного образования через всю жизнь и эпоха компьютеризации и информатизации. Современный этап и содержит достижения каждого периода, и отрицает их, но сложен для прогнозирования. К тому же

в каждый период, кроме последнего, локомотивом движения становилась какая-либо одна из стран или регионов.

Каждая историко-педагогическая тема должна включать в себя, как минимум четыре кратких раздела, отойдя от традиционного деления на учебные вопросы: это небольшая социально-экономическая характеристика страны и запрос на тип образованного человека; ведущие философские и педагогические идеи, их связь с современностью; организация школы; выдающиеся представители педагогической мысли и рекомендации трудов, с которыми желательно познакомиться при подготовке к занятиям, докладам на семинаре, зачету.

Важно дополнять традиционный европоцентристский подход в изложении истории педагогики. Вклад восточных культур, в частности в образование первых европейских университетов, заслуживает более широкого раскрытия в учебнике. При этом, раскрывая материал о деятельности выдающихся педагогов, целесообразно подчеркивать их новаторство (за что многие из них подвергались гонениям), гражданственность, направленность на совершенствование и самосознание человека.

В-четвертых, при освоении историко-педаго-гических тем важно опираться на общекультурную подготовленность адъюнктов. Выпускники образовательных организаций МВД России обладают достаточно широкой исторической подготовкой, полученной в вузе при освоении таких дисциплин, как философия, история, история правовых учений, этапов развития конкретных специальностей, по которым ведется научное исследование. Например, на одном из семинаров адъюнкт юридической специализации делал доклад по образованию в России конца XIX века и использовал нетрадиционный правовой анализ вопроса, приведя цитату из статьи: «К основным чертам, характерным для правовой регламентации сферы образования в рассматриваемый период, относились: стандартизация, стремление к прикладному характеру высшего образования; развитие и дифференциация прикладного и академического образования на уровнесреднего специального и высшего образования; системный подход к реформе высшего-образования. Система образования вышла из-под непосредственного контроля и влияния церкви, которая больше не отвечала за качество обучения и воспитания. Элементы хаотичности в регламентации образовательных отношений, присущие предшествующему периоду развития Российского государства (X—XVШ вв.), были заменены последовательной политикой в области образования и просвещения» [1, С. 16]. Это образец обобще-

ния высокого уровня, который позволил обсудить на семинаре несколько важных процессов в педагогике XIX века, их связь с современными проблемами развития образования в России.

Завершая анализ проблемы, следует еще раз подчеркнуть роль историко-педагогического образования для будущих преподавателей-исследователей в системе МВД России. Даже если не все выпускники адъюнктуры включатся в преподавательскую деятельность, они будут работать в качестве руководителей подразделений, осуществлять воспитательную работу, вести профилактику правонарушений среди граждан. Культура, эрудиция, мышление, гражданственность, патриотизм - все эти качества входят в универсальные и общепрофессиональные компетенции кадров высшей квалификации.

Библиографический список

1. Биюшкина, Н. И. Особенности организации и законодательной регламентации сферы образования в Российской империи в XIX-начале XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (84). С. 10-17.

2. Гейжан, Н. Ф. Становление и развитие психолого-педагогической подготовки кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России // Санкт-Петербургскому университету МВД России - 20 лет: история, современность, перспективы развития: материалы междунар. научно-практич. конференции. СПб. : Изд-во СПбУ МВД России, 2018. С. 42-45.

3. История педагогики как учебный предмет: учебное пособие (международный опыт). М. : Ро-спедагенство, 1996. 230 с.

4. Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.224 с.

5. Кореневская, А. В., Анисимова, Т. С. Общие тенденции развития моделей подготовки кадров высшей квалификации в европейской и российской аспирантуре и докторантуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 52. URL: http://e-koncept.ru/2017/470024.htm.

6. Кравчук, Л. С. Использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С.15-21.

7. Кругликов, В. Н. Инженерная педагогика : учебное пособие. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 240 с.

8. Лаптев, В. В. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. С. 7-17.

9. Михалевская, Г. И., Горовая, В. И. История педагогического процесса : курс лекций. Ставрополь : СГУ, 1997. 136 с.

10. Мосичева И.А., Караваева Е.В., Петров В.Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 3-10.

11. Мосолов В.А. Очерки истории образования и педагогической мысли: учебное пособие. СПб. : ЛГУ им. А С. Пушкина, 2005. 148 с.

12. Педагогика высшей школы: учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. СПб. : Изд-во СПб унта МВД России. ООО «Р-КОПИ», 2017. 288 с.

13. Полицейская педагогика: теория и практика: монография. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019.168 с.

14. Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах: учебное пособие. М. : Изд-во РОУ, 1996. 416 с.

15. Усмонов, Б. Ш. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Европе: опыт и проблемы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 139-149.

16. Roberg, R. & Bohn, S. (2004). Higher education and policing: Where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies and Management, 27 (4), Р. 669-486.

Bibliographic list

1. Biyushkina N. I. Features of the organization and legislative regulation of the sphere of education in the Russian Empire in the XIX-early XX centuries. // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4 (84). P. 10-17.

2. Geizhan N. F. The formation and development of psychological and pedagogical training at the St. Petersburg University of MIA of Russia // St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs Russia -20 years: history, modernity, prospects: materials of the international. scientific-practical. conference. St. Petersburg,: Publishing house of the SPbU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. pp. 42-45.

3. The history of pedagogy as an academic subject: a textbook (international experience). Moscow: Rospedagenstvo, 1996. 230 p.

4. Kojaspirova G. M. History of education and pedagogical thought: Tables, diagrams, reference notes: a

textbook for students. higher. studies. Moscow: VLA-DOS-PRESS Publishing HOUSE, 2003. 224 p.

5. Korenevskaya A.V., Anisimova T. S. General trends in the development of models of training highly qualified personnel in European and Russian postgraduate and doctoral studies // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2017. № 52.URL: http://e-koncept. ru/2017/470024.htm.

6. Kravchuk L. S. Using the international experience of professional training of police officers as a pedagogical problem // Problems of law enforcement activity. 2013. No. 1. pp. 15-21.

7. Kruglikov V. N. Engineering pedagogy: a textbook. St. Petersburg: Publishing house of the Polytechnic University. un-ta, 2018. 240 p.

8. Laptev V. V. Problems of improving the system of training highly qualified scientific personnel at the present stage of development of science and society // Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2009. No. 83. pp. 7-17.

9. Mikhalevskaya G. I., Gorovaya V. I. History of the pedagogical process: a course of lectures. Stavropol: SSU, 1997. 136 p.

10. Mosicheva I. A., Karavaeva E. V., Petrov V. L. Implementation of postgraduate programs in the conditions of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" // Higher education in Russia. 2013. No. 8-9. pp. 3-10.

11. Mosolov V. A. Essays on the history of education and pedagogical thought: a textbook. St. Petersburg: LSU named after A. S. Pushkin, 2005. 148 p

1 2. Pedagogy of higher school: textbook / under the general editorship of A. A. Kochin. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. LLC "R-KOPI", 2017. 288 p.

1 3. Police pedagogy: theory and practice: monograph. St. Petersburg: Publishing house of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 168 p.

1 4. Novice and schoolboy, mentor and master: Medieval pedagogy in persons and texts: a textbook. Moscow: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 1996. 416 p.

15. Usmonov B. S. The system of training of scientific and scientific-pedagogical personnel of higher qualification in Europe: experience and problems // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2018. No. 3 (192). pp. 139-149.

16. Roberg, R. & Bohn, S. (2004). Higher education and policing: Where are we now? Policing: An International Journal of Police Strategies and Management, 27 (4), 669-486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.