Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поколение Z / обучающиеся в адъюнктуре / инфографика / образовательный сервис / высшая школа / generation Z / students in adjunct studies / infographics / educational service / higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Николаевич Тихомиров, Александра Евгеньевна Евстягина, Сергей Николаевич Логинов

В статье рассматриваются вопросы совершенствования процесса восприятия информации посредствам образовательной инфографики. Охарактеризовано интегративное умение обучающихся на факультете подготовки научно-педагогических и научных кадров (в адъюнктуре) сравнительно быстро и качественно усваивать преподаваемый материал в форме кратких конспектов. Авторы отмечают, что по-средствам инфографики профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе адъюнктуры, может полноценно реализовать индивидуальный подход с учетом темпа и способов работы обучающихся с учебной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF EDUCATIONAL INFOGRAPHICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

The article deals with the issues of improving the process of information perception through educational infographics. The article describes the integrative ability of students at the faculty of training scientific, pedagogical and scientific personnel (adjunct) to learn the taught material relatively quickly and efficiently in the form of short notes. The authors note that through information technology, the teaching staff involved in the educational process of the adjunct can fully implement an individual approach, taking into account the pace and methods of students' work with educational information.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 37.013.43 ББК 74.48

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-296-299

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Сергей Николаевич ТИХОМИРОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Александра Евгеньевна ЕВСТЯГИНА,

слушатель 5-го курса факультета подготовки следователей и судебных экспертов Восточно-Сибирского института МВД России (Иркутск)

E-mail: [email protected]

Сергей Николаевич ЛОГИНОВ,

старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования процесса восприятия информации посредствам образовательной инфографики. Охарактеризовано интегративное умение обучающихся на факультете подготовки научно-педагогических и научных кадров (в адъюнктуре) сравнительно быстро и качественно усваивать преподаваемый материал в форме кратких конспектов. Авторы отмечают, что по-средствам инфографики профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе адъюнктуры, может полноценно реализовать индивидуальный подход с учетом темпа и способов работы обучающихся с учебной информацией.

Ключевые слова: поколение Z; обучающиеся в адъюнктуре; инфографика; образовательный сервис; высшая школа.

FEATURES OF THE USE OF EDUCATIONAL INFOGRAPHICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Sergey Nikolaevich TIKHOMIROV,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

E-mail: [email protected]

Alexandra Evgenyevna EVSTYAGINA,

5th year student of the Faculty of Training of Investigators and Forensic Experts of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Irkutsk)

E-mail: [email protected]

Sergey Nikolaevich LOGINOV,

Senior Lecturer of the Department of Fire and Physical Training of the Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with the issues of improving the process of information perception through educational infographics. The article describes the integrative ability of students at the faculty of training scientific, pedagogical and scientific personnel (adjunct) to learn the taught material relatively quickly and efficiently in the form of short notes. The authors note that through information technology, the teaching staff involved in the educational process of the adjunct can fully implement an individual approach, taking into account the pace and methods of students' work with educational information.

Key words: generation Z; students in adjunct studies; infographics; educational service; higher school.

В настоящее время в современной системе образования существующие технологии, в том числе информационные, не всегда используются в достаточной мере, чтобы сделать учебный процесс увлекательным и безопасным. Цифровизация и киберсоциализация современного общества предъявляют новые требования к выпускникам высшей школы, так как они должны быть готовы и способны творчески подходить к решению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, в том числе из-за некорректного восприятия цифровой информации. В современном образовательном процессе инфографика является визуальной основой, однако ввиду определенных проблем ее потенциал используется недостаточно полно.

В исследовании Т.В. Никулиной отмечается, что «инфографика направлена на совершенствование методик вузовской подготовки, освоение комплексного подхода к применению компьютерных технологий с целью доступности восприятия информации; воссоздания и разработки различных процессов, объектов, оживающих при контакте с обучающимся в рамках освоения дисциплины» [5]. Анализ современной образовательной практики позволяет констатировать, что профессорско-преподавательский состав в современной России обучает поколение 7, представители которого используют современные технические средства (гаджеты, планшеты и пр.) и отвлекаются от преподаваемого им материала и не дают должным образом обратной связи преподавателю. В этой связи полагаем, что для оптимизации современного образовательного процесса в высшей школе необходимо разработать, апробировать и внедрить дидактическую систему для визуализации учебной информации.

Инфографика как способ передачи учебной информации. На современном этапе инфографи-ка активно применяется в рекламе, в средствах массовой информации и активно начинает проникать в образование. В учебном процессе ее используют из-за яркости и привлекательности. Современными обучающимися она хорошо воспринимается, быстро распространяется, но ее потенциал возможно использовать более эффективно.

В педагогических исследованиях инфографи-ку представляют как визуально упрощенное представление сложных данных, направленное на привлечение внимания и передачу информации в понятной и доступной обучающимся форме. Она изменяет восприятие информационных материалов: когда в тексте содержится графика, то читатель сначала рассматривает визуальный элемент, а затем уже его читает, что позволяет ему усвоить основную идею в тексте. Высокий уровень понимания достигается через сочетание текста и графического материала.

Наглядность играет важную роль в восприятии идей, их убедительности и логичности. Еще Ж. Пиаже обосновал, что познание мира осуществляется посредством образов, а образ выступает субъективной картиной действительности [6]. Для нас важны труды В.Ф. Шаталова, который отмечает: «Известно, что образное мышление развивается посредством знаков — символов, которые моделируются и динамично интерпретируются. Под визуализацией понимают способ наблюдаемости реальности, а под результатом — любую зрительную конструкцию. Визуализация часто направлена на компоновку учебного материала в схемы, выделение причинно-следственных связей, создание зрительных моделей, что

позволяет видеть целостность материала» [7]. Данные высказывания актуальны и для современных педагогов, осуществляющих образовательный процесс в высшей школе.

Мышление также играет важную роль в визуализации, восприятии и переработке учебной информации. По мнению И.Г. Евсеевой и М.С. Ко-жаева, «мышление взаимосвязано с творчеством, но творческий и мыслительный процессы не тождественны. Они показывают, что образное мышление объединяет воедино силы ума, находящиеся в беспорядочном состоянии» [1]. Напомним, что Дж. Гилфорд определил два вида мышления: дивергентное (тип мышления различных направлений деятельности человека) и конвергентное (схождение одного правильного ответа). При этом только дивергентное мышление ориентировано на развитие творческой, образной составляющей.

Образное мышление — единая система форм отражения: наглядно-образного, наглядно-действенного, виртуального мышления, характеризующееся единством абстрактного, логического, образного, эмоционального, рационального.

Исследование традиционного восприятия информации обучающимися показало, что текстовое сообщение усваивается 7% обучающихся, ауди — 38%, визуально — 55% . Отметим, что современная образовательная среда ориентирована на логическое мышление, развитию визуального мышления, востребованного сейчас в информационном пространстве, практически не уделяется внимание.

В педагогике появилось понятие «клиповое мышление», трактуемое как набор образов, построенных в клиповом формате. Оно как позволяет запомнить большое количество информации без восприятия содержания (набор слов, чисел, образов), так и задает последовательность разрозненных факторов. Но клиповая информация позволяет только зафиксировать информацию, но не логически ее выстраивать, воспринимать, формируя неспособность к концентрации внимания, анализу информации. Следовательно, сегодня каждому педагогу необходимо пересмотреть применяемые средства обучения для формирования и развития визуального мышления, осознания информационной безопасности обучающихся. Визуальное мышление характеризуется как форма деятельности человека, содержание которой составляет манипулирование и оперирование образами, а результат — порождение новых знаний [1].

Известно, что компонентами визуального мышления являются восприятие, анализ, оценивание, сравнение, интерпретация, создание образов. Средством усиления знаний, их запоминания, систематизации являются, по мнению И.Г. Евсеевой и С.Н. Тихомирова, виртуальные образы [2, с. 183].

Использование образовательной инфографи-ки предполагает опору на принципы, совокупность которых позволяет эффективно организовать деятельность обучающегося [5; 7; 4].

Дидактической основой применения образовательной инфографики является принцип наглядности. Он способствует развитию визуального мышления через оперирование схемами и наглядными изображениями. Суть подхода в том, что в обучении положена интерпретация получаемой информации сквозь призму ранее приобретенных знаний [5].

Использование инфографики в образовательном процессе кадров высшей квалификации (адъюнктов, аспирантов) можно разделить на две категории:

1) создание наглядных материалов преподавателем для иллюстрации содержания предмета;

2) создание инфографических материалов самими обучаемыми с целью систематизации получаемых знаний.

Нами разработана программа обучения адъюнктов использованию средств формирования умений инфографики в рамках учебных дисциплин «Педагогика высшей школы», «Педагогическая психология высшей школы», «Технологии профессионально ориентированного обучения» и педагогической практики. Мы исходили из того, что поэтапное вовлечение адъюнктов в процесс создания образовательной инфографики систематизирует теоретические знания и методическую компетентность, развивает их визуальное мышление, повышает уровень умений, связанных с профессиональной коммуникацией. Программа включает три модуля. Расскажем коротко о них.

В междисциплинарный модуль 1 (Педагогика высшей школы. Педагогическая психология высшей школы) входят:

■ Тема 1. История, типология и применение инфографики. Примеры лучших работ во всех жанрах. Визуальный язык коммуникаций. Примитивная инфографика. Правила и особенности применения.

■ Тема 2. Презентация. Лекция и практическая работа с данными. Правила создания презентации.

При изучении междисциплинарного модуля 2 (Технологии профессионально ориентированного обучения) изучаются:

■ Тема 3. Презентация. Онлайн-сервисы для создания визуального контента.

■ Тема 4. Инструменты структурирования данных. Шаблоны и формы, подготовка и использование.

Для закрепления навыков изучается междисциплинарный модуль 3 (Педагогическая практика) и его:

■ Тема 5. Создание контенто-ориентиро-ван-ных онлайн проектов.

■ Тема 6. Создание сложных инфографичес-ких проектов, включая дистанционное образование.

Применяемые в процессе обучения адъюнктов инфографические упражнения способствуют развитию визуального мышления посредством актуализации мыслительных процессов, таких как создание виртуальных образов, видоизменение структуры исследуемого объекта, конструирование нового образа, установление связей. Инфографика, организуемая на учебных занятиях, ориентирована не только на совершенствование методики преподавания, но и на формирование и развитие визуального мышления, успешность профессиональной деятельности, творческий подход при решении проблемных ситуаций. Визуализация информации развивает поисковую деятельность, формирует у адъюнктов мышление, а инфографика как метод визуализации информации способствует личностно-про-

фессиональному развитию и повышению квалификации.

Список литературы

1. Евсеева И.Г., Кожаев М.С. Формирование творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России в условиях профессионального обучения: учеб. пособие. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2019.

2. Евсеева И.Г., Тихомиров С.Н. Исследовательская компетентность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и методика ее формирования / / Философские исследования и современность: сб. науч. тр. М., 2015. С. 181 — 194.

3. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. 2014. № 11 (ноябрь). URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14302.htm.

4. Никитская ЕЛ., Гладышева Е.О., Соколова В.С. Проблемы образовательного процесса поколения Z // Инновации в образовании. 2020. № 1. С. 12—17.

5. Никулина Т.В. Применение инфографики в учебном процессе подготовки магистров педагогики // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 92—97.

6. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии 30-е — 60-е годы. М., 1986. С. 82—83.

7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.