Научная статья на тему 'Инфографика как средство визуализации учебной информации'

Инфографика как средство визуализации учебной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ИНФОГРАФИКИ / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS / DIDACTIC METAPHOR / VISUAL METAPHOR / METAPHORICAL LEVEL OF INFOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовалова В.В.

В статье определены дефиниции понятий «наглядный», «визуальный», «зрительный», «наглядность», «визуализация», выявлена сущность, функции наглядности и визуализации в учебном процессе. Как средство визуализации учебной информации рассматривается инфографика. Анализ используемой в образовании инфографики показывает, что она различается по степени информативности, абстрагированности и глубине уровня метафоричности. Определено отношение инфографики к понятиям «визуальная метафора», «дидактическая метафора». Сделан вывод о перспективности применения метафор в инфографике для включения в содержание образования сложных понятий.The article defines the definitions of the concepts “graphic”, “visual”, “ocular”, “demonstration”, “visualization”, reveals the essence, functions of demonstration and visualization in the educational process. Infographic is considered as a means of visualizing educational information. An analysis of the infographics used in education shows that it differs in terms of information content, abstractness and depth of the level of metaphor. The relation of infographics to the concepts of “visual metaphor” and “didactic metaphor” is determined. It is concluded that the use of metaphors in infographics is promising for inclusion in the educational content of complex concepts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфографика как средство визуализации учебной информации»

Инфографика как средство визуализации учебной информации

Пустовалова Вега Вадимовна,

кандидат педагогических наук, директор муниципального автономного учреждения информационно-методического центра города Томска vega_2005_11@mail.ru

В статье определены дефиниции понятий «наглядный», «визуальный», «зрительный», «наглядность», «визуализация», выявлена сущность, функции наглядности и визуализации в учебном процессе. Как средство визуализации учебной информации рассматривается инфографика. Анализ используемой в образовании инфографики показывает, что она различается по степени информативности, абстрагированности и глубине уровня метафоричности. Определено отношение инфографики к понятиям «визуальная метафора», «дидактическая метафора». Сделан вывод о перспективности применения метафор в инфографике для включения в содержание образования сложных понятий.

Ключевые слова: визуализация, инфографика, дидактическая метафора, визуальная метафора, метафорический уровень инфографики

о с

CJ

сэ см о см

Постановка проблемы

Если наглядности в образовании посвящены многочисленные научные публикации и труды, то педагогические возможности визуализации сегодня еще не до конца раскрыты, представляя интерес, прежде всего, для постнеклассической «смысловой педагогики». Теория и методика визуализации активно разрабатывается как зарубежными, так и отечественными учеными. В одних работах изучается технология визуализации в науке (Дж.К. Гилберт), в других - ее роль в развитии психики, мышления человека (Т. Бьюзен); многие исследователи разрабатывают когнитивно-визуальный подход для обучения дисциплинам (Ю.В. Балашов, В.А. Далингер, Е.Н. Ерилова, О.А. Кондратенко, О.О. Князева) и др.

При этом существуют разные трактовки понятия визуализация. Можно встретиться с мнением, что термины «наглядность» и «визуализация» являются синонимами. То есть, нередко визуализацию отождествляют с наглядностью, как «процессом наблюдения, который предполагает минимальную познавательную и мыслительную деятельность обучаемых» [1, с. 394]. Иногда визуализацию часто рассматривают как одну из форм наглядности. Однако часто визуализацию связывают не с демонстрационными, а с когнитивными функциями.

Наиболее изученными формами визуализации являются: цифровая, рисунки, фотографии. Известна визуализация учебной информации в виде опорных конспектов, схем по предметному содержанию: от опорных конспектов В.Ф. Шаталова, которые носят уникальный, авторский характер, к структурно-логическим схемам, методу схематизации учебных знаний (О.Н. Меженко и др.); фреймовым схемам-опорам, фреймовому методу организации учебного материала (М. Минский и др.). В них усиливается доступность, универсальность подачи содержательного компонента знаний (учебного материала) при минимизации авторских уникальных ассоциаций, идет поиск более четкой реализации таких принципов моделирования, как структурирование информации, компрессирование (свертывание), связывание элементов информации (Н.Н. Манько).

Еще меньше исследований в области инфогра-фической формы визуализации в педагогике. Традиционно ключевое предназначение инфографи-ки сводилось к представлению учебной информации, которое не требует дополнительных комментариев (условные обозначения, как правило, минимизируются). Инфографика в образовании, как правило, используется для иллюстрации учебного материала, передачи сведений, а не для открытия его новых значений и поиска личностных смыслов.

Между тем, есть разработки, которые предусматривают включение в ходе визуализации учебной информации рефлексивного, личностного компонента ее представления. Например, описана методика создания на уроках литературы обучающимися эйдос-конспектов (Н.Ф. Головацкая). Однако созданный учеником зримый образ не применим для последующих практических действий на других учебных предметах, так как он уникальный.

Поскольку сегодня все чаще поднимается проблема предметного редукционизма, «фасеточной» картины мира, мировоззренческого «пробела» содержания образования, возникает вопрос: какой должна быть инфографика, которая позволила бы устанавливать связи учебной информации разных предметов, интегрировать ее личностные смыслы? Должна ли она опираться на наглядность или визуализацию?

Мы исследовали возможности инфографиче-ской визуализации опорных для образования в интересах устойчивого развития базовых архетипи-ческих культурных концептов «мир», «наследие», «гармония», «лад», «граница», «мера».

Цель исследования

Представить педагогические возможности инфо-графики, сопоставив содержание понятий «наглядный», «визуальный», «зрительный» и определить, какой должна быть инфографика рефлексивная, смыслопорождающая, направленная на достижение личностных результатов. Вопрос этот не праздный. Редукционизм современного образования не только отечественного, но и зарубежного (Доклад римского клуба, 2018 г.), имеющий своим следствием мировоззренческий пробел содержания - серьезная дидактическая проблема, без решения которой педагогика не сможет выйти на уровень постнеклассики.

Методология исследования

Исследование основывалось на трудах ученых И.И. Козлова, Е.Ю. Светлаковой, Д. Роэм (визуальное мышление), Е.В. Сальниковой (эволюция визуальной культуры), Н.И. Юстина (визуальная коммуникация), Р. Арнхейм (визуальное мышление и визуальное восприятие), а также на работах по визуализации учебной информации, ее методологические и методические основания, которые разрабатывались А.А. Вербицким, И.А. и Д.А. Тру-хан, Ж.Е. Ермолаевой, О.В. Лапуховой, И.Н. Герасимовой, Э.А. Мусеновой, М.А. Ахметова, О.А. Кондратенко, Г.В. Лаврентьевым, Н.Б. Лаврентьевой, Н.А. Неудахиной и др.

Использование инфографики в обучении учащихся, студентов, курсантов и слушателей разрабатывали Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова, О.В. Лапухова, О.А. Ватков, Е.В. Петрова, М.В. Байганова, О.В. Мехоношина, О.А. Кондратенко, И.С. Сухорукова и другие.

Учитывая разный уровень метафоричности существующей инфографики (Ю.Р. Валькман), об-

ратились к трудам о педагогических возможностях дидактической метафоры (где метафора как прием, форма мышления обучающегося) Э.В. Будаева, А.П. Чудинова, Ю.А. Веряевой, М.А. Ахметова, Э.А. Мусеновой, М. Кларина, А.Ф. Закиро-вой, Д. Трунова, А.А. Плигина, В.Е. Пугача и др.

Результаты исследования

Новое время - это реальность экологических катастроф, экономических потрясений, социальной нестабильности. В.М. Розин назвал его «цивилиза-ционным переходом» и охарактеризовал как ситуацию глобальной неопределенности: «...мы не знаем, ни как устроена реальность, ни как устроены мы сами, и мы не знаем, куда это, в конце концов, выведет. понять, что будет, куда все развернется, сейчас практически невозможно ...» [3, с. 9]. Все чаще обсуждаются вопросы методов и форм предъявления информации для ее понимания, интерпретации и осмысления.

Понятия зрительный, визуальный, наглядный -из одного смыслового ряда. Согласно Словарю «Академик»:

- визуальный - это зрительный, оптический, видимый, наблюдаемый простым глазом, непосредственно воспринимаемый зрением (простым или вооруженным глазом), воспринимаемый или производимый посредством зрения, то есть то, что носится к органам зрения;

- наглядный - визуальный; такой, что непосредственно можно созерцать и понимать, доступный, убедительный для непосредственного наблюдения, понимания; основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей); иллюстративный;

- зрительный - предназначенный для зрителя; связанный со зрением.

Несмотря на использование данных понятий как синонимов, они имеют свое, свойственное только им приоритетное содержательное наполнение, а именно: наглядный - демонстративный (показ, иллюстрация, готовый образ), визуальный -опирающийся на представление в виде образа, зрительный - на зрительные ощущения (цвета и света).

Польза наглядности, вовлечения всех органов чувств обучаемого для восприятия изучаемых предметов (явлений) представлена в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др. И.Г. Пе-сталлоци рассматривал принцип наглядности в обучении как фактор, способствующий процессу обучения. Развитию этого принципа посвящены труды Ж. -Ж. Руссо, Ф.А. Дистервега, М.В. Ломоносова и многих современных ученых и практиков. Понятие «наглядность» используется и в узком понимании как наблюдение, зрительное восприятие, предполагающего предъявление (показ) при обучении некоего визуального ряда, зрительного образа, и в широком понимании как зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое, обонятельное восприятие предметов (явлений) органами чувств.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

Наглядность может выполнять (в разной степени) иллюстративную и когнитивную функции, может быть использована и как реализация принципа наглядности, и как часть визуализации. В наглядности когнитивная функция может реализовывать-ся в разной степени, но обязательна иллюстративная функция (внешние характеристики, показ предмета, явления и пр.). Если наглядность предполагает иллюстрирование, привлечение наглядных средств (демонстрация учителем готового образец, заданного извне - Д.А. Трухан, И.А. Трухан и др.), то визуализация ценна акцентом на познавательную деятельность, на работу от мыслимого образа к зримому.

В настоящее время информационной перенасыщенности и формирующегося приоритета личностных результатов (необходимости личностного «значения-для-меня» приобретаемых знаний) активно обсуждается роль визуализации в общем образовании. Определений понятия «визуализация» много. Это обусловлено и достаточно широким контекстом его использования. Одно из самых распространенных определений визуализации - как процесса представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д. Как отмечают И.А. Трухан, Д.А. Трухан, «такое понимание визуализации предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию» [4].

Однако, встречаются и другие определения: внутренняя визуализация (направленное воображение) в практической психологии как представление себе некоего образа или сценария на определенную тему и с определенной целью; как способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом.

Предмет визуализации может быть различным - это информация, массив данных, учебный материал, знания, явления, процессы и др., но суть ее - в процессе преобразования мысленного содержания в наглядный / зримый образ. Отсюда синонимы понятия «визуализация» - представление, формирование изображения, отобра-жение,перекодировка.

На основе анализа определений, выделим смысловые части феномена визуализации:

- предмет визуализации - образ (мыслеобраз, мысль, мысленный образ, мыслимый объект, субъект, процесс, задумка, идея, желаемая действительность, теоретические конструкции, учебная информация и др.),

- процесс визуализации относительно предмета - осмысление, представление, уточнение, дополнение, аккумулирование, синтез, свертывание, формирование, воображение, воссоздание, управление зрительными образами (мыслительные содержания, мыслительная, познавательная деятельность, мысленное «достраивание», представление, внутренний план

деятельности, ментальный мир, внутреннее, субъективное пространство, мысленно видеть, «видеть глазами мозга» и др.); - результат визуализации относительно предмета и процесса - воплощение, перевод в наглядный / визуальный /зримый образ, создание образа, создание формы, удобной для восприятия самому и зрителям, зримой наглядности (внешний план деятельности, реальное представление желаемого, изображение, выражение в реальной форме результатов познания и др.). Прежде, чем обращаться к инфографике как средству визуализации учебной информации, и в частности, к познавательной (мыслительной) деятельности ученика, обозначим роль когнитивной и иллюстративной функций визуализации.

В работах В.В. Давыдова приоритетность иллюстративной (изобразительной) и когнитивной функций наглядности является обоснованием моделирования как дидактического принципа, дополняющего наглядность: «...там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип изобразительной наглядности себя оправдывает. Но там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, - там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования» [5]. Приоритетной функцией визуализации является когнитивная (связи, отношения, познавательная, мыслительная деятельность).

Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неуда-хина, обосновывая методологический фундамент технологии визуализации, отмечают значимость когнитивной функции визуализации: «Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию» [6].

Приоритет когнитивной функции подчеркивается в определении «визуализации» А. Вербицкого: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [7]. В нем сделан акцент на важной для обучения и учения возможности создания визуального образа, то есть перехода понятия в процессе познавательной (мыслительной) деятельности в наглядный образ. И также отмечается потенциал «обратного действия», то есть возможность его расшифровки, прочтения, последующего использования («мыслительные и практические действия»). Как результат «свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ» может быть таблица Д.И. Менделеева, учебные анимации Джейкоба О'Нила и др., когда созданный наглядный образ и для нас является «опорой мыслительных и практических действий». К средствам визуализации информации относят инфографику, графики, диаграммы, схемы, карты, картограммы и др. Потенциал инфографики по сравнению с пе-

речисленными средствами намного больше и в силу того, что инфографика может включать в себя как составляющие части не только перечисленные графики, диаграммы, схемы, карты, картограммы, но и другие. Например, концентрированная инфо-графика плотная, сложная, построена как совокупность изображений и целого ряда цифр, в нее может включаться несколько компонентов, графических объектов и текст.

Перейдем к инфографике. Общепризнанно, что инфографика - это одна из форм коммуникации, которая многофункциональна и используется в качестве материалов для публикации в печатных издания, СМИ, в Интернет-пространстве, на баннерах как реклама и т.д. Чаще всего используется в статьях и трудах ученых определение: инфографика -это графический способ подачи трех составляющих: информации, данных и знаний. Существуют и определения инфографики, в которых ключевой является визуализация, как-то: визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требует дополнительных комментариев (есть условные обозначения, но минимум).

Анализ публикаций интернет-источников позволяет сделать вывод о том, что инфографика зачастую рассматривается как наглядность, усиливающая доступность информации. Традиционно (для журналов, газет, образования) признается, что инфографика не должна быть слишком сложной, основная её задача - наглядно демонстрировать самые сложные, чаще всего статистические выкладки. «Образовательная инфографика - это визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требуют дополнительных комментариев. Это законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, находить дополнительные смыслы, анализировать и делать собственные выводы»1. Для быстрого освоения учебной информации нужна такая инфографика.

Инфографика как средство визуализации - актуальная проблема, потому что в отличие от других средств визуализации, она обладает возможностью быстро передать не только информацию в доступном виде (как информацию из учебника, так и информацию в режиме реального времени), сократить время для ее поиска и освоения, но и донести до читателя чувства, отношения создателя инфографики к самой информации, и послужить основанием для подбора учебного материала разных предметов. Ресурс инфографики не ограничивается работой только с информацией, учебным материалом, массивом данных, так как и в открытом, и скрытом виде может быть в ней отражен рефлексивный, личностно-мировоззренческий компонент. А если же рассматривать ученика в роли автора инфографики, то кажется важным, чтобы кодирование отражало уникальный, авторский характер как выражение рефлексивной, оценочной позиции ученика относительно кодируемой учебной информации.

1 http://didaktor.ru

Таким образом, анализ публикаций обращает внимание на то, что в рамках общего и высшего образования речь идет об инфографике, которая максимально понятна и доступна читателю. И в то же время, в образовании востребована ин-фографика, которая сориентирована не только на быструю передачу большого объема информации, но и обладает и универсальностью для прочтения учебной информации разных предметов, и имеет потенциал для рефлективного, личностного компонента ее представления.

Тогда в определении инфографики, кроме «визуальное представление учебного материала, новых знаний, которые не требуют дополнительных комментариев» возникают такие характеристики, как - возможность интегрировать учебный материал разных предметов и отражение ценностного, рефлексивного компонента представления учеником учебной информации.

Для процесса создания инфографики более близко понимание визуализации как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции. Инфографика - визуализированный результат аналитической, познавательной, мыслительной работы с информацией. В процессе ее создания или раскодировки (расшифровки) обеспечивается диалог внешнего и внутреннего планов деятельности. При определенных условиях готовая инфографика, заданная на уроке учителем, может быть призмой для выявления связей и отношений в изучаемой учебной информации, интегрирования её (сравнения, сопоставления, поиска сходства и различия, закономерностей и др.), и в то же время быть основой для актуализации своего (ученика) понимания учебной информации и использования ее для обоснования собственной позиции. То есть инфографика интересна возможностью интеграции содержания разных предметов, то есть ее «опредмечиванием», и возможностью использовать образовательный потенциал содержания учебных предметов (формулировка правил, принципов действий посредством работы с учебным материалом разных предметов) [8]. При обосновании закономерности поиска в каждом предмете аспектов общечеловеческой культуры в рамках устойчивого развития обращаемся к трудам В.В. Краевского, который отмечал, что в каждом учебном предмете есть содержательные аспекты, отражающие общечеловеческую культуру.

Любая ли инфографика имеет потенциал для рефлективного, личностного компонента представления учебной информации разных предметов? Нет. Во-первых, искомая инфографика является призмой, фокусирующей учебный материал разных предметов. Она потенциальна для выявления, формулировки учеником собственного отношения, личностных смыслов. Значит, изначально возможно универсальное прочтение, раскодиров-ка инфографики, благодаря которому ученик мо-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

жет выйти на учебный материал разных предметов. То есть содержательный компонент такой ин-фографики универсален по отношению к изучаемым в школе предметам, то есть может позволить реализовать аспектное (интегрированное, концептуальное) образование. И такое универсальное содержание инфографики можно представить одним-двумя метапонятиями, которые и будут отправной точкой, когнитивной структурой «область-источник». Во-вторых, инфографика должна быть потенциальна для метафорического переноса (из когнитивной структуры «область-источник» в когнитивную структуру «область-цель»), то есть в такой инфографике используется метафориза-ция как механизм мышления ученика. Исходим из идеи связи метафоры и мышления, метафоричности мысли (Kövecses, Z. (2010), основываемся на теории концептуальной метафоры, согласно которой человеческой мышление метафорично (Дж. Лакофф, М. Джонсон). Метафоры создают возможность переноса, «тележки смыслов» (В.П. Зинченко).

Возникает вопрос о том, каков уровень метафоричности такой инфографики? Согласно толковому словарю С.И. Ожегова: метафоричность -это насыщенный метафорами.

Существующая инфографика различна по степени (уровню) информативности, абстрагирован-ности аспектов, отражаемых в графических образах [9]. Различны и глубина (дозированность) уровня метафоричности в инфографике: от нуля (абсолютное, буквальное сходство) до метафоры «в чистом виде», когда мысль невозможно выразить названиями конкретных предметов обыденной жизни, когда необходимо обозначить чувства, собственные ощущения, переживания, вИдение. И инфографика передает это через сложные ассоциации, самые неожиданные аналогии за счет увеличения субъективности автора инфографики, доли авторской интерпретации. Чем выше степень метафоричности, субъективности инфографики, тем больше её интерпретационный, творческий, познавательный потенциал, сложных ассоциаций, аналогий, связей и пр. И тем меньше её доступность. Этот уровень метафоризации может быть соотнесен с такой категорией визуализации, как визуальное искусство (Джули Стил из О'Рейлли).

Искомый метафорический уровень инфогра-фики должен позволять раскодировать ее через обращение к учебной информации разных предметов и выявить отношение ученика к представленной учебной информации. В основе такой ин-фографики - метапонятие, на которое откликается содержание разных предметов. Это и есть содержательное основание (аспект) интеграции учебной информации. Например, метапонятия «мера», «границы дозволенного» или «гармония», 5 «равновесие» и др. Возможность интерпретации о такой инфографики векторно (содержательно) задана метапонятием, например, подбираются ва-еЗ рианты равновесия из учебной информации раз-si ных предметов: химическое равновесие на уроках

химии, равновесие твердых тел на уроках физики, уравнения и неравенства на уроках математики, национализм, война на уроках истории, человек - общество - природа - экономика на уроках литературы и т.д. Так, понятие равновесие, которое отражено в инфографике, может относиться и к учебной информации разных предметов, и к опыту и знаниям ученика (актуализация имеющихся знаний и опыта, поиск и присвоение учебной информации). То есть в данном случае инфографика становится дидактической метафорой.

Впервые понятие «дидактическая метафора» употребил А.А. Плигин. Дидактическая метафора - вид когнитивной метафоры, специально разработанный в учебных целях [10]. Различаем метафоры, используемые в научных текстах, описаниях, характеризующих профессиональную деятельность педагогов-практиков и ученых и дидактические метафоры как методический инструментарий, используемые учителем в образовательном процессе [11]. Дидактическая метафора может быть представлена в речи учителя, обращенной к ученику, в которой метафора используется как способ доступного представления знаний ученикам, и в виде изображение (видеоклип, инфографика и др.). Так как это невербальные знаковые системы, то актуально понятие «визуальная метафора» - изображение, символизирующее сложную идею или показывающее (отражающее) отношение между двумя понятиями, как правило, не связанными между собой [12]. Синоним визуальной метафоры - изобразительная метафора. Ее задача - привлечь внимание аудитории и убедительно представить идеи. Характеристика Ю.М. Лотманом сновидения как метафоры, воспринимаемой визуально, стала источником для употребления термина «визуальная метафора», в основе которой метафорический образ, созданный во сне непроизвольно, но исходящий из человеческого опыта, знаний о мире [13, С. 354].

Визуальная метафора, согласно Н.Д. Арутюновой, «не порождает ни новых смыслов, ни новых смысловых нюансов, она не выходит за пределы своего контекста» [14]. В рамках общего образования форма предъявления визуальной метафоры может быть инфографика как изображение, символизирующее сложную идею или показывающее (отражающее) отношение между двумя понятиями, как правило, не связанными между собой. Ценно то, что эта проекция отношений между двумя понятиями может быть использована для работы с учебной информацией разных предметов. То есть метафорический перенос может быть как основание создания автором визуальной метафоры, а возможен метафорический перенос как ее раскодировка (расшифровка) читателем. В ходе создания метафоры «автор осуществляет ряд операций по работе с образами, наиболее важными из которых можно считать «узнавание» как идентификацию объекта, выделенного из множества ему подобных, и его

«замещение» на аналогичный объект. При этом незнакомое, или «чужое», описывается через известное, подвергается заданной классификации и распознается в качестве «своего». Подобный результат достигается за счет того, что в метафоре «заключено имплицитное противопоставление обыденного видения мира, необычному, вскрывающему индивидную сущность предмета» [14]. Именно на основании этого необычного видения мира, представленного в инфографике, кроется ресурс метафорического переноса ученика: от инфографики к учебному материалу. Этот метафорический перенос (инфографика - учебный материал) основан не столько на логике, сколько на ассоциациях конкретного ученика, обусловленных его уровнем образования, коммуникативными навыками и стилем мышления. И когнитивный механизм такого метафорического переноса не будет достаточно очевидным, потому что «область источника» имеет много проекций в «области цели», много метафорических переносов относительно разных предметов. Условно характеризуя основания метафорического переноса, отметим, что основанием являются разные объективные признаки - сходство содержания, функций, эмоций и др.

Таким образом, если готовая инфографика задана учителем, то «область источник» - это инфографика (в основе метапонятие), «область цель» -учебный материал, который откликается на инфо-графику и является обоснованием собственной позиции ученика относительно представленной в инфографике учебной информации.

Раскодировка (прочтение) инфографики «сшивает» разнородный учебный материал, здесь присутствует и сопоставление на ассоциативном уровне, и субъективное эмоциональное восприятие инфографики. Под призмой инфографи-ки учениками подбираются примеры из учебного материала разных предметов, обсуждается: в чем сходство, отличие найденных примеров, причинно-следственных отношений, взаимозависимостей, закономерностей? При этом можно интерпретировать (раскодировать) инфографику не только на основе учебного материала разных предметов, но и актуализируя личностный опыт, понимание, смыслы и др. [15]

Заключение

Когнитивная функция визуализации позволяет интегрировать содержание информации разных учебных предметов и выйти на обоснованный учебной информацией ценностный, рефлексивный компонент ее раскодирования. Визуальная метафора в общем образовании способна стать средством структурирования учебной информации и освоения сложных междисциплинарных понятий, которые, например, входят в тезаурус устойчивого развития. Представляется перспективным дальнейшее исследований возможностей инфографики как средство визуализации учебной информации.

Литература

1. Власова, Н.С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / Н.С. Власова // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2014. - С. 392-394. - URL: http://elar. rsvpu.ru/handle/123456789/30 (дата обращения: 03.03.2016).

2. Кондратенко, О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления [Текст] / О.А. Кондратенко // Научный диалог. -2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. -С. 92-99.

3. Розин, В.М. Диалог с настоящим и будущим // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 1. -С. 6-14.

4. Трухан, И.А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль [Электронный ресурс] / И.А. Трухан, Д.А. Трухан // Успехи современного естествознания. -2013. - № 10. - С. 113-115. - URL: http://www. natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32992 (дата обращения: 28.01.2016).

5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: учебник / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

6. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст]: учеб.пособие. Часть 2. / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неу-дахина. - Барнаул: АлтГУ, 2004.

7. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

8. Дзятковская, Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность [Текст]: монография / Е.Н. Дзятковская. - М.: Образование и экология - 2015. - 328 с.

9. Витковский, А. Дыхание виноградная гроздь или Что такое дидактическая метафора. [Электронный ресурс]. // URL: http://ps.1september.ru/ view_article.php? ID=201100913 (дата обращения: 03.03.2016).

10. Валькман, Ю.Р. Когнитивные графические метафоры: когда, зачем, почему и как мы их используем [Электронный ресурс] / Ю.Р. Валькман. - Москва, 2016. - uRL: http://www.humans. ru/humans/54138 (дата обращения: 16.01.2016).

11. Будаев, Э.В. Становление когнитивной теории метафоры [Текст] / Э.В. Будаев // Лингвокуль-турология. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 1. -С. 16-32.

12. Большакова, Л.С. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных видеоклипов) // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 2. - С. 119-123; URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения: 30.01.2019). Журнал

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лотман, Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 703 с.

14. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990.

15. Пустовалова, В.В. Инфографика как укрупненная единица содержания образования, или Просто о сложном (монография), М.: Перо, 2017 г. ISBN 978-5-906946-30-0

INFOGRAPHICS AS A MEANS OF VISUALIZING EDUCATIONAL INFORMATION

Pustovalova V.V.

Municipal Autonomous Institution of the Information and Methodological Center of the City of Tomsk

The article defines the definitions of the concepts "graphic", "visual", "ocular", "demonstration", "visualization", reveals the essence, functions of demonstration and visualization in the educational process. Infographic is considered as a means of visualizing educational information. An analysis of the infographics used in education shows that it differs in terms of information content, abstractness and depth of the level of metaphor. The relation of infographics to the concepts of "visual metaphor" and "didactic metaphor" is determined. It is concluded that the use of metaphors in infographics is promising for inclusion in the educational content of complex concepts.

Keywords: visualization, infographics, didactic metaphor, visual metaphor, metaphorical level of infographics.

References

1. Vlasova, N. S. the Value of infographics as a means of visualization of educational information [Electronic resource] / N.S. Vlasova // New information technologies in education: materials of the VII international scientific and practical conference. - Yekaterinburg, 2014. - P. 392-394. - URL: http://elar.rsvpu.ru/han-dle/123456789/30 (accessed 03.03.2016).

2. Kondratenko, O. A. infographics in school and University: on the way to the development of visual thinking [Text] / O.A. Kondratenko // Scientific dialogue. - 2013. - № 9 (21): Psychology. Pedagogy, Pp. 92-99.

3. Rozin, V. M. Dialog with the present and future // Tutor support. -2012. - № 1. - P. 6-14.

4. truhan, I.A. Visualization of educational information in teaching mathematics, its meaning and role [Electronic resource] / I. A. truhan, D. A. truhan // Advances in modern natural science. - 2013. - № 10. - P. 113-115. - URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32992 (accessed: 28.01.2016).

5. Davydov, V.V. Theory of developing learning: textbook / V.V. Davydov. - M.: intor, 1996. - 544 p.

6. Lavrentiev, G.V. Innovative training technologies in professional training of specialists [Text]: textbook.stipend. Part 2. / G.V. Lavrentiev, N.B. Lavrentieva, N.A. Neudakhina. - Barnaul: Altsu, 2004.

7. Verbitsky, A.A. Active learning in higher school: a contextual approach [Text] / A.A. Verbitsky. - Moscow: Higher school, 1991. - 207 p.

8. Dzyatkovskaya, E.N. Education for sustainable development at school. Cultural concept. "Green axioms". Transdisciplinarity [Text]: monograph / E.N. Dzyatkovskaya. - M.: Education and ecology-2015. - 328 p.

9. Vitkovsky, A. the Breath of a grape cluster or What is a didactic metaphor. [Electronic resource]. // URL: http://ps.1september. ru/view_article.php? ID=201100913 (accessed 03.03.2016).

10. Valkman, Yu.R. Cognitive graphic metaphors: when, why, why and how we use them [Electronic resource] / Yu.R. Valkman. -Moscow, 2016. - URL: http://www.humans.ru/humans/54138 (accessed: 16.01.2016).

11. Budaev, E.V. Formation of the cognitive theory of metaphor [Text] / E.V. Budaev // Linguoculturology. - Yekaterinburg, 2007. - Issue 1. - P. 16-32.

12. Bolshakova, L. S. the Cognitive mechanism of creating a visual metaphor (based on the material of English-language music videos) // Modern problems of science and education. - 2008. -№ 2. - P. 119-123; URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=703 (accessed: 30.01.2019). Journal

13. Lotman, Y.M. Universe Of The Mind. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPB, 2000, 703 p.

14. Arutyunova, N.D. The theory of metaphor. - M.: Progress, 1990.

15. Pustovalova, V.V. Infographics as an enlarged unit of education content, or Simply about the complex (monograph), Moscow: Pero, 2017. ISBN978-5-906946-30-0

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.