Научная статья на тему 'МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»'

МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковко Татьяна Владимировна

В статьерассматриваются основныеметодическиевозможностидисциплины«Этика государственной имуниципальнойслужбы» дляреализацииряда компетенций. Авторприходит квыводу, чторезультативность и качество обучения по данной дисциплине зависит отличного вклада педагога, его методико-педагогического опыта, личной позиции и любви к своей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE DISCIPLINE «ETHICS OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICE»

The article discusses the main methodological possibilities of the discipline "Ethics of state and municipal service" for implementing a number of competencies. The author comes to the conclusion that the effectiveness and quality of education in this discipline depends on the personal contribution of the teacher, his methodological and pedagogical experience, personal position and love for his profession.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378.046.2

DOI 10.25257/KB.2022.1.46-50

Методико-педагогические возможности дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы»

Methodical and pedagogical potential of the discipline «Ethics of the state and municipal service»

Т. В. ЯКОВКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

T.V. YAKOVKO 1

1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

В статье рассматриваются основные методические возможности дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» для реализации ряда компетенций. Автор приходит к выводу, что результативность и качество обучения по данной дисциплине зависит от личного вклада педагога, его методико-педагогического опыта, личной позиции и любви к своей профессии.

Ключевые слова: обучение, история педагогики, воспитание, образование, обучающиеся, педагогическая система, принципы обучения

Abstract: The article discusses the main methodological possibilities of the discipline "Ethics of state and municipal service" for implementing a number of competencies. The author comes to the conclusion that the effectiveness and quality of education in this discipline depends on the personal contribution of the teacher, his methodological and pedagogical experience, personal position and love for his profession.

Key words: teaching, history of pedagogy, upbringing, education, students, pedagogical system, teaching principles

Проблема профессиональной этики государственной службы заключается в низком уровне пропаганды основополагающих этических ценностей, моральных норм и идеалов. Многие служащие имеют весьма смутное или искаженное представление об этих нормах или относятся к ним с пренебрежением. Это способствует распространению бюрократического произвола и различных злоупотреблений. Между тем профессиональная пригодность подразумевает не только набор определенных навыков и умений, но и совокупность нравственных качеств госслужащего. Главная задача профессиональной этики - формирование моральных представлений и ценностей, оценочных суждений и поведенческих правил.

Требования к морально-этическим качествам работающих в госаппарате людей представлены в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (далее - Кодекс). Необходимость разъяснения и смыслового обоснования его положений обуславливает некоторые методико-педагогические задачи, которые необходимо решить при изучении дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» (ЭГМС). Раскроем некоторые из них.

Целостность всей образовательной системы заключается в синтезе обучения и воспитания [1]. Процесс обучения, как один из элементов образования, не способен без

воспитания реализовать заявленные компетенции в специальности «Государственное и муниципальное управление». Именно взаимодействие и взаимодополняемость этих двух компонентов образования ярко выражены в дисциплине ЭГМС.

С одной стороны, главная задача дисциплины состоит в изучении этических категорий [2], которые соотносятся с будущей специальностью обучающихся. С другой стороны, реализуется целый ряд компетенций, связанных с воспитанием, формированием гражданской позиции, созданием условий для становления личностных и профессиональных качеств.

Наша задача - рассмотреть основные методические особенности преподавания ЭГМС и актуализировать широкий спектр возможностей данной дисциплины для формирования будущего специалиста.

Этика государственной муниципальной службы, как и любая другая дисциплина гуманитарного блока, планируется на первых курсах, формируя основу не только знани-евого аспекта, но и воспитательной составляющей образовательного процесса [3].

Учитывая достаточно юный возраст обучающихся на первых курсах и еще не всегда сформированную мировоззренческую зрелость, педагогу необходимо как можно чаще опираться на межпредметные связи со школьными дисциплинами, содержательно связанными с этикой государственной и муниципальной службы. Это могут быть история, мировая художественная культура, обществознание. Междисциплинарные связи целесообразно устанавливать и поддерживать и с изучаемыми в вузе дисциплинами, такими как философия, социология, культурология [4].

Повышение качества обучения невозможно без словесного метода (эмоционально-словесного воздействия), что необычайно важно при изучении этических категорий или норм, когда конкретный смысл или цель предписываемого действия выражены не явно, а только подразумеваются. Именно словесное толкование

смысловых основ профессионально-нравственных норм способствует их рациональному осмыслению.

Так называемый «сократовский метод обучения» или проблемный метод обучения не потерял и сегодня своей образовательной актуальности [5]. Он подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания, или напротив - свое неведение.

На занятии педагог даёт обучающимся шанс не только раскрыть свой потенциал, проверить себя, но и возможность решить поставленную проблему. При этом поиск и подбор представляемой преподавателем проблемы может быть основан именно на неоднозначности ее решения. Это позволяет реализовать компетенции, отвечающие за навыки ведения спора, аргументирования, умения слушать и слышать оппонента, умения толерантно подходить к чужой точке зрения, обосновывать свою точку зрения так, чтобы не вызывать агрессии со стороны оппонента.

Наиболее эффективным способом отработки пройденного материала является личностно ориентированный подход, когда педагог использует примеры из жизни [6], в той или иной мере близкие обучающимся, тем самым воздействуя на дополнительные ассоциативные точки. Например, формируя образ успешного руководителя, педагог связывает его с ассоциативными представлениями о сильной личности.

При развитии общих и профессиональных компетенций, направленных на формирование ценностей современного общества, продуктивен наглядный метод демонстраций, который основывается на примерах из документальных и художественных фильмов, тематических подборках из жизни современных, общественных, культурных и политических деятелей.

Использование учебника на занятии может рассматриваться лишь как дополнительная опция в процессе обучения. Педагог, учитывая общий уровень знаний

обучающихся, их интересы, учебную загруженность, формирует список рекомендуемой литературы, в который могут входить и художественные произведения по тематике, документальные источники, научные статьи, ненаучная публицистика, несомненно связанные с тематикой и содержанием дисциплины [7], что значительно облегчит работу обучающихся и создаст условие для повышения интереса к дисциплине.

Достойное место среди учебно-методических пособий занимает «Практикум» по ЭГМС [8], ставший результатом обобщения педагогического опыта. Данное пособие включает в себя, творческие задания, контрольные вопросы, тесты, фрагменты из работ философов и мыслителей, которые обучающиеся могут легко и с пониманием анализировать и изучать. Так, например, императив Канта, как личностно ориентированный пример, обучающимися воспринимается с интересом. Данное пособие призвано не только обеспечить эффективность изучения программного материала дисциплины, но и служит основанием для различных форм воспитательной работы и нравственного саморазвития.

Используя такой материал в своей педагогической практике преподаватель может применять метод развития рефлексивных способностей (познания себя), развивать умения и навыки, укреплять знания и применять их в практической деятельности.

Обсуждая на занятиях основные этические категории, умело создавая соревновательную атмосферу для дискуссий и дебатов, педагог реализует филологические и ораторские компетенции, без которых не может обойтись ни одна специальность [9].

Человек, получая высшее образование, овладевает профессиональными и коммуникативными навыками и компетенциями. Особое внимание в процессе обучения следует уделять подготовке презентаций, как способа логично, доступно и кратко изложить материал по определенной теме.

Отдельно необходимо сказать о работе и подготовке презентаций. Целесообразно

рекомендовать обучающимся книгу Олега Грибана «Мастер презентаций» [10], основные важные положения из которой приведены ниже. Задачи по оформлению презентации:

- донести до всех отобранный, понятный и усвоенный материал по заданной теме;

- не превышать изложение на 24 слайдах (количество слайдов должно быть рассчитано с запасом на дополнительный материал в случае резервного времени);

- логично отбирать материал по теме;

- владеть и знать особенности подбора фона цвета текста для аудитории разной освещенности;

- использовать иллюстрации для яркого и эффектного раскрытия содержания темы.

При изучении дисциплины следует чередовать различные виды работ, непредсказуемо для обучающихся переходить от индивидуального опроса к фронтальному, от заданий по карточкам на местах к заданию для всех [11].

Заключительным и ключевым этапом при изучении дисциплины является оценивание работы обучающихся и выставление отметок. Это могут быть результаты устной работы, письменных ответов, тестирования. Для этого на базе федеральных образовательных стандартов преподавателем, исходя из тематики, подбираются количество часов и заявленные компетенции в рабочей программе по дисциплине:

- контрольные вопросы;

- вопросы для промежуточного зачёта;

- вопросы непосредственно к зачёту;

- база тестовых заданий [12];

- темы эссе;

- тематика контрольных, рассчитанных на проведение во время занятий, тематика домашних контрольных работ (то есть такие творческие работы, задания и ответы на которые невозможно найти на просторах Интернета).

Итогом изучения дисциплины является выполнение каждым обучающимся

исследовательской работы по выбранной теме, оформленной в виде реферата. Темы отбираются педагогом и должны быть связаны с практической деятельностью.

Стоит отметить и внеаудиторную работу преподавателя с обучающимися по данной дисциплине, в качестве которой могут быть консультации, дополнительные занятия с отстающими и экскурсии [13].

Таким образом, ЭГМС, как дисциплина, создает условия для формирования

гражданских и личностных качеств обучающихся, обоснования их научного мировоззрения и расширения кругозора. Кроме этого, дисциплина ЭГМС реализует задачи воспитательного процесса, это значит, что личностный вклад педагога, его жизненный и методико-педагогиче-ский опыт, личная позиция и любовь к своей профессии должны стать для обучающихся примером беззаветного служения своему делу [14].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дьяченко Н. В., Шныпко В. С. Рассмотрение проблем воспитания через призму вузовской среды // Научный журнал Дискурс.

2019. № 2 (28). С. 103-110.

2. Липский В. Н. Эстетизация бытия восточных славяне в средние века // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 187-193. DOI:l0.2032з/l8l3-l45X-2020-2-ll3-l87-l93

3. Волошина В. А. К проблеме формирования культурно государственной идентичности // В сб. материалов IV международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность» / Под ред. Т. И. Рябовой. Брянск: Брянская государственная инженерно-техническая академия, 2017. С. 14-19.

4. Липский В. Н. Единство чувственного и рационального

в научном познании // Материалы междисциплинарной научно-практической конференции «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 3-7.

5. Котляревич А. Н, Власов А. Г. Педагогические аспекты отбора и подготовки адъюнктов вузов пожарно-технического профиля // Культура и безопасность. 2021. № 2. С. 60-67. D0I:l0.25257/KB.202l.2.60-67

6. Фурс В. А. Пропаганда как инструмент гуманитарных технологий // В сб.: «Исторические традиции правоохранительной системы России». Иркутск, 2016. С. 49-53.

7. Шныпко В. С. Основы подготовки преподавателя к занятию // В сб. междисциплинарной научно-практической конференции

с международным участием: «Наука как призвание: теория и практика». М.: Академия ГПС МЧС России. 2020. С. 302-306.

8. Дьяченко Н. В., Яковко Т. В. Этика государственной и муниципальной службы. Практикум. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020.

9. Ходикова Н. А. Формирование коммуникативной компетентности будущих государственных служащих в процессе изучения дисциплины «Логика» // В сб. материалов международного круглого стола «Речевая практика государственных служащих». М.:

Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 269-273.

10. Грибан О. Н. Мастер презентаций. М.: Ridero, 2016. 268 с.

11. Дьяченко Н. В., Сергеева М. Г. Методические приёмы применения наглядности в дисциплинах гражданской обороны // Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной

Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 147-151.

12. Шныпко В. С., Дьяченко Н. В. Содержание и формы самостоятельной подготовки обучающихся в условиях дистанционного обучения // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 57-61. DOI:l0.25257/KB.202l.l.57-6l

13. Фурс С. П. Этические аспекты использование и контроля применения технологий искусственного интеллекта в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций // Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 151-156.

14. Дьяченко Н. В. Экскурсия как форма внеаудиторной работы // Культура и безопасность. 2021. № 2. С. 56-59. DOI:l0.25257/KB.202l.2.56-59

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Татьяна Владимировна ЯКОВКОн Кандидат философских наук, доцент Доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России Москва, Российская Федерация н1а1уапа.уакоуко@уаг^ех.ги

Tatiana V. YAKOVO PhD in Philology

Associate Professor of the Department of Philosophy State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation Htatyana.yakovko@yandex.ru

Поступила в редакцию 24.04.2022 Принята к публикации 01.05.2022

Received 24.04.2022 Accepted 01.05.2022

Для цитирования:

Яковко Т. В. Методико-педагогические возможности дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» // Культура и безопасность. 2022. № 2. С. 46-50. 00!:10.25257/КВ.2022.2.46-50

For citation:

Yakovko T.V. Methodical and pedagogical potential of the discipline "Ethics of the state and municipal service". Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no. 2, pp. 46-50. D0!:10.25257/KB.2022.2.46-50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.