DOI 10.25257/^.2021.2.56-59 УДК 378.046.2
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ДЬЯЧЕНКО Наталья Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
В статье дано методико-педагогическое обоснование такой формы внеаудиторной работы как экскурсия. Представлены виды экскурсий, описаны их основные образовательные и воспитательные цели и задачи. Уделено внимание работе по подготовке экскурсионного материала. Сделаны выводы о положительном влиянии экскурсии, как формы учебной работы, на развитие кругозора и творческого потенциала обучающихся, на межличностные отношения между участниками экскурсии.
Ключевые слова: форма обучения, учебная работа, творческий потенциал, профессия, экскурсионный маршрут, музей, достопримечательность.
Образовательный процесс в современном вузе разнообразен и насыщен, он ориентирован на практическую составляющую и процесс воспитания. Через составные части образования — обучение и воспитание — реализуются основные компетенции, это подчёркивает в своём исследовании В. Н. Липский [1].
Процесс обучения подробно изложен в административных и методических документах, но неотъемлемая его часть, относящаяся к воспитательным функциям образования, часто остается без внимания. Воспитание наравне с обучением реализуется в образовательном процессе и полагает своей целью формирование духовно-нравственной составляющей личности обучающихся, их культурно-государственной идентичности [2, 3].
Добиться реализации поставленной цели можно как в процессе обучения, так и используя внеучебную или внеаудиторную работу. Одним из видов такой работы является организация и проведение экскурсий с обучающимися. Это не новая форма работы, экскурсию как дополнение к образовательному процессу описывает в своей работе опытный педагог Ю. М. Бабин [4]. О роли гуманитарной среды, в том числе и экскурсий, в реализации творческого потенциала обучающихся говорит также А. В. Киричек [5].
Экскурсии могут включать посещение музеев, организаций (профессиональная направленность, либо определённая тематика), памятных мест. Они могут быть выездными, проводиться в онлайн-формате, представлять собой презентации. К числу функций экскурсии можно отнести такие, как познавательная, просветительская, пропагандистская, мотивационная, идеологическая, патриотическая.
Перечислим основные образовательные задачи, реализуемые такой формой работы, как экскурсия:
— создание условий для стимулирования исследовательской деятельности обучающихся,
— применение теоретических знаний на практике;
— повторение учебного материала;
— обучение анализу и сравнению;
— акцентирование внимания на личностно-ориентированной составляющей;
— создание внутри- и междисциплинарных связей.
Экскурсия также выполняет ряд воспитательных задач:
— обучение коллективной работе;
— патриотическое воспитание;
— этико-эстетическое воспитание [6];
— краеведческая работа;
— раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся [7].
Таким образом, экскурсия, как часть обучения, играет значительную образовательную и воспитательную роль в формировании и становлении личности обучающегося, участвует в создании условий для профессионального совершенствования.
Экскурсии в любом учебном заведении планируются и оформляются через внутренние приказы. Выездная экскурсия или экскурсия во время аудиторных занятий происходит в учебное время, поэтому обязательно должна быть отмечена в тематическом плане и плане проведения занятий.
Подбор тематики экскурсии зависит от многих обстоятельств:
— цель и задачи;
— финансовое обеспечение;
— возраст и гендерный состав обучающихся;
— интересы обучающихся;
— будущая профессия обучающихся [8];
— научная направленность обучающихся (или научные интересы);
— наличие экскурсионного материала, который сможет заинтересовать обучающихся;
— расстояние до объекта экскурсии;
— связь объекта экскурсии с изучаемыми дисциплинами.
Тему, время и продолжительность экскурсии необходимо согласовывать с администрацией образовательной организации, а также обсуждать с обучающимися. Добровольное и заинтересованное участие обучающихся в выборе тематики экскурсии раскрывает субъектно-субъектный потенциал общения педагога и обучающихся [9].
Рассмотрим содержательную часть теоретического материала для проведения экскурсии. Если она будет проводиться профессиональным экскурсоводом, то педагогу необходимо заранее подробно ознакомиться с материалом, маршрутом, оговорить возраст слушателей, их интересы. Экскурсовод должен понимать, что данное мероприятие не подразумевает развлечение и не столько выполняет рекреативную функцию, сколько несёт в себе определённые цели и задачи, и постараться организовать нестандартный подход для поддержания интереса у экскурсантов.
Если педагог самостоятельно проводит экскурсию, то должен быть готов к кропотливой работе по подготовке материала. Подбор экскурсионного материала — исследовательский и творческий процесс. Подобранный материал, с одной стороны, должен быть повествовательно-исторический или узко-тематический, с другой стороны, должен удивлять. В последнем состоит основная сложность, ведь привлечь внимание современной молодёжи — непростая задача, связанная с обилием доступной информации в сети Интернет.
Задача педагога — подобрать личностно-ориентированный материал, чтобы каждый обучающийся почувствовал связь с предполагаемым объектом экскурсии, найти точки соприкосновения с реальной современной жизнью экскурсантов.
Это может быть всем известный маршрут или архитектурное сооружение, но в содержании экскурсии он должен быть привязан к определённой теме. Это может быть, например, модернизм, крестьянское восстание, известный пожар, связь с известной исторической личностью. Сочетание повседневного и далёкого прошлого больше всего может заинтересовать современных подростков.
Часто выбор экскурсионного маршрута останавливается на известных достопримечательностях, например, в Москве — это Красная площадь, храм Христа Спасителя. При этом на соседних улицах находятся не менее интересные исторические объекты. Например, рядом с храмом Христа Спасителя есть Гоголевский бульвар, о каждом здании которого можно прочесть лекцию по истории и архитектурным
стилям, о связи с известными историческими личностями, о незаметной для обывателя трёх-ступенчатости бульвара.
Рядом с бульваром находится Волхонка, где располагается первая мужская гимназия, дом с рюмкой Якова Филатова, дом с «панорамным окном», где жил художник В. А. Тро-пинин и о котором он пишет в своих воспоминаниях, лебяжье озеро, на месте которого сегодня просто переулок, целый ряд музеев изобразительных искусств (в одном из них раньше находился магазин, где была куплена известная картина В. А. Тропинина «Портрет А. С. Пушкина»). Разнонаправленность содержания экскурсии найдёт отклик почти у каждого участника мероприятия.
Этимология и история происхождения названий описанного района — это отдельная захватывающая лекция. Один из многочисленных переулков — Колымажный — находится рядом с музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его название происходит от слова «колымага» — раньше так называли карету, а сам переулок был местом стоянки кремлёвских карет того времени. По той же стороне находится дворец Голицыных, буддийская Ступа Просветления, музей Рериха, картинная галерея А. М. Шилова, множество православных храмов.
Если в силу каких-то обстоятельств невозможно сразу охватить целый район, то можно запланировать посещение одного из музеев в выбранном месте, но по пути к нему рассказывать о встречающихся достопримечательностях.
Экскурсия должна быть содержательной и эмоционально окрашенной. Она должна содержать в себе связь времён и мест, иметь личностно-ориентированный характер, поддерживать межпредметные связи изучаемых дисциплин.
Приведённые примеры экскурсионных бесед по одному из районов Москвы служат примером того, насколько интересна и богата история не только широко известных улиц и переулков столицы, но и незаметных с первого взгляда, находящихся в глубине застройки, при этом имеющих не менее захватывающее
прошлое. И такие места есть в любом населённом пункте.
На этапе подготовки к экскурсии её организатору необходимо заранее посетить место планируемого мероприятия. Это позволит избежать непредвиденных обстоятельств (перекрытие улиц, ремонт экскурсионного объекта, его внешнего фасада и т. д.), либо учесть их в плане.
Завершающий этап экскурсии должен быть спланирован заранее, и ещё до проведения мероприятия изложен в регламентирующих документах. Познавательный характер экскурсии предполагает последующее закрепление и итоговую проверку усвоенных знаний. Поэтому в рамках занятия, по теме которого проводилась экскурсия, или тематического круглого стола целесообразно провести опрос по материалам экскурсии, предложить подготовить проект, презентацию, эссе, викторину с вопросами.
Любая экскурсия должна быть оформлена должным образом для отчётности в плане проведения. Он должен содержать в себе подробное описание мероприятия: тему проведения, место, форму, занимаемое время, цель и задачи экскурсии, знания, умения и навыки обучающихся, на получение которых рассчитывает педагог, список источников, используемых при подготовке материала и рекомендуемых обучающимся для самостоятельного изучения темы, а также домашнее задание по материалу экскурсии.
Экскурсия, как форма учебной работы, отличается нестандартностью, возможностью более свободного взаимодействия между педагогом и обучающимися, высоким уровнем эмоциональности. Данный вид внеучебной работы на любом этапе обучения способен компенсировать недостаток часов по истории, повысить мотивацию молодых людей к саморазвитию, пробудить интерес к живописи, архитектуре, скульптуре и биографиям исторических деятелей.
Всё это в синтезе создаёт условия для становления высококультурного человека, реализуя воспитательные компетенции в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Липский В. Н. Единство чувственного и рационального в научном познании //
В сб.: Наука как призвание: теория и практика. Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. М., 2020, С. 3—7.
2. Волошина В. А. К проблеме формирования культурно-государственной идентичности // В сб.: Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. Материалы IV международной научно-практической конференции / Под ред. Т. И. Рябовой. Брянск, 2017. С. 14—19.
3. Фурс В. А. Пропаганда как инструмент гуманитарных технологий //
В сб. Исторические традиции правоохранительной системы России. Иркутск, 2016. С. 49—53.
4. Бабин Ю. М. О гносеологических основаниях естествознания // В сб.: Духовная культура: традиции и современность. М., 2012. С. 33—50.
5. Киричек А. В. Роль гуманитарной среды Академии ГПС МЧС России в реализации творческого потенциала обучающихся // В сб.: Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3 ч. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 95-101.
6. Яковко Т. В. Размышления о педагогическом творчестве // В сб.: Духовная культура: традиции и современность. М., 2015. С. 98-103.
7. Дьяченко Н. В. Рекомендации к проведению урока по обществознанию
(или классного часа) по теме «Конституция РФ» в честь 25-летия Конституции РФ // Школьные технологии. 2018. № 5. С. 91-98.
8. Шныпко В. С. Выбор профессии старшеклассника через личность реального человека, реализовавшегося в своей профессии (материал для классного часа) // Школьные технологии. 2020. № 5. С. 113-118.
9. Шныпко В. С., Дьяченко Н. В. Содержание и формы самостоятельной подготовки обучающихся в условиях дистанционного обучения // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 57-61. DOI:10.25257/KB.2021.1.57-61
EXCURSION AS AN EXTRACURRICULAR WORK FORM
DYACHENKO Natalya
PhD in Pedagogy, Associate Professor
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article provides methodological and pedagogical justification of such extracurricular work form as an excursion. The excursions types, their main educational and pedagogical purposes and objectives are described. Attention is paid to excursion materials preparation. It is concluded that excursions as a kind of training positively affect broadening students' horizons and their creative potential, as well as interpersonal relations between the excursion participants.
Key words: educational form, training activities, creative potential, profession, excursion route, museum, place of interest.