УДК 371 ББК 74.00
Ю.А. Рыжикова
технология организации образовательной экскурсии
В статье приводится анализ основных подходов к определению понятия «образовательная экскурсия» как современного способа организации воспитательного процесса. Автор рассматривает особенности проведения «образовательных экскурсий», виды экскурсий в учебной и внеучебной деятельности, выявляет принципы организации образовательной экскурсии. Ведущей идеей данной статьи выступает обоснование технологического обеспечения процесса воспитательной деятельности средствами образовательных экскурсий. В результате исследования автор выявляет, что образовательная экскурсия выступает эффективным способом получения социального опыта обучающимися.
Ключевые слова: образовательная экскурсия, воспитательная деятельность, социальный опыт, инновационные образовательные технологии.
Yu.A. Ryzhikova
TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL ExCURSIONS
ORGANIZATION
The article provides an analysis of the main approaches to the definition of «an educational excursion» as a modern way of organizing the educational process. The author considers the peculiarities of educational excursions, kinds of excursions in the academic and extra-curricular activities, reveals the principles of the organization of educational excursions. The main idea of this article is substantiation of technological support of educational activity of the process by means of educational excursions. As a result of research the author reveals that the educational excursion appears effective ways to get the social experience of students.
Key words: information-educational environment, school informatization, the quality of school education, information competence.
Термин «экскурсия» пришел в русский язык в 21 веке в понимании «военного набега» или «вылазки и поездки». М.П. Анциферов считает, что экскурсия в общем ее понимании - это прогулка, задача которой - изучение определенной темы на материле, представленном созерцанию [2].
Еще в конце XIX века в Настольном энциклопедическом словаре «экскурсия» определялась как «поездка с учебной или научной целью». В.А. Сластенин характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятия, в музеи, на выставки и т.д.» [5]. В нашем случае предприятие — это образовательная организация.
В.А. Герд дает следующее определение: «Экскурсия — это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает явление в его естественной обстановке» [1].
Роль экскурсионной деятельности в образовании определена в исследованиях Л.Ю. Гордина, Е.Н. Медынского, А.И. Пискунова, М.Ф. Шабаевой. Ученые выделяют ряд особенностей образовательной экскурсии:
• особая форма учебной и внеучеб-ной деятельности на основе совместной работы педагога (в роли экскурсовода) и обучающихся (в роли экскурсантов) для изучения действительности в естественных для социума условиях;
• форма и метод приобретения знаний коллективно на местах достопримечательностей;
• самостоятельная форма обучения и воспитания;
• форма организации воспитательной работы с массовой аудиторией обучающихся;
• эпизодическое внеклассное мероприятия определенной тематической направленности;
• автономная форма культурно-просветительной работы, межличностного общения, происходящего по одному из направлений воспитания;
• форма распространения знаний и идейного воспитания.
Так, в организации внешкольной работы детей Л. Бархаш описывает экскурсионный метод как получение определенных знаний, а также воспитания ребенка через посещение различных объектов по разработанной заранее
теме с руководителем. Объектами при этом могут быть музей, завод, институт, парк и т.д. Л.Н. Ушаков определяет экскурсию в образовании как коллективную поездку с научно-образовательной целью.
Выявление особенностей образовательной экскурсии в научном аспекте позволило определить, что большинство ученых определяют ее как форму воспитания (воспитательной деятельности, работы). Г.Р. Потаева в данной связи выявляет различия образовательной экскурсии по основным ее формам (рис. 1) [4]. Кроме того, автор отмечает, что помимо воспитательной деятельности экскурсия выступает эффективным способом учебной работы обучающихся. Например, экскурсия-консультация - это наглядные ответы на вопросы; показательная экскурсия - показ образца того или иного методологического приема на определенном объекте.
Э кскур сия-ма ссовка. Участники передвигаются го маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод
Экскурсия-прогулка. Совмещает в сбе элементы
познания с элементами отдыха, проводится в лесу, парке, по морю, реке и т.д.
Экскурсия-лекция. Рассказ преобладает над показом
Э кскур сия-концерт. Посвящается музыкальной теме с прослушиванием произведений в салоне автобуса
Экскурсия-спектакль. Форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы
Рис. 1. Формы образовательных экскурсий
Научные задачи образовательной экскурсии послужили основанием поиска новых форм улучшения воспитательной работы, повышения ее эффективности, в которой экскурсия выступит одним из ведущих способов культурно-просветительской работы в общеобра-
зовательных целях. Среди основных задач образовательной экскурсии на современном этапе развития общего образования выступают:
1. Способствование обнаружению объектов, на основе которых раскрывается тема (предмета, исследования, похода).
-О
О.
<
2
2. Приобретение необходимой информации на основе реальной практики.
3. Повышение мотивационного потенциала воспитательной деятельности через ощущение величия подвига (открытия), значение события.
4. Организация процесса усвоения практических навыков самостоятельного наблюдения и анализа объектов образовательной экскурсии.
Таким образом, образовательная экскурсия, на наш взгляд, представляет собой процесс познания обучающимся окружающей действительности, которая построена на заранее подобранных объектах в естественных условиях, либо расположенных на предприятиях, заводах, научно-исследовательских институтах, лабораториях и т.д.
Технология образовательной экскурсии представляет собой определенный путь следования экскурсионной группы, направленный на раскрытие установленной для данной экскурсии темы. Она выстраивается в зависимости от последовательности осмотра объектов, наличия площадок, необходимости обеспечения безопасности, возможности взаимодействия. Основная задача данной технологии - полное раскрытие темы.
Целесообразно, на наш взгляд, выделить ключевые этапы проводимых нами образовательных экскурсий:
• подготовка,
• проведение,
• осмысление результатов и подведение итогов деятельности обучающихся в рамках реализации экскурсии,
• интерпретация учениками полученного опыта,
• фиксация результатов (в «Портфо-лио отзывов»).
Реализация технологии организации образовательных экскурсий в современной школе развивает у обучающихся инициативность в познании жизни, которая неразрывно связана с любознательностью. В ходе экскурсий ученик приобретает навык самостоятельного осознания окружающей действительности, построения научных выводов и систематизации впечатлений, таким образом приобретая опыт работы с окружающими яв-
лениями и научным конструированием. В области познания образовательные экскурсии выступают технологией развития способности самостоятельно и планомерно ориентироваться в природе социального опыта.
Искусство применения технологии организации образовательных экскурсий заключается в четкой формулировке ее цели, в умении кооперации как в группе, так и между отдельными обучающимися, в руководстве экскурсионным процессом. Приобретение опыта участия в образовательных экскурсиях способствует проявлению большей самостоятельности обучающихся. Определенный набор технических приёмов и способов развивает инициативу и активность учеников в экскурсионном процессе: рисование, фотографирование, коллекционирование, ведение записей, наблюдение и др. Совокупность данных способов призвана к мобилизации внимания участников экскурсии, активизации познавательной деятельности, развитию наблюдательности и запоминания.
Перед экскурсией обучающимся дается самостоятельная работа, в ходе которой возникают определенные трудности и потребности в консультации педагога и его своевременной помощи. Самостоятельная работа строится на основе выполнения заданий исследовательского и практического характера. Объяснения педагога должны быть краткие, интересные и доступные ученикам. Все необходимые теоретические пояснения необходимо проводить до организации образовательной экскурсии.
Выбор места проведения экскурсии основывается на условиях хорошей слышимости и видимости объектов, возможности их демонстрации и наблюдения [3].
В связи с устойчивым стереотипом обучающихся в регламентации учебного времени (45 минут урок и перерыв в 10-15 минут) необходимо придерживаться данного времени и во время экскурсии. При этом можно использовать различные игры, соревнования и квесты.
В результате проведения образовательной экскурсии проводится итоговая
беседа, в которой ученики могут обмениваться мнениями, впечатлениями и решать вопросы, в которых возникли трудности в процессе экскурсионной деятельности. Учитель на данном этапе обобщает опыт, уточняет, дополняет ответы обучающихся, используя при этом факты из книг, статей газет, собственный опыт и др.
Материалы экскурсии закрепляются на уроках и классных часах при составлении и решении задач, написании сочинений и эссе, создании рисунков, коллажей, стенных газет, организации выставок и игр по теме экскурсии.
Типы образовательных экскурсий определяются предметом учебного курса, объемом задач, местом, занимаемым экскурсией в данном курсе, а также длительностью по времени. Одной из современных экскурсионных форм является виртуальная экскурсия [2]. Такая образовательная экскурсия отличается от реальной отображением объектов в виртуальной реальности, с целью получения безопасного самостоятельного опыта при наблюдении и сборе необходимой информации.
Актуальность виртуальной экскурсии обусловлена эффективным визуальным восприятием обучающимися объектов социального окружения, получением социального опыта на месте (виртуальное посещение мест). Виртуальное погружение в окружающий мир при формировании представлений об изучаемых объектах создает условия для развития
нравственных качеств личности обучающегося, положительных эмоций при знакомстве с красотой окружающей действительности «здесь и сейчас», приобретения новых знаний об особенностях взаимодействия с природой исследуемых объектов.
На наш взгляд, эффективность экскурсии как образовательного процесса зависит от уровня активности обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов. Следует определить основные задачи, поставленные перед нами как организаторами экскурсии:
• добиться максимальной активности и самодеятельности педагогов, побудить их самостоятельно «работать» на экскурсиях;
• вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов.
Современные общеобразовательные организации должны проводить экскурсии, приближая обучающихся к жизни, приобщая их к социальному опыту. Роль образовательных экскурсий - сближение школ с окружающей действительностью. В педагогической науке и практике все чаще делаются попытки обоснования образовательной экскурсии как дидактического метода: появляется термин «экскурсионный метод», рассматривается возможность использования образовательных экскурсий как ведущего способа преподавания в школе взамен традиционным занятиям в классах.
Библиографический список
1. Герд, ВА. Экскурсионное дело [Текст] / ВА. Герд. - M.: Прогресс, 2009. - 340 с.
2. Добрина, H.A. Экскурсоведение [Текст]: учеб. пособие. - M.: Флинта: MПCИ, 2012. - 286 с.
3. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов; Рос. Mеждунар. A^^. Туризма. - M.: Советский спорт, 2009. - 2016 с.
4. Потаева, Г.Р. Инновации в экскурсионном (познавательном) туризме [Текст] / Г.Р. Потаева // Сб. метод. рекомендаци. - Mинск: Белорусский гос. ун-т, 2007. - С. 265-307.
5. Сластенин ВА. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / ВА. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. ВА. Сластенина. - M.: Aкадемия, 2002. - 576 с.
Referents
1. Gerd V. A. Tour business. M.: Progress, 2009. P. 340. [in Russian].
2. Dobrina N.A. Excursion. Ros. Akad. Obrazovaniya, Mosk. psikhol.-sots. int-t. M.: Flinta : MPSI, 2012.P. 286. [in Russian].
о £
о m
о
X
-О
ф
I-
го са о
п
го
ю о
го
со S X
2 ^
о
о с; о
X
X ф
3. Yemelyanov B.V. Excursion. Ros. Mezhdu-nar. Akad. Turizma. M.: Sovetsky sport, 2009. P. 2016. [in Russian].
4. Potayeva G.R. Innovations in the tour (cognitive) tourism. Sb. metod. Rekomendatsiy. M-vo sporta i turizma Resp. Belarus, Nats. agentstvo po turizmu. Minsk: Belorusskij gos. un-t, 2007. P. 265-307. [in Russian].
5. Slastenin V. A., Isayev I.F., Shiyanov Ye.N. Pedagogy. Ed. V. A. Slastenin. M.: Akademiya, 2002. P. 576. [in Russian].
Сведения об авторах: Рыжикова Юлия Александровна,
аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: julias160378@yandex.ru
Information about the authors: Ryzhikova Yulia Alexandrovna,
Post graduate student, Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-TOai7:julias160378@yandex.ru
УДК 8(07 ББК 74.268.3
Т.А. Сироткина
проблемы литературного краеведения
В КОНТЕКСТЕ школьного ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на материале учебного пособия по литературному краеведению для общеобразовательных школ ХМАО-Югры рассматривается роль данного курса в решении учебных и воспитательных задач, определяется его место в системе школьного литературного образования.
Ключевые слова: литературное краеведение, ХМАО-Югра, школьное образование, региональная личность.
T^. Sirotkina
PROBLEMS OF LITERARY REGIONAL STUDIES IN THE CONTExT OF SCHOOL LITERARY EDUCATION
The article examines the role of the course in solving the educational and educational problems, is determined by its place in the system of school Literature education on the material of a textbook on literary regional studies for general-education schools of KhantyUgra.
Key words: literary regional studies, Khanty-Mansiysk District-Yugra, school education, regional identity.
Современная регионалистика - одно из важных в культуроведческом и воспитательном плане направлений современной науки. Только на конкретном * материале, связанном с малой родиной, £ школьники могут приобщиться к бо-о гатству культуры региона, его истории, традициям и ценностям. Поэтому акту-
альным представляется и разработка филологической составляющей региона-листики, особенно в плане школьной и вузовской методики.
Во многих регионах России преподаватели высшей школы, занимающиеся лингвистическим и литературным краеведением, решают вопросы школьной