Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE / INITIAL STAGE OF TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / ACTIVATION / INDEPENDENCE / PROJECT TECHNOLOGIES / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВИЗАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Анастасия Андреевна

В данной статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку в младших классах в контексте модернизации российского образования. Представлена научно-обоснованная характеристика использования проектных технологий в рамках личностно - ориентированного обучения. Охарактеризованы дидактические возможности проектных технологий, способные оптимизировать образовательный процесс и развить у младших школьников самостоятельность, активность, речевые способности и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. Проанализирован учебно-методический комплекс «Enjoy English» М.З. Биболетовой, предоставляющий прекрасные возможности применения проектной методики в младших классах практически по каждой пройденной теме и представления их в виде коллажей, рисунков, стенных газет, альбомов, плакатов. Выявлен алгоритм творческой работы над проектом, состоящий из подготовительного, организационного, деятельностного, презентативно-оценочного этапов. Обозначена роль педагога при организации работы над проектом, предусматривающая отбор тем, обладающих новизной, различных ситуаций для выявления проблемы, определение баз информации и способов представления проектного задания.This article discusses the features of teaching a foreign language in lower grades in the context of modernizing Russian education. The research-based characteristic of the use of project technologies in the framework of personality-oriented training is presented. The article describes the didactic possibilities of project technologies that can optimize the educational process and develop independence, activity, speech abilities and motivation for further mastering a foreign language in younger students. The article analyzes the educational and methodological complex "Enjoy English", which provides excellent opportunities for applying project methods in Junior classes on almost every topic and presenting them in the form of collages, drawings, wall Newspapers, albums, posters. The algorithm of creative work on the project, consisting of preparatory, organizational, activity, presentation and evaluation stages, is revealed. The role of the teacher in the organization of work on the project, which provides for the selection of topics that have a novelty, various situations to identify the problem, the definition of databases and ways to present the project task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.013

Педагогические науки

Еремина Анастасия Андреевна, студент магистратуры Гуманитарного Института Северо - Кавказский Федеральный Университет, учитель иностранного языка МБОУ Гимназия №3, Россия, г. Ставрополь, РФ

E-mail: kodash9 7@mail. ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности обучения иностранному языку в младших классах в контексте модернизации российского образования. Представлена научно-обоснованная характеристика использования проектных технологий в рамках личностно - ориентированного обучения. Охарактеризованы дидактические возможности проектных технологий, способные оптимизировать образовательный процесс и развить у младших школьников самостоятельность, активность, речевые способности и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. Проанализирован учебно-методический комплекс «Enjoy English» М.З. Биболетовой, предоставляющий прекрасные возможности применения проектной методики в младших классах практически по каждой пройденной теме и представления их в виде коллажей, рисунков, стенных газет, альбомов, плакатов. Выявлен алгоритм творческой работы над проектом, состоящий из подготовительного, организационного, деятельностного, презентативно-оценочного этапов. Обозначена роль педагога при организации работы над проектом, предусматривающая отбор тем, обладающих новизной, различных ситуаций для выявления проблемы, определение баз информации и способов представления проектного задания.

Ключевые слова: иностранный язык; начальная ступень обучения; учебный процесс; активизация; самостоятельность; проектные технологии.

Annotation: This article discusses the features of teaching a foreign language in lower grades in the context of modernizing Russian education. The research-based characteristic of the use of project technologies in the framework of personality-oriented training is presented. The article describes the didactic possibilities of project technologies that can optimize the educational process and develop independence, activity, speech abilities and motivation for further mastering a foreign language in younger students. The article analyzes the educational and methodological complex "Enjoy English", which provides excellent opportunities for applying project methods in Junior classes on almost every topic and presenting them in the form of collages, drawings, wall Newspapers, albums, posters. The algorithm of creative work on the project, consisting of preparatory, organizational, activity, presentation and evaluation stages, is revealed. The role of the teacher in the organization of work on the project, which provides for the selection of topics that have a novelty, various situations to identify the problem, the definition of databases and ways to present the project task.

Keywords: foreign language, initial stage of training, educational process, activation, independence, project technologies.

Модернизация школьного образования направлена на переориентацию обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на становление личности школьника, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики индивидуальности. Выше сказанное свидетельствует об актуальности и необходимости внедрения в образовательный процесс современных технологий, которые создают комфортную обстановку, стимулируют интересы обучающихся, учитывают их потребности и способности.

Проанализировав научно-педагогическую литературу, стало ясно, что преимущества метода проектов способствуют оптимизации учебно-

познавательной деятельности школьников благодаря решению значимой для них задачи.

Анализируя необходимость реформирования современной системы отечественного образования, И.Л. Бим указывает на то, что при нынешних обстоятельствах методическая организация изучаемого материала должна стимулировать учебную деятельность младших школьников, предусматривать проблемную подачу информации, чтобы мотивировать учащихся к наблюдениям, анализу, самостоятельным выводам и обобщениям, ориентировать их на самостоятельный поиск информации. Согласно позиции автора, методы, приемы и технологии обучения будут способствовать развитию интереса, творческих способностей, мотивации, активности и самостоятельности школьника. Таковыми средствами являются проектные технологии, способные оптимизировать образовательный процесс [1, с. 5].

В основе системы проектного обучения лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика, суть которых заключается в организации обучения, которое будет способствовать развитию аналитического мышления обучаемых

Сегодня мы имеем определенный научный опыт осмысления проектных технологий, его дидактического потенциала, о чем свидетельствуют труды зарубежных и отечественных исследователей (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и другие).

Интересна точка зрения Е.С. Полат, согласно которой метод проектов определяется как «совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [5, с. 7].

Согласно позиции И.А. Зимней, суть проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно - ориентированного обучения, заключается в том, что учебный процесс должен строиться с учетом индивидуальных потребностей, интересов и способностей ученика [3, с. 11].

По словам Е.С. Полат, проектная методика на занятиях по иностранному языку представляет собой действия, выполняемые учителем как организатора и учащимися, создающими и представляющими свои собственные креативные работы. Ценность проекта заключается в том, что в ходе его выполнения, ученики приступают к самостоятельному приобретению знаний, получают опыт исследовательской деятельности [5, с. 8].

Вышеизложенное дает нам основание полагать о необходимости использования проектных технологий, в том числе и на начальной ступени обучения, так как ключевой задачей обучения иностранным языкам является не только формирование у школьников навыков вступать в иноязычную коммуникацию с учетом их речевых возможностей и потребностей, но и развитие речевых способностей, особенностей внимания, мышления, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Однако успех реализации проектных технологий зависит от того, насколько методически корректно они проработаны, от правильно организованной деятельности всех представителей проекта на всех этапах.

В понимании Л.М. Репета, проектная деятельность учащихся должна соответствовать определенному алгоритму творческой, исследовательской работы, состоящей из следующих этапов:

- Подготовительный этап нацелен на создание комфортной и творческой атмосферы в классе, которая поможет школьникам в поиске конкретной и необходимой информации для решения задач по теме их проекта.

- Организационный этап предусматривает рациональное планирование деятельности, правильный выбор методов и приемов работы, определение источников информации, организацию групп и др.

- Деятельностный этап предполагает непосредственно работу над проектом, осуществление контроля деятельности участников, консультирование с учителем, подготовку к защите проектного задания.

- Презентативно-оценочный этап предусматривает представление результатов, защиту проекта, анализ и оценку результатов по проделанной работе [6, с. 145].

В рамках нашей работы, важно отметить, что при организации работы над проектом, в частности в младших классах при обучении иностранным языкам, необходимо, чтобы тематика проектов и предлагаемые задания соответствовали уровню языковой подготовки, возрастным особенностям и интересам учащихся.

С учетом психологических особенностей данной возрастной группы, можно утверждать, что проектные технологии необходимо использовать в младших классах, поскольку у школьников сформированы необходимые навыки для самостоятельной работы и отстаивания своей собственной точки зрения [4, с. 135].

Учитывая собственный опыт работы в младших классах, важно отметить, что особая роль отводится подготовке педагогом организационной работы над проектом при соблюдении всех этапов работы над ним, предусматривающая отбор тем, обладающих новизной, различных ситуаций для выявления проблемы, определение баз информации и способов представления проектного задания.

В младших классах при обучении иностранному языку, метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Проведенный нами анализ учебно-методического комплекса (УМК) «Enjoy English» М.З. Биболетовой на предмет применения метода проектов, мы пришли к выводу о том, что этот курс дает прекрасные возможности применения проектной методики.

Безусловно, младшие школьники в процессе обучения иностранному языку выполняют творческие проекты небольшого объёма с учетом запаса лексических единиц.

Так, к примеру, после прохождения тем «Enjoying your home», «Having a good time with your family», «Shopping for food», «Animals» по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English 4», учащимся целесообразно предложить творческие проекты, продуктами которых могут стать коллажи, рисунки, стенные газеты, альбомы, выставки, плакаты, меню для ресторана.

Не вызывает сомнения тот факт, что вышеперечисленные способы презентации собственных проектов в младших классов способствуют формированию основ творческой деятельности, так как учат планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, развивают творческие способности учащихся, расширяют словарный запас школьников и создают положительный настрой к изучению иностранного языка.

Таким образом, вслед за О. В. Будаковой, можно заключить, что проектные технологии являются превосходным средством активизации мыслительной деятельности учащихся, повышения уровня самостоятельности обучающихся, развития воображения, творческого мышления, способствует не только развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, но и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащихся [2, с. 158].

Становится очевидным, что использование проектной технологии в учебном процессе требует от педагога владения определенным набором исследовательских методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, в правильном русле направлять учащихся на решение обозначенной задачи, уметь применять знания из различных областей по теме выбранных проектов.

Библиографический список:

1. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. -2005. - № 8. - С. 2-6.

2. Будакова, О. В. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку / О. В. Будакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международ. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб: Реноме, 2012. - С. 156-158.

3. Зимняя, И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. -1991. - № 3. - С. 9-15.

4. Макарова О.С., Донцов А.В., Малофей А.О. Моделирование урока иностранного языка средствами современных информационных технологий // Актуальные вопросы высшего профессионального образования. Сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. - 2017. -С.133-138.

5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2000. № 2/3.- С. 3-10.

6. Репета, Л.М. Роль метода проектов в становлении школьника // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. - С. 141-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.