Научная статья на тему 'Создание условий проектной деятельности в учебном процессе'

Создание условий проектной деятельности в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ / ФОРМА РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ / PROJECT TECHNOLOGY / LEARNER-CENTERED APPROACH / PROJECT-RESEARCH ACTIVITY / INFORMATION PROJECT / REFLECTION / FORM OF DEVELOPMENTAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россолова О.А., Галактионова П.В.

С татья посвящена изучению возможностей проектного метода для активизации процесса обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной организации. В работе рассмотрены особенности создания условий организации проектной деятельности, представлены варианты возможных видов и форм деятельности при реализации метода проектирования, описаны основные требования к реализации проектной деятельности.The article is dedicated to studying the possibilities of the project method for activating the process of teaching Russian language and literature in an educational organisation. The paper considers the features of creating conditions for the organisation of project activities, presents various options for possible types and forms of activities needed in the implementation of the project method, and describes the principal requirements for the execution of project activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Россолова О.А., Галактионова П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий проектной деятельности в учебном процессе»

Создание условий проектной деятельности в учебном процессе

Россолова Оксана Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга E-mail: oksross@mail.ru

Галактионова Полина Викторовна,

магистрант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, учитель русского языка и литературы E-mail: younginternetexplorer@mail.ru

С татья посвящена изучению возможностей проектного метода для активизации процесса обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной организации. В работе рассмотрены особенности создания условий организации проектной деятельности, представлены варианты возможных видов и форм деятельности при реализации метода проектирования, описаны основные требования к реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная технология, личностно-ориентированный подход, проектно-исследовательская деятельность, информационный проект, рефлексия, форма развивающего контроля.

о с

CJ

В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. В настоящее время в обществе востребованы люди умные, творческие, мобильные, активные. Современный человек должен уметь анализировать, творить, размышлять, вносить коррективы и предложения. Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности [3].

В настоящее время на уроках русского языка учителю рекомендуется использовать проектную деятельность, в связи с тем, что данная технология эффективно повышает интерес и мотивацию учащихся к получению знаний по этому предмету. К данной дисциплине можно применить все типы проектов: исследовательские, игровые, практико-ориентированные, информационные, творческие. На наш взгляд, наиболее продуктивны исследовательские, информационные и творческие проекты, так как они лучше всего способствуют осознанному восприятию материала. Наиболее простым в организационном плане является информационный проект. Он позволяет ученикам в рамках одного занятия самостоятельно освоить обширный материал. На уроках русского языка имеет смысл проводить подобные занятия на темы, представленные школьной программе в сжатом формате. Подобный шаг способствует полному усвоению материала и предполагает обмен знаниями между группами учеников. Учащиеся стараются объяснить материал, сопровождая примерами.

Рассмотрим методическую разработку проектной технологии на уроке русского языка в 5 классе на тему «Лексика. Культура речи», во время которой изучаются синонимы и антонимы, мно-позначные слова и омонимы. Этим темам в рамках школьной программы уделяется недостаточно времени, в связи с чем ученики не успевают усваивать материал и допускают ошибки на протяже-

нии всего процесса обучения, что и было учтено при составлении проектного плана урока.

Перед уроком проектной деятельности, учитель должен комплексно подготовиться: ученикам должно быть обеспечено наличие разнообразной, но не избыточной, справочной литературы, к каждой теме подбираются соответствующие художественные произведения (небольшого объема), на примерах которых ученики смогут увидеть особенности использования языковых средств художественной выразительности. Также учитель должен обладать исчерпывающими знаниями по каждой теме, для осуществления корректирующих действий.

На подготовительном этапе, согласно правилам организации проектной деятельности, перед учениками формулируется и ставится проблемный вопрос: Знаете ли вы, что такое синонимы и антонимы и чем они отличаются друг от друга? А знаете ли вы, что такое омонимы и многозначные слова и чем они отличаются друг от друга?

Этот проблемный вопрос вызывает затруднения у обучающихся, так как ученики 5 класса не имеют достаточных знаний по этим темам. При этом они определяют тему урока и, ориентируясь на предыдущий диалог с учителем, называют основную цель урока - освоение названных тем.

Далее должен быть осуществлен организационный момент, во время которого ученики должны получить в лаконичной и конкретной форме точные указания по планируемой деятельности. Учитель сообщает вид работы на уроке (урок-проект) и оглашает план работы и задания группам: Сегодня необычный урок! Вам предстоит в группах создать проекты и представить их своим одноклассникам. Перед вами не ставятся строгие требования: цель проекта и способы ее достижения вы определяете самостоятельно. Главное - найти информацию по теме, отобрать необходимые факты, проиллюстрировать их примерами и сформировать проект. В качестве источников информации вы можете пользоваться учебником и интернет-источниками. Ваша работа заключается не только в поиске информации, но и в эффективном донесении ее до одноклассников, то есть вы должны хорошо и понятно представить свой проект. Всю информацию по проекту вы записываете на листы формата А4. Старайтесь делать записи аккуратно, так как эти листы сдаются учителю. На сбор и оформление информации вам дается 15 минут.

Учитель делит класс на 4 группы: группа «Синонимы», группа «Антонимы», группа «Омонимы» и группа «Многозначные слова». Группы различаются по уровню подготовленности; учитель должен заранее продумать принцип группировки, не допуская концентрации «сильных» учеников в одной группе.

Следующим шагом для каждой группы является формулирование и представление цели своего проекта.

В силу специфики возрастной группы учащихся учитель, вне зависимости от уровня знакомства учеников с принципом проектной деятельности,

озвучивает правила работы в проекте, раздает памятки-инструкции всем группам.

Памятка-инструкция «Действия обучающихся при реализации проекта»

1. Выберите тему проекта (исследования).

2. Поставьте цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Запишите ответы.

3. Если это исследование, то выдвиньте предположение - гипотезу. (Сделайте свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Запишите ответы. Если нет, то переходите к следующему пункту.

4. Выберите метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Запишите план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Соберите данные (поставьте эксперименты, соберите необходимую информацию, материал, оформите его, сверьте свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Зафиксируйте результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Проанализируйте результаты. (Сравните полученные результаты с данной гипотезой).

8. Сделайте вывод. Дайте оценку действиям в группе.

9. Защитите результат в коллективе. Получите общую оценку результатов.

Основная задача учеников представить проект в доступной, для одноклассников, форме. Участники групп могут пользоваться учебниками, дополнительной справочной литературой, представленной в кабинете, интернет-ресурсами, для ознакомления с которыми, ученикам разрешено задействовать компьютер и собственные мобильные телефоны, однако их использование строго регламентировано: на группу не более одного участника, занимающегося поиском информации с помощью мобильного телефона.

Основной этап: начинается работа в группах, ученики, используя различные источники информации, набирают материал по заданной им теме. Периодически они задают учителю вопросы консультативного характера, касающиеся авторитетности того или интернет-ресурса, разночтений в полученной информации между учебником и справочной литературой. Далее следует отбор наиболее важных фактов по теме проекта, подбор примеров. Ученики консультируются с учителем, выбирая более удачные определения и примеры. Завершающий шаг - оформление проекта: ученики записывают основные понятия, определения и примеры на лист. Следующие действия - составление мини-словарей и работа с художественным текстом (поиск примеров по теме в литературном произведении). Этап занимает 15 минут.

Завершающий этап: каждая группа по очереди представляет свой проект. Учитель комментирует и задает вопросы. Участники других групп задают выступающим вопросы. После выступления всех групп происходит обсуждение: подводятся итоги, выставляются оценки. Этап занимает 25 минут.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Данный урок предполагает активную групповую работу и распределение ролей между участниками, развернутый диалог с обсуждением проекта между учителем и группой, между группой-докладчиком и группами-слушателями, что положительно влияет на развитие коммуникативных навыков детей. Во время создания проекта ученики приучаются быть самостоятельными, улучшают навыки систематизации информации, её осознанного восприятия. При представлении проекта ученики развивают навыки устной речи и публичного выступления. Работа по составлению мини-словарей приучает учеников работать со словарями. Поиск и характеристика использования необходимых языковых единиц в художественном произведении способствует формированию навыка вдумчивого и осознанного чтения.

Помимо осуществления на уроке проектной деятельности может разрабатываться и индивидуальный внеклассный проект ученика по этой же теме (создание и защита сказки, брошюры и т.п.). Следующим шагом является планирование самостоятельной работы, которое начинается с подбора источников информации. Вместе с учителем ученик составляет список информационных ресурсов. Справочная литература анализируется, ученик выделяет основные источники. Учитель вместе с учеником определяет временной промежуток и очередность пунктов работы. Затем следует основной этап - обобщение-исследование, в ходе которого ученик уточняет слабые места в своих знаниях, обращается к конкретным орфограммам, разбитым на тематические блоки, составляются конспекты-схемы.

Периодически учитель проводит с учеником промежуточные встречи, на которых происходит обсуждение продвижения проектной деятельности, планируются дальнейшие действия ученика. Учитель в этот период выступает в роли консультанта, направляющего работу ученика и оценивающего его успехи. Завершающий этап: результат проекта был представлен в виде теста, апробированного в разных группах одноклассников, кроме того по рассматриваемым орфограммам были составлены словарные диктанты, также проверенные в классе. Предложенный проект способствует улучшению и систематизации знаний по русскому языку, а также развитию самостоятельности и ответственности ученика. Грамотная организация проекта со стороны учителя положительно влияет на его общий успех. Стоит отметить, что реализация такого проекта целесообразна преимущественно для подготовленного ученика.

В обобщенном виде технологию опыта проектного исследования можно представить следующим образом: 5 • анализ учителем научной/научно-популярной § литературы/ художественных произведений, определение духовно-нравственной и позна-еЗ вательной проблемы, которую можно решить ав во время проектной деятельности;

• определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;

• определение примерного плана проекта;

• планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);

• организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);

• организация презентации проекта и его рефлексии.

Организация учебного проекта на уроках и во внеурочной деятельности позволила выявить следующие затруднения, связанные с его реализацией:

• временная продолжительность и затратность: проекты по времени занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев; на каждом этапе необходимо мотивировать и стимулировать деятельность обучающихся;

• недостаточность сформированности учебных умений и навыков, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентации, умение найти необходимую информацию, подготовить выступление и т.д.): данная проблема решалась в совместной деятельности с ребенком через выполнение проекта по образцу, по плану;

• трудности публичного выступления и представление работы: для преодоления трудностей публичного выступления использовались репетиции выступления, представление работы в узком кругу слушателей (родители, группа одноклассников).

Требования к содержанию обучения в системе проектной деятельности:

1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, расхождения с представлениями научного сообщества.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся, ясно представляли их содержание. Это не означает, что учащиеся обязаны их придерживаться сами, верить, что они описывают реальный мир.

3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире. Учащиеся должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися [4].

4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы учащиеся отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к но-

вым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Метод проекта является еще и одной эффективной нетрадиционной формой развивающего контроля ЗУН. Характерной чертой данного метода является то, что учащиеся в данной деятельности оказываются в роли ученых, которые путем исследования приходят к получению новых знаний, к самообразованию.

Метод проектной деятельности реализует положительную мотивацию школьников к учебе, к добыванию знаний, так как это дает простор для раскрытия и проявления своих творческих способностей. Кроме того, данный метод организует тесную связь между учителем и учащимися, подразумевая под собой их тесное и дружеское сотрудничество. Грамотно выстроенная проектная деятельность создает условия, которые положительно влияют как на каждого ученика по отдельности, так и на атмосферу всего класса в целом, потому что так или иначе, но решая те или иные познавательные задачи, ребенок контактирует со своими одноклассниками.

Данная форма ведения учебной деятельности очень полезна для ребенка, потому что позволяет приобретать и совершенствовать различные навыки, особенно навык исследовательской деятельности, который включает в себя способность активного взаимодействия с источниками информации, умение анализировать ее, вычленять нужное, систематизировать факты, сопоставлять их, делать выводы.

Подобную форму урока целесообразно использовать наряду с систематическим предметным обучением (в качестве его компонента). Данная форма может быть реализована только на том этапе образовательного процесса, когда учащиеся уже имеют определенный багаж знаний по какой-либо теме (по теме будущего исследования). Для успешной реализации данной формы учебного контроля в учебной практике учителю необходимо четко организовать как свою работу, так и работу каждого учащегося. Учитель должен быть руководителем юных исследователей, а также, что немаловажно, их главным помощником и советчиком. Педагогу необходимо распределять роли каждого учащегося в работе, четко определять время, за которое должно быть сделано то или иное задание, проверять и оценивать каждый этап проделанной работы, а также учить школьников рефлексии, заключающейся в объективной оценке себя и своей деятельности, а также учить оценивать деятельность своих одноклассников.

Таким образом, урок-проект должен соответствовать следующему ходу:

1) постановка исследовательской проблемы;

2) планирование действий по ее разрешению;

3) исследовательская работа учащихся;

4) демонстрация результатов работы;

5) рефлексия.

В современной литературе, направленной на подобное ориентирование учебной деятельно-

сти, выделяют несколько разновидностей учебных проектов:

• по доминирующей деятельности: информационный (сбор информации по какому-либо вопросу), ролевый (учащиеся оказываются в роли какого-либо выбранного персонажа с целью его анализа и пр.), практико-ориентированный (должен охватывать социальные интересы учащихся), творческий (нетрадиционный подход в оформлении результатов: постановки, фильмы и пр.), исследовательский (серьезное научное исследование);

• по продолжительности: мини-проект (рассчитан на один урок), краткосрочный проект (занимает от 4 до 6 уроков), недельный (требует 30-40 учебных часов), годичный (чаще всего проводится в рамках ученических научных обществ).

Рассмотрим ход работы над краткосрочным проектом «Я люблю фразеологию!»

Этот проект адресован учащимся 6 класса, изучающих раздел «Фразеология», которые попробуют себя в качестве историков, художников и должны будут создать творческую презентацию, которая бы продемонстрировала их знания по данному вопросу.

Работа ведется в небольших группах, время на ее выполнение - два урочных часа + выполнение работы дома.

Цель проекта - познакомиться с понятиями фразеология и фразеологизм, с особенностями фразеологизмов, с историей их возникновения, убедиться в их многообразии и значимости для языка; развивать творческие способности, коммуникативную компетенцию, развивать навыки публичного выступления, учиться грамотно представлять результаты своего труда. Задачи проекта:

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

1 этап «Постановка исследовательской проблемы и планирование действий по ее разрешению» (1 урочный час): на данном этапе происходит знакомство с новым изучаемым разделом русского

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

языка, с основными его понятиями. Учитель показывает то, насколько богат язык разнообразными фразеологизмами, как интересна история их возникновения и как порой бывает непроста трактовка некоторых фразеологических сочетаний (тут логично поработать с фразеологическими словарями). Все данные действия направлены на то, чтобы помочь учащимся расширить свои лингвистические представления о многогранности отношений и связей между словами, а также для «выработки умения анализа этих отношений в тексте, углубления их понимания» [1; с. 270]. Далее учителем формируется проблема проекта, ставятся цели и задачи. Задачи обучающихся на этапе работы № 1:

1) собрать и структурировать общую информацию о фразеологизмах, полученную на уроке, оформив ее в виде конспекта (об особенностях составления конспектов учитель кратко рассказывает в начале урока);

2) поработать с фразеологическим словарем, понять метод работы с ним;

3) разбиться на группы (под руководством учителя);

4) выбрать наиболее полный и качественный конспект;

5) дома (или в библиотеке), поработав со словарем, подумать над тем, какой фразеологизм хотелось бы взять для анализа (значение, источник, история, иллюстрация).

2 этап «Исследовательская работа учащихся» (2 урочный час): второй этап представляет собой осуществление активной и самостоятельной деятельности учащихся, где учитель оказывает только консультацию и контроль над процессом.

Задачи обучающихся на этапе работы № 2:

1) проконсультироваться с учителем по поводу выбранного фразеологизма;

2) составить устное планирование предстоящей работы и распределить роли в ней (под руководством учителя);

3) начать работать в соответствии с намеченным планом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) собрать воедино весь материал;

5) дома доделать работу, оформить презентацию и подготовиться к выступлению, распределив роли (чтобы каждый мог ответить за ту часть работы, которую совершал). Распределение ролей:

• перенос текста конспекта в презентацию;

• работа с фразеологическим словарем, поиск значения фразеологического сочетания, фиксирование полученной информации;

• поиск информации об источнике фразеологизма (собственно русский, заимствованный), а также поиск исторических сведений о его появлении;

5 • создание рисунка, иллюстрирующего данный о фразеологизм.

3 этап «Демонстрация результатов работы. еЗ Рефлексия» (3 урочный час): на данном этапе ав обобщаются и резюмируются полученные резуль-

таты, подводятся итоги, направленные на всестороннее оценивание обучения.

Заполняются специальные анкеты по рефлексии: дается характеристика своей работы и работы коллектива в целом.

Необходимо отметить, что побуждение учащихся к рефлексии - важный этап в работе, так как «рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [5; с. 213]. Кроме того, «развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека, способствует развитию критического мышления» [5; с. 213].

Примерный перечень вопросов для рефлексии (отчет может проводиться как в письменной, так и в устной форме):

1. Чему Вы научились, занимаясь исследованием? Что нового узнали?

2. Где и каким образом Вы можете использовать полученный опыт?

3. Что Вам больше всего принесло удовлетворение в работе?

4. Что было трудно? Что не получилось или не получилось так, как планировалось?

5. Как изменила исследовательская работа по лингвистике Ваше отношение к изучению русского языка?

Таким образом, для создания условий проектной деятельности в учебном процессе требуется: личностная включённость учащихся, умение работать в группах, устранение внутренних препятствий для мышления, развитие творческого потенциала. Основная цель проектного обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы, и программы с учетом возрастных особенностей, и интересов школьника, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.

Проектная деятельность основывается на гибкой организации образовательного процесса, увеличении доли самостоятельной работы учащихся в ходе приобретения знаний, формирования умений и навыков. В результате проектной деятельности реализуются современные требования к развитию личности школьника, учитываются его индивидуальные интересы и способности, при этом осваиваются не только конкретные практические навыки, но и приобретается умение решать различные конструкторско-технологические и технические задачи. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Литература

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. - М., 2007.

2. Кларин М.В. Развитие творческого и критического мышления// Школьные технологии. -2004. - № 1. - С. 3-5.

3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2002.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Семушина Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2001.

CREATING CONDITIONS FOR PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Rossolova O.A., Galaktionova P.V.

Vitus Bering Kamchatka State University

The article is dedicated to studying the possibilities of the project method for activating the process of teaching Russian language and literature in an educational organisation. The paper considers the features of creating conditions for the organisation of project activities, presents various options for possible types and forms of activities needed in the implementation of the project method, and describes the principal requirements for the execution of project activities.

Keywords: project technology, learner-centered approach, project-research activity, information project, reflection, form of developmental control.

References

1. Antonova E.S. Methods of teaching the Russian language: communicative-activity approach. - M., 2007.

2. Clarin M.V. Development of creative and critical thinking // School technologies. - 2004. - No. 1. - S. 3-5.

3. Matyash N.V. Design activities of primary schoolchildren. - M.: Ventana-Graf, 2002.

4. New pedagogical and information technologies in the education system: a manual for students of pedagogical universities and advanced training systems. ped frames / E.S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Ed. E.S. Polat. - M.: Publishing Center "Academy", 2002.

5. Semushina L.G. The content and technology of training in secondary specialized educational institutions. - M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.