Научная статья на тему 'От дерева проблем к дереву решений: формирование коммуникативной компетенции при обучении школьников иностранному языку через проектную деятельность'

От дерева проблем к дереву решений: формирование коммуникативной компетенции при обучении школьников иностранному языку через проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / PROJECT WORK / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROBLEM TREE ANALYSIS / "BRAIN STORMING" / FLT (FOREIGN LANGUAGE TEACHING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подкаменная Елизавета Васильевна, Фетисова Светлана Анатольевна

В рамках преподавания иностранного языка одним из наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетенции является проектная деятельность, включающая обучающихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия. В статье представлен не только теоретический аспект применения проектной методики в обучении иностранным языкам, но и практический опыт использования метода дерева проблем в разработке проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подкаменная Елизавета Васильевна, Фетисова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project work is one of the most effective methods of acquiring communicative competence. In the course of foreign language teaching project work as one of the most effective means of education contributes to integrating students into cross cultural communication and employing the language as a means of cross cultural interaction. The article presents both theoretical aspect of project making in teaching and practical experience of using problem tree analysis in project work in FLT classes.

Текст научной работы на тему «От дерева проблем к дереву решений: формирование коммуникативной компетенции при обучении школьников иностранному языку через проектную деятельность»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири _№1 (17). Апрель 2015 (http://md.islu.ru/)

УДК 373 ББК 74.268.1

Е. В. Подкаменная, С. А. Фетисова ОТ ДЕРЕВА ПРОБЛЕМ К ДЕРЕВУ РЕШЕНИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В рамках преподавания иностранного языка одним из наиболее эффективных методов формирования коммуникативной компетенции является проектная деятельность, включающая обучающихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия. В статье представлен не только теоретический аспект применения проектной методики в обучении иностранным языкам, но и практический опыт использования метода дерева проблем в разработке проектов.

Ключевые слова: проектная деятельность, коммуникативная компетенция, дерево проблем, «мозговой штурм», обучение иностранным языкам.

E. V. Podkamennaya, S. A. Fetisova FROM THE PROBLEM TREE ANALYSIS TO THE TREE OF DECISIONS: FOSTERING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES THROUGH PROJECT WORK

Project work is one of the most effective methods of acquiring communicative competence. In the course of foreign language teaching project work as one of the most effective means of education contributes to integrating students into cross cultural communication and employing the language as a means of cross cultural interaction. The article presents both theoretical aspect of project making in teaching and practical experience of using problem tree analysis in project work in FLT classes.

Key words: project work, communicative competence, problem tree analysis, «brain storming», FLT (foreign language teaching).

© Подкаменная Е. В., Фетисова С. А., 2015

Обучение иностранным языкам базируется на принципах и тенденциях современного образования, ориентированного не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В процессе обучения должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также такие ключевые компетенции, как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Другими словами, основой обучения является активная познавательная деятельность самого обучающегося, формирующая умение творчески мыслить, использовать приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Таким образом, одной из форм успешной реализации стандартов образования являются ситуации разрешения над-предметных проблем в опыте самостоятельной деятельности [3].

Данным критериям полностью отвечает проектная деятельность, функциональные характеристики которой проявляются как в формировании активной позиции обучающихся, способствующей приобретению навыков коллективной работы через информационное взаимодействие, так и в возможности выразить свои собственные идеи и интересы [4].

Метод проектов особенно актуален и востребован в области преподавания иностранного языка, поскольку позволяет формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать, акцентировать внимание на содержании высказывания; формировать необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности; включать обучающихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала по любой теме, поскольку они выбираются исходя из практической значимости, что выступает гарантом успешности первого этапа работы над проектом - формулирование значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения [1]. Разделы учебника по иностранному языку снабжают обучаемого базовым объемом лек-

сического материала, грамматических конструкций, необходимых для разработки проекта. Следует отметить, что подготовка проекта подталкивает ученика к прочтению дополнительных текстов по выбранной тематике для расширения фоновых знаний.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются, по мнению Е. С. Полат, наличие значимой проблемы; практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов [2]. С учетом вышеперечисленных условий автор приводит следующую типологию проектов. В зависимости от доминирующего метода или вида деятельности, применяемого в работе над проектом, они подразделяются на исследовательские, творческие, ролево-игровые, практико-ориентированные, информационные. Характеристики исследовательского проекта (детально продуманная структура, четко обозначенная цель, обоснованная актуальность предмета исследования, ссылка на источники информации, продуманные методы и результаты) делают его приближенным к научному исследованию. Органичным модулем исследовательского проекта может стать информационный проект, также имеющий строгую структуру и направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. В отличие от вышеупомянутых творческие и ролево-игровые проекты не имеют четко проработанной структуры совместной деятельности, руководствуясь интересами каждого участника, но ориентированы на строго продуманное оформление результатов проекта в виде, например, совместной газеты. В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Кроме того, проекты могут классифицироваться на моно- и межпредметные в зависимости от применения данных одной или нескольких областей знания; на охватывающие различные области контактов (внутришкольные, региональные, международ-

ные); на личностные, парные и групповые (на основе количества участников); на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные (по затратам времени на проведение), а также непосредственные и скрытые в зависимости от характера координации проекта [там же].

Теоретический аспект проектной деятельности, конечно же, корректируется в практической плоскости, адаптируется к каждому отдельно взятому проекту. Рассмотрим некоторые прикладные вопросы в процессе подготовки проекта в рамках темы «EARTH ALERT».

I этап: определение значимой проблемы для региона/города, в котором проживают обучающиеся с помощью метода «мозговой штурм». Работа проводится в парах или микрогруппах по 3-5 человек.

II этап подразумевает использование методики «дерево проблем» (рroblem tree analysis), поскольку образное изложение задачи, в виде метафоры, рисунка позволяет сознанию воспринимать её легче и легче справляться с решением. Многие креативные техники работают с образом Древа как архетипическим универсальным символом, который может охватить, описать практически всё, что есть во Вселенной. С помощью данной методики определяются подпроб-лемы и причины, их вызывающие (см. рис. 1).

Key problem:

Pollution of cities and towns

У

Подпроблемы Noise pollution

Причины

Air pollution

Water pollution

increasing number of cars

factories

Dumps

Govt regulations

Рис. 1

Ключевая проблема размещается в центре. Затем обсуждаются подпроблемы и причины их возникновения и помещаются ниже уровня проблемы («корни» проблемы). Если задать вопрос, «почему существует эта при-

чина?», анализ переходит еще на один уровень вниз. Можно спускаться вниз, задавая вопрос «почему» столько раз, сколько необходимо, чтобы провести полный анализ проблемы и ее корней.

На III-м этапе внимание переключается на «ветви» дерева, определяются следствия, вытекающие из выделенных подпроблем (см. рис. 2). Задавайте вопрос: «Каковы негативные последствия этих подпроблем?».

bad immunity

Noise pollution

increasing num ber of cars

^ ^—

factor res

irresponsit attitude of people

Ick of Govt regulations

Рис. 2

На 1У-м этапе необходимо определить, на решение каких именно проблем и их следствий будет направлен наш проект. Здесь очень важно отсечь те причины и следствия, на которые учащиеся реально не могут повлиять в силу объективных причин (например: внесение изменений в законодательство).

Теперь переходим к постановке цели нашего проекта (V этап), которая должна быть направлена на решение выделенной нами проблемы, соответственно, задачами проекта становятся решения подпроблем или ликвидация следствий (см. рис. 3).

Дерево проблем

Дерево целей

Ключевая проблема Общая цель

Подпроблемы ^->- Конкретные цели, Задачи

Причины

Рис. 3

После определения целей и задач проекта разрабатываются основные действия и мероприятия (VI этап), необходимые для его реализации:

• кто делает

• что делает

• кто ответственный

• какое оборудование необходимо

• какие мероприятия планируется провести

• в какие сроки

• возможные риски и т. д.

VII этап посвящен выбору названия проекта, которое должно не только отвечать требованиям креативности и привлекательности, но и отражать суть проекта.

Конечным этапом является презентация проекта и его анализ. Анализ рекомендуется проводить, исходя из алгоритма, который позволяет ответить на вопрос о возможности достижения цели через результат определенных действий (см. рис. 4).

действия

результат |

цель

Рис. 4

Следует отметить, что полнота разработки деталей каждого этапа зависит от наличия учебного времени и целей самого проекта. Наиболее полной разработки требуют проекты, представляемые на конкурсы и гранты.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой плодотворное поле деятельности при обучении иностранным языкам, поскольку в силу своей многогранности и креативности способствует как развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, так и развивает аналитические способности и критическое мышление, укрепляет межпредметные связи. Методика «дерева проблем» позволяет углубленно рассмотреть поставленную проблему и

найти продуктивные пути ее решения, что в свою очередь, делает процесс разработки проектов более полным и приближенным к реальности.

Библиографический список:

1. Петрушина Т. Н. Метод проектов в обучении иностранному языку. Исследовательская деятельность учащихся в условиях проектного метода. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/583515/ (дата обращения: 25.10.2014).

2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm (дата обращения: 15.10.2014).

3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

4. Hutchinson Т. Introduction to Project Work. - Oxford University Press, 1991. - 20 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.