Научная статья на тему 'Использование проектной технологии в формировании социокультурной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранным языкам'

Использование проектной технологии в формировании социокультурной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / SOCIOCULTURAL EDUCATION / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна

В связи с модернизацией образования одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка становится формирование социокультурной компетентности студента. В этом контексте проектная деятельность рассматривается как один из инновационных методов обучения иностранному языку. Рассмотрены этапы и особенности развития проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Because of the education system modernization one of the main tasks for a foreign language teacher is to form student's sociocultural competence. In this context the project activity is counted as an innovative method of foreign language teaching. Stages and special features of the project activity development are considered.

Текст научной работы на тему «Использование проектной технологии в формировании социокультурной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранным языкам»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №1

УДК 811:316.61

Использование проектной технологии в формировании социокультурной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранным языкам

Г.Н. Слепцова

В связи с модернизацией образования одной из важнейших задач преподавателя иностранного языка становится формирование социокультурной компетентности студента. В этом контексте проектная деятельность рассматривается как один из инновационных методов обучения иностранному языку. Рассмотрены этапы и особенности развития проектной деятельности.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, социокультурное образование, проект, проектная деятельность, мотивация.

Because of the education system modernization one of the main tasks for a foreign language teacher is to form student's sociocultural competence. In this context the project activity is counted as an innovative method of foreign language teaching. Stages and special features of the project activity development are considered.

Key words: sociocultural competence, sociocultural education, project, project activity, motivation.

В контексте вхождения России в общеевропейское и мировое образовательное пространство возрастает роль языкового образования, в том числе и иностранного, которое в последнее время рассматривается как один из базовых компонентов процесса становления будущего специалиста. Так, в настоящее время ставятся задачи повышения эффективности овладения иностранным языком с целью использования его в будущей профессиональной деятельности, установления контактов с носителями другой культуры, налаживания межкультурных связей. Иностранные языки призваны служить взаимодействию стран в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений. Формирование готовности к реальному общению на иностранном языке является основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе. Знание иностранного языка не гарантирует успешности межкультурного взаимодействия, на пути которого могут возникнуть неполное понимание, этнические стереотипы, переоценка сходства родной и иноязычной культур, их конфронтация на уровне индивидуального сознания. Соответственно, основная цель обучения иностранным языкам в вузе может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетентности студентов.

Социокультурная компетентность студентов является инструментом воспитания международно ориентированной личности, осознающей взаи-

СЛЕПЦОВА Галина Николаевна - ст.преподаватель кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям СВФУ, [email protected].

мозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. В обучении иностранным языкам всё более широкое распространение приобретает коммуникативный подход. При этом особая роль отводится социальному компоненту содержания обучения, как фактору, во многом определяющему и обуславливающему использование языка в конкретной ситуации. Так, знание норм поведения, правил общения необходимо для выбора верного речевого регистра. Куль-туроведческая осведомленность необходима для верной интерпретации того, что происходит в конкретной ситуации в инокультурной среде. Незнание социокультурного контекста и отсутствие стратегий по восполнению информационных пробелов могут оказаться решающими факторами при коммуникации с носителями языка. Содержание социокультурного компонента обучения иностранному языку рассматривается по трем направлениям: как средство социокоммуникаций, национальная ментальность и национальное достояние.

Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование у обучающихся способности к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной коммуникации.

Мысль о необходимости социокультурного образования средствами иностранного языка постоянно начинает приобретать аксиоматичное звуча-

СЛЕПЦОВА

ние, так как обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком [1]. Следовательно, на современном этапе в достижении этой цели является поиск наиболее оптимального адекватного подхода к обучению. В качестве приоритетных образовательных технологий и методов, адекватных компетентностной модели обучения, можно рассматривать проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов.

М.А. Холодная в предисловии к книге Дж. Ра-вена пишет о том, что компетентностный подход требует изменения методов обучения: «...методы обучения...должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их склонностей и интересов...»[2, с.6-7]. В качестве основного дидактического средства Дж.Равен предлагает использование метода проектов.

Зарубежные авторы, такие как Д.Жак, Дж. Стивенсон, С. Мейерс, Т. Джонс, В.М. Лутковский, также отмечают положительные моменты применения этого метода для реализации компетентно-стного подхода в высшей школе [3-6].

При применении проектной технологии у студентов развиваются такие умения и навыки, как исследовательские, информативные, рефлексивные, менеджерские, сотрудничество в процессе учебной деятельности; студенты учатся оценивать ход и результат своей деятельности, работать в команде, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, использовать наглядные средства, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Обучение через деятельность ведёт к овладению искусством коммуникации. Интеграция знаний через творчество в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.

Развитие проектной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: создания эмоционального сопереживания и оценки фактов, явлений культуры страны изучаемого языка; сотрудничества и совместного поиска.

Особенности развития проектной деятельности состоят в формировании у студентов творческой активности и воображения в процессе проектной деятельности; ориентации студентов на творческое решение проблем; включении студентов в поисково-исследовательскую деятельность в рамках работы над проектами; формировании у студентов рефлексивно-оценочных способностей, направленности на самооценку, саморазвитие и самовыражение; организации работы в коллективе,

формировании коммуникативных умений, гибкости и творческого стиля общения [7]. Метод проектов позволяет студентам формировать и некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, способность ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела.

Осуществлять работу над проектом можно как и на занятии, так и в режиме внеаудиторной работы. Проект представляется и защищается на английском языке. В письменной форме проект предъявляется на двух языках: русском и иностранном. В проектном образовании студент становится ведущим субъектом процесса образования, он сам отбирает необходимую информацию, сам определяет ее необходимость, исходя из смысла проекта. При этом отсутствуют готовые, систематизированные знания. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - дело и забота самого студента. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире. Для выполнения проектных заданий студенты занимаются активным поиском в Интернете специальных материалов различной тематической направленности, самостоятельным выбором, организацией и структурированием новой информации, участвуют в ее обсуждении, оформлении проекта и его презентации.

Обобщая труды теоретиков и практиков, использующих проектную работу на занятиях по разным предметам, можно выделить следующие этапы проектной деятельности:

1) выбор цели, проблемы и определение назначения проекта;

2) формирование групп единомышленников из студентов, выбравших одну и ту же проблему;

3) планирование совместной работы;

4) реализацию плана;

5) презентацию результатов группы;

6) оценку предлагаемых каждой группой проектов;

7) психолого-педагогический анализ [8].

Отметим, что количество шагов-этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности. От занятия к занятию или в рамках одного занятия, выполняя разнообразные задания под руководством преподавателя или самостоятельно, обучающиеся собирают необходимую информацию, обсуждают и оформляют её. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить студента ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в

102

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №№1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

Завершая характеристику проектной работы как одного из современных методов обучения иностранному языку, можно подчеркнуть: «Данный метод позволяет обучать языку как социальному феномену» [9].

Нами используется метод проектов при изучении любой темы. Студентами подготовлены проекты по темам: «Пословицы и поговорки: как их переводить », «Спорт и здоровый образ жизни», «Экология: земля в опасности». «Разные народы, разные стили», «Путешествие по Англии», «Добро пожаловать в Россию! Добро пожаловать в Якутию!» и др. В качестве результата проектов студенты представляют свои работы в виде альбомов пословиц и поговорок, плакатов и стенгазет в защиту окружающей среды, альбомов с фотографиями, проектов с использованием компьютерных технологий, проектных работ в программе Power Point.

В качестве примера приведём краткое описание проекта, выполненное совместно со студентами 1-го курса Педагогического института СВФУ. Завершающим этапом в изучении следующих тем в течение семестра: «О себе (семья, хобби)», «Еда (магазин, покупки)», «Первая помощь», «Путешествие (самолёт, таможня, гостиница, разные страны)» стал проект «Остаться в живых». На занятии мы решили по-своему использовать идею популярного фильма «Остаться в живых». В проекте участвовали 10 студентов-первокурсников группы ПНО. Основная суть проекта в следующем:

Группа людей разных национальностей попадает на необитаемый остров. Их задача выжить и найти помощь. Они создают общину, обустраивают окружающую местность, устанавливают правила поведения, обязательные для всех членов общины. Студенты общаются на английском языке и распределяют между собой обязанности: кто будет приносить воду, кто добывать дрова для костра, кто охотиться и ловить рыбу, кто готовить пищу и.т.д. Они также определяют величину острова, растения, виды животных, обитающих на острове. Моделирование данной ситуации может завершиться спасением обитателей острова. Игра состоит из нескольких этапов:

1. Знакомство и выявление лидера.

2. Распределение ролей, обязанностей. Лидер группы определяет фронт работы других участников:

- добыча огня, воды, еды,

- поиск связи, помощи.

3. Задание для группы поиска во время обследования острова:

оказать первую помощь пострадавшему от укуса экзотического животного.

4. Задание для группы, отвечающей за воду и еду:

как из данных продуктов приготовить блюдо на ужин для 10 человек (банан, маракуйя, рыба, мидии, неизвестные ягоды).

5. Рассказ о себе, своём народе.

После ужина группа садится вокруг костра и рассказывает о себе, целях поездки, о традициях и культуре своего народа.

Таким образом, на заключительном занятии была решена поставленная задача - в занимательной форме проверить насколько хорошо студенты усвоили пройденный материал. Студенты подготовили проекты по своим заданиям. Только проектная деятельность смогла акцентировать внимание с различного вида упражнений на активную речемыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами, позволила превратить занятие в дискуссию, где решаются действительно интересные, практически значимые проблемы с учётом особенностей культуры страны.

Опытно-экспериментальная работа с использованием проектной технологии проводилась на факультете педагогики и методики начального обучения Пединститута Северо-Восточного федерального университета в рамках преподавания предмета «Иностранный язык» среди студентов 1-х и 2-х курсов. Педагогический эксперимент, в котором участвовало 98 студентов, показал, что среди профессионально значимых качеств студенты выделяют наличие социокультурной компетентности - 62%. На вопрос «Какие возможности дает социокультурная компетентность?» студенты ответили: возможность ознакомиться с культурой английского народа - 48%, сравнить с культурными ценностями своей страны - 44%, наравне общаться с народами других культур -74%, социокультурная компетентность способствует формированию общей культуры - 32%, расширяет знания видения реалий родной, русской, английской культур, национального характера, норм, традиций общения с носителями языка - 61%. Значительное количество опрошенных отметили, что для них немаловажным является страноведческий аспект, т.е. знание традиций, культуры, этикета страны изучаемого языка. Среди наиболее продуктивных видов деятельности для развития социокультурной компетентности студенты назвали проектную деятельность - 72%.

Согласно этим данным, можно сделать вывод о том, что большинство студентов осознают необходимость формирования социокультурной компетентности, как в процессе обучения, так и буду-

ПАВЛОВ

щей профессиональной деятельности, что студенты приветствуют различные виды работы по развитию социокультурной компетентности, в частности проектную технологию, которая развивает активность, самостоятельность, дает возможность проявить креативность, собственную фантазию.

Применяя метод проекта, мы убедились, работа над проектом вызывает большой интерес у студентов, вносит разнообразие в занятия, обеспечивает возможность для развития креативности, роста активности студентов; повышает мотивацию и интерес к изучению языка в целом, создает благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей студентов, проявляет интерес к культуре и традициям страны изучаемого языка.

Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован не только на получение знаний, а в большей степени на формирование умений и навыков участия в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка; позволяет применять иностранный язык для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера; способствует воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, воля, активность, любознательность, умение работать в команде, нести ответственность за решения, отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.

Литература

1. Быстрова А., Сороковых Г. Социокультурная компетентность учителя иностранного языка. - Учитель. -2007. - №№6. - 80 с.

2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - Изд. 2-е, испр. - М.: Когито-Центр, 2001.-142 с.

3. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами: [реферат] // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып.2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

4. Мейерс С., Джонс Т. Кооперативные студенческие проекты: [реферат] // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып.2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

5. Стивенсон Дж. Исходные данные и результаты: опыт самостоятельного обучения в Политехническом институте северо- западного Лондона: [реферат] // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып.2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ

- Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

6. Лутковский В.М. Опыт зарубежных университетов в использовании метода проектов: [реферат] // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып.2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ

- Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - 240 с.

7. АполлоноваМ.Е., МоисееваА.В. Проектные технологии // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования: материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск; СПб., 2008. - 27 с.

8. Жбанова О.А. Проектная деятельность учащихся -инновационная или традиционная форма обучения учащихся? // Инновации в образовании. - 2009. - №»5. -35 с.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003.

Поступила в редакцию 29.04.2011, в окончательном варианте 21.11.2011

УДК 372.857

Методика развития синэкологических понятий в условиях учебной полевой практики для классов естественнонаучного профиля

И.И. Павлов

Определены противоречия и выявлена проблема совершенствования качества биологического образования учащихся классов естественнонаучного профиля, в том числе развития синэкологических понятий. Предложена модель методической системы учебной полевой практики как основы реализации поэтапного развития синэкологических понятий. Раскрыта методика развития

ПАВЛОВ Иван Иванович - ст. преподаватель БГФ СВФУ PII— [email protected].

104 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №>1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.