Научная статья на тему 'Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку'

Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / CROSS CULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гозалова Марина Робертовна

В XXI веке особое значение приобретает изучение иностранных языков и их профессиональные функции на рынке труда. Концепция образования направлена на усвоение учащимся определенных знаний, развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Социокультур­ный аспект изучения иностранных языков существенно изменился во всех странах Европы, вклю­чая Россию. Иностранный язык для профессионалов в области туризма является необходимостью.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гозалова Марина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the twenty-first century it is especially important to study foreign languages and their professional functions on the labor market. The concept of education is aimed at acquiring specific knowledge by students, the development of their personality, their cognitive and creative abilities. Socio-cultural aspect of the study of foreign languages has changed in all the countries of Europe, including Russia. Foreign language for professionals in the field of tourism is a necessity.

Текст научной работы на тему «Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 81:119, 81:139

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гозалова Марина Робертовна, кандидат социологических наук, доцент, mgozalova@mail.ru, Институт туризма и гостеприимства (филиал) ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

In the twenty-first century it is especially important to study foreign languages and their professional functions on the labor market. The concept of education is aimed at acquiring specific knowledge by students, the development of their personality, their cognitive and creative abilities. Socio-cultural aspect of the study of foreign languages has changed in all the countries of Europe, including Russia. Foreign language for professionals in the field of tourism is a necessity.

В ХХТ веке особое значение приобретает изучение иностранных языков и их профессиональные функции на рынке труда. Концепция образования направлена на усвоение учащимся определенных знаний, развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Социокультурный аспект изучения иностранных языков существенно изменился во всех странах Европы, включая Россию. Иностранный язык для профессионалов в области туризма является необходимостью.

Keywords: social and cultural competence, competence approach, cross cultural communication

Ключевые слова: социокультурные компетенции, компетентностный подход, межкультурные коммуникации

Стремительное развитие туриндустрии в последние годы ХХ века, а также рост межкультурных коммуникаций и туристских потоков вызвали изменение туристского рынка труда. На современном этапе повышенный интерес к путешествиям стимулирует потребность образовательного рынка подготовки кадров в индустрии туризма. Сложившаяся потребительская ситуация предъявляет высокие требования в подготовке квалифицированных кадров для туриндустрии. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по названным специальностям усиливает внимание к структурно-содержательной направленности образовательной деятельности вуза. Однако выпускники образовательных учреждений не всегда готовы реализовать свой потенциал в дальнейшей профессиональной практике по причине недостаточного развития их компетенций. Многие учебные заведения в профессиональной подготовке специалистов одинаково преподают теорию изучаемой дисциплины, но имеют вариа-

тивную методику преподавания. В результате на рынок труда приходят специалисты, имеющие одинаковые теоретические знания, но разную сформированность компетенций. Таким образом, перед высшими учебными заведениями необходимо поставить задачу качественно подготовить компетентного специалиста с высоким уровнем развития общей культуры.

В последней версии нормативных документов сформулированы факторы, раскрывающие новый компетентностный подход. Цель этого подхода предполагает, что в процессе обучения студент овладеет не только знаниями и умениями, но и обеспечит обучающегося профессиональными навыками, социальными и личностными преимуществами. Это определяет структуру компетенций, которая заключается в общепрофессиональной, специальной и социально-личностной особенности. Все эти виды компетенций разрабатываются для конкретных направлений и специальностей вузов сферы туризма с усовершенствованной социокультурной направленностью.

49

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Развитие социокультурной компетенции как способ объединения культурных единиц становится необходимым условием для успешной совместной деятельности в профессиональной сфере.

Рассматривая целевую направленность компонентов для обучения студентов сферы туризма, мы можем сделать вывод: в процессе изучения иностранного языка обучающиеся усваивают элементы всех уровней языка, отражающие особенности национально-культурной специфики речевого общения.

Для воспитания социокультурной личности требуются поиски новых подходов в обучении студентов. Одним из путей реализации нового подхода является включение социокультурного компонента, обязательного для образовательной программы, в деятельность преподавателя. Основное развитие и совершенствование социокультурных компетенций должны выполнять преподаватели иностранных языков. Специфика преподавания иностранных языков обязывает педагогов обучить студентов главным социокультурным компонентам. Сейчас в связи c появлением межкультурных связей и установлением международных контактов возрастает роль иностранного языка, который из учебного предмета превратился в средство достижения профессиональной компетентности личности.

Социально-экономическое и политическое развитие современного российского общества, а также международные взаимоотношения оказали влияние на образовательную политику и изучение иностранных языков. Знание иностранных языков как средство межкультурного общения является главным приоритетом современной личности.

Интерес к иноязычной культуре обеспечивает у студентов дополнительный мотив к изучению иностранного языка. Знакомство с новой культурой помогает успешному общению и адаптации личности к новым жизненным условиям. Об этом свидетельствует практика обучения иностранному языку.

Преподавание иностранных языков в рамках социокультурного подхода предполагает модель обучения, при которой овладение знаниями об образе жизни, особенностях национального менталитета и духовных ценностях народов мира способствует повышению интереса к языкам. Поэтому важно направить систему образования на удовлетворение инте-

ресов и развитие творческих способностей студентов.

Развитие социокультурной компетенции студентов в последнее время становится основным направлением высшего профессионального образования. Сокращение сроков изучения иностранного языка в вузах в рамках современных стандартов является основной причиной низких показателей знаний обучающихся. По окончании курса обучения студенты едва ли могут понять носителя языка, в их речи присутствуют лексико-грамматические ошибки, им недостает знаний в модели поведения с иностранными гражданами. Избежать этого поможет изучение иностранного языка с освоением культуры данного языка, этому способствует включение социокультурной компетенции в учебный процесс.

Социокультурная компетенция — это явление комплексное и состоит из социолингвистического, лингвострановедческого, культурологического и социально-психологического компонентов. Развитие данной компетенции необходимо начинать с первых занятий. В нее могут входить материалы, ориентированные на разговорную речь во всех ее основных сферах, таких как:

• распространенные бытовые ситуации;

• тщательно подобранные примеры, раскрывающие основные ценности и понятия культуры изучаемого языка;

• образцы правильного и неправильного использования лексики, фразеологии и грамматики данного языка.

Таким образом, развитие социокультурной компетенции в неязыковых вузах в настоящее время может являться важной составляющей процесса освоения студентами иностранного языка.

В современной науке недостаточно разработаны методологические положения для педагогов, аргументирующие эффективность созданных условий для развития социокультурной компетенции студентов. Эти положения особо актуальны для будущих работников сферы туризма.

Взаимодействие различных культур отчетливо прослеживается при изучении иностранного языка, и социокультурный подход здесь занимает приоритетное место. Наиболее важно применить социокультурную компетенцию к процессу обучения иностранного языка и соответствующей культуре как к основному ком-

50

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

Развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку

поненту иноязычной коммуникативной компетенции. Структура данной компетенции включает в себя лингвистическую, стратегическую и учебную компетенции, связывая их воедино.

Важными аспектами социокультурной компетенции, которые формируются в процессе обучения иностранному языку, являются модели поведения в той или иной культурной среде, то есть умения использовать и применять социокультурные знания. Система социокультурных знаний закладывается на начальных этапах обучения иностранному языку. В ходе процесса обучения и всей дальнейшей профессиональной деятельности она развивается и обогащается. Указанная система предполагает накопление знаний в области фонетики, лексики, грамматики изучаемого языка; знакомство с национально-культурной спецификой языковых единиц, различные модели социального поведения людей в изучаемых странах. Наиболее важным умением студентов институтов туризма является применение социокультурных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. В дальнейшем они смогут выстроить коммуникативные стратегии речевого и неречевого поведения в соответствии с условиями общения, сравнив значения языковых единиц в родном и иностранном языках. По окончании курса обучения иностранному языку студенты должны уметь:

• выявлять национальную лексику;

• комментировать языковые единицы, обладающие социокультурной спецификой;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями культуры и их отражением в языковых единицах;

• комплексно рассматривать изучаемые феномены культуры;

• свободно употреблять в речи языковые единицы, обладающие социокультурной специ фикой.

Задачами этапа подготовки будущих специалистов туриндустрии являются не только приобретение определенных знаний, умений и навыков, овладение иностранным языком, но и развитие их профессиональных компетенций.

Будущие специалисты сферы туризма должны иметь возможность совершенствовать свои социокультурные компетенции за счет приобретения учебной информации посредством интенсификации процесса обучения.

Для результативного процесса обучения обязательными условиями являются:

• мотивация студентов к овладению иностранными языками для будущей профессиональной деятельности путем повышения уровня их индивидуальной творческой активности во всех сферах учебной работы;

• разработка плана учебного процесса в соответствии с целями обучения; методически грамотно продуманная организация каждого занятия;

• рациональная организация деятельности студентов, включающая в себя сочетание индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работ;

• использование в процессе обучения современных видео- и аудиотехнических средств. Установлена однозначная необходимость

развития социокультурной компетенции уже на начальной стадии обучения. Доказано, что развитие социокультурной компетенции содействует увеличению мотивации обучающихся в овладении иностранным языком. Такая модель обучения в процессе изучения иностранного языка способствует формированию профессионально значимых навыков и умений, накоплению социокультурных знаний, развитию готовности к межкультурному общению будущих специалистов сферы туризма.

Современная высшая школа должна предоставить студенту возможность активного внедрения в социокультурное пространство.

Одним из основных положений современной концепции образования является изучение иностранных языков с непосредственным общением иностранной и родной культуры. Студенты обогащаются навыками и умениями грамотно организовывать свое речевое поведение согласно социально-культурным и профессиональным контекстам.

Основными социокультурными компонентами являются: страноведческий, социальный, культурологический, психологический.

Для общения с представителями других культур будущему специалисту сферы туризма необходимо хорошо владеть иностранным языком, который наполнен комплексом речевых, фонетических, лексических и грамматических содержаний. Но, как правило, хорошего владения иностранным языком в процессе общения бывает недостаточно. Для этого требуется правильное интерпретирование ре-

51

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

чевого поведения иноязычных собеседников, приобретенное в процессе обучения, а также умение вербально оформить свои мысли, доступные для понимания носителей культуры страны изучаемого языка. Одним из методов достижения социокультурной компетенции является использование ситуативного обучения языка посредством коммуникативноориентированных упражнений (ролевых игр, диалогов, мозговых штурмов). Таким образом, все составляющие социокультурной компетенции студентов должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом, способствовать повышению мотивации, поддерживать актуальность обучения, развивать личность

студента и расширять его мировоззрение.

Для реализации модели развития социо -культурной компетенции в процессе обучения студентов должны быть использованы различные формы и методы работы, упомянутые выше. Вместе с ними необходимо использовать проектную деятельность, дискутировать на различные темы, научиться интервьюировать, участвовать с докладом на конференциях, работать с видеоматериалами, организовывать дополнительную деятельность на более продвинутых этапах профессионального обучения. Продуктивность данной работы обеспечивается усложнением применяемых методов от этапа к этапу.

Литература

1. Власова Т.И. и др. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, М.М. Данилова. М.: Академия, 2007. 256 с.

2. Гозалова М.P. Эволюция человека как базис педагогики XXI века. Монография. М.:, ИСПИ PАН, 2009.

3. Сакун Л. В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира, Монография. Киев: МАУП, 2004. 399 с.

4. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 381 с.

5. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М., 2006.

6. Человеческий капитал // http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi? RXlruil, lxqop! qgvoygr (дата обращения: 23.05.2013).

7. Human Development Report 2011 // http://hdr.undp.org/en/ (дата обращения: 23.05.2013).

8. http://tourlib.net (дата обращения: 23.05.2013).

9. http://www.rntacadem.ru/novosti/obsuzhdeny-perspektivy-razvitiya-turizma. html (дата обращения: 23.05.2013).

10. http://bookfi.org (дата обращения: 23.05.2013).

11. http://nauka-pedagogika.com (дата обращения: 23.05.2013).

12. http://do.gendocs.ru (дата обращения: 23.05.2013).

52

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.