Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ / "КВАЗИ-ПРОЕКТ" / СКРИНКАСТ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова Ирина Викторовна

Статья посвящена проблеме повышения познавательно-профессионального интереса курсантов вузов ФСИН России. Проводится эксперимент по выявлению первоначального уровня познавательно-профессионального интереса курсантов, внедрению в учебный процесс проектной методики и исследованию уровня профессионально-познавательного интереса после применения активных методов обучения. Представлены краткие методические описания учебных занятий с применением метода проектов по курсу История государства и права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брызгалова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PROJECT METHODOLOGY IN THE PROCESS OF IMPROVING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INTEREST OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article is devoted to the problem of increasing the cognitive and professional interest of University cadets of the Federal penitentiary service of Russia. An experiment is being conducted to identify the initial level of cognitive and professional interest of cadets, introduce project methods into the educational process, and study the level of professional and cognitive interest after applying active teaching methods. Brief methodological descriptions of training sessions using the project method for the course History of state and law of Russia are presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

УДК 378.147 ББК 74.40

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10400 © И.В. Брызгалова, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Ирина Викторовна Брызгалова,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (160002, Вологда, ул. Щетинина, д. 2)

E-mail: pingvin1977@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения познавательно-профессионального интереса курсантов вузов ФСИН России. Проводится эксперимент по выявлению первоначального уровня познавательно-профессионального интереса курсантов, внедрению в учебный процесс проектной методики и исследованию уровня профессионально-познавательного интереса после применения активных методов обучения. Представлены краткие методические описания учебных занятий с применением метода проектов по курсу История государства и права России.

Ключевые слова: познавательно-профессиональный интерес, проектная методика, курсанты вузов ФСИН России, История государства и права России, «квази-проект», скринкаст, мультимедийная презентация, педагогическое наблюдение.

THE USE OF PROJECT METHODOLOGY IN THE PROCESS OF IMPROVING EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INTEREST OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Irina V. Bryzgalova,

Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service (160002, Vologda, ul. Shchetinina, d. 2)

Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the cognitive and professional interest of University cadets of the Federal penitentiary service of Russia. An experiment is being conducted to identify the initial level of cognitive and professional interest of cadets, introduce project methods into the educational process, and study the level of professional and cognitive interest after applying active teaching methods. Brief methodological descriptions of training sessions using the project method for the course History of state and law of Russia are presented.

Keywords: educational and professional interest, project methodology, University students of the Federal penitentiary service of Russia, history of state and law of Russia, «quasi-project», screencast, multimedia presentation, pedagogical observation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Брызгалова И.В. Использование проектной методики в процессе повышения познавательно-профессионального интереса курсантов вузов ФСИН России. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):280-3.

Основной целью педагогических работников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) является повышение качества образования, подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменениям в обществе и уголовно-исполнительной системе, активно взаимодействовать с коллегами, научиться принимать решения в профессиональной деятельности. Для достижения данной цели необходимо двухстороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся, которое должно проявляться в развитии мотивации и формировании познавательно-профессионального интереса.

Копытов А.Д. рассматривает познавательный интерес как фундамент профессионального [1]. Профессиональный интерес выражается в заинтересованности, желании, потребности познавать содержание своей будущей профессии. Для формирования и развития познавательно-профессионального интереса обучающихся преподаватель должен изучить первоначальный уровень такого интереса, а далее с помощью различных методов, способов, приемов и средств создавать условия для самостоятельной творческой деятельности, саморазвития и самообразования. Среди них называются активные методы и средства создания ситуаций, стимулиру-

ющих профессионально-познавательный интерес обучающихся к дисциплине, а также сочетания различных форм учебной деятельности для решения задач в этих ситуациях [2, с. 21] .

В 2019/20 учебном году в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний преподавателями кафедры государственно-правовых дисциплин был осуществлен эксперимент, в котором приняли участие курсанты 1-го курса юридического факультета. Целью эксперимента стало исследование и повышение уровня профессионально-познавательного интереса курсантов.

На первом этапе эксперимента с помощью метода педагогического наблюдения был выявлен первоначальный уровень развития познавательно-профессионального интереса у курсантов. Педагогическое наблюдение осуществлялось в начале учебного года по следующим критериям: активно ли курсант включается в служебную и учебную деятельность; отвлекается ли курсант от поставленной служебной или учебной задачи; сосредоточенно ли слушает и воспринимает информацию курсовых офицеров и преподавателей; насколько умеет самостоятельно выполнять поставленную задачу, какие эмоции сопровождают служебную и учебную деятельность курсанта, насколько широк кругозор курсанта; использование курсантом своего свободного времени, проявление интереса к будущей профессии.

Наблюдение показало, что большинство курсантов (более 50%) инициативно, с интересом начинают свою служебную и учебную деятельность. В служебной деятельности (суточные наряды, физическая и строевая подготовка) курсанты менее активны, объясняя это «монотонностью», «однообразием», необходимостью следовать четким правилам. В первый месяц обучения они проявляют повышенную активность, но к концу второго месяца обучения активность снижается. Причиной тому становятся, по мнению курсантов, «неинтересные, не связанные с практической направленностью учебные дисциплины». Далеко не все курсанты (менее 50%) могут сосредоточенно слушать и воспринимать служебную и учебную информацию. Многие курсанты могут воспринимать только 30-40% той информации, которая им сообщается. Впоследствии они начинают отвлекаться, «терять

нить разговора». В итоге много информации либо не усваивается курсантами, либо вообще теряется. Обучающиеся очень эмоционально воспринимают свой статус «курсанта». Они гордятся данным положением, начинают пользоваться определенным авторитетом среди сверстников, членов семьи, соседей по постоянному месту проживания. Данный факт положительно сказывается на желании узнать больше нового о своей будущей профессии. Но в то же время более 30% курсантов не до конца понимают, какая служба и деятельность ждут их в будущем. Следовательно, курсанты не умеют рационально использовать свое свободное время, тратя его практически полностью на отдых, общение в социальных сетях. Тем самым отмечается достаточно низкий кругозор курсантов: только 9 чел. из 93 любят читать художественную и публицистическую литературу, 6 чел. увлекаются просмотром научно-документальных фильмов, 4 чел. любят поэзию, 14 чел. занимаются спортом, коллекционированием, изучением родословной своей семьи. Остальные же курсанты четко не смогли определить круг своих любимых занятий. Таким образом, уровень познавательно-профессионального интереса проявляется у каждого курсанта по-разному, индивидуально. В самом начале служебно-учебной деятельности он достаточно высок, но в последствие начинает снижаться.

На втором этапе эксперимента для поддержания познавательно-профессионального интереса курсантов преподавателями в процесс обучения была введена проектная методика. По мнению, Н.Д. Ду-диной проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная и творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Образовательная деятельность становится более осмысленной и практически значимой. Студенты превращаются в субъектов активной поисковой деятельности, при этом формируются их общие и профессиональные компетенции [3, с. 89].

Именно метод проектов положительно влияет на развитие профессионально-познавательного интереса обучающихся, который проявляется в возможности курсантам понять проблемную ситуацию, определить пути решения поставленной перед

ними проблемы, разработать план, представить творческий продукт.

Проектная технология была внедрена в учебный курс История государства и права России. Первое занятие у первокурсников по теме «Общественный строй Московской Руси в XVI-XVII вв.» с применением метода «квази-проекта». Заранее с курсантами была проведена консультационная работа по созданию проектов. Преподаватель описал особенности проектной работы (в том числе выделил этапы работы) и установил конкретные сроки сдачи работы. Также были определены темы проектов, например, «Правовой статус привилегированного населения в Московской Руси: боярство, дворянство, духовенство» [4, с. 12]. В результате первое занятие такого рода у курсантов успешно состоялось, обучающиеся получили первые знания по созданию проектов, расширили умения и навыки самостоятельной работы (научились находить необходимую информацию, выстраивать стратегию выполнения заданий, работать в команде), вести дискуссию.

Второе учебное занятие с применением проектной методики было проведено по теме «Развитие уголовного и процессуального права в России в первой четверти XVIII века». Данное занятие было усложнено тем, что курсанты самостоятельно выбирали форму проекта (напр., реферат с публичным выступлением или мультимедийная презентация) и формулировали тему проектной работы. Курсанты, обладая начальным опытом разработки и защиты проектных исследований, активно и творчески подошли к данному процессу. Во-первых, они самостоятельно разделились на подгруппы и определили названия проектов: «Преступления в уголовном праве начала XVIII века», «Цели и виды наказаний в России в начале XVIII века», «Пытки в судебном процессе начала XIII века». Во-вторых, обучающиеся при создании проектов широко использовали интернет-ресурсы. Так, по теме проекта «Цели и виды наказаний в России в начале XVIII века» курсанты совершили «путешествие» по виртуальным музеям. На основе картин русских художников представили аудитории мультимедийные презентации - в виде выставок по истории развития института уголовных наказаний в России начала XVIII века. Третий проект «Пытки в судебном процессе в начале XVIII века» был раз-

работан на основе книг и видео-лекций петербургского писателя-историка Е.В. Анисимова. Проект был представлен в виде реферата с демонстрацией мультимедийных слайдов и выдержек материала из видеолекций.

В результате второго занятия курсанты ЭГ приобрели устойчивые умения и навыки в области самостоятельной работы, общения в коллективе, деятельности в разноуровневых группах, устойчивую эмоциональную заинтересованность.

На третьем занятии по проектной методике перед курсантами была поставлена задача повышенной сложности - разработать проект сценария ролевой игры и представить в виде мультимедийной презентации или скринкаста [5, с. 468-469]. Необходимо отметить, что курсанты активно откликнулись на предложение преподавателя и с повышенным интересом достигали поставленной цели. Преподаватель в свою очередь определил общую тему проекта «Судебная реформа 1864 года», консультировал, советовал, направлял. Курсантами самостоятельно были определены три мини-сценки ролевой игры «Мировой суд», «Суд присяжных», «Адвокатура». Придерживаясь данного плана, каждая мини-группа курсантов разработала сценарий для своего выступления, придерживаясь определенного алгоритма. Первые две мини-группы привлекли для разыгрывания своих сценариев представителей третьей подгруппы. Например, при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей для защиты в судебном процессе подсудимого и потерпевшего из третьей подгруппы привлекались адвокаты (поверенные). При подготовке содержательной части проекта курсанты самостоятельно изучили основные теоретические вопросы данной темы, дополнительную литературу, проанализировали ход громких судебных процессов конца XIX века (Дело Веры Засулич, Мултанское дело, дело Грузинского и др.), познакомились с биографией и речами известных адвокатов того времени (А.Ф. Кони, В.Д. Спа-совича, А.И. Урусова и др.), с деятельностью мировых судей (Г.В. Груздева, Н.А. Неклюдова, А.Н. Ун-ковского, А. Фета). Кроме того, использовали наглядные материалы виртуальных тематических выставок (напр., цикл выставок научной библиотеки им. М. Горького «Адвокаты России»), попытались воссоздать интерьер судебных залов России

в конце XIX века. Заключительной фазой сценария было разработка скринкаста.

По завершении данного занятия большинство курсантов высказалось, что на первоначальном этапе у них возникали трудности с разработкой и представлением проектов. Но в дальнейшем появился устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме, повышенное желание изучить дополнительный материал к своему проекту, чувство соперничества и стремление показать лучший результат.

На третьем этапе эксперимента после применения в учебном процессе проектной методики было осуществлено повторное педагогическое наблюдение по разработанным критериям. Результаты наблюдения показали, что уровень познавательно-профессионального интереса у курсантов возрос: расширился кругозор - 67 чел., возникло правильное понимание особенностей своей будущей профессии - 57 курсантов. Во время самостоятельной подготовки курсанты меньше времени стали проводить в социальных сетях и на игровых сайтах, стараются рационально использовать свое свободное время, осуществлять смену деятельности (от подготовки к теоретическим вопросам к решению творческих заданий) - 69 курсантов. По мнению работников художественной и учебной библиотек института, курсанты, которые готовятся к занятиям в интерактивных формах, в большей степени обращаются к дополнительной литературе (периодические издания, монографии) и электронным библиотекам. Наблюдение показало, что «сосредоточенно воспринимают информацию» - 51 человек, 79 курсантам нравится их будущая профессия, и они понимают особенности службы, 3 курсантов также дали положительный ответ, но пока недостаточно представляют условия своей профессиональной деятельности. Все курсанты изменили свое отношение к вопросу подготовки к предстоящим занятиям, стараются принимать в этом активное участие. У большинства курсантов поменялось эмоциональное отношение к служебной и учебной деятельности - 72 курсанта испытывают «радость, гордость».

Таким образом, применение проектной методики в образовательном процессе активизирует и повышает уровень развития познавательно-профессионального интереса у курсантов, улучшает их мотивацию в процессе обучения самостоятельной

познавательной деятельности, формирует положительный эмоциональный фон в коллективе сверстников и в общении с преподавателем, позволяет реализовывать способность осуществлять выбор, проявлять творческий и креативный подход в обучении.

Литература

1. Копытов А.Д. Содержание понятия «профессиональный интерес» / А.Д. Копытов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1999. иЯ!: https://cyberleninka.ru/ article/n/soderzhaшe-ponyatiya-professюnalnyy-interes (дата обращения: 30.09.2020).

2. Бабюк Г.Ф. Формирование профессионально-познавательного интереса студентов на основе деятельностного подхода / Г.Ф. Бабюк // Среднее профессиональное образование. 2012. N° 4. С. 19-21.

3. Дудина Н.Д. Проектная и исследовательская деятельность студентов СПО в системе прак-тико-ориентированного обучения / Н.Д. Дудина / Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под ред. И.А. Артемьева, В О. Белевцовой, Н.Д. Дудиной, М.Н. Бученковой (Москва, 18 апреля 2019 года). М.: ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», 2019. С. 88-91.

4. Брызгалова И.В., Перебинос Ю.А. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях ФСИН России: практическое руководство / И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. 69 с.

5. Перебинос Ю.А. Проблемы и перспективы использования электронных образовательных ресурсов при преподавании теоретико-исторических юридических дисциплин в вузах уголовно-исполнительной системы / Ю.А. Перебинос // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: Мат. междунар. науч-практ. межведом. конф. (Самара, 16-17 июня 2016 года). Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. С. 467-469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.