Teacher as viewed by the learner: potential technologies and practice of research
Tsvetkov Vyacheslav L.,
Doc. Sci. (Psychology), Professor, Chief of the Department of Legal Psychology, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Khrustaleva Tatyana A.,
Cand. Sci. (Psychology), associate-professor, deputy-chief of the department of Legal Psychology, V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Starostin Sergey N.,
Cand. Sci. (Psychology), chief of the Russian MIA Transport Directorate "Domodedovo".
Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Basing on the practical research the authors reveal the problems of studying cadets' perception and assessment of a teacher during their studies. The article comprises the results of examining teacher's proficiency from perspective of higher school teacher's pedagogical culture. The components of pedagogical proficiency and their content aspects are under study.
Keywords: questionnaire, criteria and estimated teacher's qualities, assessment scale.
Citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A.,StarostinS. N. Teacher as viewed by the learner: potential technologies and practice of research. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 56-61.
УДК 378 © И. В. Брызгалова, 2017
Бинарная лекция как средство активизации деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России
Ирина Викторовна Брызгалова,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России, соискатель Академии права и управления ФСИН России.
Вологда, Россия. e-mail: [email protected]
В статье рассматривается инновационный подход к проведению учебных занятий — бинарная лекция, способствующая активному включению курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в мыслительный процесс, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и активизации познавательной лекции. Представлена структура бинарной лекции, рассмотрены требования к личности преподавателя, приведены примеры внедрения и применения бинарных лекций в практической деятельности преподавателей вуза.
Ключевые слова: бинарная лекция, межпредметная бинарная лекция, структура бинарной лекции, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности курсантов, требования к личности преподавателя вуза.
Для цитирования: Брызгалова И. В. Бинарная лекция как средство активизации деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 61-64.
Профессиональная компетенция современного выпускника образовательной организации высшего образования ФСИН России невозможна без специальных знаний и умений, связанных с результативной речью,
а также без опыта коммуникативной деятельности . Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВПО 3, ФГОС ВО 3+) по специальности «Правоохранительная деятельность» *
* Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») : приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 23 .
и направлению подготовки «Юриспруденция» * устанавливают: выпускник ведомственного вуза должен стать специалистом, умеющим анализировать, оперативно решать возникающие проблемы и задачи, активно включаться в процессы общественного развития, обладать способностью успешно и продуктивно сотрудничать с коллегами, устанавливать целесообразные взаимоотношения, сохраняя при этом выдержку и самообладание, быть мобильным в любых жизненных ситуациях Следовательно, одна из задач формирования компетенций будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы заключается в том, чтобы курсант, обучаясь в ведомственном учебном заведении, находился в ситуации выбора, поиска ответов, умел принять правильное решение и мог нести ответственность за него . Данные умения в большей степени формируются в ходе организации проблемного обучения в вузе, т. е. при использовании преподавателем диалогического режима проведения занятий, а также во время поисковой и самостоятельной исследовательской работы курсантов . Это и способствует активизации их познавательной деятельности в учебном процессе
Познавательная деятельность в учебном процессе учеными рассматривается с различных научных позиций. Так, Ю . А . Мишина считает, что «...познавательная деятельность в процессе обучения — это последовательное движение от восприятия нового материала, через его осмысление и осознание к применению этих знаний на практике. С одной стороны, в процессе обучения студенты не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследований и изобретений. Они воспроизводят то, что уже сложилось. С другой стороны, они субъективно приобретают знания и овладевают методами познавательной деятельности, которыми ранее не владели» [1, с. 18-19]. Е. С. Афанасьева и С. И . Лобанов выделяют важную особенность познавательной деятельности в обучении — это ее спиралеобразное развитие, так как на этапе самооценки и самоконтроля познавательный интерес мотивирует новые цели и способы познавательной деятельности, цикл познания повторяется каждый раз на новом (более сложном) материале и на качественно ином (высоком) уровне. Ступень познавательной спирали характеризует опыт умственной деятельности, который зависит от количества знаний, приобретенных в процессе познавательной деятельности, что способствует новому познанию [2, с. 7-8; 3, с. 20].
Из изложенного можно сделать вывод: познавательная деятельность в процессе обучения — это скоординированный единством мотивов и целей умственный процесс, ведущий под руководством преподавателя к восприятию и усвоению новых образов, понятий, знаний, практических навыков и умений
Чтобы познавательная деятельность в учебном процессе приносила положительные результаты, курсанту необходимо постоянно повышать уровень своих зна-
ний, не терять интерес к учебному процессу Преподаватель должен находить новые способы и методы активизации познавательной деятельности курсантов, поддерживать и развивать устойчивый познавательный интерес к учебе
В данной статье уделим внимание такой форме учебного занятия, как лекция. Покажем, как с помощью инновационных (интерактивных) форм и методов преподаватели активизируют познавательную деятельность курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
В современном высшем образовании при значительных изменениях информационной среды, развитии интернет-технологий, предоставляющих возможность получить любую информацию, лекция как главная дидактическая единица сохраняет свое значение . Она обеспечивает высокий научный уровень подготовки обучающихся, системность и равномерность их работы в течение обучения, в связи с чем остается основной формой организации учебного процесса в вузе . Именно лекция должна дать слушателю творческий заряд, путеводную нить в потоке информации, помочь обрести ориентиры, отобрать наиболее полезное и необходимое [4, с. 88].
Самыми распространенными видами, используемыми в процессе обучения, остаются традиционные формы: лекция информационно-объяснительная, проблемная, лекция-беседа, лекция-дискуссия и др , где сочетаются проблемные и информационные составляющие Наряду с традиционной лекцией используются и ее интерактивные (нетрадиционные) формы, к которым можно отнести лекцию-визуализацию, слайд-лекцию, бинарную лекцию, лекцию с заранее запланированными ошибками, лекцию-конференцию, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-консилиум, лекцию с элементами фокусированного списка основных проблем, лекцию-викторину, лекцию при помощи «вкрапленных» заданий [5, с. 8] и др .
Из большого количества видов нетрадиционных лекций остановимся на бинарной лекции. Это одна из форм инновационного обучения курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России, относится к интерактивным методам обучения, или «1еаш1еасЫ炙 — командное обучение.
Бинарная лекция — особая технология проблемного изложения учебного материала в живом диалогическом общении двух преподавателей В процессе лекции моделируются реальные ситуации обсуждения проблемных вопросов двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником той или иной точки зрения и т п При этом нужно стремиться, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру совместного поиска решения проблемной ситуации, разыгрываемой перед обучающимися, с привлечением к общению курсантов, которые задают вопросы, выска-
* Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Мин-обрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010 . № 26 .
зывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, демонстрируют свой эмоциональный отклик на происходящее [6, с. 26].
Преимущество бинарной лекции заключается в актуализации имеющихся у курсантов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем В процессе бинарной лекции, как правило, создается одна проблемная ситуация или несколько, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения [7, с. 35].
Специальная задача этого вида лекции — демонстрация отношения преподавателей к объекту высказываний. Здесь ярче и глубже проявляются личностные качества преподавателя как профессионала в своей предметной области и как педагога. Курсанты получают наглядное представление о культуре дискуссии, о способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений
Структура бинарной лекции должна включать несколько этапов
Первый этап — подготовка к проведению лекции:
— определение преподавателями темы лекции и примерных изучаемых вопросов учебного занятия. Тему необходимо подбирать таким образом, чтобы она затрагивала наиболее интересные, проблемные, дискуссионные вопросы по нескольким учебным дисциплинам;
— обозначение цели и задачи лекции, решение которых необходимо для создания стройной системы знаний в данной предметной области;
— распределение бюджета времени на лекции. Данное условие является обязательным и особенно важным . Необходимо, чтобы во время учебного занятия все поставленные вопросы лекции были рассмотрены полностью, но не оставалось лишнего времени;
— определение методов, приемов и средств стимулирования творческой и мыслительной активности курсантов. Среди методических приемов в ходе бинарной лекции важно установление контакта с аудиторией, контроль за грамотностью своей речи и др ;
— подбор наглядного материала и технического сопровождения. Если бинарная лекция проходит у курсантов младших курсов, то процесс рекомендуется разнообразить мультимедийными презентациями, которые помогут обучающимся в освоении материала При проведении подобных лекций у старшекурсников техническое сопровождение можно исключить и ограничиться вербальным общением;
— разработка сценария проведения лекции с моделированием ситуации, где предусматривается профессиональный диалог, выражающийся в поляризации мнений на одну и ту же проблему, оппонирование одного преподавателя другим, решение конкретной проблемы с позиции междисциплинарных знаний Курсантов можно ознакомить с разработанным сценарием Обучающиеся должны ориентироваться в материале учебной дисциплины, опираясь на предыдущий опыт ее изучения
Вторым этапом бинарной лекции является само проведение занятия Структура проведения такой лекции близка к традиционной и включает вводную, основ-
ную и заключительную части, однако основная часть лекции строится как дискуссия представителей полярных точек зрения на одну проблему В заключительной части курсантам предлагается принять самостоятельное решение, осуществить выбор между предложенными точками зрения, высказать собственную точку зрения на поставленную проблему
Бинарная лекция может читаться как преподавателями одной учебной дисциплины, так и двух различных (межпредметная бинарная лекция) [8, с. 109]. В последнем случае учебные дисциплины должны быть тесно связаны между собой (например, «История государства и права России» и «История государства и права зарубежных стран») либо необходимо обеспечить междисциплинарную связь на занятии, если дисциплины касаются различных сфер
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, иметь продолжительный стаж преподавания, креативность мышления, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрым темпом реакции, иметь высокий уровень владения предметным материалом (помимо содержания рассматриваемой темы) Кроме того, результат от проведения данной лекции будет более эффективным, если ее проводят преподаватели, регулярно работающие вместе в рамках одной дисциплины (например, один преподаватель читает лекции, а другой проводит семинарские и практические занятия), либо в рамках двух смежных учебных дисциплин Если эти требования при проведении бинарной лекции будут соблюдены, у обучающихся сформируется доверительное отношение к подобной форме работы
Одна из трудностей проведения бинарной лекции — непривычная для обучающихся ситуация, когда лекцию проводит не один преподаватель и информация поступает не от одного источника Две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают неприятие самой формы обучения, так как требуют от обучающихся самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться и обосновать свою позицию . В учебном процессе бинарные лекции преподаватели используют нечасто, в большинстве случаев педагоги предпочитают проведение семинарских или практических занятий в такой форме
На кафедре государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России данная методика была опробована на практическом занятии в рамках одной учебной дисциплины — «История государства и права России», а также на межкафедральном семинарском занятии по учебным дисциплинам «Международное право» и «Частное международное право». Наблюдение показало высокую заинтересованность и активность курсантов на занятии. Необычность подачи материала способствовала повышению уровня знаний по изучаемым дисциплинам В связи с этим в настоящее время планируется проведение бинарной лекции по дисциплинам «История отечественного государства и права» и «История государства и права зарубежных стран» .
Применение бинарной лекции эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждений обучающихся, развивает умение вести диалог, обучает курсантов культуре ведения дискуссии Кроме того, бинарная лекция заставляет обучающихся активно включаться в мыслительный процесс, что способствует повышению качества усвоения учебного материала, активизирует их познавательную деятельность Такая форма лекции соответствует инновационным подходам, поскольку создает условия для актуализации
знаний, имеющихся у курсантов, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять не только изучаемые проблемы, но и их связь с практикой Бинарная лекция создает преграды догматизму и конформизму, опасность которых существует при преобладании информационных лекций, предоставляет пространство для развития самих лекторов, которые имеют возможность продемонстрировать высокий профессионализм и получить удовлетворение, уйдя от традиционных форм и методов преподавания
Список л
1. Мишина Ю. А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2010 .
2 . Лобанов С. И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед . наук. СПб . , 1996.
3 . Афанасьева Е. С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин : дис . канд. пед. наук. М. , 2011.
4. Павлов А. В. Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62).
5. Шмачилина-Цибенко С. В. Методы интерактивного обучения в преподавании педагогических дисциплин в вузах МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59) .
6 . Ивашкин Е. Г., Жукова Л. П. Организация аудиторной работы в образовательных организациях высшего образования : учеб . пособие. Н . Новгород, 2014.
7. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие. Н. Новгород, 2013 .
8. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб пособие М , 2004
Binary lecture as the means of learner's cognitive activity enhancement at the higher educational organizations of the Russian Federal Penitentiary system
Bryzgalova Irina V.,
lecturer at the department of State and Law, Vologda Law and Economics Institute of the Russian Federal
Penitentiary system, postgraduate student of the Academy of Law and Administration of the Russian Federal Penitentiary system.
Vologda, Russia. e-mail: [email protected]
The article is devoted to an innovative approach to conducting lessons - the binary lecture fostering active engagement of cadets of higher educational organizations of Federal Penitentiary Service of Russia in the thinking process, which increases effectiveness of acquiring the learning material and promotes a cognitive lecture. The article presents the structure of a binary lecture, considers requirements to the teacher's personality, contains examples of introduction and application of binary lectures in the teaching practice of higher educational institution.
Keywords: binary lecture, intersubject binary lecture, structure of a binary lecture, cognitive activity, cadets' cognitive activity promotion, requirements to the teacher of higher educational institution.
Citation: Bryzgalova I. V. Binary lecture as the means of the learner's cognitive activity enhancement at the higher educational organizations of the Russian Federal Penitentiary system.
Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 61-64.