БИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
®2011 Бекузарова Н.В.
Сибирский федеральный университет
В статье описывается опыт проведения бинарных лекции и семинарских занятий. Показано, что бинарное взаимодействие способствует интенсификации учебного процесса, развитию межпредметных учебных умений и т.д.
The author of the article describes the experience of holding the binary lectures and seminars. He shows that the binary interaction promotes the intensifying the educational process, the development of the inter-subject educational abilities, etc.
Ключевые слова: бинарные занятия, бинарный курс, лекция, семинар, диалог, полилог.
Keywords: binary lessons, binary course, lecture, seminar, dialogue, polylogue.
Сегодня образование
рассматривается как ключевая сфера жизни, важнейший ресурс устойчивого поступательного
развития общества. Его качество обусловливает уровень развития науки и культуры, интеллекта и духовности, обеспечивает
эффективность экономики, мощь, суверенитет и независимость страны, определяет ее место и роль в мировом сообществе.
Отметим, что стратегия современного российского
образования ориентирована на подготовку активной и свободной личности, стремящейся в своей жизни не только к высоким
собственным достижениям, но и
общему успеху окружающих людей, организаций, сообществ, укреплению и обновлению связи между миром труда и другими секторами
общества.
Следовательно, особое значение имеет организация познавательной деятельности студентов, которая, придавая личностный смысл обучению, стимулировала бы
способности обучающегося,
направляла внутренние
познавательные мотивы на развитие
навыков самообразования,
стремление к самовоспитанию, рефлексии и т.д.
Одной из эффективных форм организации обучения выступает бинарная модель взаимодействии, когда два преподавателя (представители двух научных школ; ученый и практик; преподаватель и студент и т.д.) последовательно осуществляют, обеспечивают
междисциплинарную связь, передачу системы знаний на интеграционной основе, развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных
способностей студентов.
Бинарное взаимодействие
(лекции, семинары, практикумы и т.д.) как организация процесса обучения в высшем образовании используется для реализации различных дидактических целей: освоение, систематизация и обобщение знаний; обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей и т.д. При этом общая структура занятия включает сообщение плана работы, постановку цели и задач, мотивацию на достижение поставленных целей, актуализацию опорных знаний; последовательное раскрытие
содержания учебного материала, подведение итогов, оценка работы студентов.
В педагогической практике в режиме апробирования применяются бинарные лекции по курсам «Основы педагогического мастерства» и «Педагогическое творчество в информационной среде» для подготовки будущих бакалавров. В качестве структурных компонентов выступают: формирование
компетенции, реализация принципов обучения, организация учебной деятельности студентов,
позиционное обучение участников образовательного процесса и т.д.
Бинарное взаимодействие
способствует теоретической
готовности будущего учителя к педагогической деятельности через решение задач: формирование у студентов готовности к
педагогической деятельности,
интереса к педагогической профессии; усвоение основных педагогических, психолого-
педагогических и предметных понятий; развитие познавательной активности, стиля педагогического мышления и готовности к самообразованию; представление различных, часто диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства; выработка у студентов умений сопоставления в деятельности точек зрения, позиций и т.д.; развитие коммуникативной мобильности участников (умения доказывать, апеллировать,
дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и пр.); выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов; развитие умения по осуществлению конструктивной критики разных точек зрения, включая точки зрения оппонентов; умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику; способности к обобщению, продуктивному
мышлению, гибкости ума; умения
работать в группе
единомышленников, вырабатывать единое групповое решение,
учитывающее различные точки зрения, включая мнение
меньшинства; способность
продуцировать множество решений; формирование у студентов умений продуктивно строить
взаимоотношения с партнером,
чувствовать интерес партнера, входить в поле его интереса, уметь «встроить» свои идеи в диалоговое пространство; корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование
конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание; повышение
мотивации участников, повышение эффективности деятельности
группы/индивида, повышение
ответственности.
Бинарное взаимодействие
способствует формированию у студента:
а) общекультурных
компетенций, предполагающих:
владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения через подачу материала из разных предметных областей; вынесение на суд слушателей
различных позиций и убеждений; понимание культуры как формы человеческого существования и руководствование в своей деятельности современными
принципами толерантности,
диалога и сотрудничества, поскольку диалог двух
преподавателей, в который включаются и студенты,
превращается в полилог,
представляя собой образ
сотрудничества и сотворчества,
задавая стиль и манеру работы в
коллективе; логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной
речи, поскольку перед студентами примеры построения выступления, ведения беседы, диалога, полилога и т.д.; готовность к кооперации с коллегами, работать в коллективе, поскольку слушатели находятся в своеобразной среде, где два преподавателя - активные участники, «вынужденные»
взаимодействовать с носителями разных стилей общения;
толерантное восприятие
социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, поскольку два преподавателя как представители различных наук, культур, научных школ являются примером «мирного
сосуществования» и своими действиями учат этому студентов;
б) профессиональных
компетенций, предполагающих: осознание социальной значимости будущей профессии, мотивацию к деятельности, поскольку бинарная лекция представляет собой интеграцию теоретических знаний и практических знаний и умений, готовность использовать
систематизированные теоретические и практические
знания при решении
профессиональных задач, поскольку полидисциплинарность формирует систему интегративных
профессиональных ЗУНов; владение основами профессиональной
культуры, поскольку студенты вступают в диалог профессионалов на условиях полилогичности языковой среды; способность
организации сотрудничества
обучающихся, поскольку
полилогичность, атмосфера
сотрудничества во взаимодействии развивают навыки сотворчества.
При организации бинарной лекции мы опираемся на важный принцип обеспечения субъектной позиции студента, поскольку, став в позицию субъекта деятельности,
личность проявляет максимальную
активность в усвоении знаний, преобразовании и созидании новых; самостоятельном определении цели и задач деятельности;
коммуникативном взаимодействии и т.д.
Анализ практики использования системы организационных форм учебно-познавательной деятельности студентов позволил выделить две основные разновидности бинарного взаимодействия: лекция и
семинарское занятие.
Лекция в практике высшей школы до последнего времени - наиболее распространенная форма
организации учебного процесса. Согласно ФГОС третьего поколения лекционные аудиторные занятия
должны занимать не более 20% от всей аудиторной работы. Бинарная лекция, представляя для слушателей определенную сложность (два
преподавателя, две дисциплины,
различные стили общения и т.д.), вызывает у студентов интерес
благодаря внешней
привлекательности беседы, диалога двух профессионалов. При этом преподавателям легче поддерживать живой контакт с аудиторией через рассмотрение противоречивых
ситуаций, сведений, что
способствует развитию
педагогической импровизации как
преподавателя, так и студента,
коммуникативных умений,
способностей к рефлексии, творческой активности,
формированию собственной позиции по обсуждаемой проблеме. Полилог активизирует познавательную
деятельность студентов, воздействуя на каждого, стимулирует их к активному участию в рассмотрении предлагаемого вопроса;
способствует ориентировке во временных, пространственных и других условиях общения, поскольку представляет собой определенную сложность при планировании и реализации, требует контроля «времени выступления» каждого
преподавателя, жесткой
регламентации не в ущерб качеству и т.д.
Бинарная лекция ставит своей задачей не только усвоение знания, но и осмысление, понимание связей между явлениями, системность в решении определенных практических или теоретических проблем разных предметных областей. При этом она способствует осуществлению
индивидуализации и
дифференциации обучения с учетом интересов и способностей каждого
Схема конспе
студента, поскольку
воспринимаемый на слух материал максимум через 15-20 мин переключает внимание слушателей на другого лектора, что увеличивает время произвольного внимания студентов.
В силу соответствующей организации преподавания, с целью активизации познавательной и творческой деятельности, бинарная лекция конспектируется по определенной схеме (табл.).
Таблица
бинарной лекции
Обсуждаемые проблемы Актуализация и пути эешения проблемы Анализ мнений и формулировка собственной позиции студента по проблеме
первый преподаватель второй преподаватель
Первые три раздела заполняются студентом на лекции, а четвертый -в процессе самостоятельной работы с материалами лекции. Важной особенностью чтения лекции выступает подготовленность
импровизации, но не чтение по печатному тексту, так как здесь важно личностное обращение к аудитории для создания атмосферы открытости, в том числе между преподавателями и студентами, то есть полилогичное конструирование знания. Следовательно, создается устойчивая мотивация
познавательной деятельности и рефлексии собственной
деятельности, деятельности
партнеров/оппонентов и
деятельности преподавателей.
Бинарная лекция может иметь различный вид (как и классическая): (вводная, обзорная, проблемная, лекция-информация, лекция-
конференция, лекция-консультация), требует готовности преподавателей к полилогу, разъяснению наиболее сложных, спорных моментов, а методологическая лекция требует раскрытия характера, структуры и методов научного познания и т.д.
В ходе бинарной лекции нами используются средства наглядности:
слайд-презентация (подготовленная преподавателями, студентами), СО, 0\Ю, 1п1егпе1-ресурсы, а также традиционные средства.
Организация семинара в бинарном режиме предъявляет высокие требования к уровню самостоятельности и
инициативности студентов. Вместе с тем такой семинар более благоприятен в плане создания условий для дискуссий и диспутов, для реализации различных форм индивидуальной и коллективной работы. Бинарные семинары в силу своей специфики проходят достаточно эффективно, если использовать метод дебатов, позволяющий стимулировать
критическое мышление, развивать умения аргументированно,
лаконично и точно формулировать свои суждения.
На бинарных семинарских занятиях через интенсификацию учебного процесса, общепредметных понятий и правил обеспечивается развитие межпредметных учебных умений, постоянное увеличение доли исследовательского характера
деятельности студентов.
Следует отметить возможность использования различных видов
семинаров (вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивидуальные и групповые, семинары-проекты, семинары по решению задач), позволяющие строить взаимодействие через позиции участников,
регламентируемые следующим образом: равенство возможностей
участников образовательного
процесса при решении поставленных вопросов; свобода выбора каждым участником образовательного
процесса форм участия в учебной деятельности; плодотворное
сотрудничество на основе широкого и свободного обсуждения; цивилизованное разрешение
конфликтов и противоречий.
В заключение следует отметить, что бинарную организацию педагогического взаимодействия целесообразно использовать на предметах междисциплинарной (полидисциплинарной) направленности, несмотря на необходимость значительной
дополнительной подготовки
преподавателей.
Примечания
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс]. http://shh.neolain.lv/seminar14/mirdeklar.htm (дата обращения:
28.02.2011). 2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «Март»; Ростов н/Д. : Издательский дом «Март», 2005. 448 с. 3. Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: УМ-МИ10 «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики» [Электронный ресурс]. 11[?1_: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/ee6d4b16-821 a-4d4d-8057-9a0f27f57088/konspekti_lekciy.html/ konspekti_lekciy.html (дата обращения: 28.02.2011).
Статья поступила в редакцию 16.03.2011 г.