Научная статья на тему 'Полилог диалогового общения как компонент дидактических условий процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры'

Полилог диалогового общения как компонент дидактических условий процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГ / ДИАЛОГ-ДИСКУССИЯ / ПОЛИЛОГ / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИЛОГ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ / ПОЛИЛОГ РЕЧЕВЫХ ДИАЛОГОВ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВ-ПРОТИВОРЕЧИЙ / ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВ-СИНТЕЗОВ / ПОЛИЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТОВЫЙ ПРОДУКТ / ВОПРОС-ОТВЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RUSSIAN SPIRITUAL AND MUSICAL CULTURE / PROBLEM AND DIALOGUE EDUCATION / DIALOGUE / DISCUSSION-BASED DIALOGUE / POLYLOGUE / POLYLOGICAL PROCESS / POLYLOGUE OF VERBAL COMMUNICATION / POLYLOGUE OF VERBAL DIALOGUES / POLYLOGUE OF CONTRADICTION-BASED DIALOGUES / POLYLOGUE OF SYNTHESIS-BASED DIALOGUES / POLYLOGICAL SITUATION / POLYLOGICAL TEXT PRODUCT / QUESTION-AND-ANSWER INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барковская Светлана Петровна

Эффективность полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают дидактические условия, компонентом которых является полилог диалогового общения. Полилог диалогового общения аккумулирует субъект-субъектное взаимодействие в полилоге речевых диалогов, текстуально-полилогические и технолого-методические ресурсы; осуществляет «сцепление» полилога диалоговых смыслов с речевыми диалогами в вопрос-ответном (проблемном, непроблемном) взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барковская Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полилог диалогового общения как компонент дидактических условий процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры»

УДК 377.8:78

ББК Ч42:Щ31 +Щ310.7+4489.72

ПОЛИЛОГ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

С.П. Барковская

Магнитогорский государственный университет

INTERACTIVE COMMUNICATION POLYLOGUE AS A COMPONENT OF DIDACTIC CONDITIONS OF RUSSIAN SPIRITUAL AND MUSICAL CULTURE MASTERING

S. Barkovskaya Magnitogorsk State University

Эффективность полилогического процесса освоения русской духовномузыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают дидактические условия, компонентом которых является полилог диалогового общения. Полилог диалогового общения аккумулирует субъект-субъектное взаимодействие в полилоге речевых диалогов, текстуально-полилогические и технологометодические ресурсы; осуществляет «сцепление» полилога диалоговых смыслов с речевыми диалогами в вопрос-ответном (проблемном, непроблемном) взаимодействии.

Ключевые слова: русская духовно-музыкальная культура, проблемно-диалоговое обучение, диалог, диалог-дискуссия, полилог, полилогический процесс, полилог речевого общения, полилог речевых диалогов, полилог диалогов-противоречий, полилог диалогов-синтезов, полилогическая ситуация, полилогический текстовый продукт, вопрос-ответное взаимодействие.

Didactic conditions containing the component of interactive communication polilogue provide eeffectiveness of polilogical process of Russian spiritual and musical culture mastering by future teachers of music in high vocational education institutions. Interactive communication polilogue accumulates subject and subject interaction in the polilogue of verbal dialogue, textual and polilogical resources, technological and methodological resources. The polilogue fulfils the function of linking interactive meanings in a polylogue with verbal dialogues in question-and-answer (problem, not problem) interaction.

Keywords: Russian spiritual and musical culture, problem and dialogue education, dialogue, discussion-based dialogue, polylogue, polylogical process, polylogue of verbal communication, polylogue of verbal dialogues, polylogue of contradiction-based dialogues, polylogue of synthesis-based dialogues, polylogical situation, polylogical text product, question-and-answer interaction.

Эффективность полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) будущими педагогами-музыкантами в учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) обеспечивают дидактические условия, компонентом которых является полилог диалогового общения.

Полилог диалогового общения (ПДО) позволяет реализовать полилог диалоговых смы-

слов как во внешнем, так и во внутреннем полилоге речевых диалогов. Под полилогом диалоговых смыслов мы понимаем способ полилогического познания русской духовномузыкальной культуры, который выражает целостное и конструктивное постижение объективно (текстуально) представленных субъективных ценностей в условиях процесса выстраивания открытых, доверительных, эмпа-

тических, проблемных и непроблемных во-прос-ответных, свободных, равноправных, конструктивных, осознанных отношений как полилог диалогов-противоречий и полилог диалогов-синтезов с ними.

Полилог речевых диалогов разработан в соответствии с современным содержанием обучения РДМК, условиями образовательного учреждения среднего профессионального образования, учетом возрастной психологии и субъектного (субъективного) подхода, где в процессе взаимодействия обучающего и обучаемого роль преподавателя как «информатора» и «контролера» трансформируется в роль координатора, организатора процесса обучения. Диалог или полилог как субъект-субъектная коллективная форма вопрос-ответного (проблемного, непроблемного) взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой помогает скорее преодолеть трудности, связанные с освоением русской духовно-музыкальной культуры.

В разработке полилога речевых диалогов лежит установка на воплощение нового взгляда на образовательный процесс в области музыкальной культуры религиозной традиции, ориентированного на творческое и критическое мышление, толерантное и ценностное отношение; умение анализировать тек-стуально-полилогическую информацию с позиции логики и полилогического подхода, способность к саморазвитию и самовоспитанию в самообучении. Это позволит применять полученные результаты (полилогический текстовый продукт) как к стандартным, так и нестандартным полилогическим ситуациям, вопросам и проблемам.

Характерной особенностью проблемнодиалогового обучения [1, 2, 5] является то, что его организация проблемных заданий, обеспечивая овладение знаниями, умениями, навыками, создаёт естественные условия для развития речи, мышления, эмоционально-чувственной сферы у обучающихся во внешнем и внутреннем диалогах.

Для проблемно-диалогового освоения русской духовно-музыкальной культуры специфичным является развитие студентов-музы-кантов в УСПО посредством их погружения в активную самостоятельную, информационнопоисковую, текстуально-полилогическую деятельность в определенной предметной области РДМК. Под предметной областью русской духовно-музыкальной культуры мы понимаем область научного и религиозного знания,

описывающую тот или иной объект, явление РДМК. Текстуально-полилогическая деятельность, сформированная на конкретном материале предмета и с предметными действиями, совершаемыми студентами с изучаемым предметом в субъект-субъектном общении, является действенным инструментом полилогического мышления, обеспечивающим эффективность полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры.

Полилог диалогового общения, ориентированный на определенную предметную область и соответственно на специально организованную текстуально-полилогическую деятельность преподавателя и студентов в субъект-субъектном взаимодействии, основан на взаимодействии содержания учебного материала (представленного в виде моделей диалоговых построений), полилогических форм речевых диалогов: коллективный, групповой, парный, индивидуальный диалоги как диалог-объяснение, диалог-дискуссия: противоречия, синтез, и методов обучения: эвристического -проблемный вопрос-ответный поиск новых знаний и диалогического - непроблемное воп-рос-ответное воспроизведение знаний, в сочетании с другими различными формами учебной работы и средствами обучения.

Понятие «полилог речевых диалогов» аккумулирует субъект-субъектное взаимодействие в полилоге диалогового общения, тек-стуально-полилогические и технолого-мето-дические ресурсы, обеспечивающие продуктивность полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами в УСПО.

В полилоге речевых диалогов, таким образом, мы выделяем следующие главные компоненты:

• текстуально-полилогические, технологометодические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними в проблемно-диа-логовом общении;

• организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие полилога речевых диалогов в ходе полилогического процесса освоения РДМК;

• коммуникационные средства, обеспечивающие субъект-субъектное общение на основе полилога диалогов с проблемным и непроблемным вопрос-ответным взаимодействием.

Содержательное наполнение коммуникационных средств формируется посредством:

а) создания преподавателем проблемной си-

туации за счет постановки проблемных вопросов; б) вопрос-ответного взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой, основанного на проблемных и информационных вопросах, напоминаниях, наведении на мысль; в) изложения учебного материала в форме сообщающих (непроблемное вопрос-ответное взаимодействие преподавателя и студентов) и эвристических (проблемное вопрос-ответное взаимодействие преподавателя и студентов) бесед.

Выделение полилога речевых диалогов в качестве условия организации полилогиче-ского процесса освоения РДМК педагогами-музыкантами в УСПО обусловлено дидактической целью - вовлечь студентов в полилог субъект-субъектного общения. Это обеспечит усвоение студентами знаний и умений, основанных на полилоге диалоговых смыслов, разовьёт их поисковую активность, самостоятельную творческую деятельность, создаст естественные условия для развития их речи, мышления, эмоционально-чувственной сферы. Полилог речевых диалогов реализуется в рамках области, связанной с анализом, созданием и внедрением полилогического текстового продукта в субъект-субъектном общении, и направлена на формирование у будущих пе-дагогов-музыкантов умения самостоятельно выбирать средства проектирования моделей диалоговых построений в проблемно-диало-говом освоении русской духовно-музыкальной культуры.

Полилог речевых диалогов эффективно решает следующие важные задачи:

• предоставление студентам возможности обсуждения необходимой текстуально-поли-логической информации в вопрос-ответном (проблемном, непроблемном) субъект-субъектном взаимодействии и отфильтровывания ошибочного текстового продукта;

• возможность поиска текстуально-поли-логической информации в парном, групповом, коллективном общении, в печатных и Интернет-источниках; автоматизация обработки результатов индивидуального поиска в проблемном диалоге, полилоге;

• организация процесса создания полилогического текстового продукта. Для создания текстового продукта доступны не только данные источников учебной информации (печатных, Интернет), но и другие инструменты, необходимые студентам-музыкантам: e-mail, СМИ (новости, постановления, документация И др.);

• гарантированный доступ к научной и религиозной информации;

• обеспечение интеграции с различными по сложности текстуально-полилогическими продуктами в субъект-субъетном общении.

Особенность полилога речевых диалогов состоит в его многофункциональности. Мы выделяем следующие основные функции ПРД:

1. Объяснение сущности новых понятий и способов практической деятельности в процессе освоения РДМК в условиях преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций в эвристическом, диалогическом и полилогиче-ском методах обучения:

а) организация объяснения с позиций диалога культур, научного и религиозного диалога; поиск знаний на основе диалога культурных текстов - музыковедческих и богословских источников, печатных и электронных носителей; объяснение способов практических действий на основе диалога наук, диалога науки и искусства, диалога-синтеза искусств с учетом регентского и светского хорового исполнительства при помощи показа самого способа действия; постановка проблемных вопросов; подсказка, наведение на мысль и др.;

б) организация воспроизведения знаний с применением их на последующих занятиях курса «Русская духовно-музыкальная культура», а также на занятиях музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практик с целью углубления знаний.

2. Обучение студентов-музыкантов приёмам постановки учебных проблем с позиций полилога диалоговых смыслов, выдвижения предположений, обоснования гипотез и доказательств их; подготовка к самостоятельной поисковой деятельности:

а) содействие развитию полилогического мышления, приёмам сравнения, обобщения, формирование умения делать самостоятельные выводы, высказывания гипотез путем постановки вопросов, предъявления проблемных заданий;

б) развитие умений анализировать музыковедческие и богословские источники, произведения русской духовно-музыкальной культуры, выделять главное, видеть нерешенные вопросы путем анализа информационного диапазона вопроса.

3. Формирование умений и навыков активного речевого общения:

а) формирование приёмов сотрудничества и взаимопомощи преподавателя и студентов, студентов между собой;

б) формирование оценочных суждений и самооценки студентов.

4. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в области русской духовно-музыкальной культуры.

5. Формирование способности выбирать наиболее оптимальные решения между противоположными точками зрения: научной -искусствоведческой, музыковедческой и религиозной - богословской, аргументированно опровергать ложные решения, развивать критичность мышления в поисках верных решений.

6. Организация деятельности преподавателя по построению теоретических текстуально-полилогических моделей будущих педагогических взаимодействий и их реализации (анализ содержания, выбор вопросов, заданий, введение дополнительных пояснений, подсказок, указаний, наведений на мысль и т. д.).

7. Организация деятельности преподавателя по выбору оптимального сочетания проблемно-диалоговых форм, методов и средств обучения.

8. Создание индивидуального, парного, группового, коллективного текстуально-поли-логического продукта.

9. Формирование положительных эмоций у студентов.

Любая функция полилога речевых диалогов становится реальностью, если функция осуществляется как элемент проблемнодиалоговых установок в целостной системе полилогического процесса освоения русской духовно-музыкальной культуры педагогами-музыкантами в УСПО.

Нами предлагается трехуровневая организация проблемности полилога речевых диалогов в полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в курсе «Русская духовно-музыкальная культура».

Первый уровень включает проблемное изложение материала преподавателем, с его выдвижением гипотезы и доказательством. Создавая у студентов проблемную ситуацию (как внутренний диалог культурных смыслов), преподаватель не подключает их к вербальному дискуссионному диалогу. Этому уровню соответствует метод проблемного изложения материала в форме лекции проблемного характера - диалога объяснения.

Второй уровень (частично-поисковый) дополняет первый и формируется педагогом на

основе выдвижения проблемы (проблемной ситуации) с последующим нахождением самостоятельного решения самими студентами под направляющим руководством преподавателя. В организации этого уровня применяется метод эвристического диалога с формами (внешними и внутренними) реализации: коллективный, групповой, парный, индивидуальный диалоги эвристического характера с ориентацией на определенную предметную область и контингент обучаемых.

Третий уровень создаётся на основе первого и второго в ходе самостоятельного выдвижения студентом проблемы и её решения. Этому уровню соответствует исследовательский метод, форма реализации которого -проблемные практические и теоретические задания.

Преимущество трехуровневой организации проблемности полилога речевых диалогов в полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в том, что она позволяет отнести любую конкретную задачу, направленную на профессиональную подготовку педагогов-музыкантов в курсе «Русская духовно-музыкальная культура», к одной из трех групп. При этом каждая задача, ассоциируясь с одним из трех уровней, может рассматриваться более или менее независимо от остальных. Это позволяет принимать решения для одного уровня, не вызывая конфликтов с другими.

Основными средствами конструирования полилога речевых диалогов нами были выбраны моно- и полиструктуры организации процесса проблемно-диалогового освоения РДМК. При конструировании проблемно-структури-рованных блоков учебного материала мы опирались на общепринятую структуру, состоящую из следующих элементов: учебная проблема, вызывающая соответствующую (проблемную) ситуацию; гипотеза или предположения по её разрешению; обоснование выдвинутой гипотезы - доказательства (теоретическое, практико-исполнительское, фактическое); выводы [3, с. 233].

Если при организации проблемно-диало-гового обучения в курсе «Русская духовномузыкальная культура» выдвигаемая проблема (преподавателем, студентом) решается посредством одной гипотезы с её последующим доказательством, то это моноструктура - один проблемно-структурный блок (рис. 1).

Однако при решении проблемы студенты могут выдвинуть не одну, а ряд гипотез, каж-

Рис. 1. Моноструктура проблемно-диалогового обучения

------------------------------

ПОЛИСТРУКТУРА

г- Проблема —« Гипотеза -> Доказательство —► Вывод [-* Результат ♦

—► Г ипотеза 1 —► Гипотеза 2 Гипотеза 3 -► Доказательство 1 ■► Доказательство 2 Доказательство 3 -►Вывод 1 -►Вывод 2 Вы вод 3 —► Неверно —► Неверно —► Верно

Рис. 2. Полиструктура проблемно-диалогового обучения с параллельными элементами

дая из которых представляется вероятной и потому требует тщательного анализа, рассмотрения (доказательства). При такой полилоги-ческой ситуации образовывается полиструктура проблемно-диалогового обучения с параллельными элементами (рис. 2).

Как показывает практика, в случае, если в полилогической ситуации освоения РДМК выдвинутая проблема объёмна и она включает в себя ряд последовательно решаемых под-проблем, где решение первой подпроблемы неизбежно выявляет вторую, третью и так далее, то это полиструктурное проблемно-диалоговое обучение с последовательно решаемыми элементами (рис. 3).

Моно- и полиструктуры полилога речевых диалогов, по нашему мнению, можно рассматривать и как информационный, и как технолого-методический, и как организационный, и как коммуникационный компоненты

полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в УСПО.

Организация полилогического процесса освоения РДМК педагогами-музыкантами на проблемно-диалоговых началах как полилог речевых диалогов: диалог-объяснение, диа-лог-дискуссия: противоречие, синтез, потребовала поиска путей преобразования лекционных и семинарских форм в курсе «Русская духовно-музыкальная культура». Мы применяем вариативные - проблемные с обратной связью лекции и семинары. С помощью вариативного технолого-методического построения коллективного, парного, индивидуального (внутреннего) диалогов задаётся последовательный переход от простой передачи информации (диалог-объяснение) до активного (диалог-дискуссия: противоречия, синтез) её освоения путем включения механизмов творческого полилогического мышления и всей

г ПОЛИСТРУКТУРА

Проблема ► Г ипотеза ► Доказательство > Вывод > Результат 4_.

> Подпроблема 1 -► Подпроблема 2 1> Подпроблема 3 -► Гипотеза 1 ► Г ипотеза 2 > Гипотеза 3 ^ Доказательство 1 Доказательство 2 ^ Доказательство 3 -► Вывод 1_^ ► Вывод 2+. ► Вывод 3-> Общий ^ ВЫВОД

Рис. 3. Полиструктура проблемно-диалогового обучения с последовательно решаемыми элементами

структуры психических функций. В этих условиях происходит нарастание самостоятельности студентов, увеличение доли диалогического и полилогического субъект-субъектного общения в ходе лекционно-семинарских занятий.

В условиях проблемных лекций и семинаров приоритет принадлежит устному изложению учебного материала диалогического характера. С помощью соответствующих методических приёмов на организационном этапе текстуально-полилогических отношений в диалоге-объяснении преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, диа-логу(полилогу)-дискуссии. Чем выше степень диалогичности, полилогичности лекционносеминарских занятий на дидактическом этапе текстуально-полилогических отношений, тем больше они приближаются к проблемным и тем выше их ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты, приводящие к дискуссионным диалогам-противоречиям, диалогам-синтезам. Лекционный и семинарский диалоги, полилоги становятся возможными в том случае, когда принцип проблемности реализуется с учётом условий:

1) отбора и дидактической обработки содержания учебной информации до лекции и семинара;

2) развёртывания содержания учебной информации на самом лекционном и семинарском занятиях.

Первое условие может быть достигнуто разработкой преподавателем системы учебных проблем, отражающих основное содержание лекции и семинара, второе - особым построением лекции и семинара как диалогического, полилогического общения преподавателя со студентами, студентов между собой, предметом которого является лекционный и семинарский материалы.

В полилогическом процессе освоения русской духовно-музыкальной культуры будущими педагогами-музыкантами диалог-объяснение, диалог-дискуссия: противоречия, синтез представляют не только форму обучения, но и метод групповой работы, ориентированный на объединение усилий студентов, на развитие у них навыков совместной познавательной и практико-преобразующей текстуально-полилогической деятельности.

Выше мы отмечали, что основной чертой диалога-объяснения является создание преподавателем на учебном занятии проблемной ситуации, при которой студенты выстраивают

внутренний диалог культурных смыслов без привлечения их к вербальному субъект-субъектному общению. Однако, с нашей точки зрения, этот уровень проблемности менее эффективен, чем дискуссионный тип диалога, который способствует максимальной диало-гизации, полилогизации вербальной деятельности субъектов обучения. Исследователи [3, 4, 6] определяют дискуссию как способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения ка-кого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение участников в поиск истины; создаёт условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового взаимодействия.

Особенностью диалога-дискуссии в полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами является непосредственное субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие, где обучающий эффект определяется предоставлением участнику возможности: 1) получить разнообразную текстуально-полилогичсскую информацию от собеседников, текстовых источников (печатных и Интернет); 2) продемонстрировать и повысить свою профессиональную компетентность; 3) проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему в области РДМК; 4) применить имеющиеся знания (психолого-педагогиче-ские, музыкально-теоретические, музыкальноисполнительские, хороведческие, хормейстерские и др.) в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач. При этом учебное содержание лекции, семинара оказывается «погруженным» в общение (коллективное, групповое, парное), в совместную активную деятельность преподавателя и студентов, студентов между собой по его усвоению.

Развивающая функция диалога-дискуссии в полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами связана со стимулированием творчества студентов, развитием их способности к анализу текстуально-полилогической информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности участников дискуссионного диалога, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Диалог-дискуссия позволяет выявить многообразие точек зрения по тому или иному вопросу и обеспечить при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Именно поэтому дискуссию мы относим к активному полилогическому способу обучения, который строится не на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, а на содержательно направленной самоорганизации. Такая особенность диалога-дискуссии даёт возможность использовать его и как способ решения проблем, и как метод критического усвоения широкого спектра знаний (научных и религиозных) в области русской музыкальной культуры религиозной традиции, которые через их выявление и обсуждение становятся доступными для каждого студента.

Применение диалога-дискуссии в полило-гическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами обусловливается его ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления субъективности, самоопределения в существующих мировоззренческих точках зрения на определённую духовно-музыкальную проблему, выбора своей позиции в противоречиях и синтезе; для формирования умения взаимодействовать с другими культурными смыслами, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Таким образом, с коммуникативной точки зрения диалог-дискуссия полилогичен. Его характер определяется:

1) полилогом контрастных смыслов как полилог диалогов-противоречий, где каждый защищает свою позицию, отстаивает свою точку зрения;

2) полилогом согласных смыслов как полилог диалогов-синтезов, который взаимодо-полняется участниками в совместном решении проблемы;

3) преобразованием полилога контрастных смыслов в полилог согласных смыслов.

Использование того или иного диалога-дискуссии и его полилогическое преобразование зависят от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии. Полилог диалогов-синтезов (преобразованный в том числе) нами чаще применяется для совместного обсуждения учебно-практических (уроки музыки) и музыкально-исполнительских (работа с хором) проблем в полилогическом процессе ос-

воения РДМК, решение которых может быть достигнуто путём взаимодополнения, группового взаимодействия с привнесением субъективных вкладов или на основе согласования различных точек зрения, коллективного согласия.

Наличие в полилоге диалогов-противоречий оппонирующих сторон, противоположных точек зрения (научной, религиозной) обостряет дискуссию, повышает её продуктивность, позволяет создавать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем на семинарских и лекционных занятиях курса «Русская духовно-музыкальная культура». Полилог диалогов-противоречий построен на принципе «позиционной субъективности», и его цель -побудить студентов задуматься над духовномузыкальной проблемой, раскрыть смысл своих представлений и убеждений, расставить акценты в своей позиции; научить аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть толерантным в своей субъективности.

Для эффективного проведения диалога-дискуссии на семинарских и практических занятиях курса «РДМК» необходимы следующие условия:

- информированность и подготовленность студентов к диалогу-дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;

- правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;

- корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонентов;

- установление регламента выступления участников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-обучение студентов умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм коллективного, группового, парного субъект-субъектного общения;

- особая позиция преподавателя как руководителя диалога-дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должна доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения;

- полная включенность всех присутствующих в дискуссию с непременным участием каждого студента. В связи с этим необходимо:

а) привлечь студентов к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных;

б) проблемно сформулировать тему дискуссии так, чтобы вызвать желание её обсуждать;

в) расположить группу таким образом, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение (например, овалом напротив преподавателя; по кругу; линеарно, напротив друг друга; малыми группами и другим способом в зависимости от обсуждаемой проблемы), г) предоставить каждому студенту возможность высказаться.

По степени управления полилогическим процессом освоения РДМК будущими педаго-гами-музыкантами на семинарских и практических (работа с хором) занятиях применяются (в основном) свободные, неконтролируемые преподавателем или управляемые ведущим студентом (готовым к организации образовательного процесса) диалоги(полилоги)-дис-куссии. Тогда как на лекциях преимущественное положение отдаётся учебным, направляемым преподавателем дискуссионным диалогам (полилогам), позволяющим рационально и в то же время творчески осуществлять образовательный процесс.

При подготовке к дискуссии преподавателю, на наш взгляд, необходимо осуществить ряд мер.

Во-первых, выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентов выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые (как научные, так и религиозные) точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки студентов-музыкантов. Например, по прошествии лекционного занятия на тему: «Богослужебное пение. Гласовая система. Знаменный стиль» на семинар выносятся темы: 1) «Знаменный стиль - богослужебное пение с гласовой организацией»,

2) «Богослужебное пение - гласовая система знаменного стиля», 3) «Знаменный стиль в гласовой системе богослужебного пения», где студентам предлагается определить, какой из вариантов не несёт в себе противоречий и наиболее адекватен пройденной теме?

Так, в первой формулировке противоречие заключается в том, что понятие знаменный стиль включает в себя более широкое

определение, чем предложенное в данной интерпретации. Он представляет совокупность основных идейно-художественных особенностей древнерусской формы пения, музыкального письма, распева монодической музыки Х1-ХУП вв. Кроме этого, знаменный стиль -реликт, который имеет избранную (а не широкую) богослужебную практику (по преимуществу монастырскую). В то же время знаменные распевы исполняются и на концертной эстраде, представляя реконструкцию древнерусского певческого искусства. Во втором названии темы противоречивой является позиция, при которой богослужебное пение имеет ограничение в смысловом диапазоне. К примеру, в древнерусском храмовом пении (Х1-ХГ/ вв.) наряду со знаменным стилем существовал кондакарный, а с XVI в. появляются многоголосные авторские композиции церковной музыки, которые прочно вошли в широкую богослужебную практику по настоящее время. Из трёх предложенных тем наиболее адекватной пройденному материалу является третья, где знаменный стиль предстаёт как компонент богослужебного пения, основанного на системе осмогласия.

Во-вторых, целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. Например, по теме: «Православное концертное хоровое искусство а саре11а. Партесный стиль» студентам предлагается сделать свой выбор из следующих вариантов: «Партесный стиль в храме - нонсенс или украшение храмового действа?», «Православное концертное хоровое искусство а сареИа как компонент богослужебного пения. Или...?», «Партесный стиль и храмовое действо - понятия совместимые. Или...?». В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к её активному обсуждению.

Преподаватель предлагает литературу, справочные, Интернет-материалы, необходимые для подготовки к дискуссии.

Особое внимание при разработке полилога речевых диалогов было уделено внешнему и внутреннему полилогам диалогового общения, реализующим полилог диалоговых смыслов (рис. 4).

Схема показывает, что во внешнем диалоге, полилоге различные взаимодействующие смысловые позиции разрабатываются реальными собеседниками в субъект-субъектном общении. Во внутреннем диалоге различные

( А—-А—-А 1 /С\./"К./С\ к

\

* V ▼ О РДМК к ) ■

Рис. 4. Схема внешнего и внутреннего полилога диалоговых взаимодействий в курсе «РДМК»: в - субъект; в - С: субъект - студент; в - П: субъект - преподаватель;

О - РДМК: объект - русская духовно-музыкальная культура

взаимодействующие смысловые позиции развиваются одним и тем же субъектом.

В педагогической практике, в управлении учебной деятельностью студентов по решению учебно-познавательных задач выделяются ориентирующие и подводящие модели диалоговых построений [2, с. 10].

Подводящие модели диалоговых построений жестко управляют деятельностью студентов по решению учебных проблем. В них преобладают алгоритмические и неэвристические предписания, наводящие вопросы, подсказки, инструкции, указания. Ориентирующие модели диалоговых построений более свободно управляют действиями студентов. В этих построениях преобладают эвристические предписания, проблемные вопросы, ориентирующие, но не подсказывающие инструкции, указания. Подводящие модели диалоговых построений детерминируют познавательную активность студентов, тогда как ориентирующие модели диалоговых построений такой функцией не обладают.

В полилогическом процессе освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами нами применяются ориентирующие модели управления учебной деятельностью. Более свободное управление действиями студентов помогает сформировать у них способность к логически корректным рассуждениям и умозаключениям, позволяющим осуществлять рефлексивное и самокоррективное поведение студентов, строить и организовывать на различных культурологических основаниях и мировоззренческих критериях как свою собственную, так и совместную с педагогом и другими студентами деятельность.

Создание коммуникативно-ориентированной учебной среды на лекционных и семинар-

ских занятиях по русской духовно-музыкаль-ной культуре приводит к двум важным следствиям: 1) трансформации совокупности монологов студентов, противоречий в дискуссии на организационном этапе текстуально-поли-логических отношений в проблемный диалог, диалог-синтез предполагает следование различным линиям рассуждения, всегда имеющимся в реальной дискуссии; 2) нахождении допущений и скрытых исходных посылок в высказываниях. Другими словами, логические обобщения и абстракции осваиваются студентами в ходе полилога речевых диалогов и используются как инструмент их совершенствования.

Таким образом, полилог диалогового общения аккумулирует субъект-субъектное взаимодействие в полилоге речевых диалогов, а также текстуально-полилогические и техно-лого-методические ресурсы, обеспечивающие продуктивность полилогического процесса освоения РДМК будущими педагогами-музыкантами в УСПО. Как компонент педагогических условий полилог диалогового общения осуществляет «сцепление» полилога диалоговых смыслов с речевыми диалогами в субъект-субъектном вопрос-ответном (проблемном, непроблемном) взаимодействии, представляя совокупность последовательно разворачивающихся полилогических ситуаций, которые отражают логику формирования полилогического отношения (противоречие, синтез) на его разных уровнях.

Литература

1. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. — Минск: БГУ, 1983. — 190 с.

2. Мокшина, Н.Г. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся в

проблемно-диалоговой технологии обучения (на материале естественно-математических дисциплин в ССУЗ): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Мокшина. - Казань, 1992. — 16 с.

3. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнова, М.А. Петухов. -М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

4. Основы разработки педагогической технологии и инноваций: моногр. / Л.Н. Давыдова, В.А. Пятин, А.М. Трещев и др.; под ред. проф.

В.А. Пятина. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998. - 380 с.

5. Семушина, Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Ша-мовой. - М.: Академия, 2005. - 384 с.

Поступила в редакцию 13 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.