Научная статья на тему 'Роль активных форм обучения в формировании конституционно-правового статуса специалиста'

Роль активных форм обучения в формировании конституционно-правового статуса специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова И.В.

Статья посвящена вопросам активизации интеграционных процессов науки и образования, активизации учебного процесса и повышения роли юридической подготовки современного специалиста. В работе определены возможности использования активных форм обучения и их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль активных форм обучения в формировании конституционно-правового статуса специалиста»

УДК 378.14

Сафронова И.В.

преподаватель ГБПОУ МО «Подмосковный профессиональный техникум отраслевых технологий»,

г. Солнечногорск

РОЛЬ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена вопросам активизации интеграционных процессов науки и образования, активизации учебного процесса и повышения роли юридической подготовки современного специалиста. В работе определены возможности использования активных форм обучения и их особенности.

Ключевые слова: образовательный процесс, активные методы обучения, модульно-рейтинговая система, бинарная лекция.

Необходимым условием развития правового общества в России является активизация инновационных процессов науки и образования. Для этого нужны кардинальные изменения, как в области подготовки профессиональных юристов, так и при преподавании правовых дисциплин у студентов других специальностей [1].

Первостепенная задача преподавателя при этом — сформировать у студента четкие базовые понятия о необходимости соблюдения действующего законодательства, как основе современной деловой жизни. Учебное заведение сегодня это исследовательская лаборатория, научные исследования которой во многом определяют качественное обновление образовательного процесса: государственные образовательные стандарты; качество лекций и их соответствие последним научным разработкам; самостоятельная работа студента; современность учебного материала; степень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу; использование компьютерных технологий в процессе обучения и пр.

В настоящее время весьма актуальными становятся требования к личным качествам современного студента — умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, в том числе и по смежным дисциплинам, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой и, в то же время, законопослушной личностью [2].

Именно ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов получения знаний, умений, навыков. Появляется новая цель учебного процесса — воспитание компетентной личности, готовой к постоянному обновлению знаний, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

В современных учебных заведениях высшего и среднего специального образования все более широко используется активное обучение как одна из форм организации учебного процесса, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.

Активные методы обучения способствуют повышению интереса к своей будущей профессии, самостоятельности студентов, их творческой активности. Эти методы побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения помогают не только активизировать знания, умения и навыки в области права, которые были получены на лекциях и семинарских занятиях, но и привить студентам навыки выработки и принятия решений в сложных профессиональных ситуациях.

Формирование специалиста в области юриспруденции невозможно без радикальных изменений учебного процесса. Сложно отнести к активным формам обучения лекцию, но, тем не менее, одна и та же форма обучения может меняться в зависимости от задач и методов обучения. Лекция от латинского «чтение» — логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Это основная форма учебного процесса и главный метод обучения студентов в вузе, колледже, техникуме.

В связи с существенными изменениями в образовательном процессе меняется отношение к эффективности лекционной формы обучения. Существуют различные точки зрения на данную проблему.

Одни считают, что лекция на сегодняшний день остается ведущим методом обучения студентов-юристов, поскольку предоставляет возможность непосредственного общения студентов и преподавателя.

Оппоненты относят лекцию к пассивному восприятию излагаемого материала, что препятствует развитию мышления студентов, отбивает охоту к самостоятельной работе, приучает к механической записи слов лектора без должного осмысления.

Эффективность учебной лекции, её высокое качество обеспечивает соблюдение следующих дидактических требований, которые могут служить и критериями успешности лекции:

- научность и информативность излагаемого материала;

- доказательность и аргументированность суждений;

- наличие достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, документов;

- эмоциональность, непосредственный интерес самого лектора к предмету изложения; активизация мышления и внимания слушателей с целью обеспечения их сопереживания и движения мысли вместе с мыслью лектора;

- доступный, ясный и литературный язык, разъяснение вводимых терминов и понятий, чёткая дикция, нормальный темп речи, дающий студентам возможность слушать, осмыслить и кратко записывать информацию [3].

Наряду с традиционными видами лекций, такими как вводные, обзорные, установочные последнее время интерес имеют такие виды лекции как лекция — визуализация. Такая лекция предполагает демонстрацию обучающего материала в виде схем, рисунков, таблиц и т.д. Эти лекции можно определить, как лекция — презентация, которая позволяет студентам работать с информацией, выделить основные моменты темы, главную мысль суждений.

Следует отметить и такую форму, как видеолекция (учебный фильм). Разумеется, видеолекция не должна заменять «живую лекцию», это дополнение её, выделяющее проблемный характер отдельных вопросов.

Проводя проблемную лекцию в области юриспруденции, преподаватель привлекает аудиторию к решению серьёзной научной проблемы, раскрывает возможные пути её решения, показывает практическую и теоретическую значимость достижений. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение — вовлечение студентов в научно-познавательную работу.

Последнее время в подготовке специалистов в области юриспруденции ведущими вузами получила достаточно широкое распространение бинарная лекция (лекция — диалог). Она предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей — представителей различных научных школ или направлений, или учёного и практика. Эта лекция позволяет студентам определить свою точку зрения по тому или иному спорному вопросу и обосновать её.

Существует много инновационных форм лекций. На каком варианте остановиться определяет сам преподаватель с учетом психологических особенностей аудитории,

закономерности восприятия, внимания, мышления и эмоционального состояния слушателей

[4].

Таким образом, лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции — обеспечить теоретическую основу правового обучения, развить интерес студентов к учебной деятельности и конкретной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы. Лекция является не только способом получения учебной информации студентами, но и методом воспитательного воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.

Рассмотрим следующую активную форму обучения, это практические занятия. Цель практических занятий заключается в углублении, расширении, детализации полученных на лекциях знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Практические занятия способствуют развитию профессионального мышления и культуры речи студентов различных специальностей, и прежде всего, юристов, включая владение юридической терминологией, позволяют проверить усвоенные знания и выступают как средство оперативной обратной связи.

Между лекциями и практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов по изучению нормативного материала, специальной литературы, конспектов лекций. На практических занятиях студенты приобретают навыки применения правовых норм к конкретным ситуациям, толкования нормативных документов, возможность проявить собственную индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать свою позицию.

Одна из форм учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных юридических вопросов, решения ситуационных задач, проблем с последующим обсуждением является семинарское занятие. В отличие от практического занятия, семинар носит теоретический характер и предназначен для более глубокого изучения отдельной темы, овладения методологией научного познания. Он ориентирует обучающихся на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, способствует закреплению знаний.

Главная цель семинаров — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического материала при разрешении ситуационных задач.

Основные задачи семинарских занятий: развитие творческого профессионального мышления студентов; повышение учебно-познавательной мотивации; овладение юридическими терминами; умениями и навыками постановки и решения профессиональных проблем; формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения; углубление, закрепление, систематизация, закрепление и контроль знаний.

Существует несколько типов семинаров:

- семинар для углубленного изучения определённого учебного курса;

- семинар для основательной проработки наиболее важных тем курса;

- семинар исследовательского типа.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров:

Семинар — беседа предполагает подготовку к занятию всех студентов по заранее планируемым вопросам. Эта форма задействует всех студентов, вовлечёт их в обсуждение заданной темы. Они готовят сообщения по развёрнутым вопросам семинара, друг друга дополняя, а затем эти выступления обсуждаются, и преподаватель делает заключение.

Семинар — дискуссия или семинар диспут предоставляет возможность диалогического общения участников с целью коллективного обсуждения и решения какой-либо проблемы. На обсуждение выносятся наиболее актуальные вопросы изучаемой дисциплины. Участники дискуссии учатся точно формулировать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. При этом важно научить

студентов культуре общения и взаимодействия, чтобы через диалог происходило совместное развитие темы дискуссии.

Смешанная форма семинаров объединяет обсуждение докладов, свободные выступления участников, запланированные дискуссии. Большая роль отводится при этом преподавателю. Он не только составляет план обсуждения, но и обучает правильному оформлению текстов сообщений, рефератов, докладов, консультирует по всем возникающим в процессе самостоятельной работы вопросам.

К самой активной форме обучения можно отнести самостоятельную работу.

Самостоятельная работа — это, прежде всего, планируемая работа студентов, выполняемая самостоятельно под руководством преподавателя с целью развития своих познавательных способностей и направленности на непрерывное самообразование.

Согласно современной образовательной парадигме, выпускник вуза должен обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, опытом творческой и исследовательской деятельности, социальной, коммуникативной и аутопсихологической компетенциями, которые формируются в процессе самостоятельной работы студентов.

Дидактическими задачами самостоятельной работы являются закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; развитие профессиональных умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления, интереса к юридической литературе и практической юридической деятельности.

К основным формам самостоятельной работы студентов вообще и юристов в частности можно отнести такие, как домашняя учебная работа, подготовка рефератов по отдельным темам, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов, предполагающая участие студентов в научных студенческих кружках, научных конференциях, подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ, организация и проведение деловых игр.

Разработка и внедрение различных форм самостоятельной работы одна из основных задач всего учебного процесса. Исследования показывают, что студенты не всегда успешно учатся на первых курсах отнюдь не потому, что получили слабую школьную подготовку, а потому, что у них не сформированы готовность и способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, управлять своими индивидуальными способностями к познавательной деятельности.

Большая роль в этом процессе отводится преподавателю. Правильно и грамотно, в чёткой логической последовательности составить задания, определить круг спорных проблем, рекомендовать нормативную и учебную литературу и т.д.

Домашняя учебная работа включает в себя самостоятельную подготовку к практическим и семинарским занятиям, а также любую учебную деятельность, связанную с образовательным процессом. Главное назначение домашней учебной работы заключается в закреплении знаний и умений, полученных на аудиторных занятиях, отработке навыков, усвоение нового материала. Домашняя учебная работа направлена на развитие умений самостоятельно учиться, определять методы и средства работы, планировать учебный процесс.

Содержание самостоятельной учебной работы студентов юристов составляет не только чтение и конспектирование источников с последующим обсуждением конкретных вопросов на семинарских и практических занятиях, но и решение задач по темам курса с последующим обсуждением. Также в процессе обучения необходимо посещение судебных заседаний, юридических отделов различных организаций, составление проектов правовых документов, с последующим анализом и подготовка отзывов на законопроекты.

Подготовка рефератов одна из форм организации самостоятельной работы. Реферат краткое изложение содержания какого-либо проблемного вопроса на основе анализа

нескольких источников. Цель написание реферата — развитие навыков самостоятельной работы студентов с учебной и нормативной литературой, судебной и арбитражной практикой. На основе их анализа и обобщения студенты могут делать выводы теоретического и практического характера с собственным обоснованием.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, творческое научное изложение студентом специальных знаний и умений по определённой юридической проблеме. При написании курсовой работы студенты вырабатывают и развивают умения работать с нормативной и учебной литературой, составлять конспект, делать выписки, анализировать судебную практику, делать обоснованные выводы. При оценке курсовой работы учитывается не только её содержание, но и результаты устной защиты. Последнее время практикуется, как особая подготовка к дипломному проектированию, защиту курсовой работы проводить с использованием презентаций [5].

Выпускная квалификационная работа — это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи. Она должна представлять собой сочетание теоретического раскрытия вопросов темы с анализом нормативно-правовых документов и юридической практики. При написании выпускной квалификационной работы студент всесторонне изучает определённую юридическую проблему, раскрывая теоретические и практические аспекты; анализирует научную литературу и нормативно-правовой материал; обобщает и анализирует юридическую практику; вырабатывает собственную позицию по соответствующей проблеме, отношения к существующим точкам зрения, юридической практике; формулирует свои предложения по совершенствованию юридической практики и законодательства [6].

Все формы самостоятельной работы должны иметь оценку преподавателя. Организация постоянного контроля учебной деятельности студентов является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Одной из форм постоянного контроля, согласно Болонской декларации, может быть использована система накопления кредитных единиц [7].

Существуют различные формы и методы педагогического контроля. Прежде всего, это традиционные формы: практические занятия и семинары, коллоквиумы, рефераты, доклады, домашние, курсовые и дипломные работы, зачёты и экзамены, письменные контрольные работы и тестирование. Каждая из этих форм имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Если устно-речевые формы контроля способствуют развитию культуры речи, умения межличностного общения, что очень важно для юристов, то письменные работы позволяют установить уровень усвоения учебного материала, что требуют больших временных затрат преподавателя.

Проведение практических занятий с использованием таких форм как диспут, дискуссия, подготовка рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ способствуют развитию творческой профессионально компетентной личности специалиста.

Тестирование исключает субъективизм преподавателя, повышает объективность оценки знаний и умений студентов. Данная форма контроля применяется в учебном процессе в основном с целью проверки объема и качества усвоенного материала.

Считается, что зачёты и экзамены являются традиционными формами педагогического контроля, цель которых заключается в проверке и оценке знаний и умений студентов, однако зачёты и экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента.

Тем не менее, они хорошо вписываются в современные педагогические методы модульно-рейтинговой системы контроля. Контроль производится несколько раз в год в виде контрольной работы, контрольного теста, зачёта, экзамена. В рамках каждого модуля студент усваивает не только теоретическую часть предмета, но виды деятельности, связанные с применением этих знаний. Сочетание теоретической и практической частей модуля любой из юридических дисциплин, систематический контроль со стороны

преподавателя позволяет развивать способности студентов анализировать, систематизировать, прогнозировать решения профессиональных задач [8].

Выбор формы обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления. Для достижения этих целей в комплексе необходимо использовать несколько методов обучения с учётом личностного ориентирования, что поможет достичь наилучших результатов в усвоении студентами знаний и развитии их мыслительной активности.

Литература

1. Виноградская Н.А. К вопросу формирования инновационного мировоззрения студентов при изучении экономических дисциплин Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. — 2015. — № 2 (4).

2. Виноградская Н.А. Новые приоритеты в работе финансового руководителя компании. // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2014. Научно-практическая конференция SWorld 1-12 октября 2014г.

3. Юридическая педагогика: учебник/ К.М. Левитан. — М.: Норма, 2008.

4. Ларионова А.А. Подготовка бакалавров менеджмента на основе новых образовательных стандартов// Современные проблемы сервиса и туризма. — № 3, 2012.

5. Вихрова Н.О. Экономические и организационные вопросы в выпускных квалификационных работах. учебное пособие / Н. О. Вихрова, Л. А. Федоров; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нац. исслед. технологический ун-т "МИСИС", Каф. прикладной экономики. Москва, 2012.

6. Виноградская Н.А. Методические аспекты управления человеческим капиталом. // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. Сборник трудов по материалам научно-практической конференции. Выпуск 2 (12). — Клин, 2014.

7. Заикина М.Е., Карамнова Е.В., Зотикова О.Н., Быкасова Е.В. Основы детерминации взаимодействия преподавателей и обучающихся в процессе активизации познавательной деятельности // В сборнике: Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи Сборник материалов второй всероссийской конференции молодых исследователей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии». — Москва, 2014. — С. 27-29.

8. Вихрова Н.О., Гринько Л.А. Социально-мотивированная адаптация студентов в условиях информационного общества. Формы социальной реальности. Сборник трудов по материалам годичных научных чтений, Филиал РГСУ в г. Клин, 25 мая 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.