Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры студентов медицинского института в процессе учебно-исследовательской деятельности'

Формирование правовой культуры студентов медицинского института в процессе учебно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / LAW / LEGAL CULTURE / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES / FORMS OF TRAINING / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева М. А.

В статье рассматривается роль учебного курса «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» в контексте факторов повышения уровня правовой культуры студентов медицинского института в процессе научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS OF THE MEDICAL INSTITUTE IN THE PROCESS OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES

The article examines the role of the training course «Law. Legal bases of activity of the doctor in the context of the factors of raising the level of legal culture of the students of the medical Institute in the process of teaching and research activities.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры студентов медицинского института в процессе учебно-исследовательской деятельности»

М.А. СОБОЛЕВА

старший преподаватель кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета Тел. 8 (4862) 76 12 25

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

В статье рассматривается роль учебного курса «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» в контексте факторов повышения уровня правовой культуры студентов медицинского института в процессе научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: право, правовая культура, научно-исследовательская деятельность, формы обучения, методы обучения.

Формирование правовой культуры у студентов медицинского института должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки. В статье 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» прямо указано на то, что сертификат специалиста может выдаваться только врачу, обладающему надлежащими знаниями «по теории и практике избранной специальности, а также вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан».

Методика формирования правовой культуры студентов медицинского института в образовательнонаучной деятельности включает:

• коррекцию содержания подготовки в соответствии с особенностями сферы здравоохранения;

• проектирование процесса формирования правовой культуры студентов медицинского института на основе сочетания традиционных и нетрадиционных педагогических форм образования;

• использование личностно-ориентированных технологий (структурно-логические, интеграционные, игровые, тренинговые, информационнокомпьютерные, диалоговые);

• актуализацию ценностно-ориентированного критерия правовой культуры в процессе изучения специальных дисциплин для выработки личностного отношения студента к окружающей правовой действительности;

• составление и решение ситуационных задач, кейсов, индивидуальных портфолио;

• использование в опытно-экспериментальной работе юридических проблемных задач, содержание которых посвящено практическому применению юридических знаний при изучении и решении правовых проблем, требующих от студента проявления исследовательских качеств правового мышления;

• использование разнообразных форм участия студентов в научно-исследовательской работе: научная конференция, выставка научных проектов, конкурс научных работ, проектов, научный кружок, олимпиада по специальности, студенческий кружок.

Формирование правовой культуры студентов медицинского института требует подчинить учебный процесс в вузе не только задаче информационного насыщения, сколько формированию культуры правового мышления студентов, развитию интеллектуального потенциала личности, т.е. превратить учебный процесс в научно-педагогический.

Одним из направлений эффективной правовой подготовки студентов медицинского института является внедрение в образовательный процесс курса «Правоведение. Юридические основы деятельности врача». Основной целью данного курса является овладение студентами знаниями в области права, выработка позитивного отношения к нему, рассмотрение права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости, формирование у будущих специалистов системы здравоохранения правовой культуры, позволяющей аргументированно принимать правомерные решения при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Курс «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» призван способствовать выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

* Научно-исследовательская работа проводится в рамках Госзадания Министерства образования и науки РФ на 2012 год (номер:

6.4506.2011, прикладные научные исследования).

© М.А. Соболева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В процессе преподавания данного курса должны применяться все известные формы и методы обучения.

Формы обучения - это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся.

Методы обучения - это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» [7].

В педагогике методы обучения классифицируются по различным основаниям.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на объяснительноиллюстрированные, репродуктивные, эвристические, методы проблемного изложения знаний и исследовательские методы [4, 3].

По источнику учебной информации выделяют словесные методы (рассказ, беседа, лекция); наглядные (показ, демонстрация); практические методы (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, СИ. Перовский).

Ю.К. Бабанский сгруппировал методы обучения в зависимости от основных компонентов деятельности преподавателя в три большие группы:

1. методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельная работа под руководством преподавателя);

2. методы стимулирования и мотивации студентов (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

3. методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный, текущий и итоговый контроль) [1].

В процессе формирования правовой культуры мы считаем необходимым использовать классификацию методов обучения, в основе которой лежит структура правовой культуры личности. По этому критерию мы выделяем три группы методов обучения:

I группа - методы формирования когнитивного компонента правовой культуры (лекция, объяснение, рассказ, беседа);

II группа - методы формирования мотивационно-ценностного компонента правовой культуры (разъяснение общественной и личностной значимо-

сти учения, педагогическое требование, одобрение, похвала и др.);

III группа - методы формирования поведенческого компонента правовой культуры (решение ситуационных задач, деловые игры, анализ конкретных ситуаций).

Разнообразие методов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что особенно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям по праву.

В традиционно сложившейся практике преподавания в высших учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа), в ко -торых преподаватель играет более активную роль, чем студенты, что недопустимо в процессе правового обучения, где ведущую роль должны занимать технологии, способствующие самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок.

Поэтому в практике преподавания дисциплины «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» необходимо применять инновационные методы чтения лекций. Среди них можно выделить проблемную лекцию, лекцию-консультацию, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-беседу,

лекцию-дискуссию, лекцию-провокацию и др.

Например, большой интерес вызывают у студентов лекции с запланированными ошибками (лекции-провокации). Этот способ чтения лекции способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях, позволяет повысить контролирующую функцию лекционных занятий. Во вступительной части лекции преподаватель объявляет тему занятия и сообщает о наличии ошибок в излагаемом материале. Слушатели по ходу проведения лекции должны будут выявить запланированные ошибки и отметить их в конспекте. За 15-20 мин. до окончания лекции осуществляется изложение выявленных слушателями ошибок с подробным их анализом и обоснованием верного ответа. В конце лекции уточняется правильное понимание материала, причем правильные ответы рекомендуется подчеркивать или обводить.

Для более успешного усвоения студентами правовых знаний при изложении лекционного материала преподаватель должен учитывать специфику аудитории, которая не подготовлена к восприятию специальных юридических терминов и правовой информации. Поэтому материал должен излагаться в доступной форме, быть подкреплен примерами из практики, только тогда это вызовет живой интерес к праву, и, следовательно, будет способствовать усвоению лекционного материала.

Результирующим компонентом правовой культуры студентов медицинского института является деятельностный, предполагающий способность принимать правомерные решения, а также использование юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов. Формированию данного компонента правовой культуры способствуют семинарские занятия. Семинар (от лат. 8еттагшт - рассадник знаний) - один из основных элементов учебного процесса. Семинарские занятия способствуют углублению и закреплению знаний, полученных на лекциях, развитию навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала, а также развитию профессионального мышления и культуры студентов, способствуют формированию умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

Как показывает практика правового обучения, при проведении семинарских занятий необходимо сочетать обсуждение теоретических вопросов с решением юридических задач (казусов), причем основную часть занятия должно занимать решение задач. Оно должно быть письменным, содержать поставленные вопросы и развернутые ответы на них со ссылками на действующие нормативноправовые акты.

Как один из методических приемов семинарского занятия в правовом обучении весьма результативна так называемая технология ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Студент высказывает:

П - позицию (объясняет, в чем заключается его точка зрения: «Я считаю, что ...»),

О - обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой: «Потому что...»),

П - пример (при разъяснении своей позиции пользуется конкретными примерами: «Я могу подтвердить это тем, что...»),

С - следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы: «В этой связи...»).

Таким образом, с помощью данной технологии студенты учатся формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

На основе правовых знаний необходимо сформировать у студентов убеждение в строгом соблюдении предписаний законов. По мнению А.В. Мицкевича и А.С. Павлова, важно, чтобы учащиеся не просто заучили правовые нормы, а проделали умственную работу, осмыслили их, включили бы эти знания в уже имеющуюся систему знаний, определили свое внутреннее отношение к ним.

Одним из эффективных средств активизации мыслительной деятельности студентов, развитию их творческих способностей является проблемное обучение. Главным условием проблемного обучения является включение обучающихся в практическую деятельность, игру, труд, в процессе которой возникают потребности в овладении чем-либо.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [6].

М.М. Левина рассматривает проблемное обучение как общедидактическую характеристику системы методов, технологию обучения. Проблемными могут быть и лекции, и семинары. Проблемность может быть свойственна изложению нового учебного материала, контролю за усвоением знаний и умений студентов, системе заданий для самостоятельной работы [2].

На наш взгляд, формирование когнитивного компонента правовой культуры будет более эффективным на основе проблемного обучения.

Основные функции проблемного обучения следующие:

• усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

• развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

• формирование диалектикоматериалистического мышления;

• формирование всесторонней и гармонично развитой личности;

• воспитание навыков творческого усвоения знаний;

• воспитание навыков творческого применения знаний;

• формирование и накопление опыта творческой деятельности;

• формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [5].

Формированию поведенческого компонента правовой культуры будет способствовать организация разнообразных типов практикумов: практикумы по решению юридических казусов, практикумы, в основе которых лежит работа с юридическими документами, и т.п.

Одним из видов практикумов является практикум, разработанный на основе методики использования учебно-правовых ситуаций. Учебно-правовая

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ситуация — это методическии прием, ставящии учащихся в конкретные юридические обстоятельства, побуждающий их моделировать варианты правомерного поведения с учетом заданных условий. Практически все темы курса «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» включают в себя поведенческие моменты, поэтому преподаватель может сам решить, на каких занятиях он будет использовать прием «учебная ситуация».

Для того, чтобы сформировать у студентов навыки работы с людьми, юридическими лицами при разрешении разного рода жизненных ситуаций в условиях, наиболее приближенных к их будущей практической деятельности, рекомендуется использовать разного рода дидактические игры, разыгрывание ролей.

Специалист сферы здравоохранения должен уметь надлежащим образом оформлять официальные медицинские документы, вести первичную медицинскую документацию, подготавливать документы, необходимые для реализации права на занятие медицинской деятельностью. Формированию данных умений будут способствовать семинары-практикумы по решению юридических казусов, практикумы по работе с официальными документами.

Можно предложить студентам подготовить научные сообщения по законодательству в сфере здравоохранения. При этом они могут обосновать свои предложения и замечания по действующему законодательству. Знакомство с судебной практикой по делам о правонарушениях в медицине позволит будущим специалистам юридически грамотно оценивать различные случаи ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики. Как показывает практика, большой интерес вызывают у студентов «круглые столы», диспуты по проблемам эвтаназии, врачебной тайны, донорства, трансплантации органов или тканей человека и т.д.

Второй по значению формой учебного процесса является самостоятельная работа. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед высшими учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

В рамках изучения курса «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» можно использовать следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы: работа над терминами,

выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач с опорой на действующие нормативноправовые акты.

Продолжением и углублением учебного процесса является научная работа студентов, которая организуется непосредственно на кафедрах и научных подразделениях высшего учебного заведения с целью обеспечения единства учебного, научного и воспитательного процесса.

Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках высшего учебного заведения способствует углублению, обобщению, систематизации их знаний; развитию научнопрактических компетенций студентов, формированию и развитию научного потенциала кафедр, созданию на их базе высоко конкурентных научнообразовательных материалов по предметным дисциплинам и, как следствие, подготовке конкурентоспособных выпускников, способных стать полноценным научным и трудовым потенциалом страны [8, с. 3-5].

Научно-исследовательская работа студентов в рамках медицинского института может осуществляться в таких организационных формах, как:

• учебно-исследовательская работа студентов в рамках выполнения учебных программ (курсовые, дипломные проекты). Студенческий реферат по правоведению также является одним из средств повышения познавательной активности. Он содержит элемент исследований и предполагает творческую самостоятельность в процессе работы и изложения избранной темы, критическое осмысление материала. Дипломная работа предполагает достаточную теоретическую разработку темы с анализом нормативно-правовых документов, литературных и других источников по исследуемому вопросу;

• научно-исследовательские работы студентов вне планов высшего учебного заведения (научные кружки, научные студенческие общества, научные лаборатории, участие в студенческих научных и научно-практических конференциях, конкурсах дипломных и курсовых работ, публикации и т.д.).

В системе подготовки высококвалифицированных специалистов сферы здравоохранения важную роль играет оптимальное сочетание учебной, научной и практической подготовки студентов. Наиболее эффективным средством практического воплощения этого комплекса в учебном процессе является научно-исследовательская работа, внедренная в учебный процесс.

Формами подведения результатов научноисследовательской работы студентов могут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с

учёными. Теоретические основы студенческих научно-исследовательских работ выносятся на обсуждение в виде научных статей и докладов на научно-методические или научно-практические конференции и семинары. Результаты научноисследовательской деятельности оформляются в

виде доклада, реферата, статьи в сборниках научных работ или в других изданиях.

Таким образом, в процессе учебно-исследовательской деятельности происходит формирование личностных свойств и качеств студента с высоким уровнем правовой культуры.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения обучающихся в средних профессионально-технических учебных заведениях: Методические рекомендации. М.: Изд. Госпрофобра СССР, 1982. 40 с.

2. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996.

3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1973. 250с.

4. ЛернерИ.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1981. 132 с.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Учебное пособие. М., 1986. 465 с.

6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. 288 с.

7. Педагогический словарь// Коджаспирова Г.М. Изд.: Academia, 2005 г. 176 с.

8. Худоренко Е.А. Интеграция науки и образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов). Экономика, статистика и информатика. № 1-2. 2009.

M.A. SOBOLEVA FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS OF THE MEDICAL INSTITUTE IN THE PROCESS OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITIES

The article examines the role of the training course «Law. Legal bases of activity of the doctor in the context of the factors of raising the level of legal culture of the students of the medical Institute in the process of teaching and research activities.

Key words: law, legal culture, educational and research activities, forms of training, training methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.