Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
правила дорожного движения / дети / проектная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Травова Светлана Валерьевна

В статье рассмотрены особенности формирования представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет посредством проектной деятельности, приведены примеры эффективной реализации проектной деятельности отдельными педагогическими коллективами детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Травова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ Кондрашова Наталья Владимировна, Траеоеа Светлана Валерьевна, Мордовский государственный Педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск E-mail: kondnatalya@yandex.ru E-mail: travova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования представлений о правилах дорожного поведения у детей 5-7 лет посредством проектной деятельности, приведены примеры эффективной реализации проектной деятельности отдельными педагогическими коллективами детских садов.

Ключевые слова: правила дорожного движения, дети, проектная деятельность.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения одна из актуальнейших задач. Дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена особенностями психофизического развития: преобладание потребности в движении над осторожностью; неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. На современном этапе в отечественной педагогической наук и практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах (А. В. Гостюшин,

B. Р. Клименко, Н. И. Клочанов, О. А. Скоролупова, Р. Б. Стеркина,

C.Н.Черепанова, Т. А. Шорыгииа и др.) [1-13].

В своих работах В. Р. Клименко указывает, что при построении работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения учитывается три аспекта

| SCIENCE TIME |

взаимодействия с транспортной системой города: ребенок-пешеход; ребенок-пассажир городского транспорта; ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.) [6, c.6].

В книге О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения» представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста с элементами обучения правилам дорожного движения: по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию и аппликации, по конструированию, по развитию речи и математике [11, c.10]. С. Н. Черепановой предлагается система планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, включающая обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей (дидактические и сюжетно-ролевые игры, занятия, целевые прогулки и наблюдения, работа с родителями и т.п.) [12, c.26]. Т. А. Шорыгина предлагает знакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на городской улице, у водоёмов и в лесу в доступной форме через увлекательные сказки. В пособии «Осторожные сказки» предлагаются занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок [13, c.34].

В последующие годы в дошкольной педагогике активно разрабатываются программы по правилам дорожного движения. Например, Е. А. Козырева, Т. А. Пухова и В. Л. Шмундяк разработали программы «Азбука поведения на дороге», Т. И. Данилова - «Светофор» [3, 8].

Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, направленная на формирование у них представлений о правилах дорожного движения является проектная деятельность. Проектная деятельность это

целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В области дошкольного образования проект это специально организованный педагогом и выполняемый дошкольниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Как правило, в деятельности дошкольных образовательных организаций использутся различные виды проектов:

а) исследовательско-творческие;

б) творческие;

в) информационно-практико-ориентированные;

г) игровые. В свою очередь они могут классифицироваться по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации и т. д. [9].

Проектную деятельность в своей работе с дошкольниками реализуют многие педагоги. Так, И.Д. Зыриной был реализован проект по теме «Правила

| SCIENCE TIME |

дорожные детям знать положено» с целью формирования у детей навыков безопасного поведения и развития познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на дороге, закрепления с детьми знания правил уличного и т. д. В рамках проекта проводились беседы, викторины, выставки детских работ по правилам дорожного движения, наблюдения за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; игры, оформление уголка по «Правилам дорожного движения», разработка и использование маршрута «Дом-детский сад» совместно с родителями[4].

Воспитатель ДОУ № 53 «Светофорик» г. Альметьевска М.А. Киршина использовала проектный метод с целью формирования и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Основными этапами реализации проекта стали: диагностика, создание развивающей среды, совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями, реализация мероприятий, итоговая диагностика. В группе был создан центр активности «Дорожная грамота». В своей деятельности воспитатель использовала мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики («Правила дорожного движения», «Улица», «Знай правила движения, как таблицу умножения», «Пешеходные переходы», «Путешествие в страну Светофорию») [5].

Совместная деятельность с детьми включала шесть блоков:

а) транспорт;

б) движение транспорта и пешеходов;

в) улица;

г) регулируемый пешеходный переход и светофор;

д); правила поведения в транспорте;

е) дорожные знаки. Реализация каждого блока предполагала выполнение следующего алгоритма: совместная деятельность с детьми, продуктивная деятельность, игровая деятельность, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, досуги, самостоятельная деятельность детей [5].

Воспитатель детского сада № 23 «Колокольчик» Ставропольского края Н.А. Гридина реализовала проект «Безопасная дорога». Цель проекта: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде; создание условий и совершенствование форм обучения правилам дорожного движения дошкольников. В ходе проекта осуществлялась следующая работа с дошкольниками и их родителями: тематические занятия, просмотр обучающих мультимедийных презентаций, отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме, рассматривание плакатов по правилам дорожного движения, наблюдение за транспортом, беседа, сюжетно-ролевые игры

| SCIENCE TIME |

(«Автобус», «Поезд», «Шофёры», «Гаражи и автомобили»), дидактические игры («Собери знак», «Что будет, если... », «Собери машину по частям», «Кому что нужно для работы?», «Светофор»», «Дорожные знаки», «Транспорт»,), подвижные игры («К своим знакам», «Передай жезл», «Грузовики» «Цветные автомобили», «Красный, желтый, зеленый», «Поезд»); продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка и аппликация на темы «Улица», «Транспорт» и «Светофор»; консультации для родителей; оформление уголка по правилам дорожного движения и папок-передвижек, родительское собрание с участием инспектора ДПС на тему «Безопасность детей на дороге»; мастер-класс: «Не гоните водители - вы ведь тоже родители» [2].

На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики нами были разработаны 3 проекта: «Безопасная дорога», «Дети и дорога» и «Школа пешеходных наук».

Цель долгосрочного, группового и информационно-ориентированного проекта «Безопасная дорога»: сформировать у дошкольников знания о правилах поведения на дороге; познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом. Задачи проекта: создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения; познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах; вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах; профилактика дорожно-транспортного травматизма; развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде; воспитывать в детях грамотных пешеходов; активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

На подготовительном этапе осуществлялся подбор материала по правилам дорожного движения, рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях; просмотр видеоматериала; знакомство с литературными произведениями; изготовление дидактических игр по правилам дорожного движения, использование дидактических, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Основной этап включал проведение мероприятий о правилах дорожного движения, обыгрывание дидактических и подвижных игр, решение игровых ситуаций, обучающие и развивающие игры, чтение художественной литературы, моделирование дорожной ситуации, рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий, просмотр телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов, театральных представлений, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии. Например, беседа «Улица», карта-задание «Элементы дороги», игры («Дорожный узелок», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», викторина ПДД «Пешеход на улице»), праздник «Посвящение в пешеходы» и т.д.

| SCIENCE TIME |

Цель проекта «Дети и дорога»: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице и знание правил дорожного движения. Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными; познакомить детей с правилами дорожного движения; развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Основной этап включал: беседы («Безопасность на дороге», «Знаки дорожные помни всегда», «Осторожно, дорога!», «Транспорт на улицах города», «Правила для пассажиров»); художественное творчество (рисование: «Как нельзя вести себя на улице», «Придумай новый дорожный знак», «Моя улица»; лепка: «Веселый светофор», «Машины»; аппликация («Дорожный знак»); составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге»), чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», дидактические игры («Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию»), подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.), пальчиковый театр «Давайте познакомимся!», карта-задание (перфокарты) «Распредели транспорт по гаражам» и «Подумай, выбери, объясни». На заключительном этапа осуществлялся анализ полученных результатов и обобщение опыта, выставка рисунков «Светофорик», обыгрывание вместе с детьми макета «Наша улица», проведение развлечения «Красный, желтый, зеленый», презентация для детей других групп.

Цель и задачи проекта «Школа пешеходных наук»: знакомство детей с правилами дорожного движения; формировать навыки правильного поведения на дороге; закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице, о светофоре; закреплять знания детей о специальном транспорте и правилах поведения в общественном транспорте; развитие ориентировки в пространстве; углубить знания детей о работе сотрудников ГАИ; продолжать знакомить с назначением дорожных знаков; систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Основные формы работы по реализации проекта: интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание

I SCIENCE TIME I

картин, игры-викторины, сюжетно-ролевые игры. Например, конкурсы («Волшебная палочка», «Дорожные знаки», «Собери светофор», «Самокаты», «Запускаем ракету в космос».), игры «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» и «Дорожное-недорожное», просмотр мультфильмов «Два похожих знака», «Где опасно играть»).

Итак, формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществлять в процессе проектной деятельности, поскольку проекты позволяют обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения, сформировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения, а также навыки правильного поведения на дорогах.

Литература:

1. Гостюшин, А.В. Азбука выживания / А.В. Гостюшин, С.И. Шубкина. - М.: Школа выживания, 1994. - 169 с.

2. Гридина Н.А. Проект «Безопасная дорога». Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// nsportal .ru/detskii-sad/

3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД / Т. И. Данилова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 208 с.

4. Зырина И.Д. Проект «Правила дорожные детям знать положено» / И.Д. Зырина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// festival.1 september.ru/articles/647087/

5. Киршина М.А. Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста / М.А. Киршина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pedportal .net/do shkolnoe-obrazovanie/raznoe

6. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения / В.Р. Клименко. -М.: Просвещение, 1973. - 48 с.

7. Клочанов Н.И. Правила дорожного движения с комментариями / Н.И. Клочанов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 216 с.

8. Козырева Е.А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города / Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк. - М.: Центр Пропаганды, 2013. - 73 с.

9. Кондрашова Н.В. Научно-теоретические основы и особенности педагогического проектирования в области дошкольного образования / Н.В. Кондрашова // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 2. - С. 22-28.

10. Кондрашова Н.В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе / Н.В. Кондрашова // Перспективы науки. - 2014. - № 11. - С. 24-31.

| SCIENCE TIME |

11. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения / О.А. Скорлупова. - М.: Просвещение, 2011. - 40 с.

12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения / С.Н. Черепанова. - М.: Издательство Скрипторий, 2003, 2012. - 80 с.

13. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.