Формы, методы и средства ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге.
Калашникова Лариса Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ Детский сад №166 «Цветик-семицветик»
г.Чебоксары
Бабаева Анна Александровна
старший преподаватель кафедры отраслевой экономики, магистрант 2 курса факультета управления
и социальных технологий,
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» г.Чебоксары
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Как свидетельствует анализ, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по причине безнадзорности. Детям всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта — это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Формами, методами и средствами ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать:
1. Беседа — позволит избежать передачи уже известных дошкольникам знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. Тематика бесед может быть разнообразной:
• «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
• «Почему нельзя играть на тротуаре? »
• «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
• «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены светофоры?»
• «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»
• «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
• «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
• «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый
ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
2. Занятия. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д. Так на занятиях по развитию элементарных математических представлений, важно создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т.д.), обучения детей умению пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.д.). Все это активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т.д.), в условии которых отражаются реальные-игровые и бытовые — ситуации, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал).
На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:
■ рассматривание картин и иллюстраций,
■ составление описательных рассказов по картине,
■ составление рассказов из личного опыта,
■ разучивание стихотворений,
■ чтение художественной литературы,
■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
Кроме того, необходимо познакомить детей в доступной форме с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми организовать элементарное экспериментировании: проанализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т.д.), по воде, по воздуху. На этой основе ввести правила безопасного поведения на дорогах, познакомить детей с правилами дорожного движения.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т.д. В уголке изобразительной деятельности дошкольникам предоставить детям возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику пополнить уголок развивающим материалом: образцы различного вида транспорта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуациями на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг, дорожный знак» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку закрепить знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в развивающий цент по изобразительной деятельности необходимо поместить: материал для аппликации (картон, бумага цветная, ножницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т.д.), различные трафареты, шаблоны, печатки и др..
3. Экскурсии. В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии рассказать детям (на наглядном
примере), как следует переходить дорогу, закрепить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
4. Использование возможностей развивающей среды
При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. Важно уже в дошкольном возрасте помочь взрослым самим вспомнить правила безопасного поведения на улице, а также осуществлять работу с детьми планомерно и организованно, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников, в интересной форме. Поэтому становится необходимым организовать развивающее пространство для проведения соответствующей деятельности с детьми. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города.
■ Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре должны быть представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель может познакомить детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гараж, мост, светофоры, дорожные знаки, маленькие фигурки людей и транспорта, желательно, чтобы эти фигурки функционировали — двигались). Наполнение — дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, входящий в содержание уголка. Для обыгрывания макета детям необходимо предоставить возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобранный материал, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.
■ В качестве наглядного материала может выступать фланелеграф, магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным (геометрические фигуры разного цвета и размера, дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций, возникающих на дорогах.
5. Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с
изображением различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т.д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т.д.
6. Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т.д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах дорожного движения. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).
7. Художественная литература. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Исходя из общих требований к отбору литературы (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова), можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина), «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов), «Марта и Чичи идут в парк» (Т.А. Шорыгина), «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова), «Огнехвостик» (В. Ардов), «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа — милиционер» (С. Михалков), «Если бы...» (О. Бедарев), «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов), «Самый лучший переход» (Я. Пишумов) (некоторые из них представлены в приложениях).
Методика работы с каждым художественным произведением предполагает:
1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.
3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?
4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.
5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например: Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; режиссерские игры; демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр); инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.
8. Обучающие фильмы. В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям дошкольного возраста освоить правила безопасности. Так фильм «Улица полна неожиданностей» включает в себя 5 серий продолжительностью от 8 до 12 минут. В каждой серии используются документальные кадры, инсценировки и мультипликация. Показ сопровождается легким музыкальным звучанием, что создает позитивный фон фильма, и выделением определенных объектов при помощи компьютерной графики (пульсация, увеличение, изменение цвета и др.), благодаря чему дается возможность акцентировать и удерживать внимание на нужных объектах. Фильм отличается научностью, динамичностью, актуальностью, высоким качеством операторской работы, художественностью и грамотностью изложения. Полностью соответствует возрастным особенностям дошкольника.
9. Для успешного усвоения информации о правилах дорожного движения детьми дошкольного
возраста может являться территория детского сада, оборудованная «автогородком» для самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного транспорта.
Таким образом, многообразие форм, методов и средств воспитания, используемые педагогами ДОУ и родителями позволят сформировать у ребенка опыт безопасного поведения дошкольников на улице.