Научная статья на тему 'Использование проектной деятельности на уроках информатики в начальной школе при изучении ро-бототехники'

Использование проектной деятельности на уроках информатики в начальной школе при изучении ро-бототехники Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
робототехника / проектная деятельность / система / информационное пространство / эффективные методы / robotics / designing activity / system / information space / effective methods робототехника / жобалау қызметі / жүйе / ақпараттық кеңістік / тиімді әдістер

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Тастемиров Д. М.

В статье представлены составляющие системы подготовки учащихся начальной школы на уроках информатики при изучении робототехники. Определены методологические основы и принципы деятельности, которые, по мнению автора, обеспечат повышение результативности на уроках информатики при изучении робототехники. Описаны некоторые важные составляющие подсистем, их компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using project activities at Computer science lessons in the primary school while studying robotics Бастауыш мектепте робототехниканы оқытуда информатика сабақтарында жобалық қызметті пайдалану

The article shows the components of the system for training primary school students at Computer science lessons when studying robotics. Methodological foundations and principles of their performance are defined, which, according to the author, will increase efficiency at Computer science lessons when studying robotics. Some important components of subsystems and their components are described. Мақалада робототехниканы оқу кезінде информатика сабақтарында бастауыш сынып оқушыларын дайындау жүйесінің құрамдас бөліктері келтірілген. Автордың пікірінше, робототехниканы оқу кезінде информатика сабақтарында нәтижелілікті арттыруды қамтамасыз ететін қызметтің әдіснамалық негіздері мен қағидаттары айқындалады. Ішкі жүйелердің кейбір маңызды құрамдастары, олардың компоненттері сипатталған.

Текст научной работы на тему «Использование проектной деятельности на уроках информатики в начальной школе при изучении ро-бототехники»

УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОБОТОТЕХНИКИ

Андатпа

Макалада робототехниканы оку кезiнде информатика сабактарында бастауыш сынып окушы-ларын дайындау жYЙесimц к¥Рамдас бeлiктерi келтiрiлген. Автордын, пiкiрiнше, робототехниканы оку кезiнде информатика сабактарында нэти-желiлiктi арттыруды камтамасыз ететш кызметтщ эдiснамалык негiздерi мен кагидаттары айкындала-ды. Iшкi жYЙелердiц кейбiр мацызды к¥рамдаста-ры, олардын, компоненттерi сипатталган.

Аннотация.

В статье представлены составляющие системы подготовки учащихся начальной школы на уроках информатики при изучении робототехники. Определены методологические основы и принципы деятельности, которые, по мнению автора, обеспечат повышение результативности на уроках информатики при изучении робототехники. Описаны некоторые важные составляющие подсистем, их компоненты.

Annotation

The article shows the components of the system for § training primary school students at Computer science ^ lessons when studying robotics. Methodological о foundations and principles of their performance are

CO

defined, which, according to the author, will increase о efficiency at Computer science lessons when studying

ни

из robotics. Some important components of subsystems

о and their components are described.

CD

w Применение проектной деятельности на уроках К информатики в начальной школе направленно на К удовлетворение потребностей учащихся, потребен ности социума в тех областях, которые способ-н ствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. К таким современным

Тастемиров Д.М.,

учитель информатики, Боровская школа-гимназия им. А.Чутаева,

Мендыкаринский район,

Костанайская область

Нег1зг1 свздер: робототехника, жобалау цызмет^ ЖYйе, ацпараттъщ кещстщ тшмдi эдттер.

Ключевые слова: робототехника, проектная деятельность, система, информационное пространство, эффективные методы.

Keywords: robotics, designing activity, system, information space, effective methods.

Ц

направлениям в школе можно отнести конструирование и робототехнику.

У современной школы одна из целей - научить детей ставить перед собой задачи и решать их, но для этого им необходимо научиться ориентироваться в информационном пространстве, т.е. грамотно работать с информацией: искать, преобразовывать, оперировать ею. Основным инструментом, который способен помочь в достижении цели является робототехника. У детей появляется возможность манипулировать виртуальными и реальными объектами, что очень важно для успешного освоения материала учащимися с разным уровнем восприятия. Таким образом, наша задача обучить проектированию как некоей компетентности.

В настоящее время у многих учащихся наблюдается ослабленная мотивация в получении знаний. Мало кто из детей заинтересован обучаться в полную силу. Довольно много причин для этого: загруженность школьной программы, порой разъединенность изучаемого материала от жизненной реалии, способности и потребности каждого учащегося, в стороне не остается и переход на дистанционный формат обучения.

На сегодняшний день каждый педагог пытается заинтересовать учащихся, пробудить интерес к учению через использование техник, которые близки детям и актуальны для их возраста. Каждый педагог ставит перед собой задачу - поиск эффективных методов и технологий для проведения увлекательного урока.

Компьютерные технологии дают учителю новые возможности, позволяют одновременно с учащимися получать радость от увлекательного процесса познания, при помощи новейших

технологий, которые позволяет погрузиться в яркий удивительный мир.

Проектное обучение предоставляет огромную возможность для повышения эффективности обучения информатике, способствуя общему развитию учащихся, учитывая психологическое, физиологическое состояние, индивидуальные особенности каждого. В определенной степени эти вопросы могут разрешить внедрение в учебный процесс проектную деятельность. Поэтому необходимо проводить работу по разработке методик проектной деятельности при изучении робототехники.

Цель моей работы разработать и обосновать методическую систему проектного обучения информатике в начальной школе при изучении робототехники.

Робототехника - уже неотъемлемая часть учебного процесса, легко вошла в программу обучения. На мой взгляд, сегодня немаловажная цель по введению курса робототехники для развития у учащихся алгоритмического мышления и навыков с проектами. Раскрывая вопрос внедрения робототехники в образовательный процесс школы, были предприняты попытки выработать и применить элементы такой методической системы для рассмотрения ее как совокупности взаимосвязанных компонентов.

В школе, на уроках информатики мы работаем над развитием логического и комбинаторного мышления учащихся (выполняют задания на деление отрезков, решают логические задачи), над развитием практических навыков (учат работать с текстовыми, графическими, музыкальными видами информации). Эффективное развитие познавательного интереса проходит путем формиро-

к х

<С т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

вания навыка работы с компьютером, определенные уроки проводят в виде проектной деятельности по робототехнике.

В процессе обучения мы должны обратить внимание на особенности использования образовательных конструкторов при изучении тем: «Повороты роботов», «Движение робота по линии» в 3 классах. А также научиться создавать проекты по изучаемым темам.

Применение проектной деятельности на уроках информатики при изучении робототехники способствует:

• развитию познавательного интереса;

• развитию навыков и знаний в алгоритмизации;

• основ программирования;

• моделированию процессов движения и механизации;

• проведение конкурсов-соревнований между учащимися.

Процесс выполнения проектной деятельности был разделен мною на несколько промежуточных этапов:

• Этап проектировки робота (Что необходимо добавить в конструкцию робота для решения поставленной за-

он дачи?).

§ • Этап сборки робота (роботов). т • Этап промежуточных расчетов ^ (Как задать движение и разворот рой бота, если присутствует большая по-^ грешность?).

• Этап программирования робота § (цикл-счетчик).

ни

X • Этап тестирования, отладки пром

н граммы и оценки результатов.

К

он Используя проектную деятельность ^ на уроках информатики при изучении робототехники, мы применяли различные средства и методы обучения, кото-

рые позволили развивать у учащихся внимательность, логическое и творческое мышление при решении задач -это и универсальные информационные технологии, мультимедиатехнологии, сетевые технологии и проектные технологии. Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Сегодняшний ученик - это конкурентоспособный, мобильный, современный, готов к производству и внедрению инноваций в жизнь. Внедрение проектной деятельности на уроках информатики при изучении робототехники поможет обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осознания, переработки и применения на практике.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы и предложения: необходимо рассматривать всевозможные пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы на уроках информатики с целью повышения качества информационного образования. Обобщить и распространить на уровне области опыт внедрения проектной деятельности через робототехнику на уроках информатики в начальной школе проведение открытых мероприятий: открытые уроки, семинары, заседания методических объединений, мастер-классы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.http://www.livescience.com/topics/ robots (дата обращения: 20.12.2021г.)

2.https://www.technologyreview.com/ s/545056/5-robot-trends-to-watch-for-in-2016/ (дата обращения: 20.12.2021г.)

3.http://www.robotshop.com (дата обращения: 20.12.2021г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.