образовательных стандартов. Система формирования саморегуляции может стать основой дальнейшего самостоятельного индивидуального проектирования своей учебной деятельности, повысить не только успеваемость, но и личностную успешность.
Список литературы
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельд-штейна. М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. 352 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
4. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников : метод. пособие. СПб. : «Паритет», 2003. 190 с.
5. Граник Г. Г. Как научить школьников работать с учебником / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. М. : Знание, 1987. 80 с.
6. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб. : СПб ГУПМ, 2002. 48 с.
7. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования : сб. статей Межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Муштавинской, О. Н. Крыловой, О. Б. Даутовой. СПб. : АППО, 2015. 205 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт).
8. Полянцева М. А. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 219 с.
9. Русакова О. В. Формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения : дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 209 с.
10. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика : пособие для учителя. М. : Ладога-100, 2002. 298 с.
11. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1986. 144 с.
Г. А. Русских
Использование приёмов музейной педагогики в процессе учебной деятельности
В статье раскрываются результаты работы творческого коллектива учителей географии по теме «Музейная педагогика в практике работы учителя географии». Представлены эффективные приёмы музейной педагогики, которые используют на своих уроках учителя-исследователи.
Ключевые слова: музейная педагогика, музей, музейный урок, экскурсия в музей, образовательное пространство музея и школы.
В настоящее время в процессе поиска новых форм и технологий организации учебного процесса в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении учительство страны обратило внимание на использование эффективных приёмов новой отрасли педагогической науки - музейную педагогику. Музейная педагогика появилась как результат интеграционных процессов образования, науки и культуры и рассматривается как интегративная, качественно новая сфера образовательной дея-
тельности. В педагогической литературе музейная педагогика определяется как научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя [5].
Мы рассматриваем музейную педагогику с позиций методики обучения географии и раскрываем эту отрасль педагогики как инновационную педагогическую технологию, которая позволяет применять новые ресурсы образовательной среды современного интерактивного музея для развития школьного географического образования.
Таким образом, у учителей географии и у учителей других школьных предметов, появляется уникальная возможность использовать приёмы музейной педагогики в урочной и во внеурочной деятельности в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в ходе изучения новой учебной информации.
Процесс использования приёмов музейной педагогики стал предметом изучения творческого коллектива учителей географии города Кирова. Творческий коллектив под руководством Г. А. Русских работает над темой «Приёмы музейной педагогики в практике работы учителя географии».
Цель исследовательского проекта - использование комплекса образовательных ресурсов музея в процессе обучения школьной географии.
В соответствии с целью решаются следующие задачи: 1) изучить образовательный потенциал музеев города Кирова и Кировской области; 2) рассмотреть информационные источники и опыт работы учителей страны по теме проекта; 3) разработать и апробировать экспериментальные уроки с использованием приёмов музейной педагогики; 4) разработать систему учебных и внеучебных занятий по географическому образованию школьников на основе музейной педагогики; 5) обосновать эффективность использования приёмов музейной педагогики в практике работы учителя географии.
В качестве теоретической основы творческий коллектив использовал положение о том, что музей - это учреждение культуры, которое осуществляет сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства.
Как образовательное пространство музей имеет свои особенности. Прежде всего музейные экспонаты выступают как источник информации и как средство наглядности. Каждый экспонат передаёт живой отклик тех событий, в которых они создавались и применялись в деятельности людей. Изучая музейные экспонаты, обучающиеся включают резервы эмоциональной памяти и активизируют свою творческую познавательную деятельность в сотрудничестве с педагогом.
Осуществляется сотрудничество обучающихся и педагогов в процессе разнообразных форм образовательной деятельности музея: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения, праздник, игра, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (предметный вечер, театрализованное представление, киносеанс) и др.
Наиболее распространённой формой реализации музейной педагогики является экскурсия в музей. Известен приём, когда традиционные экскурсии заменяются виртуальными, и этим самым учитель мотивирует обучающихся на их последующее посещение музея. Всё большее значение в педагогической практике приобретает такая форма, как музейный урок.
Методике организации и проведения музейного урока посвящено немало публикаций. Оригинальную точку зрения высказывает Н. А. Павлова. Учёный считает, если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы - детско-взрослых совместных проектов, в этой форме взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным,
талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. Особую роль при проведении музейного урока играет музейный педагог, который выступает в качестве посредника и медиатора; он играет роль «переводчика» в увлекательном диалоге, который развертывается у него на глазах. Это непривычная для массовой практики позиция [4].
Мы рассматриваем музейный урок как составную часть интегрированного образовательного пространства школы и музея и определяем, что музейный урок - это форма организации творческой познавательной деятельности обучающихся в образовательном пространстве школы и музея с применением интерактивных технологий.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную познавательную деятельность школьников, которая организуется в процессе изучения новой учебной информации. Известно, что, используя образовательные ресурсы музея, можно способствовать развитию следующих видов деятельности обучающихся:
1. Выполнение задания творческого характера, которое дети способны выполнить на этапе изучения нового материала.
2. Погружение в природное явление при изучении музейных экспонатов.
3. Вживание в образ определённой исторической эпохи, когда ученик познаёт объект изнутри. Ученик в образе учёного; ученик-исследователь ландшафтов прошлых эпох и др.
4. Придумывание, когда создается новый, неизвестный ранее интеллектуальный продукт.
5. Размышление, когда учащиеся дискутируют, работая с музейными экспонатами.
6. Мозговой штурм, когда в ходе обсуждения какой-то проблемы высказывается большое количество идей.
7. Решение познавательных задач, содержание которых конструируется на основе музейных экспонатов.
Использование сочетания различных форм образовательной деятельности музея позволяет традиционно выстроить образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей - школа - музей». Образовательное пространство создаётся с помощью специально разработанных музейно-педагогических программ, которые реализуются в двух направлениях: 1) школа в образовательном пространстве музея; 2) музейная педагогика в школе.
Для нас представляет интерес второе направление, поскольку образовательные ресурсы музея выполняют вспомогательную функцию для развития школьного географического образования.
В отличие от традиционной цепочки, творческий коллектив учителей-географов разрабатывает модели учебных занятий, которые осуществляются в нетрадиционной -«школа - музей - школа». В этой цепочке музей выполняет функцию особой информационной среды, которую используют школьники в процессе самостоятельной работы для подготовки к школьному уроку. Эта цепочка представляет собой три этапа интегрированного занятия. Интегрируются учебная и внеучебная деятельность на базе школы и музея. Мы конструируем занятие, которое включает три этапа, у каждого этапа своя цель. Последовательная реализация каждой цели позволяет учителю эффективно использовать ресурсы музея и школы в интегрированном образовательном пространстве и подготовить обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Цель первого этапа (школа) - подготовка школьников к выполнению самостоятельной работы в музее. Цель второго этапа (музей) - самостоятельная работа с экс-
понатами музея. Цель третьего этапа (школа) - изучение программного учебного материала с использованием результатов самостоятельной познавательной деятельности в ходе музейного урока. Таким образом, на третьем этапе в процессе обратной связи происходит осмысление содержания географического материала на новом уровне, поскольку обучающиеся использовали музейные источники информации для подготовки своего выступления на уроке.
Рассмотрим пример использования интегрированного образовательного пространства школы и музея при изучении темы «Природно-территориальные комплексы» (6 часов) в разделе «Природные комплексы России». В соответствии с требованиями нового стандарта образования в ходе изучения этой темы каждый ученик должен научиться делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов. В ходе изучения этой темы для обучающихся важно усвоить основные закономерности развития географической оболочки: единство мира, изменяемость мира, познаваемость мира.
Двигаемся по цепочке «школа - музей - школа». На первом этапе: а) на уроке изучаются особенности природно-территориального комплекса Кировской области; б) на внеурочном занятии проводится картографический практикум по теме «Комплексная характеристика природы Кировской области». Важно, что в ходе практикума школьники выполняют разнообразные практические работы, цель которых сформировать умение читать карту и использовать её как источник информации при выполнении заданий для самостоятельной работы.
На втором этапе проводится музейный урок «Путешествие в мир природы Вятского края», где обучающимися выполняется групповая исследовательская работа; исследование организуется в ходе решения проблемных задач, цель которых создать условия для понимания основных закономерностей развития географической оболочки, научиться делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов. Рассмотрим содержание проблемных задач.
Проблемная задача 1
Известно, что на территории Кировской области произрастает более 1000 видов растений и проживает более 300 видов земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и птиц. Как объяснить такое разнообразие растительного и животного мира на территории нашего края?
Проблемная задача 2
Северная и центральная части Кировской области находятся в зоне тайги, а юг области - в зоне смешанных лесов. Однако у нас благополучно проживают тарантул и муравьиный лев; произрастает более 30 видов степных растений (ковыль, гвоздика песчаная и др.) Как объяснить этот факт?
Проблемная задача 3
Пресмыкающиеся на Земле появились около 300 млн лет назад в условиях жаркого климата. За это время природные условия на земле не раз изменялись. Какие пресмыкающиеся существуют на территории Кировской области в настоящее время? Какие приспособления обусловили эволюционный успех этой группы?
В процессе решения проблемных задач школьники используют материалы изучения экспонатов музея и информацию экскурсовода, затем оформляют отчёт для подготовки своих выступлений в школе при изучении темы «Природно-территориальные комплексы». На третьем этапе в ходе школьных уроков обучающиеся выступают в качестве помощников учителя при изучении новой учебной информации. На уроках обсуждаются результаты группового исследования, выполненного в процессе музейного урока. Дети представляют результаты своей работы в виде краткого научного отчёта, распределяют роли для публичной защиты, используя презентации и видеороли-
ки, доказывают свою точку зрения, раскрывая механизмы возможных последствий изменения отдельных территорий страны.
Для творческого коллектива учителей географии было важно сконструировать и апробировать в практике своей работы задания, с помощью которых организуется творческая деятельность обучающихся в интегрированном образовательном пространстве музея и школы. В ходе апробации определились следующие эффективные приёмы музейной педагогики, которые интересно было использовать на экспериментальных уроках географии. Так, на уроке «Города России» в 9-м классе школьники проявили особый интерес к оформлению музейной витрины «Культурно-исторический образ Вятского края» (Подлузская Н. В., школа № 66 г. Кирова). В пятом классе необычно прошёл урок на тему «Земля - планета Солнечной системы», где проходила ролевая игра с использованием виртуального музейного экспоната (Жвакина С. А., школа № 19 г. Кирова). Интегрированный урок географии и биологии «Разнообразие птиц» в 7-м классе потребовал от школьников умения осуществлять фотоохоту в Зоологическом музее (Савчук С. Н., Дерягина С. А., школа № 18 г. Кирова). Работа в виртуальном музее «Редкие экспонаты» стала заметным событием урока «Пустыни и полупустыни мира» в 7-м классе (Грухина О. Е., школа № 10 г. Кирова). Отчет по результатам «Звездной эстафеты» в музеи промышленных предприятий города Кирова стал основой моделирования урока в 9-м классе «Машиностроение» (Морозова О. А., школа № 40 г. Кирова). Музей в чемодане способствовал пониманию школьниками 9-го класса факторов размещения различных отраслей промышленности на уроке «Хозяйство Центральной Россия» (Пантюхина И. В., лицей № 21 г. Кирова).
Апробация экспериментальных уроков в практике работы учителя географии убедительно доказала, что использование приёмов музейной педагогики способствует развитию творческих умений обучающихся, позволяет учителю использовать образовательные ресурсы интегрированного пространства музея и школы, что активизирует обучающихся и стимулирует у них познавательный интерес к изучению географии. Завершив апробацию экспериментальных уроков, творческий коллектив преступил к решению задачи по разработке системы учебных и внеучебных занятий для развития географического образования школьников на основе музейной педагогики.
Мы считаем, что в перспективе всё большее значение будет иметь интеграция деятельности школьного и музейного при подготовке образовательного пространства музея и школы, формирующего образ территории как особой ценности гражданина России. Учителя при подготовке школьных уроков будут иметь возможность использовать образовательные ресурсы музея для организации творческой самостоятельной познавательной деятельности как на этапе подготовки к уроку, так и на этапе проведения урока по школьной программе.
Список литературы
1. Белянкова Н. М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников // Начальная школа. 2011. № 9. С. 62-64.
2. Кондаков А. М., Кезина Л. П. Примерная основная программа образовательного учреждения. Институт стратегических исследований в образовании РАО. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
3. Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы : сб. докл. и статей по материалам V Междунар. науч.-практ. форума по музейной педагогике (18-20 апреля 2019 г., г. Н. Новгород) / под науч. ред. Д. В. Смирнова, Г. А. Горбунова. М. ; Н. Новгород ; Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2019. 249 с.
4. Павлова Н. А. Интерактивная музейная экспозиция «История русской азбуки». Одинцово, 2013. С. 2-17.
5. Фомина Л. А. Музейная педагогика как основа развития творческой личности школьника. URL: https://urok.1sept.ru/
И. А. Плехова
Необходимость подготовки будущих учителей географии к использованию иммерсивных технологий в школьном образовании
Автор раскрывает особенности одной из наиболее интересных технологий цифрового обучения - технологию полного погружения и дополненной реальности. Это перспективная технология школьного образования. Но внедрение новых технологий требует особой подготовки учителей.
Ключевые слова: иммерсивные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, образовательный процесс.
В современной школе активно внедряются технологии цифрового обучения. Возможности компьютерных технологий растут с каждым днём, поэтому, в первую очередь, встает вопрос о подготовке учителей к данным новшествам, а затем о внедрении их в педагогическую практику.
Выдающийся ученый-географ Н. Н. Баранский отмечал, что в школьном деле учитель - центральная фигура и качество школьного преподавания всегда зависит от качества самого учителя. Поэтому современным школьное образование может быть в том случае, если учитель в полной мере владеет современными технологиями.
Одна из перспективных технологий - иммерсивная. В западной школе имеется опыт эффективного использования иммерсивных технологий в обучении, в ближайшей перспективе эти технологии будут востребованы и в образовательной практике российских школ, следовательно, возникает необходимость методической и технической подготовки учителей в настоящее время. Сегодня учителя нужно готовить к реализации в практике работы той технологии, которая будет востребована завтра.
Цель данной статьи - раскрыть особенности технологий, которые будут востребованы в школьной практике в ближайшем будущем.
Иммерсивные технологии - это виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность.
Использование иммерсивных технологий позволяет создать прямое соединение между контентом и его восприятием, что дает возможность погрузить человека в событийную среду. Идея и сущность эффекта иммерсии заключается в том, что это явление позволяет изменить восприятие обучающегося, создать условия для наблюдения собственной позиции по отношению к медиаобразу. Таким образом, человек превращается из внешнего наблюдателя во внутреннего. При этом возникают сопутствующие психологические эффекты, например ощущение присутствия в тех событиях, которые проецируют технологии, собственного участия или проникающего общения. Эти приёмы усиливают эффект обучения.
Суть иммерсивных технологий раскрывается через такие понятия, как «виртуальная реальность» (VR) и «дополненная реальность» (AR).
Иммерсивные технологии в обучении позволяют виртуально изучать особенности природы и хозяйства, проводить лабораторные работы по географии, осуществлять путешествие в прошлое и будущее нашей планеты, участвовать в астрономических наблюдениях и многое другое. Возможность VR-технологии погружать человека в виртуальный мир определяет основное направление для ее развития в образовании. Все то, что не может быть создано в реальном мире по техническим, экономическим