МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА
© Елфимова И.Л.*
Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124, г. Екатеринбург
В статье описывается опыт применения технологий музейной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением в учреждении закрытого типа. Описываются основные этапы организации патриотического воспитания подростков средствами создания и развития деятельности школьного музея.
Ключевые слова музейная педагогика, школьный музей, подросток с девиантным поведением.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с раннего детства. На наш взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования патриотизма у молодёжи. Педагоги нашей школы считают, что решению этой проблемы может способствовать создание и деятельность школьных музеев.
В условиях школы трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини-музеями.
В Государственном казенном специальном учебно-воспитательном учреждение Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124» с 2012 года ведется работа по созданию краеведческого школьного музея. Открытие нашего школьного музея было приурочено к 35-летию международного дня музеев.
Обучение детей с девиантным поведением - это сложная педагогическая работа. Наши воспитанники являются особым контингентом. Эта особенность заключается в том, что, как правило, подростки имеют ряд отклонений поведенческого характера. Наши обучающиеся отличаются неустойчивостью поведения, которое проявляется в повышенной возбудимости, импульсивности поступков, гневе, пугливости, безучастности, порывистости и противоречивости поведения.
Но главная проблема воспитанников учреждения закрытого типа - это огромные пробелы в знаниях, с которыми они приходят в нашу школу. В познавательном плане для таких детей характерно:
* Учитель.
- недостаточный уровень развития личностных качеств, который не позволяет ребенку проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного обучения;
- наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, что снижает темп работы воспитанника настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных навыков и умений;
- наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также отсутствие практических умений;
- преобладание долгое время внеучебных интересов над учебными, отсутствие семейно-бытовых условий для занятий, несложившиеся в ряде случаев отношения между учителем и обучающимся.
Много лет мною ведется работаю над проблемой активизации познавательной деятельности у детей с девиантным поведением. Выбор темы был неслучаен, ведь познавательная деятельность - одна из важнейших при обучении школьников. Работа наших воспитанников по созданию школьного музея значительно расширяет кругозор обучающихся, позволяет активизировать их познавательные интересы и способности, прививает любовь к истории и культуре родного края, содействует овладению практическими навыками исследовательской работы.
Работа музея тесно связана с краеведением. Главная же цель изучения исторического краеведения в современной школе, согласно ФГОС второго поколения, - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом; активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Речь идет о многоуровневом рассмотрении истории края и населяющих его народов, города, села, семьи в широком спектре, включающем национальные, религиозные и иные составляющие. Развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Особенность нашего школьного музея в том, что он создается руками самих воспитанников, которые прибыли к нам со всех городов и селений Свердловской области. Под руководством педагогов дополнительного образования обучающиеся реставрируют и изготавливают новые экспонаты для музея. Учителя истории оказывают помощь воспитанникам в работе над презентациями по истории Урала. Со второго года обучения подростки самостоятельно выпускают информационные листки по истории и культуре Урала.
При организации работы школьного музея ставлю перед собой следующие задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Урала в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями Свердловской области;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
- стремиться пробудить у обучающихся познавательный процесс к изучению истории малой Родины;
- формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;
- привлечь обучающихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.
Работа школьного музея организована по нескольким направлениям.
1. Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации обучающихся и педагогов в процессе совместной деятельности.
2. Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
3. Поисковая, научно-исследовательская работа.
4. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе. Посещение экспозиций в музеях города Екатеринбурга.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях образовательной организации. Он призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа работы музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность активного участия в создании школьного музея и организации его работы. Получение ребенком такой возмож-
ности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реа-лизовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Наш музей имеет несколько экспозиций:
1. Крестьянская изба, где представлены утварь и предметы крестьянского быта. Знакомство с предметами домашнего обихода, позволило расширить и активизировать словарный запас обучающихся. Они узнали, как работал самовар, что такое ухват и для чего он предназначен. Ребята узнали, что без него не вынешь чугунок из печи и многое другое. Через рассказ учителя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство наших воспитанников с предметами старины. Педагоги дополнительного образования помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные своими руками, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Разработан сценарий экскурсии «Приглашаем в русскую избу» (прилагается) для вновь прибывших воспитанников нашего учреждения.
2. Куклы в народных костюмах. На Урал прибыли люди из разных губерний. Экспозиция знакомит с женскими нарядами XIX века разных губерний: с культурой одежды, с особенностями ее ношения, с красноречивым языком народного костюма.
3. Уральский добровольческий танковый корпус. Стенд рассказывает о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса. Стенд оснащен пластиковыми карманами, в которые помещены информационные листы.
4. Золотые звезды уральцев. Выбранное мною направление включает в себя сбор данных об уральцах - Героях Великой Отечественной войны - фотографии, биографии, описание совершенного подвига, воспоминания современников. В настоящее время в музее собраны сведения более чем о 30 земляках, награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза. Важно воспитывать чувство уважения, гордости за своих земляков. Информация помещена в карманы, которыми оснащен стенд.
5. Наш земляк Б.Н. Ельцин - первый президент России. Стенд содержит интересную информацию, предоставленную Уральским центром Б.Н. Ельцина. После посещения выставок Уральский центр
Ельцина предоставляет нашему музею современную краеведческую литературу и видеоматериалы по прослушанной теме.
В музее ведется работа по комплектованию библиотеки по истории Урала, в которую входят книги по архитектуре, деревянному зодчеству, народному быту. Немало авторов, чьи работы посвящены революционному прошлому и участию наших земляков в Великой Отечественной войне - их боевым и трудовым подвигам. Также в музее находится краеведческая литература, которой пользуются воспитанники при написании школьных рефератов и сообщений.
Все экспонаты школьного музея активно используются на уроках истории и во внеурочной деятельности. На ежегодных школьных конференциях «Творчество ученика и учителя» были представлены работы:
- «История одного экспоната из школьного музея. Тульский самовар». Участники конференции познакомились с устройством и работой тульского самовара;
- «Какой мерой мерили на Урале». Выступая с докладом, Виталий не только рассказал об устройстве римского безмена, которым пользовались в быту до XX века, но и продемонстрировал работу безмена, взвесив два фунта гречи.
Список литературы:
1. Андриенко В.К. Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в деятельности общеобразовательной и специальной школ. Сб. научных трудов / В.К. Андриенко, И.А. Невский, отв. ред. Ю.В. Гребеев. -М.: изд-во АПН СССР, 1988. - 247 с.
2. Муштавинская И.В., Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / И.В. Муштавинская, О.Н. Крылова. - КАРО, 2013. - 144 с.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
© Петрукович Л.А.*
Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки международные
* Аспирант кафедры Педагогики и управления образовательными системами.