Научная статья на тему 'Музейная педагогика - основа изучения темы "Машиностроение России"'

Музейная педагогика - основа изучения темы "Машиностроение России" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДА / "ЗВЕЗДНАЯ ЭСТАФЕТА" / МУЗЕЙНЫЙ УРОК / ЛИСТ-ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О.А.

В статье представлены результаты акции «Неделя без турникетов», в рамках которой проведена серия музейных уроков с посещением нескольких предприятий города Кирова. И в качестве примера рассматривается модель урока по теме «Машиностроение России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика - основа изучения темы "Машиностроение России"»

О. А. Морозова

Музейная педагогика - основа изучения темы «Машиностроение России»

В статье представлены результаты акции «Неделя без турникетов», в рамках которой проведена серия музейных уроков с посещением нескольких предприятий города Кирова. И в качестве примера рассматривается модель урока по теме «Машиностроение России».

Ключевые слова: музейная педагогика, предметно-пространственную среда, «Звездная эстафета», музейный урок, лист-путеводитель.

Музейная педагогика предполагает создание условий для погружения обучающихся в специально организованную предметно-пространственную среду. В нашей школе такую новую учебную ситуацию мы организовали, используя предложения министерства образования КО и КОГКУ ЦЗН принять участие во Всероссийской акции «Неделя без турникетов» с 15.10.18 по 21.10.18. В рамках этой акции мы провели серию музейных уроков с посещением нескольких предприятий города Кирова. Мероприятия профориентационной направленности для обучающихся 9-х классов были проведены с использованием приема «Звездная эстафета». При посещении предприятий будущие выпускники выполняли творческие задания, знакомились с экспонатами музеев, наблюдали процесс изготовления продукции непосредственно в производственных цехах.

Суть приема «Звездная эстафета» состоит в следующем: за короткий промежуток времени (в течение недели) все учащиеся параллели 9-х классов посещают одновременно различные предприятия. Во время экскурсии обучающиеся выполняют практические работы в соответствии с программой изучения курса «География России» (9-й класс), при этом школьники обмениваются изученной информацией. Во время эстафеты каждый класс передает последовательно другому классу карту города Кирова, где звездочкой отмечается предприятие, которое тьюторы изучили в процессе выполнения практической работы.

Подготовка и проведение музейного урока осуществляется в процессе трех этапов: организационного, реализационного, итогового.

1. Организационный. В ходе этого этапа осуществляется постановка целей и задач, установка на восприятие предлагаемого музейного материала, знакомство с официальными сайтами предприятий г. Кирова, инструктирование, как работать в условиях музея.

2. Реализационный. На этом этапе дети-тьюторы погружаются в проблему изучения музейного материала. Наблюдают процесс производства продукции в ходе экскурсии на предприятие, выполняют практическую работу по экономико-географической характеристике промышленного предприятия.

Задание для практической работы тьюторов

Дать краткую характеристику предприятия, используя план экономико-географической характеристики местного предприятия и три источника: 1) занятие в музее промышленного предприятия, где экспонаты используются как источник знаний; 2) в ходе экскурсии на промышленное предприятие с целью наблюдения за процессом производства продукции; 3) информация экскурсовода. Работает творческая группа. Работа выполняется письменно в форме краткого отчета и презентации для выступления в классе при изучении темы «Машиностроение».

3. Итоговый этап. Осуществляется на уроке географии при изучении отраслей промышленного производства. Тьюторы знакомят учащихся класса с результатами своей творческой деятельности по изучению промышленного предприятия. Их выступление, презентация и творческий отчет используются в качестве информации при

выполнении задания для самостоятельной работы обучающихся на этапе изучения нового материала.

Важно, что материалы, которые были подготовлены по различным темам обучающимися (тьюторами) школы № 40 города Кирова в ходе «Звездной эстафеты», использовались на уроках географии в 9-х классах при изучении темы «Машиностроение». Рассмотрим особенности урока с использованием приемов музейной педагогики.

Модель урока по теме «Машиностроение» (9-й класс)

Дидактическое обоснование урока

1. Дидактическая цель - способствовать достижению планируемых результатов в процессе изучения и первичного применения блока новой учебной информации средствами технологии музейной педагогики (прием - виртуальная экскурсия - творческий отчет по результатам «Звездной эстафеты») с использованием ИКТ.

2. Тип урока - изучение нового материала.

3. Планируемые результаты обучения (цели по содержанию):

3.1. Предметные: знать понятия: «машиностроительный комплекс», «наукоём-кость», «металло- и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»; отраслевую структуру машиностроительного комплекса; проблемы и перспективы развития машиностроения России. Уметь характеризовать предприятия по типовому плану; сравнивать машиностроительные предприятия; читать карты «Машиностроение России», «Общеэкономическое развитие Кировской области»; использовать прием наложения карт.

3.2. Метапредметные:

познавательные: уметь выявлять главные признаки понятий и оперировать ими; устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы; сравнивать объекты, прогнозировать результаты своей деятельности;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в паре; эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности; осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата;

регулятивные: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять учебное действие в соответствии с правилами, оформлять результаты своей работы на уроке; оценивать уровень своих достижений и оценивать работу одноклассников.

3.3. Личностные: гражданский патриотизм; чувство гордости за свою страну; доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении в самореализации; стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

4. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

5. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

6. Средства обучения: учебник: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс» (М. : Просвещение, 2018); атлас «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8-9 класс» (М. : Просвещение, 2018); географическая карта «Машиностроительный комплекс России» (масштаб 1:6500000); контурные карты «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс» (М. : Просвещение, 2018); картосхема города Кирова; Атлас-книга «География Кировской области» (Киров : Изд-во «Вятский географ», 2015); компьютер; мультимедийный проектор; творческие отчеты участников «Звездной эстафеты», авторские дидактические материалы к уроку: «Конспект урока»; презентация к уроку «Машиностроение»; сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru; ход урока «Машиностроение».

Ход урока

Структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты (умения)

1. Организационный момент Приветствует обучающихся, направляет и регулирует деятельность обучающихся при определении темы урока (слайд № 1) Приветствуют педагога, настраиваются на учебную деятельность. Готовят рабочие места. Формулируют тему урока Умение концентрировать внимание, формулировать тему урока и организовывать себя для работы

2. Целепола-гание Предлагает определить основную цель и задачи учебного занятия, на основе использования рубрики «Вы узнаете» (с. 36 в учебнике). (Слайды № 2-3) Поясняет особенность данного урока - использование материалов творческих работ участников «Звездной эстафеты» (слайд № 4) Формулируют цель и задачи урока. Определяют для себя перспективы учебно-познавательной деятельности Умение формулировать цель и задачи урока; прогнозировать результаты своей деятельности на уроке

3. Актуализация знаний и умений Предлагает вопросы для собеседования, используя учебник (с. 36) рубрика «Вспомните» (слайд № 5) Участвуют в беседе, работают в парах; отвечают на вопросы Умение аргументированно отвечать на вопросы; умение оценивать результаты своей деятельности по определенным критериям

4. Изучение блока новой учебной информации. Презентация творческих работ тьютеров -участников «Звездной эстафеты» Проводит проблемное изложение материала по теме «Машиностроение» Управляет деятельностью обучающихся при изучении следующих блоков новой учебной информации: отраслевой состав МСК; особая роль м/с в хозяйстве; основные районы и центры машиностроения (слайды № 6-10). Организует и направляет деятельность обучающихся по отбору и систематизации информации и ведению записей в путеводителе урока в процессе работы с мате- Изучают текст учебника (с. 36-37). Ведут записи в путеводителе урока; анализируют различные виды географической информации; отвечают на проблемные вопросы, заслушивают выступления учащихся-тьюторов по теме «Ведущие машиностроительные предприятия города Кирова». Выполняют практические задания, используя карты в атласе 8-9 кл. (с. 30-31) «Машиностроение». Умение осуществлять поиск новой учебной информации; структурировать и кодировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи. Умение работать с различными картами; характеризовать объекты по типовому плану; организовывать свою деятельность в сотрудничестве со сверстниками; осознавать ценность географи-

риалами творческих работ учащихся-тьюторов (участников «Звездной эстафеты») (слайды № 11-13) и презентации тьюторов. Организует виртуальную экскурсию на предприятия машиностроительного комплекса города Кирова во время выступления тьюторов-участников «Звездной эстафеты». Предлагает задания для самостоятельной практической работы по характеристике предприятий по типовому плану (слайд №14) В процессе выступления тьюторов выполняют задания практической работы по характеристике предприятий своего региона, заполняют таблицу «Сравнительная характеристика ведущих предприятий города Кирова». Работают с различными видами географических карт (Атлас-книга «География Кировской области») ческих знаний для решения практических задач, для осознанного выбора профессии в будущем

5. Закрепление новых знаний и умений Организует беседу по результатам самостоятельной работы. Корректирует деятельность обучающихся, консультирует их по выполнению заданий практической работы Выполняют практические задания, работают в парах сменного состава, обмениваются информацией, осуществляют взаимоконтроль Умение анализировать и систематизировать информацию; оценивать результаты своей деятельности по определенным критериям; презентовать результаты своей работы; умение работать с комплексом тематических карт; планировать и контролировать время урока

6. Применение новых знаний и умений Организует групповую работу обучающихся по выполнению заданий в процессе изучения машиностроения своего региона №... (см. приложение... Работают в группах, изучая материалы краеведческой направленности (см. Атлас-книга «География Кировской области») Умение находить новую информацию из различных географических ресурсов; сотрудничать и находить правильное решение в группе

7. Оценка достижений планируемых результатов Организует работу по проверке уровня достижений обучающихся на основе тестирования, уточняет правила взаимоконтроля и обращает внимание на критерии оценивания результатов деятельности Выполняют задания тестов; далее проводят взаимоконтроль, оценивают результаты работы в соответствиями с критериями Умение ответственно оценивать результаты своей деятельности

8. Подведение итогов урока, рефлексия Организует подведение итогов. Предлагает определить уровень своих достижений ( см. приложение, задание № 11) и оценить работу тьюторов-участников «Звездной эстафеты» Проверяют правильность заполнения путеводителя, определяют уровень своих достижений, оценивают работу тьюторов-участников «Звездной эстафеты» Умение правильно оформлять результаты своей работы на уроке; оценивать уровень своих достижений и оценивать работу одноклассников

9. Домашнее задание Объясняет домашнее задание по контурной карте Записывают домашнее задание (по выбору) на полях в контурных картах Умение прогнозировать результаты своей деятельности

Приложения

Система заданий для самостоятельной работы на уроке Лист-путеводитель

Тема урока: «_»

Цель урока:_

Планируемые результаты:

1. Уметь определять основные понятия по теме «Машиностроение».

2. Уметь читать тематические карты (А. с. 30-31).

3. Уметь характеризовать отраслевой состав машиностроительного комплекса.

4. Уметь объяснять влияние различных факторов на размещение предприятий отдельных отраслей машиностроения.

5. Уметь сравнивать промышленные предприятия.

Задание № 1. Ответить на вопросы, используя текст учебной статьи (У. с. 36). Работа выполняется фронтально (4-5 мин). Результат записывается кратко в листе-путеводителе. Итоги работы подводятся в ходе фронтальной беседы.

1. Машиностроение - это_

2. В чем заключается главная задача отечественного машиностроения в современных условиях развития хозяйства страны? _

3. Почему машиностроение играет важную роль в развитии экономики России?

4. Назвать виды машин, которые Вам необходимы в повседневной жизни?

5. Перечислить показатели, отражающие место российского машиностроения на мировом рынке: _

Задание № 2. Дать краткую характеристику отраслевого состава машиностроительного комплекса России, используя схему «Отраслевой состав МСК», тематическую карту «Машиностроение» (А. с. 30-31) и рис. «Машиностроение» (У. с. 36). Работа выполняется устно, фронтально (2 мин). Результаты работы подводятся в ходе фронтальной беседы.

Схема

«Отраслевой состав Машиностроительного комплекса (МСК)»

Задание № 3. Сформулировать ключевые понятия, характеризующие развитие машиностроительного комплекса России, используя текст учебника (с. 37) и схему «Специализация и кооперирование в машиностроении» (А. с. 37). Работа выполняется фронтально (3 мин). Результат записывается кратко в листе-путеводителе. Итоги подводятся в ходе фронтальной беседы.

Задание. № 4. Заполнить таблицу, определяя факторы, влияющие на размещение отдельных отраслей машиностроения. При выполнении задания выделить с помощью условных обозначений: решающее влияние; сильное влияние; слабое влияние, используя рис. № 1.2.33 (У. с. 37). Работа выполняется в парах, в течение 7 мин. Результаты работы подводятся в ходе фронтальной беседы.

Таблица 1

Факторы размещения предприятий и производств отраслей машиностроения

Факторы размещения Отрасли машиностроения

энергетика автомобиле-строение электротехника судостроение авиастроение приборостроение трак-торо-строение

Наукоёмкость

Трудоёмкость

Металлоёмкость

Потребительский

Условные обозначения: * решающее значение;

+ сильное влияние; - слабое влияние.

Задание № 5. Определить основные районы, используя информацию в учебнике, рис. № 1.2.35 «Основные отрасли машиностроения районов страны» (с. 38) и тематические карты (А. с. 30). Работа выполняется в парах, в течение 3 мин. Результаты работы подводятся в ходе фронтальной беседы.

5.1. Районы:

А) с наиболее высокой долей машиностроения в отраслевой структуре промышленности района_;

Б) с низкой долей машиностроения в отраслевой структуре промышленности района_.

5.2. Различия в развитии машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны_.

Задание № 6. Объяснить факторы, оказавшие решающее влияние на размещение в городе Кирове предприятий станкостроительного машиностроения и заводов оборонного комплекса, анализируя различные виды географических карт: «Машиностроение» (А. с. 30) и «Военно-промышленный комплекс» (А. с. 31), а также используя Атлас-книгу «География Кировской области» (с. 60-61). Работа выполняется в течение 4 мин. Результаты работы подводятся в ходе фронтальной беседы.

Задание № 7. Дать краткую характеристику заводов «Авитек» и «1 Мая», используя творческий отчет тьюторов-участников «Звездной эстафеты» (информация и презентация) по типовому плану. Работа выполняется фронтально, письменно в аналитической таблице № 2 в течение 15 мин. Результаты работы используются для составления сравнительной характеристики предприятий машиностроительной отрасли промышленного производства.

Задание № 8. Составить краткую сравнительную характеристику заводов АО «Авитек» и АО «1 Мая», используя результаты работы задания № 7 и консультацию тьюторов-участников «Звездной эстафеты». Работа выполняется в творческих группах (5 чел.), письменно в таблице в течение 10 мин. Вывод о причинах сходства и различия промышленных предприятий обсуждается в ходе фронтальной беседы.

Таблица 2

Сравнительная характеристика заводов «Авитек» и «1 Мая»_

План сравнительной характеристики предприятия Завод «Авитек» Завод «1 Мая» Черты сходства Черты различия

1. Географическое положение

2. Краткая история образования предприятия

3. Специализация предприятия и форма собственности

4. Его структура (цеха; их производственная взаимосвязь)

5. Характер производства (энергоёмкое; трудоёмкое; металлоёмкое; наукоёмкое)

6. Производственно-территориальные связи по сырью; топливу; готовой продукции

7. Транспортные условия

8. Основные профессии и профессиональный состав работников

9. Вывод о принципе размещения предприятия

10. Меры по охране природы

11. Проблемы и перспективы развития предприятия

Вывод о причинах сходства и различия в характеристике машиностроительных предприятий города Кирова:_

Задание № 10. Выполнить тест с целью определения уровня усвоения знаний по теме «Машиностроение». Работа выполняется письменно, в парах сменного состава, в течение 5 минут. Результаты работы проверяются в ходе взаимопроверки, затем обсуждаются в ходе фронтальной беседы.

Тест

1. К числу наукоёмких отраслей хозяйства относится:

A) сельское хозяйство;

Б) лесная промышленность;

B) приборостроение;

Г) легкая промышленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Машиностроительные предприятия, производящие приборы, ориентируются

на:

A) металлургические базы; Б) научные базы;

B) потребителя;

Г) районы с наибольшей численностью населения.

3. Центрами тракторостроения являются:

A) Ростов-на-Дону; Б) Челябинск;

B) Екатеринбург; Г) Владимир.

4. Какое утверждение верно характеризует развитие отечественного машиностроения?

A) высокие темпы роста машиностроения;

Б) значительные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей;

B) быстрое обновление оборудования и выпускаемой продукции; Г) высокая конкурентоспособность производимых машин.

5. Установите соответствие: Отрасли машиностроения Главный фактор размещения:

1. Тяжёлое машиностроение. А) Близость металлургической базы.

2. Автомобилестроение. Б) Близость потребителя.

3. Сельскохозяйственное машиностроение. В) Наличие транспортных путей.

Ключ ответов к тесту: 1. В) 2. Б) 3. Б); Г) 4. Б) 5. 1 - А); 2 - В); 3 - Б).

Задание № 11. Рефлексия:

11.1. Прочитать, какие результаты мы планировали достичь в ходе урока. Определить уровень своих достижений. Критерии:

5 умений - высокий уровень достижения;

4 умения - средний уровень достижения;

3 умения - низкий уровень достижения;

2 умения - критический уровень достижения.

11.2. Оценить работу тьюторов-участников «Звездной эстафеты». Критерии:

1. Свободно владеет информацией - 2 балла.

2. Интересно излагает материал - 2 балла.

3. Находит контакт с аудиторией- 2 балла.

4. Презентация иллюстрирует материал - 2 балла.

5. Учитывает время выступления - 2 балла.

Максимальная оценка - 10 баллов.

Задание № 12. Домашняя работа (по выбору обучающихся) Выделить границы Кировской области на контурной карте (с. 10-11). Определить местоположение заводов АО «Авитек» или АО «1 Мая» (по выбору обучающихся). Определить связи промышленного предприятия по сырью, топливу и готовой продукции (связи показать стрелками и общепринятыми условными обозначениями). Работа выполняется в домашних условиях. Проверяется учителем на следующем уроке. Оценка за работу выставляется в журнал.

И. В. Пантюхина

Изучение темы «Хозяйство Центральной России» (9-й класс)

Статья представляет собой развёрнутый план-конспект урока из опыта работы учителя. В конспекте раскрыты приёмы музейной педагогики, методика организации самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроке; предлагается алгоритм работы ученического жюри с целью определения уровня достижений школьников на уроке.

Ключевые слова: виртуальное путешествие, «музей в чемодане», задание для самостоятельной работы, планируемые результаты.

В ходе подготовки к уроку учитель использует прием музейной педагогики «Виртуальное путешествие в музей промышленного предприятия». Обучающиеся выполняют опережающее домашнее задание.

Задание № 1. Совершить виртуальное путешествие в музей одного из ведущих промышленных предприятий отраслей специализации Центральной России (сайт музея промышленного предприятия выбрать в соответствии со своими интересами). Подготовить сообщение и презентацию, используя план характеристики промышленного предприятия и интернет-ресурсы. Работа выполняется индивидуально. Сообщение заслушивается на уроке обобщающего повторения по теме «Хозяйство Центральной России». Выступление оценивает жюри по следующим критериям:

1. Логика сообщения соответствует типовому плану характеристики предприятия.

2. В ходе сообщения используется экономическая карта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.