1. Тяжёлое машиностроение. А) Близость металлургической базы.
2. Автомобилестроение. Б) Близость потребителя.
3. Сельскохозяйственное машиностроение. В) Наличие транспортных путей.
Ключ ответов к тесту: 1. В) 2. Б) 3. Б); Г) 4. Б) 5. 1 - А); 2 - В); 3 - Б).
Задание № 11. Рефлексия:
11.1. Прочитать, какие результаты мы планировали достичь в ходе урока. Определить уровень своих достижений. Критерии:
5 умений - высокий уровень достижения;
4 умения - средний уровень достижения;
3 умения - низкий уровень достижения;
2 умения - критический уровень достижения.
11.2. Оценить работу тьюторов-участников «Звездной эстафеты». Критерии:
1. Свободно владеет информацией - 2 балла.
2. Интересно излагает материал - 2 балла.
3. Находит контакт с аудиторией- 2 балла.
4. Презентация иллюстрирует материал - 2 балла.
5. Учитывает время выступления - 2 балла.
Максимальная оценка - 10 баллов.
Задание № 12. Домашняя работа (по выбору обучающихся) Выделить границы Кировской области на контурной карте (с. 10-11). Определить местоположение заводов АО «Авитек» или АО «1 Мая» (по выбору обучающихся). Определить связи промышленного предприятия по сырью, топливу и готовой продукции (связи показать стрелками и общепринятыми условными обозначениями). Работа выполняется в домашних условиях. Проверяется учителем на следующем уроке. Оценка за работу выставляется в журнал.
И. В. Пантюхина
Изучение темы «Хозяйство Центральной России» (9-й класс)
Статья представляет собой развёрнутый план-конспект урока из опыта работы учителя. В конспекте раскрыты приёмы музейной педагогики, методика организации самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроке; предлагается алгоритм работы ученического жюри с целью определения уровня достижений школьников на уроке.
Ключевые слова: виртуальное путешествие, «музей в чемодане», задание для самостоятельной работы, планируемые результаты.
В ходе подготовки к уроку учитель использует прием музейной педагогики «Виртуальное путешествие в музей промышленного предприятия». Обучающиеся выполняют опережающее домашнее задание.
Задание № 1. Совершить виртуальное путешествие в музей одного из ведущих промышленных предприятий отраслей специализации Центральной России (сайт музея промышленного предприятия выбрать в соответствии со своими интересами). Подготовить сообщение и презентацию, используя план характеристики промышленного предприятия и интернет-ресурсы. Работа выполняется индивидуально. Сообщение заслушивается на уроке обобщающего повторения по теме «Хозяйство Центральной России». Выступление оценивает жюри по следующим критериям:
1. Логика сообщения соответствует типовому плану характеристики предприятия.
2. В ходе сообщения используется экономическая карта.
3. Четко устанавливаются связи предприятия по сырью, топливу и готовой продукции.
4. Обосновываются факторы размещения предприятия.
5. Материал излагается четко, коротко и интересно.
Дидактическое обоснование урока
Тема « Хозяйство Центральной России»
Дидактическая цель - способствовать закреплению, применению умений, сформированных в процессе изучения географии Центральной России, оценке результатов деятельности обучающихся средствами технологии музейной педагогики (приёмы: 1) виртуальное путешествие в музей промышленного предприятия; 2) музей в чемодане) и ИКТ.
Тип урока - урок обобщающего повторения.
Планируемые результаты (цели по содержанию):
4.1. Предметные - знать отрасли специализации Центральной России, факторы и географию их размещения, уметь характеризовать промышленное предприятие, характеризовать отрасль специализации экономического района, определять причины развития отраслей специализации, объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Центральной России.
4.2. Метапредметные.
Познавательные: уметь осуществлять поиск информации; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; структурировать тексты; оформлять результаты работы в виде таблицы.
Регулятивные: уметь выполнять работу в соответствии с правилами; контролировать своё время и управлять им; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и с одноклассниками; формулировать собственное мнение, работать в группе - устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; рефлексировать.
4.3. Личностные: уметь выполнять права и обязанности ученика; уважительно относиться к личности, доброжелательно относиться к окружающим; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: сообщение по результатам виртуального путешествия в музей промышленного предприятия Центральной России, учебник, атлас-книга «География Кировской области» (Киров : Кир. обл. тип., 2015); компьютер, интерактивная доска, видеолекция доцента ВятГУ И. М. Алалыкиной, сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru, экспонаты «Музей в чемодане», электронная презентация.
Ход урока (развёрнутый конспект)
Оргмомент
Учитель приветствует школьников и предлагает проверить готовность рабочего места обучающихся для самостоятельной познавательной деятельности на уроке. Сообщает, что на уроке работает жюри, которое оценивает результаты конкурсных выступлений по результатам выполнения домашнего задания в соответствии с определенными критериями.
Целеполагание и мотивация
Учитель предлагает открыть атласы, учебники, тетради, вспомнить план характеристики экономического района, определить объем и содержание изученной информации по Центральной России, сформулировать цель сегодняшнего урока.
Актуализация знаний и умений
На этом этапе урока обучающиеся вспоминают план характеристики экономического района и выполняют групповое задание для самостоятельной работы.
Задание № 2. Дать характеристику отраслей специализации экономического района (промышленность, сельское хозяйство) по типовому плану и картам атласа. Оформить аналитическую таблицу. Работа выполняется в группах в течение 5 минут. Отчет по результатам работы зачитывает один ученик. По ходу отчета все школьники оформляют аналитическую таблицу «Отрасли специализации Центральной России».
Отрасли специализации Центральной России
Район, субъекты района Отрасли специализации промышленности Отрасли специализации сельского хозяйства Общее Отличия
Отрасль Крупнейший центр Отрасль Крупнейший центр
Закрепление и применение знаний и умений
На этом этапе урока обучающиеся закрепляют умения осуществлять поиск учебной информации; структурировать ее, устанавливать причинно-следственные связи; защищать результаты творческой деятельности.
Задание № 3. Дать характеристику одного из ведущих предприятий Центральной России. Работа выполняется устно на основе опережающего домашнего задания. В качестве выступающего делегируется один ученик от группы. Заслушиваются три сообщения. Класс выполняет роль коллективного эксперта с целью подготовки краткого отзыва. Работа выполняется в группах, устно, результаты работы подводятся в ходе фронтальной беседы. Жюри оценивает конкурсные выступления в соответствии с критериями задания № 1 (на выполнение задания № 3 планируется 10-12 минут).
Задание № 4. Определить причины развития отраслей специализации на территории Центральной России. В ходе работы использовать карты атласа и содержание видеолекции кандидата географических наук, доцента ВятГУ Ираиды Юрьевны Ала-лыкиной. Работа выполняется в группах в течение 5 минут. Результаты работы оформляются в таблице «Причины развития отраслей специализации», проверяются в ходе фронтальной беседы.
Причины развития от
заслей специализации
Отрасли специализации Факторы размещения
Оценка уровня достижения обучающихся
На этом этапе учитель реализует принцип краеведения в обучении географии, предлагает проверочную работу.
Задание № 5
1. Определить административные границы Кировской области. 2. Найти крупнейшие промышленные центры. 3. Рассмотреть наиболее подробно многофункциональные центры - Киров, Кирово-Чепецк, Слободской: определить отрасли специализации и факторы их размещения. В ходе работы используются карты: «Центральная
Россия. Население и хозяйство» (атлас, 9 кл.); «Общеэкономическое развитие» (Атлас-книга Кировской области, с. 60). Работа выполняется на контрольных листах, письменно, в течение 5 минут. Листы передаются учителю для проверки. На следующем уроке в ходе фронтальной беседы на этапе актуализации знаний и умений анализируются результаты работы.
Домашнее задание.
1). Изучить народные промыслы Центральной России, используя текст учебника (с. 58-59) и интернет-ресурсы. Работа выполняется в тетради в виде таблицы «Народные промыслы Центральной России».
2) Принять участие в создании передвижной выставки «Музей в чемодане». Изделия народных промыслов передаются в «Музей в чемодане» с целью оформления передвижной выставки, которая работает в течение урока. Каждый ученик к своему экспонату создает краткую аннотацию.
Рефлексия
Учитель предлагает обратить внимание на целевые установки урока (демонстрирует их на слайде), обучающиеся определяют уровень своих достижений.
Уровень достижения планируемых результатов
Планируемые результаты (умения) Владею на высоком уровне Владею на среднем уровне Необходимо доработать
Характеризовать промышленное предприятие
Характеризовать отрасль специализации экономического района
Определять причины развития отраслей специализации
Оформлять результаты своей работы
Адекватно оценивать правильность выполнения действия
Работать в сотрудничестве
Приложения
Приложение 1
План характеристики промышленного предприятия (цель - сбор информации в ходе виртуального путешествия)
1. Географическое положение.
2. Специализация предприятия.
3. Факторы размещения производства.
4. Производственная структура.
5. Связи по сырью, топливу и готовой продукции.
6. Проблемы и перспективы развития предприятия.
Приложение 2
Примеры аннотации к экспонатам «Музей в чемодане»
Пример № 1. Дымковская игрушка
Один из русских народных глиняных художественных промыслов - дымковская игрушка. Возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки. Дымковская слобода - большое село, которое славится своими мастерами. Проходили здесь знамени-
тые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «Свистунья».
Из красной глины, смешанной с просеянным песком, мастерицы делают озорных коней, золоторогих оленей, важных индюков, отважных кавалеров, дам... Особенностью росписи дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.
Пример № 2. Золотая Хохлома
В старину люди ели из деревянной посуды. В городе Семенове Нижегородской области искусные мастера делают деревянную посуду и расписывают ее красивой росписью. Посуда эта нравится людям своей яркостью, праздничностью, узорами. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хох-ломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина - или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Мы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному -завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
Е. Е. Пашкова
Дисциплина «Рисунок» как фактор формирования пространственного мышления учащихся младших классов детской художественной школы
В статье рассматриваются преимущества дисциплины «Рисунок» на базе детской художественной школы в сфере формирования пространственного мышления детей девяти-десяти лет. Представлены этапы работы над натюрмортом, и определено место пространственного мышления в них.
Ключевые слова: рисунок, пространственное мышление, детская художественная школа, натюрморт, младший школьник.
В современной отечественной науке доказано, что пространственное мышление формируется на графической основе и ведущими образами для него являются исключительно зрительные образы [4]. Проведённый нами анализ теоретических и методических источников показал, что пространственное мышление в большинстве случаев формируют на основе таких предметов, как геометрия, черчение, изобразительное искусство, математика, скульптура и др. [1; 4] Учебный предмет «Рисунок», по сути, совмещает в себе элементы всего вышеперечисленного. Трансформируясь с учетом возрастных способностей младших школьников, этот предмет является важнейшим инструментом формирования пространственного мышления учащихся детской художественной школы (ДХШ).
Педагогическая практика показывает, что в общеобразовательной школе предметам художественного цикла отводится минимальное время. Количество учебных предметов и часов сокращается до недопустимой границы. Из многих российских школ убран предмет «Черчение», в котором осуществлялось, в большей степени, овладение детьми пространственным видом мышления. На уроках геометрии также не остаётся достаточного времени для полноценного овладения умением мыслить пространственными образами. Говоря о младшем школьном возрасте, заметим, что многие преподаватели придерживаются следующей позиции: в данном возрастном периоде целенаправленно уделять внимание пространственному мышлению вовсе не обязательно, а следует начинать его развивать только с одиннадцати-двенадцати лет. Поэтому нередко на уроках изобразительного искусства и технологии усилий в данном направлении не предпринимается совсем. Однако, по утверждению многих учёных-практиков
53