Научная статья на тему 'Культурно-исторический образ Вятского края - результат урока "города Кировской области"'

Культурно-исторический образ Вятского края - результат урока "города Кировской области" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГОРОДА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МУЗЕЙНАЯ ВИТРИНА / ЭТИКЕТКА МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлузская Н. В.

В статье предлагается обоснование значимости формирования культурно-исторического образа отдельной территории в процессе изучения краеведческого материала, определяется необходимость использования приёмов музейной педагогики с целью реализации системно-деятельностного подхода в обучении, и раскрывается логика изучения учебного материала в процессе экспериментального урока, который был апробирован в практике работы учителя географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторический образ Вятского края - результат урока "города Кировской области"»

Нами были апробированы все предложенные приемы. Следует отметить, что использование различных приемов в обучении физике способствовало активизации познавательной деятельности и привлечению внимания учащихся. Положительный эффект проявился в их успеваемости. Применение приемов обеспечило организацию деятельности каждого ученика через самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом. В процессе использования приемов, например инфографики, обучающиеся научились находить, сравнивать и обрабатывать информацию. При помощи урока-конференции учащиеся приобрели высокие коммуникативные навыки. Это позволило избежать обособленности и равнодушия учащихся к учебному процессу. Правильное применение приемов способствует повышению уровня творческой инициативы и индивидуализации ученика. Учитель выступает организатором и помощником в учебной деятельности учащегося, что помогает учащемуся сделать свой профессиональный выбор.

Список литературы

1. Аллин О. В. Сборник занимательных задач по физике (7-8 класс). URL: https://videouroki.net/razrabotki/ sbornik-zanimatelnykh-zadach-po-fizike-7-8-klass.html. (Дата обращения: 27. 03. 2019).

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Просвещение, 2003. 345 с.

3. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М. : Изд-во АПН РСФСР, 2013.

4. Данюшенков В. С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении : [монография]. Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. 195 с.

5. Никитина Л. В. Методы и приемы формирования познавательных интересов учащихся. URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12558. (Дата обращения: 21. 04. 2019).

6. Перышкин А. В. Физика. 7 класс : учеб. для общеобраз. учреждений. 13-е изд. М. : Дрофа, 2012. 183 с. : ил.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ 78c653ccbd894d83b017bccef2d57f0255090347/. (Дата обращения: 22. 04. 2019).

8. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988. 208 с.

Н. В. Подлузская

Культурно-исторический образ Вятского края -результат урока «Города Кировской области»

В статье предлагается обоснование значимости формирования культурно-исторического образа отдельной территории в процессе изучения краеведческого материала, определяется необходимость использования приёмов музейной педагогики с целью реализации системно-деятельностного подхода в обучении, и раскрывается логика изучения учебного материала в процессе экспериментального урока, который был апробирован в практике работы учителя географии.

Ключевые слова: историко-культурный образ, краеведение, города Кировской области, исследовательский проект, задание для самостоятельной работы, музейная витрина, этикетка музейного экспоната.

Учителя географии в настоящее время проявляют интерес к предметам инте-гративного характера. Среди таких предметов особое внимание учителя уделяют географии культуры. Цель этого предмета - формирование историко-культурного образа

отдельной территории на основе изучения культурных, природных и исторических объектов как ценности своей Родины. При этом «Образ» раскрывается как живое, наглядное представление об изучаемом объекте или явлении. Формирование у школьников историко-культурного образа Кировской области осуществляется с позиций гуманитарного направления географии; если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, то он равнодушен и к своей стране. Памятники культуры и ландшафты как основной предмет изучения географии важно изучать вместе, в их сочетании; именно тогда подлинные культурные ценности формируются у обучающихся и становятся важными ориентирами в духовной жизни [3].

Формируя культурно-исторический образ Вятского края на уроке краеведения «Города Кировской области», мы обращаем внимание школьников на исторические города как комплекс архитектурных и исторических памятников в тесном взаимодействии с природным окружением; на исторические центры как особую территорию внутри крупного города; на исторические сельские поселения как архитектурное и национальное своеобразие села; на монастырские комплексы, где монастырская архитектура и природное окружение составляют целостное и неразделимое явление духовной и культурной жизни [3].

При подготовке к уроку дети вместе с учителем осуществили путешествие по Золотому кольцу России, подготовили творческий отчёт, который затем использовали для самостоятельной работы на учебном занятии.

На нашем уроке «Города Кировской области» для нас было важно провести аналогию культурно-исторических ценностей, которыми гордится Центральная Россия -«Путешествие по Золотому кольцу», и тех ценностей, которыми могут гордиться вят-чане, создавая оригинальный исследовательский проект «Золотое кольцо Вятки». Участие школьников в создании этого проекта, на наш взгляд, позволяет развивать у них неравнодушное отношение как к ценностям своей малой родины, так и к ценностям своей большой страны.

Рассмотрим особенности подготовки и проведения урока краеведения в 9-м классе по теме «Города Кировской области». Мы предлагаем развёрнутый конспект урока, который содержит пять заданий для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, методические рекомендации для учителя географии и приложения к конспекту урока.

Дидактическое обоснование урока

1. Тема «Города Кировской области».

2. Дидактическая цель - способствовать изучению блока новой учебной информации, её закреплению, применению и оценке результатов деятельности обучающихся средствами технологии музейной педагогики (приём - оформление музейной витрины «Культурно-исторический образ Вятского края» в кабинете географии) и ИКТ.

3. Тип урока: комбинированный.

4. Планируемые результаты:

4.1. Предметные - знать особенности малых городов Кировской области, уметь оформлять контурную карту, характеризовать географические объекты по разным источникам.

4.2. Метапредметные.

Познавательные: уметь осуществлять поиск информации; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; организовывать исследование с целью проверки гипотезы, «кодировать» информацию, оформлять таблицу.

Регулятивные: уметь выполнять работу в соответствии с правилами; контролировать своё время и управлять им; грамотно оформлять результаты работы; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы; планировать учебное сотрудничество с учителем и с одноклассниками; работать в группе - устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать; рефлексировать; формулировать собственное мнение.

4.3. Личностные: уметь выполнять права и обязанности ученика; уважительно относиться к деятельности одноклассников; относиться как к ценности к культурным, природным и историческим памятникам своего края.

5. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.

6. Формы организации познавательной деятельности школьников: фронтальная, групповая, индивидуальная.

7. Средства обучения: творческий отчёт по результатам путешествия «Золотое кольцо России», Вятская энциклопедия: том «Города Кировской области», атлас-книга «География Кировской области», контурная карта Кировской области, экспонаты музейной витрины, дидактические материалы для самостоятельной работы, электронная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока

Учитель приветствует класс и предлагает проверить готовность рабочего места к самостоятельной познавательной деятельности на уроке.

2. Целеполагание и мотивация деятельности обучающихся

Учитель напоминает обучающимся о том, что на весенних каникулах дети совершили удивительное путешествие по Золотому кольцу России. По результатам наблюдения в ходе путешествия мы с вами подготовили творческий отчёт. Предлагает подумать, как можно использовать полученный опыт для разработки туристического маршрута по территории Вятского края по аналогии с маршрутом «Золотое кольцо России», учитывая значимость вятских городов для развития экономики нашего края и те культурно-исторические ценности, с которыми может познакомиться турист, изучающий территорию Вятского края. Предлагает сконструировать цель урока (дети конструируют цель - разработать туристический маршрут «Золотое кольцо Вятки»). Для того, чтобы реализовать замысел, напоминает, что для достижения поставленной цели необходимо изучить достоверную географическую информацию, используя разные источники. Затем школьники формулируют гипотезу: предполагаем, что по аналогии с туристическим маршрутом «Золотое кольцо России», можно разработать туристический маршрут «Золотое кольцо Вятки» при условии, что исследователи: 1) умеют характеризовать географические объекты по разным источникам информации; 2) умеют отбирать необходимую информацию для создания контурной карты «Культурно-исторические и природные ценности Вятского края»; 3) умеют сопоставлять объекты маршрутов «Золотое кольцо России» и «Золотое кольцо Вятки».

3. Актуализация знаний и умений

Учитель предлагает задание № 1 для самостоятельной работы с целью актуализации знаний по изучению особенностей туристического маршрута «Золотое кольцо России». В ходе выполнения задания дети используют творческий отчёт по результатам путешествия.

Задание № 1. Перечислить города Золотого кольца и назвать музейные ценности (реликвии), с которыми мы познакомились с вами в этом городе. При конструировании ответа использовать творческий отчёт (см. слайды). Работа выполняется фронтально, устно, в течение 3 минут. Итоги работы подводятся в ходе беседы.

После фронтальной беседы учитель подводит итоги, акцентируя внимание школьников на значимости музейных экспонатов для создания образа изучаемой территории.

4. Изучение нового материала

Учитель поясняет, что для создания историко-культурного образа территории Кировской области - а это одна из важнейших задач, которую решает география, - необходимо познакомиться с научно достоверной информацией о наиболее крупных городах Кировской области. При подготовке к уроку школьники выполняли групповое опережающее домашнее задание № 2 (работает пять групп по пять человек).

Задание № 2. Дать краткую характеристику десяти населённых пунктов Кировской области (с. Великорецкое Юрьянского района, г. Слободской, г. Советск, г. Уржум, г. Котельнич, г. Нолинск, с. Рябово Зуевского района, г. Вятские Поляны, г. Кирово-Чепецк, г. Яранск), изучив туристические особенности каждого объекта; подобрать экспонат для оформления музейной витрины «Культурно-исторический образ Вятского края» в кабинете географии; для каждого экспоната подготовить этикетку (см. приложение).

При изучении нового материала по результатам опережающего домашнего задания учитель предлагает задание № 3.

Задание № 3 (по результатам опережающего домашнего задания). Раскрыть особенности населённых пунктов Кировской области для создания контурной карты «Культурно-исторические и природные ценности Вятского края». В ходе краткой характеристики необходимо использовать результаты опережающего домашнего задания и музейный экспонат (возможна электронная презентация, 3-4 слайда). Работа выполняется устно, группа делегирует одного выступающего, длительность выступления - 1-2 минуты. По ходу выступления делегатов учащиеся класса отмечают населённые пункты на контурной карте Кировской области. В это время делегаты оформляют музейную витрину «Культурно-исторический образ Вятского края».

5. Закрепление учебного материала

В ходе закрепления учебного материала учитель предлагает школьникам выполнить задание № 4 с целью создания группового исследовательского проекта «Золотое кольцо Вятки». Исследовательский проект конкурсный. В ходе защиты проекта работает независимое жюри конкурса. Результаты работы жюри оценивает по следующим критериям:

1) количество населенных пунктов (не менее пяти, не более семи) - 0-5 баллов;

2) краткая информация о каждом населённом пункте - 0-5 баллов;

3) доказательства ценности географического объекта, который посещает турист, - 0-5 баллов;

4) презентация памятного экспоната (что турист возьмёт с собой на память) -0-5 баллов.

Максимальное количество баллов - 20.

Задание № 4. Разработать авторский маршрут «Золотое кольцо Вятки» по аналогии с маршрутом «Золотое кольцо России», используя информацию одноклассников, контурную карту и дополнительную текстовую информацию, подготовленную учителем. В маршруте указать не менее пяти и не более семи объектов. Работа выполняется письменно на контурной карте в группах в течение 5 минут. Результаты работы презентуются в ходе конкурса и оцениваются жюри (см. критерии).

В то время, когда обучающиеся работают в группах и создают маршрут, группа жюри выполняет задание № 5.

Задание № 5 (задание для членов жюри). Дополнить сравнительную таблицу 1 «Культурно-исторические ценности городов Центральной России и Кировской области», используя информацию по результатам опережающего домашнего задания (графы

«Города Центральной России» и «Ценности» оформлены учителем, графы «Населенные пункты Кировской области» и «Ценности» оформляются членами жюри). Работа выполняется в группе, в течение 5 минут. Затем таблицы 1 и 2 используются как один из вариантов отбора информации для маршрута «Золотое кольцо Вятки» и помогают жюри оценить результаты конкурсной работы творческих групп.

6. Применение знаний и умений

На этом этапе урока каждая из творческих групп представляет свой исследовательский проект - туристический маршрут «Золотое кольцо Вятки» на конкурс. Жюри конкурса оценивает исследовательские проекты, используя критерии оценки, подсчитывает баллы для каждой группы, объявляет и комментирует результаты. По ходу творческого отчёта групп обучающиеся дополняют информацию на контурной карте, отмечая основные достопримечательности, которые способствуют созданию культурно-исторического образа Вятского края.

7. Оценка результатов деятельности

Жюри даёт качественный и количественный анализ результатов деятельности школьников, используя протокол отчёта творческих групп.

Учитель оценивает результаты опережающего домашнего задания, творческие работы групп, контурную карту и выставляет в журнал комплексную отметку каждому ученику.

8. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся определить уровень своих достижений, учитывая гипотезу, которую обучающиеся сформулировали в начале урока (гипотезу учитель демонстрирует на слайде). Каждый ученик определяет своё участие по доказательству гипотезы в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы. Школьники перечисляют свои творческие достижения: выполнение опережающего домашнего задания, создание музейной витрины, разработка туристических маршрутов для изучения особенностей Кировской области, конструирование таблицы «Культурно-исторические ценности городов Центральной России и Кировской области»; качественный и количественный анализ результатов деятельности одноклассников.

Приложения

Приложение 1

Перечень слайдов по теме «Золотое кольцо России» (слайды подготовлены учителем):

1) Троице-Сергиева Лавра. Икона Рублёва «Святая Троица» (г. Сергиев Посад);

2) Александр Невский (г. Переславль-Залесский);

3) финифть (г. Ростов Великий);

4) архитектурный ансамбль центральной части г. Ярославля;

5) берег реки Волги (г. Плес);

6) изделия из ситца и льна (г. Кострома);

7) Успенский собор. Фрески Андрея Рублёва (г. Ярославль).

Приложение 2 Таблица 1

Культурно-исторические ценности городов Центральной России и Кировской области _(вариант выполненного задания)

Города Центральной России Ценности Населённые пункты Кировской области Ценности

Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра - духовно- православный центр России. Икона Андрея Рублёва «Святая Троица» с. Великорецкое Юрьянского района «Великорецкий град» -духовно-православный центр Кировской области. Икона Николая Чудотворца

Переславль-Залесский Родина Александра Невского (крещён в Спасо-Преображенском соборе в 1220 г.) г. Слободской Родина Александра Грина. Дом-музей

Ростов Великий Финифть г. Советск Кружево

Ярославль Архитектурный ансамбль центральной части города г. Уржум Архитектурный ансамбль: Троицкий собор, Музей им. С. М. Кирова, Уржумская гимназия

Плёс Берег реки Волги г. Котельнич Берег реки Вятки, Соколья гора - местонахождение парейазавров

Кострома Изделия из ситца и льна г. Нолинск Вятская матрёшка, но-линские пряники

Владимир Фрески Андрея Рублёва с. Рябово Зуев-ского района Картины братьев Васнецовых

Приложение 3 Таблица 2

Примеры экспонатов для оформления музейной витрины «Культурно-исторический образ Вятского края» в кабинете географии _(подготовлена учителем для работы жюри)_

Населённые пункты Кировской области Музейный экспонат

с. Великорецкое Репродукция иконы Николая Чудотворца

г. Слободской Книга А. Грина «Алые паруса»

г. Советск Кружевной воротничок

г. Уржум Фото С. М. Кирова

г. Котельнич Слепок скелета древнего животного - сувенир из палеонтологического музея

г. Нолинск Нолинская матрёшка

с. Рябово (Зуевский район) Репродукции картин братьев Васнецовых

Приложение 4

Вариант оформления этикетки музейного экспоната

_Пример содержания этикетки_

Название - матрёшка

Место изготовления - город Нолинск, фабрика «Вятский сувенир» Материал - дерево липа Назначение - игрушка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Историко-культурная ценность - предмет художественно-прикладного искусства, народный промысел

Экспонат подготовил - Иванов Максим, ученик 9А класса_

Список литературы

1. Золотое кольцо России : справочник-путеводитель. М. : «Духовное преображение», 2007. 224 с.

2. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы : пособие для учителей общеобраз. учреждений. М. : Просвещение, 2012. 176 с.

3. Русских Г. А. Формирование у школьников историко-культурного образа территории Кировской области // Историко-культурный образ территории Кировской области : сб. статей / авт.-сост. Г. А. Русских, И. Ю. Алалыкина, М. А. Кельдышев. Киров : Изд-во МЦИТО, 2017. С. 5-13.

4. Энциклопедия Земли Вятской : в 10 т. Т. 1. Кн. 1. Города / сост. В. Ф. Пономарев. Киров, 1994. 447 с.

Ю. В. Стрижов

Философия людских кадров

Эта статья о людях, их управлении человеком. Данные размышления основаны на теоретических знаниях, закрепленных личным жизненным и педагогическим опытом. Повествование ведется от первого лица. В его конце делается вывод о том, что кадры людские нужны лишь в обществе творцов, но не потребителей.

Ключевые слова: людские кадры, человек-творец.

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.

Екклесиаст (Библия, Ветхий Завет)

Показывать можно только зрячим. Петь песню - только тем, кто её слышит.

Омар Хайям (1048-1131)

Кадры решают всё!

И. В. Сталин (1878-1953)

Вступление: общие понятия, являющиеся отправной точкой размышления. Сутью людей является разум. О нем хорошо сказал мыслитель Екклесиаст. Образование человек получает всю жизнь. А начинается оно с детства. Все люди в этот мир приходят творцами. Человеком ребёнок становится в процессе воспитания (полководцем или 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.