Научная статья на тему 'Использование приемов технологии критического мышления при изучении дисциплин профессионального цикла'

Использование приемов технологии критического мышления при изучении дисциплин профессионального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TECHNOLOGY / CRITICAL THINKING / COMPETENCES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Кутепов Максим Михайлович, Бакулина Наталья Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна

В данной статье рассматривается актуальность использования приемов технологии критического мышления. Критическое мышление это система суждений, при которой происходит анализ/синтез информации для формирования обоснованных выводов. Цель технологий развития критического мышления заключается в формировании компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в процессе обучения. В статье описаны дидактические возможности использования приемов технологии развития критического мышления в педагогическом вузе при изучении дисциплин профессионального цикла, а именно прием «Кластер», «Ромашка Блума» и «Синквейн». Сделан вывод о формировании развития критического мышления у обучающихся, в результате которого повышается интерес к учебному процессу, увеличиваются мыслительные способности и быстрота принятия действий, развивается гибкость мышления, выражать собственное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Любовь Ивановна, Кутепов Максим Михайлович, Бакулина Наталья Александровна, Максимова Ксения Алексеевна, Лапшина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF PROFESSIONAL CYCLE DISCIPLINES

This article discusses the relevance of using the techniques of critical thinking technology. Critical thinking is a judgment system in which an analysis / synthesis of information takes place to form informed conclusions. The goal of critical thinking development technologies is to form competencies that a student must master in the learning process. The article describes the didactic possibilities of using the techniques of critical thinking development technology at a pedagogical university when studying the disciplines of the professional cycle, namely the Cluster, Bloom Chamomile and Sinkwein techniques. The conclusion is drawn that students are developing critical thinking development, as a result of which interest in the educational process is increased, mental abilities and quick action are increased, thinking flexibility develops, and one expresses one’s own opinion.

Текст научной работы на тему «Использование приемов технологии критического мышления при изучении дисциплин профессионального цикла»

7. Куликова, О.М. Влияние инновационных технологий на уровень занятости на мировом рынке труда / О.М. Куликова, С. Д. Суворова, А.М. Теванян // Экономика и предпринимательство. - 2014. - No 11-2(52-2). - С. 59-61.

8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»

Kulikova O., Ph. D., associate Professor1 Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor2 1St. Petersburg State University of Industrial technology and design 2St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great USING INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Abstract. Currently, the educational environment does not define a single concept of innovation, which is why innovation processes are problematic. In this study, the importance of using innovations is considered on the example of the activity of three major universities in Moscow, Kazan and St. Petersburg, which effectively integrate science and education. The authors believe that, despite the ongoing changes in the field of education, the General requirements for the results of higher education institutions should be increased, since the use of innovations in the educational process will allow obtaining socio-economic effects. Keywords: innovations, educational environment, level of development, innovative approaches, Science Park, scientific and educational centers.

УДК 377

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент (e-mail: lubovkutepova@mail.ru) Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент

(e-mail: kmm-asb@mail.ru) Бакулина Наталья Александровна, студентка (e-mail: bakulinana@st.mininuniver.ru) Максимова Ксения Алексеевна, студентка (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье рассматривается актуальность использования приемов технологии критического мышления. Критическое мышление - это система суждений, при которой происходит анализ/синтез информации для формирования обоснованных выводов. Цель технологий развития критического мышления заключается в формировании компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в процессе обучения. В статье описаны дидактические возможности использования приемов технологии развития критического мышления в педагогическом вузе при изучении дисциплин профессионального цикла, а именно прием «Кластер», «Ромашка

Блума» и «Синквейн». Сделан вывод о формировании развития критического мышления у обучающихся, в результате которого повышается интерес к учебному процессу, увеличиваются мыслительные способности и быстрота принятия действий, развивается гибкость мышления, выражать собственное мнение.

Ключевые слова: технология, критическое мышление, компетенции, учебный процесс.

В период массового внедрения информационных технологий начинает активно развиваться критическое мышление. Критическое мышление-это система суждений, при которой происходит анализ/синтез информации для формирования обоснованных выводов [6]. Цель технологии развития критического мышления заключается в формировании компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в процессе обучения. Технология подразумевается гуманистический подход к учебе, в результате которого обучающийся инициативен и самостоятелен, учится мыслить и анализировать. В результате развития критического мышления у обучающегося формируется интерес к новым целям, выражение собственного мнения, создание и передача представлений и взглядов об обществе [4].

Использование технологии критического мышления применяется в образовательных учреждениях при обучении будущих преподавателей. Рассмотрим использование приемов технологии критического мышления при обучении студентов педагогического вуза на занятиях «Педагогические технологии» [9]. При использовании данной системы обучающиеся должны освоить содержание данной дисциплины, научиться работать самостоятельно, взаимодействовать в группе, оценивать полученные результаты [1].

Технология критического мышления основывается на модели, которая состоит из трех фаз: вызов - осмысление - рефлексия. Благодаря этой модели обучающийся сам определяет цели, продуктивно работает с информацией на занятии, делает выводы, о полученных знаниях. В ходе занятия обучающиеся овладевают разными методами интегрирования данных, выражают свое мнение на основе полученной информации, строят логические цепочки и умозаключения.

Главной особенностью развития критического мышления является не объем знаний или количество информации которую длжен запомнить обучающийся, а то, как он управляет ею и применяет в нужный момент жизни.

В результате проведенных исследований, теорию развития критического мышления можно использовать в работе с учебными и научными текстами для создания собственного представления и понимания полученной информации, а также формированию компетенций, необходимых для жизни

[3].

Специфика данной теории строится в результате таких факторов:

1. В ходе занятия обучающийся должен полагаться на научно-обоснованные закономерности при изучении материала;

2. Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и подстраиваться в любой момент под ситуацию на занятии;

3. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Так, например, на занятиях «Педагогические технологии» применяются такие приемы данной технологии:

Прием 1. Кластеры

Применение кластеров способствует структуризации и систематизации материала. Данный прием позволяет представить графически изученный материал. В середине записывается ключевое понятие, от которого отходят в сторону связанные с ним идеи и смысловые единицы. Обучающиеся изучив предоставленный материал, выписывают по середине ключевое слово и, по их мнению, понятия и выражения, связанные с ключевым [8].

Этот прием используется при изучении дисциплин профессионального цикла для проведения анализа материала, изложения его в краткой форме в виде схемы. При работе с кластером работают фазы вызова и рефлексии. Происходит систематизация информации и бурная мыслительная деятельность обучающегося.

Работа обучающихся над кластером может быть организованна как коллективная, так и индивидуальная работа.

Прием 2. Синквейн

Синквейн - это пятистрочное стихотворение, в каждой строке определены количество слов [5]:

• одно существительное, выражающее тему;

• два прилагательных, которые описывают свойства, признаки темы;

• три глагола, описывающие действие темы;

• фраза или предложение из 4-х слов, выражающее отношение автора к теме;

• одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

Этот прием применяется для анализа и синтеза материала, краткость формы формирует у обучающегося умение обобщать сведение.

Приём 3. «Групповая дискуссия».

Дискуссия от латинского обозначает обсуждение какого-нибудь вопроса. Основной целью данного приема является обмен знаниями и информацией друг с другом. Обучающиеся делятся на группы и высказывают свои собственные мнения по заданному вопросу, решают проблемы, возникшие во время дисскуссии.

Прием «Групповая дисскуссия» способствует развития критического мышления у обучающегося, посредством выражения собственных мыслей в групповом общении.

Данный прием может применяться на фазе вызова и рефлексии. На первой фазе осуществляется обмен мыслями и выявление противоречий. В фазе рефлексии происходит переосмысление полученной информации и решение возникших проблем.

В результате развития критического мышления у обучающихся повышается интерес к учебному процессу, увеличиваются мыслительные способности и быстрота принятия действий, развивается гибкость мышление, способности делать выводы без чьей-либо помощи, формировать понятия и использовать их в жизни, выражать собственное мнение, передавать научную информацию другим [2].

Использование данных приемов повышает уровень активности обучающегося и способствует повышению качества его подготовки как специалиста.

Таким образом, использование технологий критического мышления на занятиях, способствует формированию общих и профессиональных компетенций, которые обеспечат успешность в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 167-170.

2. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Карпова М.А. Реализация студентоцентрирован-ного обучения в высшем учебном заведении//Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 56-58.

3. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Лошкарева Д.А. Формирование критического мышления у обучающихся высших учебных заведений//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 44-46.

4. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

5. Кутепов М.М., Коновалова М. П. Подготовка бакалавров по физической культуре к организации и проведению соревнований различного уровня//Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 3.

6. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

7. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 79-85.

8. Седова А.С., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Возможности технологии развития критического мышления студентов вуза у будущих правоведов//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 160-164.

Kutepova Lyubov Ivanovna, Ph. D., associate Professor (e-mail: lubovkutepova@mail.ru)

Kutepov Maxim Mikhailovich, Ph. D., associate Professor (e-mail: kmm-asb@mail.ru)

Bakulina Natalia Alexandrovna, 3rd year student (e-mail: bakulinana@st.mininununiver.ru) Maksimova Ksenia Alekseevna, 3rd year student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Lapshina Irina Alexandrovna, master's student

Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minina, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: irina.lapshina.nn@yandex.ru)

USE OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGIES IN THE STUDY OF PROFESSIONAL CYCLE DISCIPLINES

Abstract: This article discusses the relevance of using the techniques of critical thinking technology. Critical thinking is a judgment system in which an analysis / synthesis of information takes place to form informed conclusions. The goal of critical thinking development technologies is to form competencies that a student must master in the learning process. The article describes the didactic possibilities of using the techniques of critical thinking development technology at a pedagogical university when studying the disciplines of the professional cycle, namely the Cluster, Bloom Chamomile and Sinkwein techniques. The conclusion is drawn that students are developing critical thinking development, as a result of which interest in the educational process is increased, mental abilities and quick action are increased, thinking flexibility develops, and one expresses one's own opinion. Keywords: technology, critical thinking, competences, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.