198 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (43), 2020 УДК 001.895
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Россия (e-mail: [email protected]) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия (e-mail: [email protected])
В настоящее время в образовательной среде не определена единая концепция инновационной деятельности, в связи с чем, инновационные процессы носят проблемный характер. В проведенном исследовании, значимость использования инноваций рассмотрена на примере активности трех крупнейших вузов Москвы, Казани и Санкт-Петербурга, которые эффективно интегрируют науку и образование. Авторы полагают, что, несмотря на происходящие изменения в сфере образования, общие требования к результатам работы вузов должны повышаться, т.к. использование инноваций в образовательном процессе позволит получить качественные социально-экономические эффекты.
Ключевые слова: инновации, образовательная среда, уровень развития, новаторские подходы, Научный парк, научно-образовательные центры.
Значимость использования инноваций в сфере образования обуславливается необходимостью предоставления качественных услуг с целью повышения конкурентоспособности высших учебных заведений. Данный факт предполагает решение одной из ключевых задач, связанных с обновлением структуры образовательных учреждений в соответствии с формированием опорных федеральных университетов и национальных исследовательских центров на базе этих университетов.
В настоящий момент можно выделить три уровня развития инноваций в сфере образования (рис.1):
3-й уровень: научный (педагогический)
2-й уровень: системный (управленче-
1-й уровень: стратегический (глобаль-
Рисунок 1. Уровни развития инноваций в сфере образования
- стратегический (или глобальный) уровень: форма развития государства в разрезе социально-экономического состояния образования в условиях глобализации;
- системный (или управленческий) уровень: форма развития образовательной среды, которая вносит новые элементы в отношении целей, структуры, технологии и человеческих ресурсов;
- научный (или педагогический) уровень: форма целенаправленного формирования, распространения и применения новшеств в педагогическом обучении, за счет построения индивидуальной траектории обучения.
На сегодняшний день инновации являются одним из главных ориентиров в образовательной среде, который повышает конкурентоспособность выпускника, способного эффективно использовать интеллектуальный капитал в профессиональной деятельности [1]. Инновационная стратегия на государственном уровне требует научного поиска системы психологических обоснований инновационной деятельности студентов, разработки системы принципов по созданию и развитию готовности к инновационной деятельности выпускников университетов.
В настоящее время в сфере образования инновационные изменения осуществляются по следующим направлениям:
- создание новой структуры образования;
- разработка и реализация инновационных технологий обучения;
- формирование условий для стабильного развития и самоопределения личности в процессе обучения;
- модификация в образе деятельности и мышления, как преподавателей, так и студентов, а также изменение природы взаимоотношений между ними.
В современной образовательной среде пока не определена единая концепция инновационной деятельности, в связи с чем, инновационные процессы носят проблемный характер [2,3]. Поэтому следует более подробно изучить использование инноваций в образовательном процессе (на примере крупных высших учебных заведений Москвы, Казани и Санкт-Петербурга).
Крупнейшим центром использования инноваций в образовании является Московский Государственный Университет им. Ломоносова (МГУ). В 2019 году МГУ вошёл в рейтинг 15-ти ведущих университетов мира по взаимодействию с промышленностью, внедрению инноваций и развитию инфраструктуры в новом рейтинге THE University Impact Rankings [4].
Результативность научных исследований и использования инноваций представлена следующей статистикой: 1030 тем научных исследований, 6367 опубликованных научных статей, 1671 изданных учебников и учебно-методических пособий, 702 изданные монографии, 89 патентов.
Основная идея создания инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» базируется на формировании инновационной экосистемы мирового уровня. В Центре реализуются различные направления инновационной научно-технологической деятельности (НТД).
1. «Биомед» - кластер с сертифицированным виварием, лабораторией испытания лекарственных средств, центром геномных технологий, криогенным хранилищем клеток, включая клетки человека;
2. «Нанотех» - кластер нанотехнологий и новых материалов с центром коллективного использования аналитического и нано-литографического оборудования;
3. «Инфотех» - кластер 1Т-технологий, математического моделирования и высокопроизводительных вычислений;
4. «Инжиниринг» - кластер робототехники, технологий специального назначения и машинного инжиниринга;
5. «Космос» - кластер с центром оперативного космического мониторинга и дистанционного зондирования Земли;
6. «Геотех» - кластер наук о Земле, создания новых технологий изыскания и промышленного использования нефтегазового сырья;
7. «Междисциплинарный» - кластер гуманитарных исследований, когнитивных наук, спортивных разработок.
Для обеспечения НТД в Центре создан Научно-технологический совет МГУ по выработке стратегии развития и научному обеспечению деятельности. Кроме того, в университете действует «Управление инновационной политики и организации инновационной деятельности». В разное время в НЦ МГУ работали следующие организации: Гарант, Комет, ИХ Рамблер, КЕВЬАВ, «Центр Нейросетевых Технологий», Агама, Витта; Комплект Экология; Унихимтек и другие.
Следующим по значимости научно-образовательным центром является Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) [5]. На базе университета создано более 15-ти крупнейших лабораторий и более 26-ти ресурсных центров, входящих в ведущий Научный парк страны, не имеющий аналогов по технологической оснащенности и возможностям. В парке университета реализуются программы компьютерной сборки геномов, разрабатываются новые лекарственные средства, нейропротезы и многое др.
Общая площадь Научного парка составляет более 30 тысяч квадратных метров. Его доступность обеспечена штатом из 280 высококвалифицированных инженеров и стопроцентным финансированием расходных материалов со стороны Университета. Научные лаборатории создавались такими мировыми звездами в сфере науки, как Стефан О'Брайен, Рауль Гай-нетдинов, Павел Певзнер и другие.
Работа Научного парка ведется по следующим векторам:
- нанотехнологии и материаловедение;
- биомедицина и здоровье человека;
- 1Т системы и технологии;
- экология и рациональное природопользование.
Проведенные исследования в научном парке, позволили преподавателям и научным сотрудникам университета опубликовать несколько тысяч работ, в том числе в международных журналах. В настоящий момент науч-
ный потенциал университета составляют более 1400 докторов наук, 19 академиков РАН и РАО, 26 член-корреспондентов РАН и РАО.
Еще одним из наиболее активно развивающихся субъектов Российской Федерации является Татарстан, на территории которого внедряется множество новаторских подходов и современных технологий, в том числе и в области образования. Наиболее крупным и активным в использовании инноваций в образовании вузов - это Казанский Федеральный Университет (КФУ), один из старейших университетов России [6].
В настоящее время на базе КФУ функционируют следующие инновационные центры:
- 50 научно-исследовательских лабораторий;
- Астрономическая обсерватория;
- Российско-турецкий телескоп РТТ-150;
- Ботанический сад;
- 1Т-центр;
- Магнитная обсерватория;
- Технологический центр (бизнес-инкубатор);
- Научно-образовательный центр по фармакологии.
Особое внимание университета уделяется результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Партнерами инновационной деятельности КФУ являются КАМАЗ, 1ТРАКК, 1СЬ, Правительство Республики Татарстан, партия «Единая Россия».
Таким образом, университеты-лидеры находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Они эффективно интегрируют науку и образование. В них на стыке науки и образования создаются новые технологии и бизнес-идеи. Эти университеты являются инкубаторами инноваций. Тем не менее, в 36 регионах главные вузы не имеют федерального статуса, 49 университетов не выполняют два и более показателя эффективности. В связи с чем, в 2020 году на поддержку вузов государство направило 70 миллиардов рублей.
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, архитектура вузов страны должна развиваться в трех векторах конкуренции. Первый вектор следует направить на инновационное развитие региональных вузов; второй - федеральных; третий вектор - на выход на международный уровень, т.е., в стране будет три типа университетов с разным финансированием. Самые успешные вузы будут получать особое внимание государства (финансы, возможности, преференции и гос. задания).
Работу университетов необходимо направить, прежде всего, на успешное трудоустройство выпускников. Вузы должны выполнять запросы местных работодателей, решать вопросы повышения квалификации в регионе и отрасли [7]. В перспективе, вузы-лидеры будут поддерживать «отстающие» образовательные учреждения, в связи с чем, планируется отдельное финансирование данного проекта. В рамках взаимодействия учреждения
высшей школы смогут создавать совместные заявки по строительству кампусов, организовывать академическую мобильность, сетевое обучение, общие ресурсные центры.
Следует отметить, что в ближайшее время МинОбрНауки начнет создавать ресурсные центры для продвижения российских университетов за рубежом, что позволит лидерам среди федеральных вузов конкурировать на международном рынке. Также стоит вопрос о деятельности университетов проекта 5-100, в который войдут отраслевые университеты, а 30 из них смогут выйти на международный уровень.
Отдельным элементом системы образования являются научно-образовательные центры (НОЦ), решение о создании которых, было подписано в Указе Президента № 204 от 07 мая 2018г. В НОЦ разрабатываются все этапы инновационного цикла - от получения новых фундаментальных знаний до коммерциализации технологий и продуктов (рис.2).
Рисунок 2. Этапы инновационного цикла
НОЦ позволят усилить взаимодействие университетов и научных учреждений с реальным сектором экономики, давая возможность осуществить прорыв в инновационном развитии вузов, получить новые конкурентоспособные технологии, разрешить проблемы по подготовке специалистов для реализации важнейших научно-технологических задач в интересах развития отраслей науки.
Создание НОЦ поспособствует трансферу новых технологий, а также ведению научной и образовательной деятельности на высоком уровне, что в будущем обеспечит:
- во-первых, вхождение России в пятерку лидирующих стран, осуществляющих научно-исследовательские разработки;
- во-вторых, привлекательность работы в России для отечественных и зарубежных ведущих ученых;
- в-третьих, увеличение федеральных инвестиций в научно-исследовательские разработки.
На финансирование НОЦ планируется выделить 43621 млн. руб. до 2025 года (табл.1.)
Таблица 1 - Финансовое обеспечение НОЦ РФ на период до 2024 года, _ млн. руб. [8] _
Год Этап 1 (отбор 5-ти Этап 2 (отбор 10-ти Этап 3 (отбор 15-ти Итого
НОЦ) НОЦ) НОЦ)
бюджет вне бюджет бюджет вне бюджет бюджет вне бюджет
2019 129 750 - - - - 879
2020 192 750 129 750 - - 1821
2021 959 2000 192 750 129 750 4780
2022 936 2250 936 2250 192 750 7313
2023 674 3250 674 3250 674 3250 11772
2024 935 4750 935 4750 935 4750 17056
Итого 8621 13750 2866 11750 1930 9500 43621
По мнению авторов, наиболее перспективными площадками для организации НОЦ являются выше рассмотренные вузы: МГУ, СПбГУ и КФУ. Формирование системы подготовки и роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечит условия для осуществления учеными научно-исследовательских разработок и создания нанолабораторий, что повысит конкурентоспособность российских университетов. Использование инноваций в образовательном процессе позволит получить следующие социально-экономические эффекты:
- формирование элементов новой системы организации науки и образования;
- повышение уровня статуса российской научной и образовательной среды;
- ускорение инновационного развития страны.
Список литературы
1. Суворова С.Д., Теванян А.М. Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 208-213
2. Куликова О.М. Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития / Куликова О.М., Суворова С.Д. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 58-62.
3. Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 753 с.
4. Официальный сайт Московского государственного университета (МГУ) - URL: https://www.msu.ru/index.php
5. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) - URL: https://spbu.ru/
6. Официальный сайт Казанского федерального университета (КФУ) - URL: https://kpfu.ru/
7. Куликова, О.М. Влияние инновационных технологий на уровень занятости на мировом рынке труда / О.М. Куликова, С. Д. Суворова, А.М. Теванян // Экономика и предпринимательство. - 2014. - No 11-2(52-2). - С. 59-61.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»
Kulikova O., Ph. D., associate Professor1 Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor2 1St. Petersburg State University of Industrial technology and design 2St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great USING INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Abstract. Currently, the educational environment does not define a single concept of innovation, which is why innovation processes are problematic. In this study, the importance of using innovations is considered on the example of the activity of three major universities in Moscow, Kazan and St. Petersburg, which effectively integrate science and education. The authors believe that, despite the ongoing changes in the field of education, the General requirements for the results of higher education institutions should be increased, since the use of innovations in the educational process will allow obtaining socio-economic effects. Keywords: innovations, educational environment, level of development, innovative approaches, Science Park, scientific and educational centers.
УДК 377
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Бакулина Наталья Александровна, студентка (e-mail: [email protected]) Максимова Ксения Алексеевна, студентка (e-mail: [email protected]) Лапшина Ирина Александровна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье рассматривается актуальность использования приемов технологии критического мышления. Критическое мышление - это система суждений, при которой происходит анализ/синтез информации для формирования обоснованных выводов. Цель технологий развития критического мышления заключается в формировании компетенций, которыми обучающийся должен овладеть в процессе обучения. В статье описаны дидактические возможности использования приемов технологии развития критического мышления в педагогическом вузе при изучении дисциплин профессионального цикла, а именно прием «Кластер», «Ромашка